Советская Сибирь, 1996, № 167

Капризная дама — госбезопасность Белорусское издательство «Юнацтва» выпустило кни гу «Игры капризной дамы». Я мог никогда не узнать о ней, но кап­ ризны изгибы жизни. Мир дей­ стви тельно тесен . Недавно домой к нам заявился старый знакомый — я не сразу узнал его: лет 15 не виделись. Он — наш земляк, но сейчас волею судьбы оказался в Белоруссии. В свое время мы работали с ним в одной системе — КГБ СССР. Земляк приятно удивил меня — подарил вышеназванную книгу, автором которой он сам и явля­ ется . К н и га издана в серии «Библиотека приключений и фантастики» и предназначена «для старшего школьного воз­ раста». С пристрастием прочел книгу. Автор назвал ее романом-три­ логией. Мне ближе то, что в ог­ лавлении. Три повествования — «Заложники» , «Двенадцатый апостол», «Запах магнолий», объединенные общим названи­ ем «Игры капризной дамы». Автор «Капризной дамы» — коренной сибиряк, карасучанин С. А. Трахименок. Сергей Алек­ сандрович — разносторонне одаренный человек. Подпол­ ковник госбезопасности, уче­ ный, занимающийся проблема­ ми государственного управле­ ния и обеспечения безопаснос­ ти, преподающий курс админис- тра тивно го тра ва в институте национальной безопасности Белоруссии. И писатель. Автор повестей, рассказов , романов. Его рас- ра» . Очень пр озра чная «ширма». Как известно, г. Куй­ бышев Новосибирской области н е ко гд а носил имя К а и н с к . Автор книги, будучи офицером КГБ, работал некогда в этом го­ роде. А Каинск и Каминск в на­ звании недалеко ушли друг от Друга. Сибирский мотив незримо присутствует в книге С. Трахи- КНИЖНЫИ МИР сказ «Дело лейтенанта Прибла- гина» экранизирован Белорус­ ским телевидением... «Игры капризной дамы» — детектив? Детектив! Но и нечто большее — он слепок с нашей жизни. Надо отдать должное С. Трахименку — многое в его по­ вествованиях будет узнаваемо для новосибирцев. Обстановка совсем недавних времен, ситуа­ ции, а возможно, и персонажи. В аннотации к «Капризной даме» автор пишет, что «город Каминск (где происходят собы­ тия, описанные в книге), распо­ ложенный в самом центре Рос­ сии, является вымыслом авто- менка. Главное действующее лицо в повествованиях — Федор Внучек, исключительно порядочный человек, человек д ол га и сл о в а ,та л а н тл и вы й оперработник (возможно, в нем есть какие-то авторские черты). Первое повествование «За­ ложни ки» содержит все эле­ менты детектива, но уже в нем есть начало конфликта талант­ ливого, порядочного человека, который «не вписался» в оче­ редной «переломный, перест­ роечный» момент, в «систему». Конфликт только обозначен. Во втором повествовании «Двенадцатый апостол» конф­ ликт обнажен, все нервы нару­ жу. «Система» почти расправи­ лась с Федором, доведя его до психбольницы. Но С. Трахименок — неисп­ равимый оптимист. В третьей части книги «Запах магнолий» Внучек делает попытку само­ восстановления, самоутверж­ дения. Казалось бы, вопреки «здравому смыслу», он в оди­ ночку вступает в схватку с бан­ дой грабителей и убийц, орудо­ вавшей в Сочи... Характеры героев выписаны психологически точно. Книга пр ои зво д и т впечатление , и предназначена она не только «для старшего школьного воз­ раста». Удалась ли попытка самоут­ верждения Ф . Внучека — об этом судить читателю. Но, увы, хочу выразить искреннее сожа­ ление в том, что едва ли жители нашей области смогут прочесть « К а п р и зн ую дам у» ... И все- таки, надеюсь, найдется в Ново­ сибирске издатель, рискнувший взять на себя забо ту о том , чтобы писатель Сергей Трахи­ менок стал известен на родине. О. АНТИПИН. ШАХМАТЫ ма Т с ра с д о ци во и сти схорнаятюся Вот уже 30 лет в нашей об­ ласти постоянно проводятся массовые детские шахматные соревнования. На днях в го­ родском шахматном клубе Но­ восибирска завершились об­ ластные личные первенства среди мальчиков и девочек, где было 180 участников. Шахматный клуб мал для та­ кого огромного соревнования, и поэтому оно проводилось в две смены: малыши — утром, учащиеся старших классов — во второй-половине дня. Тур­ ниры проводились на дистан­ ции 9 туров. В последние годы детские соревнования организуются вплоть до первенства мира в различных возрастных груп­ пах: до 10 лет, до 12, до 14, до 16 и до 18 лет — раздельно для мальчиков и для девочек. Мы перечислим здесь лишь победителей в группах. До 10 лет — Саша Моисеев, Ира Чу- ваткина; до 12 лет — Илюша Зарезенко, Аня Новикова (она выиграла все 9 партий); до 14 лет — Женя Малашонок и Се­ режа Корниенко (они набрали по 7,5 очка, но по коэффици­ енту Жене присуждено первое место), Ира Кузнецова (она выиграла все 9 партий); группа до 16 лет — Ваня Бибко (Бердск) и Дима Бочаров (они набрали по 7,5 очка, но Ване присуждено первое мето); группы до 18 лет — Арсений Каргин; в группе девушек од­ новременно играли шахматис­ тки и до 16 лет — первое место заняли Катя Бобко (Бердск) и до 18 лет — Маша Загородникова (Бердск). Традиции массовых детских соревнований бережно сохра­ няются областной федера­ цией шахмат. Это очень важно с точки зрения воспитания детей (в областных соревнова­ ниях участвует лишь неболь­ шая доля юных шахматистов, занимающихся в учебных группах) и внушает надежду, что в нашей области вырастут новые гроссмейстеры. К. СУХАРЕВ. Осенний мотив. Фото Б. МОСКВИНА. Чехия: арестованы «крестные отцы» Серьезным ударом по секс - бизнесу в Западной Европе и странах Ближнего Востока стала совместная операция чешской полиции с «И н тер пол ом » . В Пра ге были арестованы три «крестных отца» мафии, постав­ лявшей «живой товар» в публич­ ные дома ряда государств из Чехии , Польши и стран СНГ. Таким образом , у преступного международного объединения, «филиалы» которого находятся от Владивостока до западночеш­ ского города Карлови-Вари, ока­ залась отсечена «голова», сооб­ щили корр. ИТАР-ТАСС в пресс- службе МВД Чешской Республи­ ки. Мафия сутенеров, считают в чешском МВД, «действует по- крупному» . В постсоциалисти- ческих странах она регистрирует свои подставные фирмы, специа­ лизирующиеся «на предоставле­ нии молодым красивым женщи­ нам престижной и хорошо опла­ чиваемой работы за границей». Новым направлением в их дея­ тельности стала ор ганизация международных «браков», когда клюнувшим на их крючок женщи­ нам агенты «солидных» фирм «гарантируют создание семьи с состоятельными западными предпринимателями». На самом деле, как показало расследование, все происходит по-иному. Заказчик, как правило, владелец ночного клуба, делает «заявку» на молодое пополнение своего персонала, в которой из­ лагает требования к внешности своих будущ их «со трудниц» , особо указывая размеры груди и бедер. Получив эти данные, ак­ тивным поиском нужного «това­ ра» начинают заниматься мафи­ озные филиалы от Тихого океана до Балтики. После заключения контракта у женщин отбирают заграничные паспорта и д ру гие документы якобы для избежания потери в период поездки к новому месту работы. Они хранятся у агентов «фирмы», которые передают их вместе с искательницами легкого счастья за ка з ч и кам . Хозяева борделей платят поставщикам за одну «новенькую» в среднем от 1500 до 3000 долларов. Из д о к ум е н то в , изъяты х у «крестных отцов» как неопро- вержимые д оказательства их преступной деятельности, следу­ ет, что мафия удовлетворяла самые «изысканные» требования своих клиентов. Один из владель­ цев казино в израильском городе Хайфа заказал им «свободно» говорящую по-английски голу­ боглазую блондинку с «осиной» талией, не старше 19 лет, не ниже 175, но и не выше 182 сантимет­ ров, размер груди — 6». За нее он предлагал 10 тысяч долларов, которые и выложил после по­ лучения нужного «экземпляра», доставленного из польского Кра­ кова. Ныне арестованные главари тор говцев «живым товаром» , среди которых два гражданина Чехии и один австриец, находят­ ся в предварительном заключе­ нии в пражской тюрьме «Панк- рац». Предполагается, что суд над ними состоится в конце теку­ щего года. По местным законам им грозит провести за решеткой 15 лет. Игорь ШАМШИН. Корр. ИТАР-ТАСС в Праге. СИТУАЦИЯ ------------------------------------------ - На « к а т у ш к е » п у сто — Вот уже года два, если не больше, в селе Бобровка Су- зунского района не заливают на зиму каток . Деревянная х о к ­ кейная коробка есть, а энтузи­ астов спорта поубавилось. Кто уехал, а кто просто охладел к хоккею из-за рыночно-базар­ ной сумятицы, охватившей все и вся. Ребячья ватага, истосковав­ шись по морозцу, собирается в начале зимы на местной речке Каменке. Погоняют мальчишки шайбу на льду — и по домам. А «катушка», как называют хок- вы р о с л а к ап у ст а кейную коробку, стоит пустая, занесенная снегом. Однако каждую весну прихо­ дят сюда учени ки местной ш колы с лопатами . Зачем? Чтобы ...посадить капусту. Вот и в этом году вырастили они ко­ чаны для школьной столовой, то есть для себя. Всю хоккей­ ную площадку занять капустой, к сожалению, не удалось: часть растений не принялась, а до­ полни тельной рассады под рукой уже не оказалось. 0 1 СООБЩАЕТ ...Когда-то в Бобровке хо к ­ кей был на высоте. На катке тренировались три команды: детская, подростковая и взрос­ лая. Теперь их нет. А может, со временем возродится здесь хоккей? Ведь растет же на «ка­ туш ке» кап у с та . . . Правда, «семьдесят одежек» ей дарит природа, а ребятам приобрести хоккейную амуницию стало не­ возможно. Н. ЦАРЕВ. КИНО Ущ е р б — п о лм и л ли а р д а С 22 по 29 августа пожарными подразделениями города и области по­ тушено 105 пожаров, поступило три ложных вызова, 44 пожара про­ изошло в жилых домах. В огне два человека погибли, тринадцать получили ожоги. Прямой ущерб от пожаров составил 500 млн. рублей. Из сводок: В г. Обь в ожоговый центр поступил подросток одиннадцати лет. На улице он заливал в бак мотоцикла бензин, пролил его на одежду. На его беду рядом курили сверстники. Парень получил ожоги 3-й степени тя­ жести. В ожоговый центр из Кировского района поступил мальчик шести лет с ожогами 2-й и 3-й .степени. Родная мама лечила сына, ставила ему банки и пролила на кожу спирт, который воспламенился. В Калининском районе по ул. Объединения сгорел строительный ва­ гончик, принадлежащий АООТ «Хоре». В огне погиб сторож фирмы. Причина пожара не установлена. В р. п. Коченево в частном доме по ул. Лесной в коридоре сгорели де­ ревянная ниша и одежда. Причина — короткое замыкание электрощита. Хозяин, 1958 г. р., пытался сам потушить пожар и при этом получил ожоги 1-й, 2-й степени. ПРЕСС-ЦЕНТР УГПС УВД. «АВРОРА» ВОЛЧЬЯ КРОВЬ — 14, 16, 18, 20 . ПОСЛЕ Д ОЖ Д И Ч К А В ЧЕТ­ ВЕРГ - 12. им. МАЯКОВСКОГО ВОЛЧЬЯ КРОВЬ — 12, 14, 16, 18, 20. «КОСМОС» КАРАТЕЛЬ — 15, 17, 19. «РАССВЕТ» Н ЕП РИ КАС А ЕМЫ Е -15, 17. ЛОВУШКА ДЛЯ КОШЕК — 11. ОНА С МЕТЛОЙ, ОН - В ЧЕР­ НОЙ ШЛЯПЕ — 13. Д К «АКАДЕМИЯ» ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ — 16, 19. «МАЯК» СЕМЬЯ - 17,20. Коллектив Новосибирско­ го управления лесами с глу­ боким прискорбием извеща­ ет о смерти после тяжелой непродолжительной болезни ветерана войны и труда ЛОБАНОВА Алексея Пименовича и выражает соболезнование родным и близким покойно­ го. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ Откогожепроизошелчеловек? Как произошел человек? К этому почти уже вечному и край­ не трудному вопросу периодичес­ ки возвращаются то ученые, то религиозные деятели. Листая «Аномалии» прошлых лет, я об­ ратил внимание на то, что его за­ тронул и один из авторов вестни­ ка («Аномалия» № 9-91) Гурам Цушбая. Он отверг и теорию Дар­ вина, и теорию происхождения «гомо сапиенс» из обезьяны при повышении в незапамятные вре­ мена радиоактивного фона, до­ казывая, что разумная жизнь могла зародиться на Сатурне. Другими словами, он отстаивал гипотезу о панспермии, по кото­ рой жизнь на Землю была зане­ сена извне. Действительно, сло­ жившиеся теории происхожде­ ния человека вызывают сегодня большие сомнения и не отвечают уровню научного мышления (кстати, и теория панспермии тоже). Дарвинизм предполагает, что человек — биологический вид, однако сам Чарльз Дарвин счи­ тал, что одним естественным от­ бором происхождение человека из обезьяны нельзя объяснить. Помимо естественного отбора, считал он, необходимо привлечь теорию полового отбора (что хо­ рошо согласуется с данными со­ временной генной теории). Дар­ винизм опирается на сравнитель- но-анатомические данные (сход­ ство облика человека и обезьяны, атавизмы), изменчивость челове­ ка в пределах различных рас, факты эмбриологии, наконец, па­ леонтологические находки пере­ ходных форм (австралопитек, пи­ текантроп, синантроп и т.д.). Самое уязвимое место этой тео­ рии — отождествление человека с его внешним анатомическим об­ ликом. Она объясняет многое, но не может объяснить, как форми­ ровались сознание и разум, без которых «гомо сапиенс», т. е. «человек разумный» не является человеком (естественно, этого не может объяснить и теория мута­ ций, если не предполагать, что в результате мутаций возникло со­ знание). Библия начинается именно с утверждения, что человек был со­ здан Богом по «его образу и по­ добию», т. е. изначально наделен сознанием и разумом. Но творцы Библии не занимались специаль­ но проблемой происхождения че­ ловека и поэтому не объяснили, как согласовать эту точку зрения с палеонтологическими находка­ ми и просто со здравым смыслом, который всегда спрашивает: ну ладно, Бог, но объясните тогда, что это был за смысл у Бога со­ здать человека, для чего, зачем, откуда? На что верующий спра­ ведливо отвечает: «Бог есть тайна и чудо!» На этом диалог заканчи­ вается. Может быть, лучше подходит теория Ф. Энгельса о роли труда, общественных инстинктов и ис­ кусственной среды? Перечислен­ ные Энгельсом факторы исполь­ зовались им лишь для того, чтобы объяснить изменение анатоми­ ческих или физиологических осо­ бенностей — хватательных ко­ нечностей (из которых получи­ лись руки), зрения и слуха и, на­ конец, мозга. Но хотя сознание и разум человека предполагают до­ статочно развитый мозг, к мозгу они не сводятся. Хотя Энгельс и показал, под влиянием каких факторов могли изменяться не­ которые анатомические и физио­ логические свойства человекооб­ разных обезьян, ему не удалось объяснить главное — происхож­ дение человека. У него неясно также, то ли сознание развилось в результате труда и изготовле­ ния орудий, то ли, наоборот, по­ явление сознания обусловило пе­ реход от случайного использова­ ния камней, палок и пр. к изготов­ лению орудий. Осталась теория космических прародителей. Но, по сути, ее трудно обсуждать серьезно — ведь это способ снять проблему вообще, обойти ее, не решая. Сказать, что жизнь зародилась на Сатурне или в других галактиках в незапамятные времена — это значит расписаться в том, что мы не можем или не желаем объяс­ нять происхождение человека. Ну ладно, пусть разумная жизнь появилась на Сатурне или в дру­ гих галактиках, но там-то она как возникла? Все говорит о том, что пора предложить другой сценарий происхождения человека. На что здесь можно опереться, кроме данных науки? Прежде всего на философию и гуманитарную мысль. Уже Ф. Шеллинг, полеми­ зируя с материалистами, утверж­ дал, что объяснить происхожде­ ние человека можно лишь в том случае, если мы признаем, что дух трансформировал биологи­ ческую субстанцию, превратив тело обезьяны в тело человека. Обратите внимание: не обезьяну в человека, а тело обезьяны в тело человека. Но у Шеллинга су- щ е с т в о в а л разрыв: духа и сознания че­ ловека, с од­ ной стороны, и духа с биоло­ гической субс­ танцией — с другой. Из его концепции не­ ясно, как ин­ теллект может трансформи­ ровать биоло­ гическую субс­ танцию и как с о ш е с т в и е духа на эту с у б с т а н ц ию привело к со­ знанию чело­ века. Тем не менее идея Шеллин­ га представляется интересной. Другая идея навеяна культуро­ логическими исследованиями. Они показали, что нельзя гово­ рить о человеке вообще. Одно дело — архаический человек, другое — античный, третье — средневековый, четвертое — че­ ловек нового времени. Часто, го­ воря о человеке, мы мыслим его в неизменной антропологической модели. Из этой модели сегодня исходят и антрополог, и историк, и философ, и психолог, и педа­ гог. На словах признавая культур­ но-историческую теорию, мы не можем сказать, чем все-таки ар­ хаический человек отличается от античного, а они оба — от совре­ менного. Конечно, мы признаем, что в древнем мире или в средние века были разные общественные или экономические отношения, но человек, разве он не был тем же самым, разве он не так же видел, чувствовал и мыслил, как это делаем и мы? К тому же из­ вестно, что мозг и физиология че­ ловека в современном виде сформировались примерно еще в неолите и далее практически не изменялись. А вот еще один аргу­ мент в поддержку представления о константной, вечной природе человека: разве Платон и Аристо­ тель или блаженный Августин были менее умны и тонки, чем со­ временный человек, разве их ин­ дивидуальность существенно от­ личалась от современной разви­ той личности? В плане этого все­ общего, почти непосредственно­ го убеждения мыслит и философ, и психолог, и педагог. Он считает, что какие бы новые условия ни встречал человек в культуре, его развитие не выходит за уже очер­ ченный природой круг его чело­ веческих возможностей. Могут бесконечно меняться и совер­ шенствоваться орудия человека, как технические, так и интеллек­ туальные, а также общественные отношения людей, но сам чело­ век как был, так и остается неиз­ менным в своей сущности. Попытаемся взглянуть на эти вопросы несколько по-иному. Каждая культура создает своего человека, и в этом смысле между древним и современным челове­ ком столь же мало общего, сколько между взрослым и ре­ бенком. Подобно тому, как нель­ зя считать, что ребенок — это тот же взрослый, но еще много не уз­ навший, не имеющий еще взрос­ лого опыта, так нельзя считать и Платона современным челове­ ком. Платон принадлежит антич­ ной культуре, и в этом смысле он не смог бы понять и почувство­ вать многое из того, что доступно в наше время даже ребенку. Культурно-историческая концеп­ ция предлагает такой анализ че­ ловека, когда его сущность зада­ ется как принципиально соотне­ сенная с анализом сущности культуры. Конечно, тут не все просто. Естественно, что предпо­ сылки, генетические основания культуры сложились в недрах предыдущих культур (но не выро­ сли из них). И тем не менее в рам­ ках научного спора наше утверж­ дение должно быть сформулиро­ вано столь резко и обще. Как же теперь в связи с культурологичес­ кими исследованиями должна ставиться проблема происхожде­ ния человека и какого человека? Третья идея пришла из языко­ знания и семиотики. Здесь уже относительно давно выдвинута гипотеза, что сознание и разум сформировались под влиянием языка и общения. Имеет смысл вспомнить и гипотезу М. Бахтина, сформулированную в конце 20-х годов: «Действительность внут­ ренней психики, — писал он, — действительность знака. Вне зна­ кового материала нет психики... Психику нельзя анализировать как вещь, а можно лишь понимать и истолковывать как знак... Не столько знак приспосабливается к нашему внутреннему миру, рколько этот мир приспосаблива­ ется к возможностям знакового обозначения и выражения». От­ сюда следовало утверждение о том, что «психика в организме» — экстерриториальна. Это соци­ альное, проникшее в организм особи... знак, находящийся вне организма, должен войти во внут­ ренний мир, чтобы осуществить свое знаковое значение» (Воло- шинов В. Н. Марксизм и филосо­ фия языка. Л., 1930). Сходные идеи в это же самое время развивает и Л. С. Выгодс­ кий. Анализируя высшие психи­ ческие функции, он писал, что в этих функциях «определяющим целым или фокусом всего про­ цесса является знак и способ его употребления...» Сам же знак и его значение формируются сна­ чала во внешнем социальном контексте и лишь затем усваива­ ется (интериоризуется) во внут­ реннем плане психики (Выгодс­ кий Л. С. Развитие высших психи­ ческих функций. М., 1960). Попробуем теперь эти идеи применить для того, чтобы наме­ тить новый сценарий происхож­ дения человека. Вспомним, как развивается ре­ бенок примерно до 2—3 лет. В чем состоит его развитие? Не в том ли, что он адаптируется к коммуникации с матерью и отцом, «специализируется» в ней? Он учится фиксировать свой взгляд на другом (его руках, лице, глазах, фигуре), учится со­ относить произнесенное слово (сначала материнское, затем свое) с предметами и действиями, учится действовать согласованно (соединять свои усилия и дейст­ вия с усилиями и действиями взрослого). Именно в этом про­ цессе адаптации формируются значения слов и других знаков и складывается воображение ре­ бенка (он может помыслить, представить предмет, отвечаю­ щий слову и знаку). Вот если бы и в реконструкции истории челове­ чества удалось найти подобную «коммуникацию» и «родите­ лей»... Верующий человек тотчас же вспомнит Библию: «Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездной; и дух Божий носился над водою». Бог, дух Божий и есть подобные коммуникация и родители. Шеллингианец попра­ вил бы верующего: да, верно, но лучше говорить об интеллекте, духе вообще. Перенесемся в те доисторичес­ кие эпохи, когда сообщества че­ ловекообразных обезьян попали в какие-то необычные, экстре­ мальные для выживания условия (например, им пришлось спус­ титься с деревьев, искать пищу на открытых пространствах, защи­ щаться от хищных зверей, более широко, чем обычно, использо­ вать палки и камни). Можно предположить, что старым. Дистанция, напряжен­ ность между этими тремя элемен­ тами (сигналом, новой ситуацией и старыми ситуациями) в конце концов разрешается так, что по­ является знак. Сигнал теперь — знак новой ситуации, он обозна­ чает, выражает некоторое собы­ тие. И контекст у знака другой — не часть события, а коммуника­ ция. Теперь члены сообщества напряженно следят, какой сиг­ нал-звук издаст вожак, а вожак всякую новую парадоксальную ситуацию обозначает как некото-* рое событие. Теперь сигнал-знак влечет за собой представление определенной ситуации, в кото­ рой назревает новое поведение. В коммуникации действитель­ ность удваивается: один раз она сообщается вожаком, издающим звук, другой раз реализуется в конкретном означенном поведе­ нии. Интересно, что коллектив­ ные действия с естественными орудиями (камнями, палками, костями животных и т. д.) также являются парадоксальным пове­ дением. Эффект этих действий был для членов сообщества не­ ожиданным и странным — вмес­ то одного события получалось другое: удавалось добыть пищу, прогнать хищников, изменить в благоприятную сторону угрожа­ ющую ситуацию. Можно пред­ положить, что сигналы, запускав­ шие подобные совместные дейст­ вия, тоже становятся знаками, од­ нако не только нового поведения, но и связанных с ним орудий- предметов. Вероятно, так и формируются коммуникация, слова, воображе­ ние и память, помогающие созда­ вать знаки и обозначать с их по­ мощью различные ситуации и предметы. Чем чаще первобыт­ ные сообщества прибегали к па­ радоксальному поведению, тем больше сигналов превращались в знаки и тем эффективнее стано- здесь выживали лишь те сооб­ щества, которые начали осущес­ твлять «парадоксальное поведе­ ние». Чтобы пояснить, что это такое, вспомним рассказ Э. Сетон-Томпсона «Тито» о ма­ ленькой смелой самке койота. За Тито гнались борзые. «Через ми­ нуту собаки должны были на­ стичь ее и разорвать. Но вдруг Тито остановилась, повернулась и пошла навстречу собакам, при­ ветливо помахивая хвостом. Бор­ зые — совсем особые собаки. Они готовы догнать и растерзать всякого, кто бежит от них. Но тот, кто не убегает и спокойно глядит им в глаза, сразу перестает быть для них врагом. Так случилось и теперь. Разогнавшиеся борзые промчались мимо Тито, но сейчас же вернулись смущенные... Бор­ зые отказывались нападать на зверя, который вилял хвостом и не желал убегать...». Представим, что наше сообщество обезьян столкнулось с какими-то хищни­ ками. Вожак обезьян замечает, что и бежать некуда: справа и слева отвесные скалы, позади буйволы. И вот он, подобно Тито, на миг как бы «помешался»: вместо того, чтобы подать сигнал тревоги и бегства, подает проти­ воположный — все спокойно, не двигаемся. И, что странно, хищ­ ники, пораженные необычным поведением стаи обезьян, рети­ ровались, ушли в поисках более «нормальной» пищи. Разберем эту ситуацию. В обычном поведении сигналы яв­ ляются частью (элементом) собы­ тия. Сигнал тревоги вовсе не оз­ начает тревоги, это именно пер­ вая часть сложного поведения (события) животного. В парадок­ сальном же поведении в психике обезьян происходит сшибка двух событий: с одной стороны, они видят реальную опасность, с дру­ гой — вынуждены следовать сиг­ налу вожака, сигнализирующему, что нет опасности. В подобных парадоксальных ситуациях, кото­ рые были в те времена массовы­ ми, животное должно как бы выйти из себя, представить обыч­ ное событие в форме другого, часто противоположного. В ре­ зультате сигнал перестает вос­ приниматься как часть события, он соотносится теперь с новым поведением (ситуацией, предме­ том), сохраняя, однако, связь со вилось поведение сообщества. В конце концов процесс логически приходит к завершению: пара­ доксальное поведение становит­ ся основным, полностью вытес­ няя старые формы сигнального поведения. Ситуации, действия или предметы, почему-либо не получающие означения, не су­ ществуют теперь для сообщества вообще. Система знакового пове­ дения, чтобы охватить все сторо­ ны жизни сообщества, а также само уже сложившееся знаковое поведение, все время усложняет­ ся: формирование знаков и упот­ ребление их порождает необхо­ димость в следующих знаках, а эти еще в одних и т. д. А что происходит с обезьяна­ ми, вставшими на описанный путь? Они вынуждены адаптиро­ ваться к новым условиям, менять­ ся. Выживают те, кто начинает ориентироваться не на сигналы и события, а на воображение и представление, те, которые на­ учились работать со знаками (со­ здавать их, понимать и т. д.). Здесь нужно вспомнить идею Шеллинга. Именно адаптация к новым условиям резко меняет ес­ тественные процессы развития обезьян как биологического вида. Формируются новые типы движений конечностей, новые типы ощущений, новые действия и операции в психике. Необходи­ мость адаптироваться к коммуни­ кации, работать со знаками и ору­ диями, действовать совместно трансформирует биологическую субстанцию обезьяны, создавая на ее основе существо переход­ ной формы. Это уже не обезьяна, но еще и не человек, а особое ме­ няющееся, адаптирующееся су­ щество, претерпевающее мета­ морфозы. Судя по палеонтологическим исследованиям, к концу четвер­ тичного периода адаптация су­ ществ переходной формы закан­ чивается, их физиология, органы тела, внешний облик, действия органов чувств теперь полностью отвечают коммуникации, требо­ ваниям совместной деятельности, знаковому поведению. Вадим РОЗИН. Доктор философских наук. (Окончание следует). «Аномалия» № 2 -9 6 (32 ). УЧРЕДИТЕЛИ: областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области, трудовые коллективы редакции газеты и издательско-полиграфического предприятия «Советская Сибирь». [ С О В Е Т С К А Я СИБИРЬ АДРЕС РЕДАКЦИИ: 630048, Новосибирск-48, ул. Немировича-Данченко, 104. Главный редактор Г. И. АВЕРЬЯНОВ. Газета зарегистрирована в Западно-Сибирском управлении Комитета РФ по печати. Per. Ns 36. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: приемная главного редактора, прием телефонограмм — 52 -49 -49 ; первый заместитель главного редактора, политический обозреватель — 44 -60 -17 ; заместитель главного редактора, обозреватель по вопросам науки и высшей школы — 44 -62—28; ответственный секретарь — 44 -64 -21 ; обозреватель по вопросам экономики — 44—63—16; обозреватель по вопросам кГ £ры ои просвещения — обозреватель по вопросам права — 52 -48—78; обозреватель по социальным вопросам — 44 -67 -21 . ОТДЕЛЫ: местных органов власти — 44 -55 -07 ; аграрно-промышленный — 52 -46 -94 , 44 -64 -10 ; писем и социальных проблем — 44 -63 -78 ; информационно-репортерская группа — 52 -46 -13 , 44 -60 -05 ; рекламный отдел —52 -52 -45 , 52—41—01. Комн. 74, 75, 9—й этаж, корреспондент субботнего выпуска — 44 -43 -74 ; фотокорреспонденты —44—61—21; • главный бухгалтер — 52 -46—47. КОРПУНКТЫ: • Барабинск — 54-28; • Татарск — 2 -08 -09 ; • Карасук — 5 -19 -4 7 . Номер подписан в печать — 14.00. По графику — 14.00. За содержание рекламных объявлений ответственность несут рекламодатели. Газета выходит 5 раз в неделю: по вторникам,средам, четвергам, пятницам и субботам. Офсетная печать. Объем 2 п. л. Заказ 6167. Тираж 41228. ИНДЕКС 52941. М 1 2 3 4 5 6 7 8 П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2