1 8 ( ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ ~~) <2К У н а с в г о с т я х Четвертый год выходит у н а с в Н о в о с и б и р с к е ж у р н а л д л я с е м е й н о г о чтения «Гор- н и ц а » — е д и н с т в е н н ы й в с в о е м р о д е н е только в С и бир и , н о и в Ро с си и . С п е р в ы х с в о и х н о м е р о в м ы взяли, к а к м н е кажется, в е р н о е н а п р а в л е н и е — история и с е г о д н я ш н и й д е н ь н а ш е й р о д н о й С и б и р и , е е л ю д и , т радиции и в е л и к и е с о б ы тия. В п ро ч е м , слова Строган о в с к о й л ет о п и с и , с в о е г о р о д а э п и г р а ф н а ш е г о ж у р н а л а , говорят о б этом д о ст ат о чн о к р а с н о р е ч и в о : « . . . В о с л а в у Божию, а читаю щ и м н а пользу: состаривш и м с я л ю д я м — на с м и р е н и е, м ол о ды м л ю д я м — д л я п р о с в е щ е н и я и поощрения , в ы с к а з ы в а ю щ и м б л а г о р а з у м и е — д л я р а змыш л е ния , в о и н а м — н а п о д в и г . О д р е в н и х — в память». З а в р е м я с в о е г о существова ния «Горница» представ и л а с в о и м читателям д е сятки с и б и р с к и х поэтов и п р о з а и к о в , о п у б л и к о в а л а м но го материалов по истор и и С и б и р и и н а ш е й о б л а с ти, в том ч и с л е н е м а л о таких, которые у в и д е л и свет в п е р в ы е . Н а ч и н а я с п р о ш л о го года, в ж у р н а л е п о я в и л а с ь н о в а я р у б р и к а « Р у с с к и й а р х и в » . Открыла е е с е н с а ц и о н н а я п у б л и к а ц и я — в п е р в ы е были о п у б л и к о в а н ы н е с к о л ь к о стихотворений Анны Ахматовой. Эти стихи, с о с с ы л к о й н а «Горницу», в ошли в п ервый том нового а к а д е м и ч е с к о г о с о б р а н и я с о ч и н е н и й Анны Ахматовой. В про ч ем , о том, что о п у б л и кова н о , м о ж н о р а с с к а з ы вать о ч е н ь д о л г о . С к а ж у о д р уг ом : « Г о р н и ц а »— ж у р н а л д л я с е м е й н о г о чтения. И п о тому в с е в о з р а с т ы могут найти в н е м п о л е з н о е д л я с е б я чтение: к р о м е п р о зы и п о эз ии , исторических матер и а л о в , есть детские страницы, православный к а л е н д а р ь , д е л ь н ы е советы п о д о м у , с а д у и о г о р о д у , р е цепты старинных блюд. П р и ят н о , что « Г о р н и ц а » в с е б ол ьш е используется в школах , на у р о к а х литературы, истории и кр а ев ед е н и я . Н а д е е м с я , что это б л а г о е д е л о будет продолжаться и р асш ир ят ься , а « Г о р н и ц а» б у д е т п р и н и м а т ь в с в о и стены-страницы в с е новых и новых друзей-читателей. П о д п и с к а на ж у р н а л п р и н и мается во в с е х отделениях связи. А с е г о д н я н а с т р а н и ц а х «Советской С и б и р и » , с к о торой н а с связываетд о б р а я т в о р ч е с к а я д р у ж б а , м ы представляем з е м л я к а м н е с к о л ь к о материалов и з б у д у щ и х н о м е ров журнала. М и х аи л Щ У К И Н , писате ль, главный р е д а к т о р журнал а «Горница». М и х а и л Щ У К И Н ВСТРЕЧЬ СОЛНЦУ Из истории Сибири В ЕЛ И К И Й РЕ Л ЬСО ВЫ Й ПУТЬ «Еще не т р о н у ты е рукой человека груды благородных металлов и самоцветных камней наполняют н е д р а н а ш е й К а л и ф о р н и и . С к а зочные клады залегли в ней почти н а к аж дом ш а г у , з д о р о в ы й климат, плодородная почва, дремучие леса, исполинские реки — все соединилос ь там для обогащения чел о в е к а . . . Н у ж н а нам С и б и р с к а я ж е л е з н а я д о р о г а » . Т а к п и с а л и « М о с к о в с к и е ве д о м о с т и » еще в 1867 году. А разговоры о проведени и ж е л е з н о й д о р о г и н а ч а л и с ь ещ е ра н ьш е . И на эт о были свои п р и ч и н ы . О т е ч е с т в е н н ы й к ап и тал, н абирающ ий силу , осваивал все новы е и новы е ры нки сбыта, искал большие заказы, иными слов а м и — он с т р е м и л с я в ы й т и на б о л ь ш о й п р о с т о р . Не с л у ч а й н о ид ею с т р о и т е л ь с т в а м аги с т р ал и горячо поддерживало «Общество содействия русской промышленн о с т и и т о р г о в л и » . Н о , к р о м е эт ого, были еще и геополитические интересы: Россия стремилась э к о н о м и ч е с к и у к о р е н и т ь с я на Д а л ь н е м В о с т о к е , г д е в п р я м у ю с т ал к и в ал и с ь интересы крупнейших мировых держав. П р о е к т ы р о ж д а л и с ь о д и н з а д р у г и м . И н т е р е с к с о о р у ж е н и ю дороги проявили даже з а океаном — американский генерал Беттерфильд предлагал участие в строит ельс т ве и финанси ровании , т р е буя взамен восьмидесятилетнюю гарантию рус ского правительства на д о х о д ы от о б л и г а ц и й а м е р и канской компании, а заодно и беспошлинного ввоза американских товаров. Но русское правительство твердо стояло на своем — строить магистраль за счет казны, за счет государства. Император Александр III был горячим сторонником строител ьства Сибирской железной дороги. Вот лиш ь н есколько его резолюций, поставленных на нескольких докладах, касающихся столь важного дела: «Уж с к о л ь к о отче тов генерал- губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что Правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовл е т в о р е н и я п о т р е б н о с т е й эт о г о богатого, но запущенного края! А пора, очень пора». «В с е эт о совершенно справедл и в о и надеюсь, что на деле Министерство (путей сообщения. — М .Щ .) д о к а ж е т , ч т о о н о м о ж е т строить быстро и дешево». «Н еобходимо приступить скорее к постройке этой дороги». Между тем, пока налагались высочайшие резолюции, шла своим ходом огромная п о д г о то ви тел ь ная работа: проводились изыскания, составлялись сметы, утверждались направления. И, н ак о н е ц , последовал вы со чайший рескрипт от 17 марта 1891 года на имя наследника и великого кн язя Николая А лекс андрович а , который обнародовал его во Влад и вос ток е , возвращаясь из путеш ествия по восточным странам. Вопрос о строительстве Великого рельсового пути был решен окончательно и бесповоротно. Вот что писал государь император: "В аш е И м п е р а т о р с к о е Высочество. Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы с и б и р с к и х о б л а с т е й с се тью вн у т р е н н и х ре л ь с о вы х со о бщ е ний, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении в н о вь на Р у с ск ую з е м л ю , после обозрения иноземных стран востока . В м есте с этим возл агаю на Вас совершение во Владивостоке з акладки ра зреш ен н ог о к соору жению, на счет казны и непосредственным распоряжением правит ельс т ва , У с с у р и й с к о г о уч ас т ка Великого Сибирского рельсового п у т и . . Знаменательное участие Ваше в н а ч и н а н и и п р е д п р и н и м а е м о г о дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с п р о ч и м и ч а с т я м и И м п е р и е й т ем я в и т ь с ем у к р аю , б ли зк ом у Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном е г о преуспеянии. Призы вая б ла г о с л о в е н и е Господа на предстоящий Вам продолжительный путь по России, Преб ы в аю и с к р е н н о Ва с л ю б я щ и й Александр». В мае 1891 года наследник Цесаревич, будущий император Николай II, при большом стечении народа, под звуки военного оркестра, собственн оручно от вез тачку земли на полотно будущей железной дороги и заложил первый камень Великого Сибирского пути. С т р о и т е л ь с т в о в с к о л ы х н у л о всю Россию. Тысячи людей принимали участие в невиданном до сих пор деле: через глухую тайгу, через своенравные реки, через необъятны е степны е прос транс тва проходила, как стрела, пущенная сильной и умелой рукой, магистраль. Темпы строи тельства были невиданными. Чтобы убедиться в этом, достаточно лишь заглянуть в таблицу «Путеводителя по Великой Сибирской дороге». Вот что в ней сообщалось: «Наименование д о р о г и — З а п а д н о - С и б и р с к а я . Число верст— 1329. Начало работ — 7 ию ля 1892 го д а . О т к р ы т и е п р а в и л ь н о г о д в и ж е н и я на всем п р о т я ж е н и и — 1 о к т я б р я 1896 года». Т а к и е темпы впеч а тляю т даже в нынешнее время. Во всю ширь своего таланта развернулся русский народ на сибирских просторах. Артели землекоп о в , п л о т н и к о в , у к л а д ч и к о в путей, инженеры, возчики, рабочие геодези чески х партий — все они т руди ли с ь в едином порыве. Сибирское общество искренне радовалось каждому доброму известию с о с т р о и т е л ь с т в а ж еле зн ой дороги, потому что все прекрасно п о н и м а л и — п а р о в о з н ы е гудки возвестят о новом этапе жизни богатейшего края. И это были не пусты е над еж ды . О дн о в р е м е н н о со строительством дороги развернул о с ь и д р у г о е с т р о и т е л ь с т в о — промышленных объектов , торговых фирм, все возрастающее количество переселенцев из районов Ц е н т р а л ь н о й Р о с с и и , к о т о р ы е в с е р ь е з и н а д о л г о о б о с н о в ы в а лись на новых землях и начинали новую жизнь. Правительство думало не только о м атери альн ом воплощении идеи Великого рельсового пути, оно не заб ы вал о и духовны е п о требности людей. Одновременно с возведением железнодорожных станций з акладывали сь храмы и помещения для начальных школ. Для этого был даже создан специальный ф онд имени имп ератора Александра III, в который жертвовали свои вклады с ам ы е разные л ю д и . П р о ш л о с о в с е м н е м н о г о в р е м е н и , и ж е л е з н о д о р о ж н ы й путь стал осеняться золотыми куп о л а м и х р а м о в . Н е к о т о р ы е из них, пережив времена лихолетья, дожили до наших дней, и сегодня в них снова звучат молитвы, а кресты и купола радуют глаз и душу. Поч ти все работы п р о и з в о ди ли с ь вручную. И невольно поражаешься упорству строителей тех лет, которые смогли поднять и достойно заверши ть ст оль великое д ело . Один из оч еви дц е в писал: « Ц е л ы е д н и , с т о я по к о л е н а , а иногда и по грудь в рыхлом и мокром снегу , в ле г к о й од еж онк е , в и с т о п т а нны х и д ы рявы х лап т ях или броднях, рабочие ру бят дремучую сибирскую тайгу, оттаскивают могучих великанов в сторону , в ы к о р ч е в ы в а ю т г р о м а д н ы е пни и коренья. Работа египетская. Нужно ее видеть самому, чтобы ясно представить себе ее изнурит е л ь н о с т ь . Н уж н о о б л а д а т ь железной волей, удивительной вын о с л и в о с т ь ю , ч т о б ы и з о д н я в ден ь по 15— 16 часов в сутки мужественно переносить все эти невзгоды и преодолевать естественные препятствия сибирской суровой природы». Общая д л и н а С и б и р с к о го жел е з н о д о р о ж н о г о пути , вклю чая объездные пути, составила более восьми ты сяч километров. Ежегодно прок ладывалось примерно по 650 километров. Такого порыва, таких изумительных скоростей мир еще не знал. Не зря современники назвали жел езн одорожный путь емко и выразительно— «позвоночный хребе т русского великана». Н а с н и м к а х : император Александр III; участок Великого рельсового пути. Н и н е л ь СОБИНОВА ТИШКОМ ДА ШАЖКОМ Х о д и т е и е з д и т е ч а щ е к о м не , р о д н ы е м о и и д р у з ь я , и п о д р у г и , п о к у д а в к о н е ц н е о с л а б л и п о д п р у г и н а гр у с т н о м п о к л а д и с т о м см и р н о м коне. П о к а — н е к а р т и н н о — н о вс е ж е в с ед ле я и в с е е щ е т р о п к о й с в о е й д о р о ж у . С е б я л и щ а ж у я , к о н я л и ж а л ею , но ш п о р и ж е л е з н ы х у д и л н е держ у . Д р у г и е д р у г и х о с е д л а ю т к о н е й — у ж э т и в зн у з д аю т , у ж э т и п р и ш п о р я т . .. П у с т ь б у д у т и х д н и и я с н е й , и д т и н н е й ! Я ж с м е с т а в ка р ь е р не р в а н у с ь у ж —- н е с п о р ю . Т иш к о м д а ш аж к о м . Т о буг о р , т о б о л о т ц е — к о г д а о д о л е ю , ко г д а об ойду . Ж и в у , ка к ж и в е т с я . П ою , как п оет ся . И ж и з н ь моя в п е с н е . И п е с н ь н а виду. М е н я с о г р е в а е т вн и м а н и е к ней . С б е з д е л ь е м н е з н аю с ь , о н о и н е глож ет . Т о с к а о д и н о ч е с т в а — т о ж е . Н о в с е же: д р у з ь я и р о д ны е ! Х о д и т е ко мне. «С ов ет ск ая Сибирь» № 1 1 7 , 2 7 июня 1 9 9 8 г
RkJQdWJsaXNoZXIy