Советская Сибирь, 1996, № 248 - 249
е в ( ОТЦЫ И ДЕТИ ) 14 , Легко ли быть молодым? Почти у каждого наступает в жизни мо мент, когда собственные интересы всту пают в конфликт с интересами мамы, папы или обоих сразу. Дети думают, что они уже взрослые, а родители не хотят этого признавать. Пусть у тебя блестя щая работа, пусть подруги считают тебя умным и зрелым человеком, — все едино: ты для родителей остаешься ре бенком, и время остановилось, застыло как мушка в янтаре. Для них ты все равно девчонка, коленки в зеленке. Если хо чешь сделать что-то по-своему, не так, как представляется разумным родите лям, ты заведомо не права, ты стано вишься неблагодарной предательницей. «Ведь я же хочу, как лучше, — будет говори ть мама. — Я ж е люблю тебя, дурочка ты этакая, как ты не понимаешь?..» Это ес т е с т в е н н ы е , с ам ы е п р о с ты е вещи. Все зависит от культурного уровня родителей, от их собст венного жизненного сценария. Конечно, в идеале хорошо, когда мама понимает, что ее дочь — это о тд е л ь н о е с ущ е с т в о и им е е т право на свои выбор. Бывают и какие-то обоснованные тревоги мамы, которые, действительно, имеют под собой почву, скажем, девочка встречается с мальчиком из, грубо говоря, криминальной среды... Так, 18-летняя Оля К. познако милась с интересным молодым человеком и сразу, что называет ся, «по уши» влюбилась. Высо кий, красивый, не глуп, имеет ма шину. Ну чем не принц из сказки! Каждый день цветы, ужин в рес торане, через неделю знакомства получила в подарок золотую це почку — предел мечтаний. И, как подобает настоящему принцу, па рень... нигде не работает. Разуме ется, такие, «сказочного» проис хождения, доходы не могли не на сторожить Олину маму. Но объ яснить дочери свои волнения она не смогла, не сумела, а просто за претила встречаться с другом. И вовремя, так как через неделю Оля узнала, что ее другом очень пристально интересуется мили ция... В данном случае маме не хвати ло психологических знаний. Бы вают мамы, которые интуитивно ч у в с т в ую т си т у ац ию и сами могут найти выход из сложивше гося положения. Но в любом слу чае хорошо бы обратиться за по мощью к психологу. Одновре менно не нужно забывать о том, что не все в жизни доче ри будет так, как хочет мама. И это всегда надо держать в уме. Психологи утверждают , что сплошь и рядом вполне взрослые люди продолжают н ах о д и т ь с я под сильным влиянием родителей. Неве роятно, но возраст в данном случае не имеет значения. Проблема сильно осложня ется тем, что в нашей стране дети долго остаются матери ально зависимыми от роди телей. Особенно в больших городах, где жизнь дороже, чем в провинции, и не хвата ет не то что стипендии, но и ср едн ей зарп латы . Естест венно, родители помогают. Ес тественно, они чувствуют себя вправе не соглашаться с тем, как их чадо одевается, с кем во дится, чем занимается... Особенно такая материальная зависимость проявляется в пос л е д н и е годы . П о я в и вш и е с я «новые русские» все время заня ты зарабатыванием денег. И поэ тому на детей ни сил, ни времени у них не остается. Свою духов ную отчужденность они старают ся «оплатить» материально. Окончив школу, Сергей хотел В последнее время у нас стали много говорить о правах детей. Но пока существует только один закон, который защищает права ребенка. Это закон о продаже недвижимости. А чтоже в осталь ных случаях? Кто-нибудь задумывается о детях, помогает подросткам в трудных ситуациях? поступить в сельх зинститут : очень он любил землю. Но роди тели сказали, что это немодно, не престижно и вообще «никому не нужно». «Так что давай, сынок, поступай в юридический. Если поступишь, то получишь в по дарок машину». Какой из Сергея получится юрист, неизвестно, а вот агрономом он наверняка был бы неплохим. То есть, несмотря на любые жизненные неуряди цы, в профессиональном плане он был бы в гармонии с самим собой. А это ой как важно! У Сер гея есть еще сестра Марина, ко торая на 2 года его младше. Отца своего дети не видят — он всегда на работе. Зато мама постоянно с ними. В м а г а з ^ за покупками тож е ходят вместе, хотя мама сама выбирает, что купить детям, и спорить бесполезно. Как-то Ма рина попросила купить понра вившуюся ей кофточку, но на маму эта простенькая вещич ка не произвела впечатления. Не трудно догадаться, что де вочка осталась без обновки и была подавлена: ведь деньги есть! Один случай, другой: М арин а свы клась с ролью «м ален ькой девочки» , что впоследствии очень негатив но может повлиять на ее лич ную жизнь, стать проблемой в з ам уж е с т в е . Ведь сколько женщин расстаются с мужь ями, привыкнув, как малень кие, по каждому поводу «жа ловаться маме». Наверное, больше всего ро дительское влияние сказыва е т с я н а вы б о р е сп у т н и к а жизни и рода занятий. На этот счет у родителей всегда есть свои соображения и надежды, зависящие от их представле ний о счастье . Иногда эти на д еж ды аб сурд ны . Но м атери свойственно рассматривать ре бенка как продолжение собст венной личности. Ей кажется, что дочь думает и чувствует с ней одинаково и поступать должна так, как поступила бы она сама. Родители желают детям обес печенного будущего. Дети хотят того же. Общая цель, хотя пути к ее достижению могут быть раз личны. Нужно уметь объяснить ся, рассказать родителям, как ты представляешь свой путь. Нужно у ч и т ь с я о б о с н о вы в а т ь свои мысли. Терпеливо объяснять! Во обще, терпение — великая благо дать, лишь она приведет к согла сию. Т ен ь р о д и т е л ь с к о й оп еки имеет сильное влияние на жизнь ребенка, даже совершеннолетне го. И наступает момент, когда не обходимо заявить о своем «я», обозначить свою индивидуаль ность. Если этого не сделать, то какие-то стороны вашей личнос ти так и будут хиреть под колпа ком. Наше «я» может сильно от личаться от родительского. И в этом ничего плохого нет, это нор мально. Нужно держаться с роди телями точно так же, как с колле гами и друзьями. Никогда не те рять самообладания и чувства юмора. Если мы по-настоящему независимые люди, нам нет надо бности доказывать свою незави симость грубостью, гневом или безрассудными поступками... Обо всем этом и многом другом мне рассказали в областном цен тре психологической адаптации подростков «Ювентус», куда вы м ож ете в трудной ситуации в любое время обратиться за по мощью и советом. просидела за дверьми 2 часа (это при том, что ее день рас писан по минутам). Ее, психо терапевта, так и не пригласи ли в зал заседаний. Это было невыгодно. Насильник же, бла годаря связям и деньгам, по лучил очень мягкое наказание... И рина Викторовна Ширя ева — главный психоте рапевт Новосибирска — только что вернулась из Москвы, где проходил семинар о девиантном, то есть отклоняю щемся поведении подростков. Что такое «отклоняющийся»? Это термин социальный, а не меди ц и н ск и й . О тклон яющ ий ся от каких-то норм. Но тогда возника ет вопрос: кто их, эти нормы, уста новил? По-видимому, в каждом обществе существуют какие-то свои нормы, как и своя культура отношений в обществе. На семи наре говорилось о том, что часто бывает не поведение подростков «девиантным», а сама среда не со ответствует норме, то есть откло няется от нее. Но такой вывод счи тается неудобным, удобнее счи тать «отклоняющимся» ребенка. Хотя очевидно, что на самом деле у нас в стране сложился нездоро вый культурный социум. Дети, со бственно говоря, повторяют пос тупки взрослых, отражая их абсо лютно бессознательно. Вот самые чувствительные существа — мла денцы : если мама напряж ена , огорчена, удручена жизнью, без денежьем например, то и ребенок будет на это соответственно реа гировать. Будет плакать, чаще бо леть. То ж е самое происходит с п одро с тк ам и . К ром е того , не нужно забывать, что у подростков существуют еще и собственные кризисные периоды жизни, когда каждый из них задает себе вопро сы: кто он такой, зачем пришел в жи зн ь и вообще кем он в этом мире будет? Но если взрослый человек в больш инстве ситуаций мож ет сам за себя постоять, то защита прав ребенка у нас практически на нулевой отметке. Например, как рассказала Ирина Викторов на, в одной из новосибирских школ (причем школа пользуется большой популярностью и счита- е т с я эл и тн ои ) д е в я т и л е т н я я Н а с т я п о лучи л а с о т р я с е н и е мозга, в общем-то, из-за учитель ницы, которая постоянно прово цировала одноклассников Насти на грубое к ней отношение. Де вочку били по голове, и учитель ница не пресекала их выходки. Словом, существовало опреде ленное психологическое давле ние. И девочка впала в депрессив ное состояние. В другом классе этой же школы произошло следующее. Лена с С е р еж е й др уж и л и с п ер в о го класса. Но учительница почему- то решила вмешаться в их отно шения: что это они, мол, «как го лубки». Детей рассадила на раз ные парты. Те очень переживали, и родители попросили учительни цу вновь посадить их вместе. По скольку замечаний от других учи телей не было (дети хорошо учи лись), ей пришлось их просьбу выполнить. Но она воспользова лась своей властью с другой сто роны: просто перестала девочку на уроках спрашивать, чем, ес тественно, нанесла еще один удар ее психике... Увы, такие случаи не единич ны: учителя порой пользуются своим правом сильного, а дети в любом в о зр а ст е ок азы в аю тся беззащитными. И в целом наш социум таков, что мы наших детей не защища ем, а только предъявляем к ним требования. Школьные психоло ги не справляются с этой пробле мой, хотя бы потому, что они на ходятся в подчинении у админис тр ац и и школы . Н е за ви симы х психотерапевтов очень мало, осо бенно в нашем городе. К приме ру, в Санкт-Петербурге сущест вует кризисный центр для помо щи детям в ситуациях насилия и жестокого обращения. Там рабо тают 45 специалистов: 15 психо логов, 15 психотерапевтов и 15 п ед аго гов . О ни п р и н им аю т в среднем 10000 детей в год. В Но восибирске нагрузка примерно такая же, но только вместо 45 у нас работают всего 5 психологов. Это абсолю тно н енорм ально . Психическому здоровью детей обществом уделяется очень мало внимания. Хотя все мы должны понимать, что происходит с ре бенком на любом во зрастном уровне его развития. И если во многих странах существует даже младенческая психиатрия, то у нас об этом вообще не слышали. Получается, что к психиатру ре бенок попадает уже в кризисной ситуации, то есть довольно позд но. Обычно он лечится у невропа толога, хотя в жизни обычно пре валируют чисто психологические проблемы, причем очень серьез ные. Невропатолог не может оце нить это состояние, и происходит усугубление ситуации, которое может повлечь за собой серьез ные последствия. А нередко по мочь ребенку не так уж сложно. Но, если м ама сам а не м ож ет осознавать или оценивать адек ватно того, что происходит с ее ребенком, то идти как бы больше и не к кому... До сих пор я говорила о мораль ном насилии. Но, к сожалению, есть дети, которые испытали на себ е и ж е сто ко е ф и зи ч еско е , даже сексуальное насилие. При чем совсем маленькие и совер шенно беззащитные дети. , Девятилетняя Маша была звер ски изнасилована. Пришлось де лать операцию. Девочка и психи чески, и физически травмирова на, и этот след останется на всю жи знь . М ашина мама простая ж енщ и н а . О дна в о сп и ты в а ет дочь. Как может она ее защитить? Конечно, она подала на насильни ка в суд и обратилась за помощью к Ирине Викторовне. Но, как ока залось, суд у нас не защищает права такого ребенка. В день за седания суда Ирина Викторовна Попытавшись через МВД у з нать, сколько в Новосибирске за- р е г и с т р и р о в а н о м ал о л етн и х жертв сексуального насилия, она получила ответ, что такой статис тики нет. Хотя в целом по России подобная ведется. — Дети у нас абсолютно бес правны, — считает Ширяева, — причем , когда дела подобного плана начинают «прокручивать» в милиции, в суде, ребенка могут допрашивать как угодно бестакт но. Сотрудники могут муссиро вать детали, униж ать р еб ен к а (якобы интересы дела требуют). А наяву никакой работы и про движения по делу не видно. Это все у нас не продумано... В подростковом периоде у де вочек, случается, возникает еще одна проблема — ранняя бере менность, венерические заболе вания. Чаще всего девочки сами обращаются к врачу. Им легче рассказать обо всем именно пси хологу, гинекологу, чем родите лям. Встречаются мамы, которые, узнав о случившемся, реагируют по отношению к дочери очень аг рессивно. Лишь потом, поняв, что уже ничего не изменишь, они на ходят в себе силы понять и под держать своего ребенка. А ведь то л ь к о м ам а п о -н а с т о ящ ем у может поддержать дочь. Иногда девочки боятся говорить об этом своим родителям не потому, что не д о в ер яю т им, а, наоборот , страшась потерять их любовь... В связи с сильно выраженным социальным расслоением нашего общества возникла еще одна про блема. Это семьи бизнесменов, в которых происходит отчуждение родителей и детей. «Невостребо ванные» семьей подростки выхо дят на улицу и попадают в свою подростковую среду, где находят взаимопонимание, — то, что не способны дать им родители, так как они все время заняты, им не до ребенка. Конечно, и раньше в обществе были очень обеспечен ные материально люди. Но их было мало, и жили они более за мкнуто, в своем элитарном кругу. С е й ч а с ж е в одной ш коле , в одном классе присутствует не сколько социальных ступеней, и это давит на психику ребенка. Дети часто не могут и не желают осознавать, почему одному все разрешено и на завтраки тому по 50 тысяч в день дают, а другому мама и тысячу дать не может, так как сама давно не получает зар плату. Поэтому сейчас участи лись случаи, когда дети без спро са берут дома деньги. Психологи не считают это патологией. Наш социум провоцирует их на это. Вокруг много всяческих соблаз нов. Но не каждая семья может твердо воспитать ребенка, поста вить заслон «хотению», которое оборачивается воровством. Чаще всего дети берут самовольно дома деньги именно в семьях бизнес менов. Это может быть компен сацией за отсутствие внимания. И тогда, покупая какие-то сладос ти, ребенок привлекает к себе симпатии сверстников, таким об разом заводит себе «верных дру зей». Еще одна проблема нынешнего Дня — усиление психологическо го дискомфорта в школе. Требо вания школы растут сегодня не померно: всевозможные элитные программы , авторски е школы снижают ребячью самооценку до нуля. Простым, обыкновенным детям там нет места. На самом деле, как известно, все дети та лантливы, поэтому предпочти т е л ьн о , сч и таю т п си холо ги , чтобы с 1 по 9-й классы ребенок учился в обыкновенной средней школе. Когда их начинают «со ртировать» в первом классе — это нелепо, а само разделение очень чревато для детской психи ки. И опять налицо нарушение прав ребенка. Такое разделение можно проводить только в стар ших классах , когда подросток уже сформировался, определил ся со своей направленностью , знает, чего хочет. Словом, всем нам: и родителям, и школе, а в трудных ситуациях — правоохранительным органам нужно в первую очередь думать о детях, о их психическом здоровье и считаться с ними, как со взрослыми. Страницу подготовила Ю. ПУШНАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2