Советская Сибирь, 1996, № 248 - 249

е в ( ОТЦЫ И ДЕТИ ) 14 , Легко ли быть молодым? Почти у каждого наступает в жизни мо­ мент, когда собственные интересы всту­ пают в конфликт с интересами мамы, папы или обоих сразу. Дети думают, что они уже взрослые, а родители не хотят этого признавать. Пусть у тебя блестя­ щая работа, пусть подруги считают тебя умным и зрелым человеком, — все едино: ты для родителей остаешься ре­ бенком, и время остановилось, застыло как мушка в янтаре. Для них ты все равно девчонка, коленки в зеленке. Если хо­ чешь сделать что-то по-своему, не так, как представляется разумным родите­ лям, ты заведомо не права, ты стано­ вишься неблагодарной предательницей. «Ведь я же хочу, как лучше, — будет говори ть мама. — Я ж е люблю тебя, дурочка ты этакая, как ты не понимаешь?..» Это ес­ т е с т в е н н ы е , с ам ы е п р о с ты е вещи. Все зависит от культурного уровня родителей, от их собст­ венного жизненного сценария. Конечно, в идеале хорошо, когда мама понимает, что ее дочь — это о тд е л ь н о е с ущ е с т в о и им е е т право на свои выбор. Бывают и какие-то обоснованные тревоги мамы, которые, действительно, имеют под собой почву, скажем, девочка встречается с мальчиком из, грубо говоря, криминальной среды... Так, 18-летняя Оля К. познако­ милась с интересным молодым человеком и сразу, что называет­ ся, «по уши» влюбилась. Высо­ кий, красивый, не глуп, имеет ма­ шину. Ну чем не принц из сказки! Каждый день цветы, ужин в рес­ торане, через неделю знакомства получила в подарок золотую це­ почку — предел мечтаний. И, как подобает настоящему принцу, па­ рень... нигде не работает. Разуме­ ется, такие, «сказочного» проис­ хождения, доходы не могли не на­ сторожить Олину маму. Но объ­ яснить дочери свои волнения она не смогла, не сумела, а просто за­ претила встречаться с другом. И вовремя, так как через неделю Оля узнала, что ее другом очень пристально интересуется мили­ ция... В данном случае маме не хвати­ ло психологических знаний. Бы­ вают мамы, которые интуитивно ч у в с т в ую т си т у ац ию и сами могут найти выход из сложивше­ гося положения. Но в любом слу­ чае хорошо бы обратиться за по­ мощью к психологу. Одновре­ менно не нужно забывать о том, что не все в жизни доче­ ри будет так, как хочет мама. И это всегда надо держать в уме. Психологи утверждают , что сплошь и рядом вполне взрослые люди продолжают н ах о д и т ь с я под сильным влиянием родителей. Неве­ роятно, но возраст в данном случае не имеет значения. Проблема сильно осложня­ ется тем, что в нашей стране дети долго остаются матери­ ально зависимыми от роди­ телей. Особенно в больших городах, где жизнь дороже, чем в провинции, и не хвата­ ет не то что стипендии, но и ср едн ей зарп латы . Естест­ венно, родители помогают. Ес­ тественно, они чувствуют себя вправе не соглашаться с тем, как их чадо одевается, с кем во­ дится, чем занимается... Особенно такая материальная зависимость проявляется в пос­ л е д н и е годы . П о я в и вш и е с я «новые русские» все время заня­ ты зарабатыванием денег. И поэ­ тому на детей ни сил, ни времени у них не остается. Свою духов­ ную отчужденность они старают­ ся «оплатить» материально. Окончив школу, Сергей хотел В последнее время у нас стали много говорить о правах детей. Но пока существует только один закон, который защищает права ребенка. Это закон о продаже недвижимости. А чтоже в осталь­ ных случаях? Кто-нибудь задумывается о детях, помогает подросткам в трудных ситуациях? поступить в сельх зинститут : очень он любил землю. Но роди­ тели сказали, что это немодно, не­ престижно и вообще «никому не нужно». «Так что давай, сынок, поступай в юридический. Если поступишь, то получишь в по­ дарок машину». Какой из Сергея получится юрист, неизвестно, а вот агрономом он наверняка был бы неплохим. То есть, несмотря на любые жизненные неуряди­ цы, в профессиональном плане он был бы в гармонии с самим собой. А это ой как важно! У Сер­ гея есть еще сестра Марина, ко­ торая на 2 года его младше. Отца своего дети не видят — он всегда на работе. Зато мама постоянно с ними. В м а г а з ^ за покупками тож е ходят вместе, хотя мама сама выбирает, что купить детям, и спорить бесполезно. Как-то Ма­ рина попросила купить понра­ вившуюся ей кофточку, но на маму эта простенькая вещич­ ка не произвела впечатления. Не трудно догадаться, что де­ вочка осталась без обновки и была подавлена: ведь деньги есть! Один случай, другой: М арин а свы клась с ролью «м ален ькой девочки» , что впоследствии очень негатив­ но может повлиять на ее лич­ ную жизнь, стать проблемой в з ам уж е с т в е . Ведь сколько женщин расстаются с мужь­ ями, привыкнув, как малень­ кие, по каждому поводу «жа­ ловаться маме». Наверное, больше всего ро­ дительское влияние сказыва­ е т с я н а вы б о р е сп у т н и к а жизни и рода занятий. На этот счет у родителей всегда есть свои соображения и надежды, зависящие от их представле­ ний о счастье . Иногда эти на­ д еж ды аб сурд ны . Но м атери свойственно рассматривать ре­ бенка как продолжение собст­ венной личности. Ей кажется, что дочь думает и чувствует с ней одинаково и поступать должна так, как поступила бы она сама. Родители желают детям обес­ печенного будущего. Дети хотят того же. Общая цель, хотя пути к ее достижению могут быть раз­ личны. Нужно уметь объяснить­ ся, рассказать родителям, как ты представляешь свой путь. Нужно у ч и т ь с я о б о с н о вы в а т ь свои мысли. Терпеливо объяснять! Во­ обще, терпение — великая благо­ дать, лишь она приведет к согла­ сию. Т ен ь р о д и т е л ь с к о й оп еки имеет сильное влияние на жизнь ребенка, даже совершеннолетне­ го. И наступает момент, когда не­ обходимо заявить о своем «я», обозначить свою индивидуаль­ ность. Если этого не сделать, то какие-то стороны вашей личнос­ ти так и будут хиреть под колпа­ ком. Наше «я» может сильно от­ личаться от родительского. И в этом ничего плохого нет, это нор­ мально. Нужно держаться с роди­ телями точно так же, как с колле­ гами и друзьями. Никогда не те­ рять самообладания и чувства юмора. Если мы по-настоящему независимые люди, нам нет надо­ бности доказывать свою незави­ симость грубостью, гневом или безрассудными поступками... Обо всем этом и многом другом мне рассказали в областном цен­ тре психологической адаптации подростков «Ювентус», куда вы м ож ете в трудной ситуации в любое время обратиться за по­ мощью и советом. просидела за дверьми 2 часа (это при том, что ее день рас­ писан по минутам). Ее, психо­ терапевта, так и не пригласи­ ли в зал заседаний. Это было невыгодно. Насильник же, бла­ годаря связям и деньгам, по­ лучил очень мягкое наказание... И рина Викторовна Ширя­ ева — главный психоте­ рапевт Новосибирска — только что вернулась из Москвы, где проходил семинар о девиантном, то есть отклоняю­ щемся поведении подростков. Что такое «отклоняющийся»? Это термин социальный, а не меди­ ц и н ск и й . О тклон яющ ий ся от каких-то норм. Но тогда возника­ ет вопрос: кто их, эти нормы, уста­ новил? По-видимому, в каждом обществе существуют какие-то свои нормы, как и своя культура отношений в обществе. На семи­ наре говорилось о том, что часто бывает не поведение подростков «девиантным», а сама среда не со­ ответствует норме, то есть откло­ няется от нее. Но такой вывод счи­ тается неудобным, удобнее счи­ тать «отклоняющимся» ребенка. Хотя очевидно, что на самом деле у нас в стране сложился нездоро­ вый культурный социум. Дети, со­ бственно говоря, повторяют пос­ тупки взрослых, отражая их абсо­ лютно бессознательно. Вот самые чувствительные существа — мла­ денцы : если мама напряж ена , огорчена, удручена жизнью, без­ денежьем например, то и ребенок будет на это соответственно реа­ гировать. Будет плакать, чаще бо­ леть. То ж е самое происходит с п одро с тк ам и . К ром е того , не нужно забывать, что у подростков существуют еще и собственные кризисные периоды жизни, когда каждый из них задает себе вопро­ сы: кто он такой, зачем пришел в жи зн ь и вообще кем он в этом мире будет? Но если взрослый человек в больш инстве ситуаций мож ет сам за себя постоять, то защита прав ребенка у нас практически на нулевой отметке. Например, как рассказала Ирина Викторов­ на, в одной из новосибирских школ (причем школа пользуется большой популярностью и счита- е т с я эл и тн ои ) д е в я т и л е т н я я Н а с т я п о лучи л а с о т р я с е н и е мозга, в общем-то, из-за учитель­ ницы, которая постоянно прово­ цировала одноклассников Насти на грубое к ней отношение. Де­ вочку били по голове, и учитель­ ница не пресекала их выходки. Словом, существовало опреде­ ленное психологическое давле­ ние. И девочка впала в депрессив­ ное состояние. В другом классе этой же школы произошло следующее. Лена с С е р еж е й др уж и л и с п ер в о го класса. Но учительница почему- то решила вмешаться в их отно­ шения: что это они, мол, «как го­ лубки». Детей рассадила на раз­ ные парты. Те очень переживали, и родители попросили учительни­ цу вновь посадить их вместе. По­ скольку замечаний от других учи­ телей не было (дети хорошо учи­ лись), ей пришлось их просьбу выполнить. Но она воспользова­ лась своей властью с другой сто­ роны: просто перестала девочку на уроках спрашивать, чем, ес­ тественно, нанесла еще один удар ее психике... Увы, такие случаи не единич­ ны: учителя порой пользуются своим правом сильного, а дети в любом в о зр а ст е ок азы в аю тся беззащитными. И в целом наш социум таков, что мы наших детей не защища­ ем, а только предъявляем к ним требования. Школьные психоло­ ги не справляются с этой пробле­ мой, хотя бы потому, что они на­ ходятся в подчинении у админис­ тр ац и и школы . Н е за ви симы х психотерапевтов очень мало, осо­ бенно в нашем городе. К приме­ ру, в Санкт-Петербурге сущест­ вует кризисный центр для помо­ щи детям в ситуациях насилия и жестокого обращения. Там рабо­ тают 45 специалистов: 15 психо­ логов, 15 психотерапевтов и 15 п ед аго гов . О ни п р и н им аю т в среднем 10000 детей в год. В Но­ восибирске нагрузка примерно такая же, но только вместо 45 у нас работают всего 5 психологов. Это абсолю тно н енорм ально . Психическому здоровью детей обществом уделяется очень мало внимания. Хотя все мы должны понимать, что происходит с ре­ бенком на любом во зрастном уровне его развития. И если во многих странах существует даже младенческая психиатрия, то у нас об этом вообще не слышали. Получается, что к психиатру ре­ бенок попадает уже в кризисной ситуации, то есть довольно позд­ но. Обычно он лечится у невропа­ толога, хотя в жизни обычно пре­ валируют чисто психологические проблемы, причем очень серьез­ ные. Невропатолог не может оце­ нить это состояние, и происходит усугубление ситуации, которое может повлечь за собой серьез­ ные последствия. А нередко по­ мочь ребенку не так уж сложно. Но, если м ама сам а не м ож ет осознавать или оценивать адек­ ватно того, что происходит с ее ребенком, то идти как бы больше и не к кому... До сих пор я говорила о мораль­ ном насилии. Но, к сожалению, есть дети, которые испытали на себ е и ж е сто ко е ф и зи ч еско е , даже сексуальное насилие. При­ чем совсем маленькие и совер­ шенно беззащитные дети. , Девятилетняя Маша была звер­ ски изнасилована. Пришлось де­ лать операцию. Девочка и психи­ чески, и физически травмирова­ на, и этот след останется на всю жи знь . М ашина мама простая ж енщ и н а . О дна в о сп и ты в а ет дочь. Как может она ее защитить? Конечно, она подала на насильни­ ка в суд и обратилась за помощью к Ирине Викторовне. Но, как ока­ залось, суд у нас не защищает права такого ребенка. В день за­ седания суда Ирина Викторовна Попытавшись через МВД у з­ нать, сколько в Новосибирске за- р е г и с т р и р о в а н о м ал о л етн и х жертв сексуального насилия, она получила ответ, что такой статис­ тики нет. Хотя в целом по России подобная ведется. — Дети у нас абсолютно бес­ правны, — считает Ширяева, — причем , когда дела подобного плана начинают «прокручивать» в милиции, в суде, ребенка могут допрашивать как угодно бестакт­ но. Сотрудники могут муссиро­ вать детали, униж ать р еб ен к а (якобы интересы дела требуют). А наяву никакой работы и про­ движения по делу не видно. Это все у нас не продумано... В подростковом периоде у де­ вочек, случается, возникает еще одна проблема — ранняя бере­ менность, венерические заболе­ вания. Чаще всего девочки сами обращаются к врачу. Им легче рассказать обо всем именно пси­ хологу, гинекологу, чем родите­ лям. Встречаются мамы, которые, узнав о случившемся, реагируют по отношению к дочери очень аг­ рессивно. Лишь потом, поняв, что уже ничего не изменишь, они на­ ходят в себе силы понять и под­ держать своего ребенка. А ведь то л ь к о м ам а п о -н а с т о ящ ем у может поддержать дочь. Иногда девочки боятся говорить об этом своим родителям не потому, что не д о в ер яю т им, а, наоборот , страшась потерять их любовь... В связи с сильно выраженным социальным расслоением нашего общества возникла еще одна про­ блема. Это семьи бизнесменов, в которых происходит отчуждение родителей и детей. «Невостребо­ ванные» семьей подростки выхо­ дят на улицу и попадают в свою подростковую среду, где находят взаимопонимание, — то, что не способны дать им родители, так как они все время заняты, им не до ребенка. Конечно, и раньше в обществе были очень обеспечен­ ные материально люди. Но их было мало, и жили они более за­ мкнуто, в своем элитарном кругу. С е й ч а с ж е в одной ш коле , в одном классе присутствует не­ сколько социальных ступеней, и это давит на психику ребенка. Дети часто не могут и не желают осознавать, почему одному все разрешено и на завтраки тому по 50 тысяч в день дают, а другому мама и тысячу дать не может, так как сама давно не получает зар­ плату. Поэтому сейчас участи­ лись случаи, когда дети без спро­ са берут дома деньги. Психологи не считают это патологией. Наш социум провоцирует их на это. Вокруг много всяческих соблаз­ нов. Но не каждая семья может твердо воспитать ребенка, поста­ вить заслон «хотению», которое оборачивается воровством. Чаще всего дети берут самовольно дома деньги именно в семьях бизнес­ менов. Это может быть компен­ сацией за отсутствие внимания. И тогда, покупая какие-то сладос­ ти, ребенок привлекает к себе симпатии сверстников, таким об­ разом заводит себе «верных дру­ зей». Еще одна проблема нынешнего Дня — усиление психологическо­ го дискомфорта в школе. Требо­ вания школы растут сегодня не­ померно: всевозможные элитные программы , авторски е школы снижают ребячью самооценку до нуля. Простым, обыкновенным детям там нет места. На самом деле, как известно, все дети та­ лантливы, поэтому предпочти­ т е л ьн о , сч и таю т п си холо ги , чтобы с 1 по 9-й классы ребенок учился в обыкновенной средней школе. Когда их начинают «со­ ртировать» в первом классе — это нелепо, а само разделение очень чревато для детской психи­ ки. И опять налицо нарушение прав ребенка. Такое разделение можно проводить только в стар­ ших классах , когда подросток уже сформировался, определил­ ся со своей направленностью , знает, чего хочет. Словом, всем нам: и родителям, и школе, а в трудных ситуациях — правоохранительным органам нужно в первую очередь думать о детях, о их психическом здоровье и считаться с ними, как со взрослыми. Страницу подготовила Ю. ПУШНАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2