Советская Сибирь, 1999, № 119
( Д УХО ВНЫ Е ОРИЕНТИРЫ ) ш ш ш ш ш шшшшшшяшшшшяшшшшшшяшшшш ш ш ш 19 . — Владыка, сегодня очень много говорят о духовной жизни, практически не вни кая в ее смысл. Для одних духовность — синоним куль туры, другие видят ее в на родных традициях. Как видит духовную жизнь цер ковь? — Это прежде всего непре рывная борьба высшего божес твенного начала человека с его грешной природой. Духовная жизнь настоящего христианина должна быть нравственным подвигом жертвенной любви и милосердия к людям во имя Божие. Пример такой жизни нам дают Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский, другие святые и подвижники. Но лю бовь к ближнему требует от че ловека постоянной готовности к самопожертвованию. Не вся кому это по силам. Зло же на оборот не требует никаких уси лий, потому и творится оно легко и походя. За примерами далеко ходить не надо, в России им сегодня несть числа. — Как церковь относится к расслоению российского общества на богатых и бед ных? — Ито, идругое дается Богом. Сами по себе ни богатство, ни бедность не являются злом или благом. Все зависит от отноше ния самого человека. Иной имеет 5 копеек и злится на весь свет, другой в том же положе нии благодарит Бога за то, что свободен от бремени богатства. Про таких, как он, в Евангелии сказано: «блаженны нищие духом». Под духовной нищетой здесь понимается доверие чело века к Богу. Он вверяет себя Господу, как ребенок отцу. И тогда Всевышний наше немощ ное врачует и недостающее нам восполняет своею благодатью. Что касается богатства, то хрис тианин обязан делиться им с ближним. — В Евангелии сказано, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому в царствие небес ное. — Вы правы. Богатому войти трудно, но и бедному, далекому от духовной жизни, ничуть не легче. Ведь царство Божие уста навливается в сердце челове ческом и достигается это нема лыми трудами. — Церковь учит — все в мире происходит от Бога. Сегодня россиян призывают обогащаться любой ценой. Это тоже отБога? —Грех от Бога идти не может. Но Господь дал нам свободу вы бора, и сегодня многие, как во времена Моисея, выбирают поклонение золотому тельцу. Это просто новое идолопоклон ство. Если былюди с детства чи тали Священное писание, то они были бы свободны от этого греха. Вере обязывает, а безве рие делает человека рабом своих желаний. — По христианскому уче нию любой грех может быть прощен. Можно ли замолить убийство? — Грех замолить вообще нельзя. Молитва не прюстое сла вословие, а горение души. Об рести его можно только чер»ез покаяние. Если же человек не желает каяться, то он и молить ся не сможет. Ведь что такое со весть? Это глас Божий, следуя которому мы можем покаяться и обрести надежду на жизнь вечную. Если же человек отвер гает эту возможность, то он впа дает в смертный грех, который ведет к вечной смерти — смер ти души. — Владыка, в последнее время в прессе тои дело по является информация о, скажем, неблаговидном по ведении служителей церк ви. Я имею в виду корруп цию, коммерциализацию и даже мужеложество. — В своей епархии я ни о чем подобном не слышал, но нет дыма без огня. Священники от нюдь не святые. По словам под вижника Ефрюма Сирина, цер ковь — это общество спасаю щихся грешников. Если в мирте грех растворен, то в церкви он «кричит». Вообще духовный не. Как же они могли напасть на сербов, своих братьев по вере? — О том же меня часто спра шивают и мои прихожане. Но вера без дел мертва. А дела аг рессоров говорят о том, что они далеки от Христа. — Это война тоже отБога? — Правильнее сказать, что в ней тоже есть промысел Божий, показывающий губительность распрей. Ведь Югославия уже давно не знает мирта. Когда меня можем приветствовать их появ ление. Непростые отношения складываются и с католической церковью. Ведь Папа Римский смотрит на Россию, как на ду ховную пустыню, стремясь под чинить нас своей власти. Пра вославная церковь это одобрить не может. — Вы приняли управление нашей епархией 3 года назад . Что изменилось за это время? — Епархия, слава Богу, рас- Любовь к ближнему ____ тр ебует И '^1 жертвы Все смешалось в постсоветской России в немыслимых ракурсах и сочетаниях. Нищие, роющиеся в мусорных ящиках, и «воры в законе», разъезжающие на «мерседесах», ноч ные клубы, соседствующие с ночлежками, благотворительные акции и «заказные» убийст ва. Все это уже стало такой же неотъемлемой частью нашего бытия, как плохие дороги. Что это — результат происков бесконечных «врагов» или крестный путь, уготованный России? Ни политики, ни экономисты ответить на этот вопрос не в состоянии. И, разуверившись во всевозможных течениях и партиях, люди все чаще обращаются к церкви. Только очень уж непривычны ее ответы. И так трудно нам со своей атеистической «колокольни» разглядеть дорогу к храму, или, иными словами, путь к своей душе и сердцу. На извечные вопросыроссийской жизни нашему корреспонденту отвечает епископ Но восибирский и Бердский Сергий. уровень священнослужителей в последние годы снизился за счет священников, недавно пришедших из мирта. Но есть и другие. В нашей епархии, на пример, это молодые монахи- молитвенники. Благодаря им наша духовная жизнь укрепля ется. — Как правило, служители церкви не отвечают на по литические вопросы. И все же как вы относитесь к собы тиям в Югославии? — Я отвечу на этот вопрос. Православная Русская Церковь считает НАТО мировым жан дармом, не желающим слушать голос совести. — Но ведь американцы и прочие члены НАТОхристиа- призывали молиться за оконча ние этой войны, я отвечал, что сначала следует помолиться за умиротворение собственного дома. Ведь посмотрите, чтоу нас творится! Заказные убийства, национальные конфликты. И покамыне одумаемся, Бог нашу молитву не услышит. — К а к вы, православный епископ, относитесь к пред ставителям других конфес сий? — С пониманием и уважени ем, если речь идет о традицион ных религиях. У меня, напри мер, очень хорошие отношения с мусульманским имамом. На ходим мыобщий язык с лютера нами и баптистами. Иное дело новоявленные секты, которых сегодня пруд пруди. Мы не тет, хотя богатой ее не назо вешь. Не может церковь благо денствовать, когда народ бедст вует. Но все же она насчитыва ет 86 приходов— общин верую щих. В области строятся около 30 храмов. В основном строи тельство ведется на пожертво вания, но бывает и иначе. В Кыштовке, например, воздвиг нут храм усилиями местной ад министрации. Для меня это был настоящий подарок. Вообще у нас уже складывается хорошая традиция — вДень города освя щать новый храм. В прошлом году, например, это была цер ковь мученика Евгения на За- ельцовском кладбище, на оче реди освящение Успенского храма в Березовой роще. В Бер- дске завершается строительст во большого собора. — Раньше именитые купцы строили церкви на свои средства. Сейчас есть такие примеры? —Да. Но это не те примеры, о которых стоило бы говорить. Ко мне нередко приходят люди с предложением построить храм. Но из дальнейшей беседы выяс няется, что они даже не креще ны. Храм — это жертва Богу, а они хотят строить во имя свое. В Болотнинском районе один такой богач воздвиг часовню, как его ни отговаривали, на пус том месте. Вскоре он уехал, а ча совню разобрали по кирпичику. —У церкви есть спонсоры? — Нехорошее это слово. Я предпочитаю говорить—благо детели. К ним можно отнести всех наших прихожан. Но жер твователей крупных сумм (вы ведь это имеете в виду) среди них нет. — Расскажите, пожалуйс та, о благотворительной д е ятельности в епархии. — Благотворительность — дыхание церкви, но добрые дела должны делаться втайне. Как сказано в Писании, «пусть ваша правая рука не знает, что творит левая». Под благотвори тельностью не следует пони мать только материальную по мощь. Это прежде всего душе- попечение. Один монах у нас, например, опекает 15 детских домов. Другой пример — пра вославное сестричество. Это сестры во Христе, ухаживаю щие за больными. Иделают они это не за зарплату, а по зову сер дца. — Приходилось слышать о детских православных лаге рях. — Да, такой лагерь уже 5 лет существует в Завьялово, а в этом году обладминистрация подарила нам еще один, на бе регу Бердского залива. Мы на звали его Радонеж, в честь Сер гия Радонежского. Есть и дру гие лагеря — поменьше. Всего за сезон в них отдыхает около 700 детей. Их родители — наши прихожане. Детский отдых об ходится им относительно недо рого. Если сегодня средняя цена за место в детском лагере 2000 рублей, то наша путевка стоит 1600. 70% этой суммы платят обладминистрация и управле ние соцзащиты населения. А воспитанники детских домов отдыхают бесплатно. — По слухам, под Искити- мом находится источник, исцеляющий от всех болез ней. Насколько слухи соот ветствуютдействительнос ти? — Правда лишь то, что в этом направлении есть место, кото рое называется Ложки. В 20-е годы здесь были расстреляны священники, и вскоре там забил ключ. И если человек придет с верой, помолится за убиенных мучеников и омоется в источнике, он может исце литься. Но исцеляет не источ ник, а Бог. Без веры в него можно хоть купаться в ключе, пользы не будет. — Православная церковь всегда славилась своими святыми. Естьли такиелюди в наше время? — Конечно. Святые были всегда, во все времена, но при жизни они, как правило, оста ются неизвестными. Церкввь канонизирует их только после смерти. Сегодня я знаю многих современных подвижников, свершающих подвиг любви и милосердие во имя Божие. Интервью вел Ю. ГУСЕЛЬНИКОВ. «Советская Сибирь» № 1 1 9 , 2 июля 1999 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2