Советская Сибирь, 1999, № 82
'Н 'В 1 2 . Представление о российском рынке, его риски и возможности «Круглый стол»: Участники: Леонардо Павони, представитель группы «Финмекканика» в России; Джованни Полицци, первый советник по экономике и торговле посольства Италии в России; Франческо Серени, директор московского представительства Национального института внешней торговли (ИЧЕ); Витторио Торрембини, представитель груп пы «Делмак» в России. ♦ Ит альянские предприним ат ели торгу ют с Россией много, а инвестируют пока м а ло . Каковы перспект ивы уп р о чен и я технологического и промыш ленного при сут ст вия И т алии в России? ПАВОНИ: - Действительно, почему прежде всего возникла тор говля? Потому что промышленность, особенно италь янская, чрезвычайно осторожна, она не хочет риско вать. К тому же деловые отношения и торговля всегда предшествуют промышленным инвестициям. Анало гичное происходит во всех странах, которые начинают экономически развиваться после конфликтов и рево люций. Я возвращаюсь к этому примеру потому, что, как мне кажется, он очень подходит к данным обстоя тельствам'. Что касается упрочения итальянского технологи ческого присутствия, то его нельзя отделять от упро чения российского присутствия на наших рынках. В той мере, в которой мы сможем открыть доступ рос сийским технологиям и товарам, нам самим удастся утвердиться на этом рынке. Кстати, по сравнению с другими европейскими странами Италия находится в более выгодном положении, поскольку в целом ряде видов деятельности и отраслей между нами существу ет взаимодополняемость. ПОЛИЦЦИ: - Италия - третий торговый партнер России после Германии и Соединенных Штатов, обеспечивающий 4,5 проц. общей торговли РФ. Это говорит уже о мно гом. (В конце 1997 г. торговый объем составлял более 6 млрд, долл.) Однако верны и слова о том, что италь янские предприниматели здесь по-прежнему «торго вые гиганты», но «карликовые инвесторы». Конечно, все относительно, поскольку Италия находится на де вятой строчке в списке прямых иностранных инвесто ров и поскольку прямые инвестиции недостаточны внутри самой России. Но есть один интересный момент: даже во время са мого острого кризиса, с 17 августа по первые числа но ября, когда импорт потребительских товаров и спрос на них сильно упал, импорт оборудования все-таки удер жался, особенно в отраслях, представляющих наиболь ший интерес для экономики. Эго свидетельствует, что постепенно изменяется политика российского бизнеса, большая часть которого хотя и пользуется прибылями от импорта и продажи зарубежных товаров, но обраща ет сейчас внимание на производство. В этом контексте важно подчеркнуть, что стои мость рабочей силы менее высока, чем на западном рынке. Она стала еще более привлекательной из-за значительной девальвации рубля в результате кризи са. В связи с этим перспективы упрочения технологи ческого и промышленного присутствия Италии в Рос сии, несомненно, благоприятны. Все будет -зависеть от эффективной эволюции российских юридических и административных условий, насколько они будут стимулировать иностранные инвестиции, о чем неод нократно заявляло федеральное правительство. Я не забываю, что между нашими двумя странами уже дей ствуют два важных соглашения. Одно касается защи ты инвестиций, другое - двойного налогообложения. СЕРЕНИ: - То обстоятельство, что наши предприниматели пред почитают чисто коммерческие операции, вызвано, с одной стороны, характерными особенностями италь янской производственной и коммерческой структуры (данное явление, кстати, вовсе не ограничивается рос сийским ры вком), а с другой - объективной ситуацией в России. Ясно, что в условиях ненадежности юридических координат и отсутствия прочных отношений с россий скими партнерами предпочтение отдается коммерче ским операциям, которые позволяют сводить риски к минимуму. Эволюция здесь зависит равным образом от изменения тобив орегапф итальянских предприятий, ко торое привело бы к укреплению их стабильных позиций на основных рынках, и прежде всего от улучшения усло вий деятельности на российском рынке в плане надеж ности юридических и стабильности экономических ко ординат, что позволило бы осуществлять средне- и дол госрочное планирование и привело бы к формированию зрелого класса предпринимателей в РЪссии. Итальянцы инвестируют мало, но ведь и их российские партнеры не очень склонны вкладывать капитал в производственную деятельность. Картина экономического положения в России пос ле кризиса содержит в себе элементы, которые могли бы способствовать налаживанию частичной или пол ной производственной деятельности здесь наших предприятий. Девальвация рубля наряду с мерами по снижению налогов на производство привели к тому, что России выгоднее налаживать производственную деятельность. Первыми это заметили сами российские импортеры. Развитие этого обозначившегося явления зависит от стабильности политической ситуации, от разработки налоговых норм, соответствующих подъе му внутреннего производства, от установления клима та большего доверия как российским, так и иностран ным предпринимателям. ТОРРЕМБИНИ : - Перспективы действительно интересны, так как речь идет о том, чтобы вновь осуществить -запуск про мышленности. М ы, итальянцы, можем продать только ноу-хау и технологии, что очень трудно сделать в Аф рике или других регионах мира, но в России для этого есть все условия и традиции, интеллектуальные и тех нические. ♦ Российский ры нок непрост и требует особого подхода. Каковы основные черты правильного подхода, которые вы счит а ете необходимыми и выгодными д ля ус пеха в ведении дел с российским и п арт не рам и? ПАВОНИ: - Это трудный рынок. Некоторых его особенностей мы уже коснулись. Хочу напомнить, что предпринима телям пришлось начинать с нуля, без соответствую щей культуры и подготовки, с багажом марксистских теорий, которые мало пригодны в мире капиталисти ческого бизнеса. Правильный подход -заключается в том, чтобы не ехать в Россию за легкими победами. Надо быть гото вым к трудной каждодневной работе, которая и приве дет к результатам. Для начала потребуются добрая во ля и время, чтобы понять русских, завоевать их дове рие. Надо изучать местную бюрократию, быть гото вым противостоять ей, не забывая, что она не уступа ет итальянской. Нужно помнить: законодательство здесь нечетко, бухгалтерская система не единообразна с европейской, нормы для товаров - настоящее боло то, сертификация - сложный процесс. Наконец, не за будем о таможне, этом государстве в государстве. ПОЛИЦЦИ: - Чрезвычайно важно установить хорошие личные от ношения, проявить интерес и внимание к иной манере думать и работать, не отказываться от интеллектуаль ного любопытства к специфике великих исторических и современных традиций страны. (Но быть внима тельным к тонкостям перевода возможных перево дчиков.) Важно также подтвердить серьезность намерений и профессиональную надежность, показать успехи своего предприятия и конкретную рентабельность вы двигаемых предложений. На переговорах, предполага ющих, естественно, взаимные уступки во имя общего интереса, не нужно падать духом после первых шагов, которые внешне часто бывают трудными. Особен ность русских - желание до конца понять собеседника, вплоть до проверки его характера; они с большим тру дом идут на быстрые и существенные уступки. Тем не менее русские очень ценят в другой сторо не вежливую решительность и твердость в намерени ях, некий «оптимизм волн», способный с четкой и вы веренной дозой увлекающего энтузиазма показать конкретные экономические преимущества предлагае мой инициативы. Не следует -забывать, как эго иногда делают иностранцы (но, по правде говоря, не итальян цы), что страна, находящаяся «в переходном периоде», не является «развивающейся». Никогда нельзя исполь зовать в России поучительный тон, демонстрировать превосходство нашей организационной или производ ственной системы. Русские по праву полны чувства собственного достоинства и гордости, они прекрасно могут сами оценить свои интересы и при благоприят ных условиях способны на активное и полномасштаб ное сотрудничество. СЕРЕНИ: - Правильный подход к российскому рынку, а это от носится к любому рынку, основывается на полной и точной информации. Естественно, чем сложнее ры нок и чем больше он отличается от рынков привыч ных, тем необходимее располагать информацией. Особенно это нужно, когда речь идет о российском, без выхода на который вряд ли сможет обойтись лю бое экспортирующее итальянское предприятие. Я бы посоветовал итальянским фирмам, в том чис ле и малым, выходить на этот рынок, имея в виду сре дне- и долгосрочную перспективу. А это означает по стараться реально познакомиться с ним, его распреде лительной системой, предпочтениями и мотивацией покупателей - иными словами, со всеми элементами, необходимыми для того, чтобы получить максимально возможный контроль над рынком товаров собствен ного производства, хотя во многих отраслях было бы преждевременно рассчитывать сегодня на собствен ную распределительную сеть. После прошлогоднего августовского кризиса эпоха легких сделок, по-види- мому, закончилась. Надо убеждать российских парт неров, импортеров-дистрибьютеров, франчайзеров и пайщиков совместных предприятий, что им также важно обладать более долгосрочным видением пер спектив деятельности, выделять адекватный процент от прибыли на упрочение позиций собственного това ра, постепенное расширение своей квоты на рынке. При таком подходе будет значительно легче до биться средне- и долгосрочных результатов и избе жать опасности быть «вытолкнутыми» с рынка в трудные моменты. ТОРРЕМБИНИ: - Мой дед говаривал: если гость желанный, то даже у вина вкус будет иной. Это может показаться банально стью, но фактор личного контакта до сих пор один из основных элементов правильного подхода к любому российскому партнеру (и, наверное, не только к рос сийскому). Другие 50 проц. приходятся на профессио нализм. Я поставляю оборудование для обработки древесины и должен владеть информацией о положе нии в этой отрасли и на рынке. Думать, что можно из влечь из нафталина старые итальянские трейдинго вые компании, которые продавали в СССР все - от подгузников до шоколадной пасты, - чистая мистифи кация. ♦ Отталкиваясь от опыта последних лет , какой т ип поддержки со стороны «Системы И т алия », ее кредитной систе мы и государственных институтов , по вашему мнению , необходим в России м а лы м и средним ит альянским предпри ят иям ? ПАВОНИ: - С моей стороны было бы легкомысленно утвер ждать, что в поддержке нуждаются только мелкие и средние предприятия. Я твердо убежден: в соответст вующей поддержке нуждаются в разной степени все. Это именно то, что не устает подчеркивать «Система Италия». В течение долгого времени те, кто работал за границей, были одиноки. Но в последние годы бла годаря усилиям итальянского правительства начинает ощущаться стремление к единому духу, желание под держивать итальянских предпринимателей за рубе жом, чтобы они могли там достойно утвердиться. Ес ли к этому добавить упорство, с которым итальянские предприниматели и представители деловых кругов за воевывают рынки даже в самых тяжелых условиях, то успех не может не прийти. Слабые стороны? Вероятно, кредитная система и наша неспособность отвечать адекватными финансо выми инструментами на требования рынка. Но, воз можно, я заинтересованное лицо, поэтому мой взгляд не совсем беспристрастен. ПОЛИЦЦИ: - Малый и средний бизнес уже давно начал развивать ся и распространяться в России. Конечно, это проис ходит слишком медленно. Но с учетом масштабов страны это явление призвано достичь огромных раз меров. Оно для Италии очень интересно. Ее сила как раз состоит именно в большом разнообразии произ водства и скорости распространения малых и средних предприятий. Итальянское государство и его центральные орга ны власти прекрасно это понимают и продолжают ук реплять на законодательном и финансовом уровне уже существующие общие рамки договоренностей ме жду итальянским и российским би знесом. Нечто боль шее могли бы сделать и местные государственные уч реждения. Огромную поддержку двустороннему сотрудниче ству может оказать последовательная, хорошо спла нированная и разнообразная информационная дея тельность в обеих странах (в этом смысле я активно приветствую появление издания «Импреза Италия», которое, несомненно, способно внести существенный вклад в это дело). Необходимо также, чтобы банков ская н кредитная системы, которые, возможно, слиш ком много внимания уделяют крупным проектах!, не игнорировали этот многообещающий участок. Боль ш ую роль здесь играет выявление общих ценностей и перспектив, постепенно складывающиеся близкие друг к другу предпринимательская культура и мента литет. В России, как это произошло в Италии, намеча ется все более углубленная и осознанная демократиза ция экономической жизни страны. СЕРЕНИ: - Я предоставляю другим возможность указать на те средства поддержки со стороны итальянской кредит ной системы, в которых нуждаются наши предпри ятия, и предпочитаю выделить то, что И Ч Е делает, и I. 1Я мог бы сделать, чтобы помочь нам понять российский рынок и закрепиться на нем. Я уже говорил о необхо димости информации и в этой связи хочу напомнить, что И Ч Е - самый крупный «производитель» инфор мации по различным отраслям российского рынка. Каждый год составляются или обновляются 15-20 ис следований рынка по отраслям, представляющим главный интерес для наших предприятий. Кроме того, в Италию передаются сотни деловых предложений, поступающих от российских фирм; в свою очередь российские бизнесмены получают сотни деловых предложений от итальянских предприятий. В офисе И Ч Е обрабатываются несколько тысяч самых разных запросов от итальянских и российских предприятий. Наряду с этим организуются 12-14 итальянских кол лективных выставок в год и примерно стольких же международных специализированных выставок, а так же 5-10 информационных стендов Италии на специа лизированных экспозициях вне Москвы и Санкт-Пе тербурга, приглашаются в Италию делегации бизнес менов и журналистов из специализированных изданий, проводятся рекламные кампании в печати, техниче ские семинары, рекламные акции в крупных торговых центрах и т. д. Эта деятельность в силу понятных обстоятельств сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, где у И Ч Е есть свои представительства. В то же время было бы целесообразным не упускать из виду и другие важные экономические регионы Россия, расположен ные к югу и востоку от этих дву х центров. Полагаю, что важнейший шаг, который должен предпринять И Ч Е в поддержке малых и средних итальянских пред приятий, - расширение собственной сети постоянных представительств на бескрайних российских просто рах. Это необходимо, чтобы оказывать непосредст венную помощь итальянским предприятиям, все боль шее число которых в стремлении расширить свою сферу деятельности на российском рынке направляет ся сюда в поисках новых регионов для сбыта своих то варов и новых возможностей для промышленного со трудничества. Кто хотя бы немного знает Россию, сра зу поймет, какое значение для итальянского бизнесме на, который хотел бы начать свою деятельность на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке или на юге Рос сии, может иметь поддержка в этих регионах как с точки зрения информации, так и в плане развития кон тактов на местах. Поэтому я надеюсь, что программа создания «сети ИЧЕ» в российских регионах, принятая в 1993 году, найдет в ближайшем будущем конкретное воплоще ние. ТОРРЕМБИНИ: - Даже Ленин спрашивал себя: «Что делать?» - и, хо тя пути выхода ему были ясны, думал только о том, как спасти революционную утопию. Сегодня речь идет не об этом. Логика подсказывает: россияне долж ны прекратить брать в долг деньги, зная, что никогда их не вернут. А Запад должен прекратить давать кре диты, знав, что они канут в бездонную бочку. Ведь лучше, например, подарить 300 млн. лир предприятию из Фриули, которое изготовит стулья для россиян, чем очередному «новому русскому», который, имея все официальные печати, покажет стулья только на фото графиях. Л к . ч\<
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2