Советская Сибирь, 1996, № 167
Капризная дама — госбезопасность Белорусское издательство «Юнацтва» выпустило кни гу «Игры капризной дамы». Я мог никогда не узнать о ней, но кап ризны изгибы жизни. Мир дей стви тельно тесен . Недавно домой к нам заявился старый знакомый — я не сразу узнал его: лет 15 не виделись. Он — наш земляк, но сейчас волею судьбы оказался в Белоруссии. В свое время мы работали с ним в одной системе — КГБ СССР. Земляк приятно удивил меня — подарил вышеназванную книгу, автором которой он сам и явля ется . К н и га издана в серии «Библиотека приключений и фантастики» и предназначена «для старшего школьного воз раста». С пристрастием прочел книгу. Автор назвал ее романом-три логией. Мне ближе то, что в ог лавлении. Три повествования — «Заложники» , «Двенадцатый апостол», «Запах магнолий», объединенные общим названи ем «Игры капризной дамы». Автор «Капризной дамы» — коренной сибиряк, карасучанин С. А. Трахименок. Сергей Алек сандрович — разносторонне одаренный человек. Подпол ковник госбезопасности, уче ный, занимающийся проблема ми государственного управле ния и обеспечения безопаснос ти, преподающий курс админис- тра тивно го тра ва в институте национальной безопасности Белоруссии. И писатель. Автор повестей, рассказов , романов. Его рас- ра» . Очень пр озра чная «ширма». Как известно, г. Куй бышев Новосибирской области н е ко гд а носил имя К а и н с к . Автор книги, будучи офицером КГБ, работал некогда в этом го роде. А Каинск и Каминск в на звании недалеко ушли друг от Друга. Сибирский мотив незримо присутствует в книге С. Трахи- КНИЖНЫИ МИР сказ «Дело лейтенанта Прибла- гина» экранизирован Белорус ским телевидением... «Игры капризной дамы» — детектив? Детектив! Но и нечто большее — он слепок с нашей жизни. Надо отдать должное С. Трахименку — многое в его по вествованиях будет узнаваемо для новосибирцев. Обстановка совсем недавних времен, ситуа ции, а возможно, и персонажи. В аннотации к «Капризной даме» автор пишет, что «город Каминск (где происходят собы тия, описанные в книге), распо ложенный в самом центре Рос сии, является вымыслом авто- менка. Главное действующее лицо в повествованиях — Федор Внучек, исключительно порядочный человек, человек д ол га и сл о в а ,та л а н тл и вы й оперработник (возможно, в нем есть какие-то авторские черты). Первое повествование «За ложни ки» содержит все эле менты детектива, но уже в нем есть начало конфликта талант ливого, порядочного человека, который «не вписался» в оче редной «переломный, перест роечный» момент, в «систему». Конфликт только обозначен. Во втором повествовании «Двенадцатый апостол» конф ликт обнажен, все нервы нару жу. «Система» почти расправи лась с Федором, доведя его до психбольницы. Но С. Трахименок — неисп равимый оптимист. В третьей части книги «Запах магнолий» Внучек делает попытку само восстановления, самоутверж дения. Казалось бы, вопреки «здравому смыслу», он в оди ночку вступает в схватку с бан дой грабителей и убийц, орудо вавшей в Сочи... Характеры героев выписаны психологически точно. Книга пр ои зво д и т впечатление , и предназначена она не только «для старшего школьного воз раста». Удалась ли попытка самоут верждения Ф . Внучека — об этом судить читателю. Но, увы, хочу выразить искреннее сожа ление в том, что едва ли жители нашей области смогут прочесть « К а п р и зн ую дам у» ... И все- таки, надеюсь, найдется в Ново сибирске издатель, рискнувший взять на себя забо ту о том , чтобы писатель Сергей Трахи менок стал известен на родине. О. АНТИПИН. ШАХМАТЫ ма Т с ра с д о ци во и сти схорнаятюся Вот уже 30 лет в нашей об ласти постоянно проводятся массовые детские шахматные соревнования. На днях в го родском шахматном клубе Но восибирска завершились об ластные личные первенства среди мальчиков и девочек, где было 180 участников. Шахматный клуб мал для та кого огромного соревнования, и поэтому оно проводилось в две смены: малыши — утром, учащиеся старших классов — во второй-половине дня. Тур ниры проводились на дистан ции 9 туров. В последние годы детские соревнования организуются вплоть до первенства мира в различных возрастных груп пах: до 10 лет, до 12, до 14, до 16 и до 18 лет — раздельно для мальчиков и для девочек. Мы перечислим здесь лишь победителей в группах. До 10 лет — Саша Моисеев, Ира Чу- ваткина; до 12 лет — Илюша Зарезенко, Аня Новикова (она выиграла все 9 партий); до 14 лет — Женя Малашонок и Се режа Корниенко (они набрали по 7,5 очка, но по коэффици енту Жене присуждено первое место), Ира Кузнецова (она выиграла все 9 партий); группа до 16 лет — Ваня Бибко (Бердск) и Дима Бочаров (они набрали по 7,5 очка, но Ване присуждено первое мето); группы до 18 лет — Арсений Каргин; в группе девушек од новременно играли шахматис тки и до 16 лет — первое место заняли Катя Бобко (Бердск) и до 18 лет — Маша Загородникова (Бердск). Традиции массовых детских соревнований бережно сохра няются областной федера цией шахмат. Это очень важно с точки зрения воспитания детей (в областных соревнова ниях участвует лишь неболь шая доля юных шахматистов, занимающихся в учебных группах) и внушает надежду, что в нашей области вырастут новые гроссмейстеры. К. СУХАРЕВ. Осенний мотив. Фото Б. МОСКВИНА. Чехия: арестованы «крестные отцы» Серьезным ударом по секс - бизнесу в Западной Европе и странах Ближнего Востока стала совместная операция чешской полиции с «И н тер пол ом » . В Пра ге были арестованы три «крестных отца» мафии, постав лявшей «живой товар» в публич ные дома ряда государств из Чехии , Польши и стран СНГ. Таким образом , у преступного международного объединения, «филиалы» которого находятся от Владивостока до западночеш ского города Карлови-Вари, ока залась отсечена «голова», сооб щили корр. ИТАР-ТАСС в пресс- службе МВД Чешской Республи ки. Мафия сутенеров, считают в чешском МВД, «действует по- крупному» . В постсоциалисти- ческих странах она регистрирует свои подставные фирмы, специа лизирующиеся «на предоставле нии молодым красивым женщи нам престижной и хорошо опла чиваемой работы за границей». Новым направлением в их дея тельности стала ор ганизация международных «браков», когда клюнувшим на их крючок женщи нам агенты «солидных» фирм «гарантируют создание семьи с состоятельными западными предпринимателями». На самом деле, как показало расследование, все происходит по-иному. Заказчик, как правило, владелец ночного клуба, делает «заявку» на молодое пополнение своего персонала, в которой из лагает требования к внешности своих будущ их «со трудниц» , особо указывая размеры груди и бедер. Получив эти данные, ак тивным поиском нужного «това ра» начинают заниматься мафи озные филиалы от Тихого океана до Балтики. После заключения контракта у женщин отбирают заграничные паспорта и д ру гие документы якобы для избежания потери в период поездки к новому месту работы. Они хранятся у агентов «фирмы», которые передают их вместе с искательницами легкого счастья за ка з ч и кам . Хозяева борделей платят поставщикам за одну «новенькую» в среднем от 1500 до 3000 долларов. Из д о к ум е н то в , изъяты х у «крестных отцов» как неопро- вержимые д оказательства их преступной деятельности, следу ет, что мафия удовлетворяла самые «изысканные» требования своих клиентов. Один из владель цев казино в израильском городе Хайфа заказал им «свободно» говорящую по-английски голу боглазую блондинку с «осиной» талией, не старше 19 лет, не ниже 175, но и не выше 182 сантимет ров, размер груди — 6». За нее он предлагал 10 тысяч долларов, которые и выложил после по лучения нужного «экземпляра», доставленного из польского Кра кова. Ныне арестованные главари тор говцев «живым товаром» , среди которых два гражданина Чехии и один австриец, находят ся в предварительном заключе нии в пражской тюрьме «Панк- рац». Предполагается, что суд над ними состоится в конце теку щего года. По местным законам им грозит провести за решеткой 15 лет. Игорь ШАМШИН. Корр. ИТАР-ТАСС в Праге. СИТУАЦИЯ ------------------------------------------ - На « к а т у ш к е » п у сто — Вот уже года два, если не больше, в селе Бобровка Су- зунского района не заливают на зиму каток . Деревянная х о к кейная коробка есть, а энтузи астов спорта поубавилось. Кто уехал, а кто просто охладел к хоккею из-за рыночно-базар ной сумятицы, охватившей все и вся. Ребячья ватага, истосковав шись по морозцу, собирается в начале зимы на местной речке Каменке. Погоняют мальчишки шайбу на льду — и по домам. А «катушка», как называют хок- вы р о с л а к ап у ст а кейную коробку, стоит пустая, занесенная снегом. Однако каждую весну прихо дят сюда учени ки местной ш колы с лопатами . Зачем? Чтобы ...посадить капусту. Вот и в этом году вырастили они ко чаны для школьной столовой, то есть для себя. Всю хоккей ную площадку занять капустой, к сожалению, не удалось: часть растений не принялась, а до полни тельной рассады под рукой уже не оказалось. 0 1 СООБЩАЕТ ...Когда-то в Бобровке хо к кей был на высоте. На катке тренировались три команды: детская, подростковая и взрос лая. Теперь их нет. А может, со временем возродится здесь хоккей? Ведь растет же на «ка туш ке» кап у с та . . . Правда, «семьдесят одежек» ей дарит природа, а ребятам приобрести хоккейную амуницию стало не возможно. Н. ЦАРЕВ. КИНО Ущ е р б — п о лм и л ли а р д а С 22 по 29 августа пожарными подразделениями города и области по тушено 105 пожаров, поступило три ложных вызова, 44 пожара про изошло в жилых домах. В огне два человека погибли, тринадцать получили ожоги. Прямой ущерб от пожаров составил 500 млн. рублей. Из сводок: В г. Обь в ожоговый центр поступил подросток одиннадцати лет. На улице он заливал в бак мотоцикла бензин, пролил его на одежду. На его беду рядом курили сверстники. Парень получил ожоги 3-й степени тя жести. В ожоговый центр из Кировского района поступил мальчик шести лет с ожогами 2-й и 3-й .степени. Родная мама лечила сына, ставила ему банки и пролила на кожу спирт, который воспламенился. В Калининском районе по ул. Объединения сгорел строительный ва гончик, принадлежащий АООТ «Хоре». В огне погиб сторож фирмы. Причина пожара не установлена. В р. п. Коченево в частном доме по ул. Лесной в коридоре сгорели де ревянная ниша и одежда. Причина — короткое замыкание электрощита. Хозяин, 1958 г. р., пытался сам потушить пожар и при этом получил ожоги 1-й, 2-й степени. ПРЕСС-ЦЕНТР УГПС УВД. «АВРОРА» ВОЛЧЬЯ КРОВЬ — 14, 16, 18, 20 . ПОСЛЕ Д ОЖ Д И Ч К А В ЧЕТ ВЕРГ - 12. им. МАЯКОВСКОГО ВОЛЧЬЯ КРОВЬ — 12, 14, 16, 18, 20. «КОСМОС» КАРАТЕЛЬ — 15, 17, 19. «РАССВЕТ» Н ЕП РИ КАС А ЕМЫ Е -15, 17. ЛОВУШКА ДЛЯ КОШЕК — 11. ОНА С МЕТЛОЙ, ОН - В ЧЕР НОЙ ШЛЯПЕ — 13. Д К «АКАДЕМИЯ» ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ — 16, 19. «МАЯК» СЕМЬЯ - 17,20. Коллектив Новосибирско го управления лесами с глу боким прискорбием извеща ет о смерти после тяжелой непродолжительной болезни ветерана войны и труда ЛОБАНОВА Алексея Пименовича и выражает соболезнование родным и близким покойно го. ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ Откогожепроизошелчеловек? Как произошел человек? К этому почти уже вечному и край не трудному вопросу периодичес ки возвращаются то ученые, то религиозные деятели. Листая «Аномалии» прошлых лет, я об ратил внимание на то, что его за тронул и один из авторов вестни ка («Аномалия» № 9-91) Гурам Цушбая. Он отверг и теорию Дар вина, и теорию происхождения «гомо сапиенс» из обезьяны при повышении в незапамятные вре мена радиоактивного фона, до казывая, что разумная жизнь могла зародиться на Сатурне. Другими словами, он отстаивал гипотезу о панспермии, по кото рой жизнь на Землю была зане сена извне. Действительно, сло жившиеся теории происхожде ния человека вызывают сегодня большие сомнения и не отвечают уровню научного мышления (кстати, и теория панспермии тоже). Дарвинизм предполагает, что человек — биологический вид, однако сам Чарльз Дарвин счи тал, что одним естественным от бором происхождение человека из обезьяны нельзя объяснить. Помимо естественного отбора, считал он, необходимо привлечь теорию полового отбора (что хо рошо согласуется с данными со временной генной теории). Дар винизм опирается на сравнитель- но-анатомические данные (сход ство облика человека и обезьяны, атавизмы), изменчивость челове ка в пределах различных рас, факты эмбриологии, наконец, па леонтологические находки пере ходных форм (австралопитек, пи текантроп, синантроп и т.д.). Самое уязвимое место этой тео рии — отождествление человека с его внешним анатомическим об ликом. Она объясняет многое, но не может объяснить, как форми ровались сознание и разум, без которых «гомо сапиенс», т. е. «человек разумный» не является человеком (естественно, этого не может объяснить и теория мута ций, если не предполагать, что в результате мутаций возникло со знание). Библия начинается именно с утверждения, что человек был со здан Богом по «его образу и по добию», т. е. изначально наделен сознанием и разумом. Но творцы Библии не занимались специаль но проблемой происхождения че ловека и поэтому не объяснили, как согласовать эту точку зрения с палеонтологическими находка ми и просто со здравым смыслом, который всегда спрашивает: ну ладно, Бог, но объясните тогда, что это был за смысл у Бога со здать человека, для чего, зачем, откуда? На что верующий спра ведливо отвечает: «Бог есть тайна и чудо!» На этом диалог заканчи вается. Может быть, лучше подходит теория Ф. Энгельса о роли труда, общественных инстинктов и ис кусственной среды? Перечислен ные Энгельсом факторы исполь зовались им лишь для того, чтобы объяснить изменение анатоми ческих или физиологических осо бенностей — хватательных ко нечностей (из которых получи лись руки), зрения и слуха и, на конец, мозга. Но хотя сознание и разум человека предполагают до статочно развитый мозг, к мозгу они не сводятся. Хотя Энгельс и показал, под влиянием каких факторов могли изменяться не которые анатомические и физио логические свойства человекооб разных обезьян, ему не удалось объяснить главное — происхож дение человека. У него неясно также, то ли сознание развилось в результате труда и изготовле ния орудий, то ли, наоборот, по явление сознания обусловило пе реход от случайного использова ния камней, палок и пр. к изготов лению орудий. Осталась теория космических прародителей. Но, по сути, ее трудно обсуждать серьезно — ведь это способ снять проблему вообще, обойти ее, не решая. Сказать, что жизнь зародилась на Сатурне или в других галактиках в незапамятные времена — это значит расписаться в том, что мы не можем или не желаем объяс нять происхождение человека. Ну ладно, пусть разумная жизнь появилась на Сатурне или в дру гих галактиках, но там-то она как возникла? Все говорит о том, что пора предложить другой сценарий происхождения человека. На что здесь можно опереться, кроме данных науки? Прежде всего на философию и гуманитарную мысль. Уже Ф. Шеллинг, полеми зируя с материалистами, утверж дал, что объяснить происхожде ние человека можно лишь в том случае, если мы признаем, что дух трансформировал биологи ческую субстанцию, превратив тело обезьяны в тело человека. Обратите внимание: не обезьяну в человека, а тело обезьяны в тело человека. Но у Шеллинга су- щ е с т в о в а л разрыв: духа и сознания че ловека, с од ной стороны, и духа с биоло гической субс танцией — с другой. Из его концепции не ясно, как ин теллект может трансформи ровать биоло гическую субс танцию и как с о ш е с т в и е духа на эту с у б с т а н ц ию привело к со знанию чело века. Тем не менее идея Шеллин га представляется интересной. Другая идея навеяна культуро логическими исследованиями. Они показали, что нельзя гово рить о человеке вообще. Одно дело — архаический человек, другое — античный, третье — средневековый, четвертое — че ловек нового времени. Часто, го воря о человеке, мы мыслим его в неизменной антропологической модели. Из этой модели сегодня исходят и антрополог, и историк, и философ, и психолог, и педа гог. На словах признавая культур но-историческую теорию, мы не можем сказать, чем все-таки ар хаический человек отличается от античного, а они оба — от совре менного. Конечно, мы признаем, что в древнем мире или в средние века были разные общественные или экономические отношения, но человек, разве он не был тем же самым, разве он не так же видел, чувствовал и мыслил, как это делаем и мы? К тому же из вестно, что мозг и физиология че ловека в современном виде сформировались примерно еще в неолите и далее практически не изменялись. А вот еще один аргу мент в поддержку представления о константной, вечной природе человека: разве Платон и Аристо тель или блаженный Августин были менее умны и тонки, чем со временный человек, разве их ин дивидуальность существенно от личалась от современной разви той личности? В плане этого все общего, почти непосредственно го убеждения мыслит и философ, и психолог, и педагог. Он считает, что какие бы новые условия ни встречал человек в культуре, его развитие не выходит за уже очер ченный природой круг его чело веческих возможностей. Могут бесконечно меняться и совер шенствоваться орудия человека, как технические, так и интеллек туальные, а также общественные отношения людей, но сам чело век как был, так и остается неиз менным в своей сущности. Попытаемся взглянуть на эти вопросы несколько по-иному. Каждая культура создает своего человека, и в этом смысле между древним и современным челове ком столь же мало общего, сколько между взрослым и ре бенком. Подобно тому, как нель зя считать, что ребенок — это тот же взрослый, но еще много не уз навший, не имеющий еще взрос лого опыта, так нельзя считать и Платона современным челове ком. Платон принадлежит антич ной культуре, и в этом смысле он не смог бы понять и почувство вать многое из того, что доступно в наше время даже ребенку. Культурно-историческая концеп ция предлагает такой анализ че ловека, когда его сущность зада ется как принципиально соотне сенная с анализом сущности культуры. Конечно, тут не все просто. Естественно, что предпо сылки, генетические основания культуры сложились в недрах предыдущих культур (но не выро сли из них). И тем не менее в рам ках научного спора наше утверж дение должно быть сформулиро вано столь резко и обще. Как же теперь в связи с культурологичес кими исследованиями должна ставиться проблема происхожде ния человека и какого человека? Третья идея пришла из языко знания и семиотики. Здесь уже относительно давно выдвинута гипотеза, что сознание и разум сформировались под влиянием языка и общения. Имеет смысл вспомнить и гипотезу М. Бахтина, сформулированную в конце 20-х годов: «Действительность внут ренней психики, — писал он, — действительность знака. Вне зна кового материала нет психики... Психику нельзя анализировать как вещь, а можно лишь понимать и истолковывать как знак... Не столько знак приспосабливается к нашему внутреннему миру, рколько этот мир приспосаблива ется к возможностям знакового обозначения и выражения». От сюда следовало утверждение о том, что «психика в организме» — экстерриториальна. Это соци альное, проникшее в организм особи... знак, находящийся вне организма, должен войти во внут ренний мир, чтобы осуществить свое знаковое значение» (Воло- шинов В. Н. Марксизм и филосо фия языка. Л., 1930). Сходные идеи в это же самое время развивает и Л. С. Выгодс кий. Анализируя высшие психи ческие функции, он писал, что в этих функциях «определяющим целым или фокусом всего про цесса является знак и способ его употребления...» Сам же знак и его значение формируются сна чала во внешнем социальном контексте и лишь затем усваива ется (интериоризуется) во внут реннем плане психики (Выгодс кий Л. С. Развитие высших психи ческих функций. М., 1960). Попробуем теперь эти идеи применить для того, чтобы наме тить новый сценарий происхож дения человека. Вспомним, как развивается ре бенок примерно до 2—3 лет. В чем состоит его развитие? Не в том ли, что он адаптируется к коммуникации с матерью и отцом, «специализируется» в ней? Он учится фиксировать свой взгляд на другом (его руках, лице, глазах, фигуре), учится со относить произнесенное слово (сначала материнское, затем свое) с предметами и действиями, учится действовать согласованно (соединять свои усилия и дейст вия с усилиями и действиями взрослого). Именно в этом про цессе адаптации формируются значения слов и других знаков и складывается воображение ре бенка (он может помыслить, представить предмет, отвечаю щий слову и знаку). Вот если бы и в реконструкции истории челове чества удалось найти подобную «коммуникацию» и «родите лей»... Верующий человек тотчас же вспомнит Библию: «Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездной; и дух Божий носился над водою». Бог, дух Божий и есть подобные коммуникация и родители. Шеллингианец попра вил бы верующего: да, верно, но лучше говорить об интеллекте, духе вообще. Перенесемся в те доисторичес кие эпохи, когда сообщества че ловекообразных обезьян попали в какие-то необычные, экстре мальные для выживания условия (например, им пришлось спус титься с деревьев, искать пищу на открытых пространствах, защи щаться от хищных зверей, более широко, чем обычно, использо вать палки и камни). Можно предположить, что старым. Дистанция, напряжен ность между этими тремя элемен тами (сигналом, новой ситуацией и старыми ситуациями) в конце концов разрешается так, что по является знак. Сигнал теперь — знак новой ситуации, он обозна чает, выражает некоторое собы тие. И контекст у знака другой — не часть события, а коммуника ция. Теперь члены сообщества напряженно следят, какой сиг нал-звук издаст вожак, а вожак всякую новую парадоксальную ситуацию обозначает как некото-* рое событие. Теперь сигнал-знак влечет за собой представление определенной ситуации, в кото рой назревает новое поведение. В коммуникации действитель ность удваивается: один раз она сообщается вожаком, издающим звук, другой раз реализуется в конкретном означенном поведе нии. Интересно, что коллектив ные действия с естественными орудиями (камнями, палками, костями животных и т. д.) также являются парадоксальным пове дением. Эффект этих действий был для членов сообщества не ожиданным и странным — вмес то одного события получалось другое: удавалось добыть пищу, прогнать хищников, изменить в благоприятную сторону угрожа ющую ситуацию. Можно пред положить, что сигналы, запускав шие подобные совместные дейст вия, тоже становятся знаками, од нако не только нового поведения, но и связанных с ним орудий- предметов. Вероятно, так и формируются коммуникация, слова, воображе ние и память, помогающие созда вать знаки и обозначать с их по мощью различные ситуации и предметы. Чем чаще первобыт ные сообщества прибегали к па радоксальному поведению, тем больше сигналов превращались в знаки и тем эффективнее стано- здесь выживали лишь те сооб щества, которые начали осущес твлять «парадоксальное поведе ние». Чтобы пояснить, что это такое, вспомним рассказ Э. Сетон-Томпсона «Тито» о ма ленькой смелой самке койота. За Тито гнались борзые. «Через ми нуту собаки должны были на стичь ее и разорвать. Но вдруг Тито остановилась, повернулась и пошла навстречу собакам, при ветливо помахивая хвостом. Бор зые — совсем особые собаки. Они готовы догнать и растерзать всякого, кто бежит от них. Но тот, кто не убегает и спокойно глядит им в глаза, сразу перестает быть для них врагом. Так случилось и теперь. Разогнавшиеся борзые промчались мимо Тито, но сейчас же вернулись смущенные... Бор зые отказывались нападать на зверя, который вилял хвостом и не желал убегать...». Представим, что наше сообщество обезьян столкнулось с какими-то хищни ками. Вожак обезьян замечает, что и бежать некуда: справа и слева отвесные скалы, позади буйволы. И вот он, подобно Тито, на миг как бы «помешался»: вместо того, чтобы подать сигнал тревоги и бегства, подает проти воположный — все спокойно, не двигаемся. И, что странно, хищ ники, пораженные необычным поведением стаи обезьян, рети ровались, ушли в поисках более «нормальной» пищи. Разберем эту ситуацию. В обычном поведении сигналы яв ляются частью (элементом) собы тия. Сигнал тревоги вовсе не оз начает тревоги, это именно пер вая часть сложного поведения (события) животного. В парадок сальном же поведении в психике обезьян происходит сшибка двух событий: с одной стороны, они видят реальную опасность, с дру гой — вынуждены следовать сиг налу вожака, сигнализирующему, что нет опасности. В подобных парадоксальных ситуациях, кото рые были в те времена массовы ми, животное должно как бы выйти из себя, представить обыч ное событие в форме другого, часто противоположного. В ре зультате сигнал перестает вос приниматься как часть события, он соотносится теперь с новым поведением (ситуацией, предме том), сохраняя, однако, связь со вилось поведение сообщества. В конце концов процесс логически приходит к завершению: пара доксальное поведение становит ся основным, полностью вытес няя старые формы сигнального поведения. Ситуации, действия или предметы, почему-либо не получающие означения, не су ществуют теперь для сообщества вообще. Система знакового пове дения, чтобы охватить все сторо ны жизни сообщества, а также само уже сложившееся знаковое поведение, все время усложняет ся: формирование знаков и упот ребление их порождает необхо димость в следующих знаках, а эти еще в одних и т. д. А что происходит с обезьяна ми, вставшими на описанный путь? Они вынуждены адаптиро ваться к новым условиям, менять ся. Выживают те, кто начинает ориентироваться не на сигналы и события, а на воображение и представление, те, которые на учились работать со знаками (со здавать их, понимать и т. д.). Здесь нужно вспомнить идею Шеллинга. Именно адаптация к новым условиям резко меняет ес тественные процессы развития обезьян как биологического вида. Формируются новые типы движений конечностей, новые типы ощущений, новые действия и операции в психике. Необходи мость адаптироваться к коммуни кации, работать со знаками и ору диями, действовать совместно трансформирует биологическую субстанцию обезьяны, создавая на ее основе существо переход ной формы. Это уже не обезьяна, но еще и не человек, а особое ме няющееся, адаптирующееся су щество, претерпевающее мета морфозы. Судя по палеонтологическим исследованиям, к концу четвер тичного периода адаптация су ществ переходной формы закан чивается, их физиология, органы тела, внешний облик, действия органов чувств теперь полностью отвечают коммуникации, требо ваниям совместной деятельности, знаковому поведению. Вадим РОЗИН. Доктор философских наук. (Окончание следует). «Аномалия» № 2 -9 6 (32 ). УЧРЕДИТЕЛИ: областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области, трудовые коллективы редакции газеты и издательско-полиграфического предприятия «Советская Сибирь». [ С О В Е Т С К А Я СИБИРЬ АДРЕС РЕДАКЦИИ: 630048, Новосибирск-48, ул. Немировича-Данченко, 104. Главный редактор Г. И. АВЕРЬЯНОВ. Газета зарегистрирована в Западно-Сибирском управлении Комитета РФ по печати. Per. Ns 36. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: приемная главного редактора, прием телефонограмм — 52 -49 -49 ; первый заместитель главного редактора, политический обозреватель — 44 -60 -17 ; заместитель главного редактора, обозреватель по вопросам науки и высшей школы — 44 -62—28; ответственный секретарь — 44 -64 -21 ; обозреватель по вопросам экономики — 44—63—16; обозреватель по вопросам кГ £ры ои просвещения — обозреватель по вопросам права — 52 -48—78; обозреватель по социальным вопросам — 44 -67 -21 . ОТДЕЛЫ: местных органов власти — 44 -55 -07 ; аграрно-промышленный — 52 -46 -94 , 44 -64 -10 ; писем и социальных проблем — 44 -63 -78 ; информационно-репортерская группа — 52 -46 -13 , 44 -60 -05 ; рекламный отдел —52 -52 -45 , 52—41—01. Комн. 74, 75, 9—й этаж, корреспондент субботнего выпуска — 44 -43 -74 ; фотокорреспонденты —44—61—21; • главный бухгалтер — 52 -46—47. КОРПУНКТЫ: • Барабинск — 54-28; • Татарск — 2 -08 -09 ; • Карасук — 5 -19 -4 7 . Номер подписан в печать — 14.00. По графику — 14.00. За содержание рекламных объявлений ответственность несут рекламодатели. Газета выходит 5 раз в неделю: по вторникам,средам, четвергам, пятницам и субботам. Офсетная печать. Объем 2 п. л. Заказ 6167. Тираж 41228. ИНДЕКС 52941. М 1 2 3 4 5 6 7 8 П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2