Советская Сибирь, 1995, №062

НЕ ВГОНЯЙТЕ БОГА В КРАСКУ Человек сам задает себе стандарты жизни с учетом тех, которые задает сама жизнь. Запреты типа: «Не мате­ рись в моем присутствии» — подобны повелению Бога не срывать райские плоды. Ну не Ева, так Адам воздержит­ ся лишь на секунду, а потом быстрее мысли помчится к яблоне и нарочито громко ветку обломает. Пуще преж­ него слова ругнется, дабы до­ садить запретителю. Ребенок исподтишка больнее щиплет, поскольку прежняя привычка окрашивается дополнитель­ ной эмоцией — злостным уп­ рямством, детской непокор­ ностью. В уважаемом тобой челове­ ке хочется уважать все: и мысли, и поступки, и облик, и слова. А мат, что, тоже надо уважать? Мат — это оборотная сто­ рона пафоса. Соль для черес­ чур приторного блюда. Види­ мо, нам так долго обещали красоту, так навязчиво ее описывали, не давая даже в щелочку глянуть, что у нас началась аллергия: сначала на обещания, потом — на красоту, которую увидеть не дали. Может быть, мат — это порождение некрасивого от­ чаяния. Сперва — знамя про­ теста, потом — спальный ме­ шок из матерных лоскутов. Помню, меня, десятикласс­ ницу, потрясли бранные сло­ ва из уст первоклассников. Я подумала: мы такими не бы­ ли. Всего девять лет назад мы этого не знали. Мы такими становились. Обретали навы­ ки к старшим классам. Но в наших устах «заборное» сло­ во имело вес. Каждый бу­ лыжник и поднимался с целью, и достигал ее. А пер­ воклассники выщелкивали из себя брань, как семечную шелуху, не слыша, что гово­ рят, не понимая, зачем. Они просто вдохнули из воздуха — вместе с «мама», «трава». Мат теряет смысл, если про­ износится бессмысленно. По­ добно междометиям ох, ах, ой. Но ими хоть настроение выражаешь, живость расска­ зу придаешь. А мат в разго­ воре — словно воду глотаешь из крана и морщишься. Са­ мому невкусно. Джанни Родари писал, что дети должны выговаривать грубые слова — они тем са­ мым очищаются. Может, Ро­ дари имел в виду не те слова, которые я услышала от пер­ воклассников? Сыну моей подруги учительница записа­ ла в дневнике: «Нецензурно выражался». Мальчик сказал на девочку «козлиха», а та пожаловалась, что он ее гру­ бо обругал. Какое-то время я кантова­ лась в конторе, где матери­ лись все, кому не лень. Пона­ чалу слышала много незнако­ мых слов. Потом пошли по­ вторы. Как мозг ребенка бы­ стро схватывает языки, кото­ рые слышит, так и я впитыва­ ла непривычные выражения. И, впитывая, паниковала. По­ вторению их вслух организм сопротивлялся. За- силия в голове то­ же не хотел. Оста- валось вытесне­ ние. И я, как ни­ когда, много чита­ ла про себя сти­ хов. Народ в кон­ торе говорил о на­ сущном. А я глу­ шила «вражеские голоса» Цветае­ вой, Блоком, Окуд­ жавой. Пыталась ответить себе, почему не матерюсь. Не по­ тому, что ханжа. Просто для меня это мой примитив. Мат — это сор. С помощью слов я самовыражаюсь. Мое ору­ дие — язык. А в поиске точ­ ного эпитета, верной оценки я буду натыкаться на мат, ес­ ли позволю ему забиться в щели. Мат в силу своей про­ стоты хорошо запоминается, подобно часто повторяемому шлягеру, быстро западает в память и плавает на поверх­ ности. Мат искушает заме­ нить собой более сложное, глубокое слово. В школе, помнится, узнала термин «авторский знак». Это когда у классика запятая ли, тире стоят не по прави­ лам, а по личному хотению и осознанию. Плюс к этому — неологизмы. Это — свои сло­ ва. Толстой выдумывал свои. Маяковский — свои. Твори­ ли. А мы бездарно пользуем­ ся всеобщей ненормативной лексикой. У великих неподчи­ нение норме приводило к признанию права на особую норму — к исключению из правила. Наша ненормаль­ ность стандартна. Мы затво­ ряем для себя любые пополз­ новения к новизне, к «автор­ скому знаку». Зачем изобре­ тать, если уже есть обиход­ ный минимум — «потреби­ тельская корзина». Мат — уже не исключение из пра­ вил. Это правило игры. Стоит хорошо одетый па­ рень и ругается в трубку ис­ порченного телефона-авто- мата. Мат — это бравада са­ молюбия. Некоторым нра­ вится форсить цепочкой гре­ хов: пью, курю, матом руга­ юсь. Ни замаливать не спе­ шат, ни искоренять, хотя то и дело поминают, что креще­ ные. Так, только посетуют на публике, что надо бы пока­ яться и перестать Бога в кра­ ску вгонять. Бывает, ругнешься матом, хотя бы про себя, и легче ста­ нет. Когда очень нужны сло­ ва для обозначения досады и возмущения, на язык быстро подворачивается брань. А до­ садуем и возмущаемся мы неостановимо. И концов не сыскать: то ли досада порож­ дает мат, то ли мат порожда­ ет досаду? Когда бранное слово появляется в мозгу, хо­ чется сплюнуть, будто, прав­ да, помеха какая во рту. В японских фирмах есть рези­ новые куклы с лицами та­ мошних начальников. Осер­ чал — подошел стукнул или плюнул. Отношение выразил. А у нас — высказал. В туале­ те, в курилке. Где только свои услышат. Исподтишка скви­ тался — и чуть полегчало. Я слышала нецензурные слова из уст девушки, звучавшие как любовная ласка. Заслу­ шаться можно. Писатель Ги­ ляровский когда-то спас себе жизнь тем, что несколько ми­ нут без пауз матерился, ни разу не повторившись. Заво­ рожил слушателей в кабаке. Изысканный мат, говорят, то­ же творчество. Этажность мата повышается с ростом мастерства строителя. Мас­ терская брань не оставляет ощущения обруганности. На­ оборот, такое чувство, словно поучаствовал в любопытном разговоре. Ритм жизни требует корот­ ких и емких слов: выстрелил — поразил. Припечатал чело­ века, вещь, ситуацию. Можно поминать Бога, можно — что- нибудь пониже, мат — это молитва человека, не владею­ щего другими словами. Ты покоряешь те слова, которые тебе доступны. Мат — тоже религия. Заме­ нитель остальных. В их отсут­ ствие. Потом и в присутствии — не уступивший раз обси­ женного места. Так человек в толпе шарит перед собой ру­ кой, тычет в спины впереди идущих. То ли протолкнуть­ ся, то ли потеряться. Это ру­ ка ребенка в поисках взрос­ лого и в порыве оттеснить взрослого же. Шаг — к выхо­ ду от одиночества. И мат — о закрытую дверь. Слова боли. Лицо растерянности. А вре­ мя, как суровый родитель- одиночка, кидает детей в во­ ду, чтобы сами учились пла­ вать. Мат — поиск себе по­ добия. Клич «а-у» и отзыв «у- а». Без пояснений. Кто знает, может, мат (не весь, частично) тоже станет нормативной лексикой. Чем больше диссертаций о нем напишут, чем глубже станут изучать, тем признательнее относиться, внедрять, реко­ мендовать для распростране­ ния в наше матом осмыслен­ ное существование. Мы при­ вязались к нему. Осталось сменить знаки: минус на плюс. Смущает не мат — от­ ношение к нему. А этот за­ бор можно перекрасить. Татьяна БЕКИШЕВА. Рис. А. КЛИМАНА. ЕСЯТКУ ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ — Э-э-э, да у тебя вся спина белая! — сказала белая медведица белому мед­ ведю 1 апреля в зоопарке. В ответ тот заволновался, засуетился в поисках выбросов ближайшей ТЭЦ. П. УВАРОВ. г. Новосибирск. НОЖНИЦЫ На известном, если не сказать знаменитом, пустыре близ площади Маркса в Новосибирске, где гудит, не смолкая днями, спонтанная барахолка, довелось на­ блюдать такую картину. Бабулька собирала бутылки и прочие «ценности», роясь в кучах хлама. Вдруг (о счастье-то!) нашла не только пару веревочек, но и ма­ ленькие ножницы! Не успела она порадоваться, как к ней подскочили две жен­ щины из торговых рядов, схватили бедолагу за шиворот, подняли крик, отобрали ножницы, сославшись на то, что это потеря торговавших по соседству. Такая вот история о том, ка«с материально нищи одни и как духовно пусты другие. Такие вот «ножницы»... (Без подписи). г. Новосибирск. И ТО ДЕЛО! Когда Михаила Козакова с рисованным удивлением спрашивают: «Миша, а ты что здесь делаешь?» — он с нескрываемой гордостью отвечает: «Рекламирую кофе «Классик» фирмы «Элит». Интересно, что бы ответил Михаил Горбачев, если бы такой же вопрос ему задали сибиряки в ходе его недавнего визита в Новосибирск? Суть ответа была бы такой: «А меня пригласил Алеша . .» . В. ПАРШУКОВ. с. Та раданово. Сузунский район. БОЛЬШАЯ ВЕРА? Не раз видела, как идет из церкви одна верующая женщина. Крестится... на каждом повороте. Ступит на порог подъезда, повернется к свету — молится. Если подвернется случай для недовольства, ругается не хуже извозчика. Можно ли так молиться? М. ЛУЗЯНИНА. Тогучинский район. УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ ДЕНЬГИ А вкладчики в тоске, заплаканы их лица: Надеялись разбогатеть без «челноков», Но председатель банка точно провалился: Пошел «до ветру», да и был таков... А. ЛЮТОВ. г. Новосибирск. «ГРИЦКО, ГРАЙ!» Фома, умирая, просил жену: — Дарья, схорони меня с музыкой. Когда Фома скончался, пришла Дарья звать музыкантов. Те такую сумму за­ просили, что Дарья вскрикнула: — Вы шо, чокнуты?! Да Грицко в тридцать три раза дешевле возьмет! Повезли Фому хоронить. — Грицко, грай! — сказала Дарья. Тот до самого кладбища играл: «Едут новоселы...», «Ой ты, земля..> — звучало при опускании гроба. А. КАДОЧНИКОВ. п. Чернореченский, Искитимский район. СЕБЕ - ПОЛОВИНА. И ... ЕЩЕ ПОЛОВИНА Слышал мнение: заслуга приватизационного чека (ваучера) заключается уже в том, что удалось без браунинга произвести смену собственников. Н. ПЕРЕВЕРЗЕВ. г. Новосибирск. ПОЖЕЛАНИЕ Пусть вас окружают друзья и подруги. Пусть в прошлое канут и хворь, и недуги. Пусть вас не коснется беда-лихолетье, Пусть вам улыбнется второе столетье! Г. КУЗНЕЦОВ. Ленинский район. ФЕМИНИЗМЕ! Сдавать сердце только под ключ. * * * Захочешь подобрать безразмерный пояс верности — получится. В. КОНЯХИН. г. Москва. Материалы раздела по письмам читателей к публикации подготовил Н. ЦАРЕВ. На рисунке: вечный «треугольник» глазами художника А. ПАКА. I I Г иг—- —= —* \ ■I. ’ • г'И 'Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2