Советская Сибирь, 1999, № 119

( Д УХО ВНЫ Е ОРИЕНТИРЫ ) ш ш ш ш ш шшшшшшяшшшшяшшшшшшяшшшш ш ш ш 19 . — Владыка, сегодня очень много говорят о духовной жизни, практически не вни­ кая в ее смысл. Для одних духовность — синоним куль­ туры, другие видят ее в на­ родных традициях. Как видит духовную жизнь цер ­ ковь? — Это прежде всего непре­ рывная борьба высшего божес­ твенного начала человека с его грешной природой. Духовная жизнь настоящего христианина должна быть нравственным подвигом жертвенной любви и милосердия к людям во имя Божие. Пример такой жизни нам дают Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, другие святые и подвижники. Но лю­ бовь к ближнему требует от че­ ловека постоянной готовности к самопожертвованию. Не вся­ кому это по силам. Зло же на­ оборот не требует никаких уси­ лий, потому и творится оно легко и походя. За примерами далеко ходить не надо, в России им сегодня несть числа. — Как церковь относится к расслоению российского общества на богатых и бед ­ ных? — Ито, идругое дается Богом. Сами по себе ни богатство, ни бедность не являются злом или благом. Все зависит от отноше­ ния самого человека. Иной имеет 5 копеек и злится на весь свет, другой в том же положе­ нии благодарит Бога за то, что свободен от бремени богатства. Про таких, как он, в Евангелии сказано: «блаженны нищие духом». Под духовной нищетой здесь понимается доверие чело­ века к Богу. Он вверяет себя Господу, как ребенок отцу. И тогда Всевышний наше немощ­ ное врачует и недостающее нам восполняет своею благодатью. Что касается богатства, то хрис­ тианин обязан делиться им с ближним. — В Евангелии сказано, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому в царствие небес­ ное. — Вы правы. Богатому войти трудно, но и бедному, далекому от духовной жизни, ничуть не легче. Ведь царство Божие уста­ навливается в сердце челове­ ческом и достигается это нема­ лыми трудами. — Церковь учит — все в мире происходит от Бога. Сегодня россиян призывают обогащаться любой ценой. Это тоже отБога? —Грех от Бога идти не может. Но Господь дал нам свободу вы­ бора, и сегодня многие, как во времена Моисея, выбирают поклонение золотому тельцу. Это просто новое идолопоклон­ ство. Если былюди с детства чи­ тали Священное писание, то они были бы свободны от этого греха. Вере обязывает, а безве­ рие делает человека рабом своих желаний. — По христианскому уче­ нию любой грех может быть прощен. Можно ли замолить убийство? — Грех замолить вообще нельзя. Молитва не прюстое сла­ вословие, а горение души. Об­ рести его можно только чер»ез покаяние. Если же человек не желает каяться, то он и молить­ ся не сможет. Ведь что такое со­ весть? Это глас Божий, следуя которому мы можем покаяться и обрести надежду на жизнь вечную. Если же человек отвер­ гает эту возможность, то он впа­ дает в смертный грех, который ведет к вечной смерти — смер­ ти души. — Владыка, в последнее время в прессе тои дело по­ является информация о, скажем, неблаговидном по­ ведении служителей церк­ ви. Я имею в виду корруп­ цию, коммерциализацию и даже мужеложество. — В своей епархии я ни о чем подобном не слышал, но нет дыма без огня. Священники от­ нюдь не святые. По словам под­ вижника Ефрюма Сирина, цер­ ковь — это общество спасаю­ щихся грешников. Если в мирте грех растворен, то в церкви он «кричит». Вообще духовный не. Как же они могли напасть на сербов, своих братьев по вере? — О том же меня часто спра­ шивают и мои прихожане. Но вера без дел мертва. А дела аг­ рессоров говорят о том, что они далеки от Христа. — Это война тоже отБога? — Правильнее сказать, что в ней тоже есть промысел Божий, показывающий губительность распрей. Ведь Югославия уже давно не знает мирта. Когда меня можем приветствовать их появ­ ление. Непростые отношения складываются и с католической церковью. Ведь Папа Римский смотрит на Россию, как на ду­ ховную пустыню, стремясь под­ чинить нас своей власти. Пра­ вославная церковь это одобрить не может. — Вы приняли управление нашей епархией 3 года назад . Что изменилось за это время? — Епархия, слава Богу, рас- Любовь к ближнему ____ тр ебует И '^1 жертвы Все смешалось в постсоветской России в немыслимых ракурсах и сочетаниях. Нищие, роющиеся в мусорных ящиках, и «воры в законе», разъезжающие на «мерседесах», ноч­ ные клубы, соседствующие с ночлежками, благотворительные акции и «заказные» убийст­ ва. Все это уже стало такой же неотъемлемой частью нашего бытия, как плохие дороги. Что это — результат происков бесконечных «врагов» или крестный путь, уготованный России? Ни политики, ни экономисты ответить на этот вопрос не в состоянии. И, разуверившись во всевозможных течениях и партиях, люди все чаще обращаются к церкви. Только очень уж непривычны ее ответы. И так трудно нам со своей атеистической «колокольни» разглядеть дорогу к храму, или, иными словами, путь к своей душе и сердцу. На извечные вопросыроссийской жизни нашему корреспонденту отвечает епископ Но­ восибирский и Бердский Сергий. уровень священнослужителей в последние годы снизился за счет священников, недавно пришедших из мирта. Но есть и другие. В нашей епархии, на­ пример, это молодые монахи- молитвенники. Благодаря им наша духовная жизнь укрепля­ ется. — Как правило, служители церкви не отвечают на по­ литические вопросы. И все же как вы относитесь к собы­ тиям в Югославии? — Я отвечу на этот вопрос. Православная Русская Церковь считает НАТО мировым жан­ дармом, не желающим слушать голос совести. — Но ведь американцы и прочие члены НАТОхристиа- призывали молиться за оконча­ ние этой войны, я отвечал, что сначала следует помолиться за умиротворение собственного дома. Ведь посмотрите, чтоу нас творится! Заказные убийства, национальные конфликты. И покамыне одумаемся, Бог нашу молитву не услышит. — К а к вы, православный епископ, относитесь к пред­ ставителям других конфес­ сий? — С пониманием и уважени­ ем, если речь идет о традицион­ ных религиях. У меня, напри­ мер, очень хорошие отношения с мусульманским имамом. На­ ходим мыобщий язык с лютера­ нами и баптистами. Иное дело новоявленные секты, которых сегодня пруд пруди. Мы не тет, хотя богатой ее не назо­ вешь. Не может церковь благо­ денствовать, когда народ бедст­ вует. Но все же она насчитыва­ ет 86 приходов— общин верую­ щих. В области строятся около 30 храмов. В основном строи­ тельство ведется на пожертво­ вания, но бывает и иначе. В Кыштовке, например, воздвиг­ нут храм усилиями местной ад­ министрации. Для меня это был настоящий подарок. Вообще у нас уже складывается хорошая традиция — вДень города освя­ щать новый храм. В прошлом году, например, это была цер­ ковь мученика Евгения на За- ельцовском кладбище, на оче­ реди освящение Успенского храма в Березовой роще. В Бер- дске завершается строительст­ во большого собора. — Раньше именитые купцы строили церкви на свои средства. Сейчас есть такие примеры? —Да. Но это не те примеры, о которых стоило бы говорить. Ко мне нередко приходят люди с предложением построить храм. Но из дальнейшей беседы выяс­ няется, что они даже не креще­ ны. Храм — это жертва Богу, а они хотят строить во имя свое. В Болотнинском районе один такой богач воздвиг часовню, как его ни отговаривали, на пус­ том месте. Вскоре он уехал, а ча­ совню разобрали по кирпичику. —У церкви есть спонсоры? — Нехорошее это слово. Я предпочитаю говорить—благо­ детели. К ним можно отнести всех наших прихожан. Но жер­ твователей крупных сумм (вы ведь это имеете в виду) среди них нет. — Расскажите, пожалуйс­ та, о благотворительной д е ­ ятельности в епархии. — Благотворительность — дыхание церкви, но добрые дела должны делаться втайне. Как сказано в Писании, «пусть ваша правая рука не знает, что творит левая». Под благотвори­ тельностью не следует пони­ мать только материальную по­ мощь. Это прежде всего душе- попечение. Один монах у нас, например, опекает 15 детских домов. Другой пример — пра­ вославное сестричество. Это сестры во Христе, ухаживаю­ щие за больными. Иделают они это не за зарплату, а по зову сер­ дца. — Приходилось слышать о детских православных лаге­ рях. — Да, такой лагерь уже 5 лет существует в Завьялово, а в этом году обладминистрация подарила нам еще один, на бе­ регу Бердского залива. Мы на­ звали его Радонеж, в честь Сер­ гия Радонежского. Есть и дру­ гие лагеря — поменьше. Всего за сезон в них отдыхает около 700 детей. Их родители — наши прихожане. Детский отдых об­ ходится им относительно недо­ рого. Если сегодня средняя цена за место в детском лагере 2000 рублей, то наша путевка стоит 1600. 70% этой суммы платят обладминистрация и управле­ ние соцзащиты населения. А воспитанники детских домов отдыхают бесплатно. — По слухам, под Искити- мом находится источник, исцеляющий от всех болез­ ней. Насколько слухи соот­ ветствуютдействительнос­ ти? — Правда лишь то, что в этом направлении есть место, кото­ рое называется Ложки. В 20-е годы здесь были расстреляны священники, и вскоре там забил ключ. И если человек придет с верой, помолится за убиенных мучеников и омоется в источнике, он может исце­ литься. Но исцеляет не источ­ ник, а Бог. Без веры в него можно хоть купаться в ключе, пользы не будет. — Православная церковь всегда славилась своими святыми. Естьли такиелюди в наше время? — Конечно. Святые были всегда, во все времена, но при жизни они, как правило, оста­ ются неизвестными. Церкввь канонизирует их только после смерти. Сегодня я знаю многих современных подвижников, свершающих подвиг любви и милосердие во имя Божие. Интервью вел Ю. ГУСЕЛЬНИКОВ. «Советская Сибирь» № 1 1 9 , 2 июля 1999 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2