Советская Сибирь, 1995, №062
НЕ ВГОНЯЙТЕ БОГА В КРАСКУ Человек сам задает себе стандарты жизни с учетом тех, которые задает сама жизнь. Запреты типа: «Не мате рись в моем присутствии» — подобны повелению Бога не срывать райские плоды. Ну не Ева, так Адам воздержит ся лишь на секунду, а потом быстрее мысли помчится к яблоне и нарочито громко ветку обломает. Пуще преж него слова ругнется, дабы до садить запретителю. Ребенок исподтишка больнее щиплет, поскольку прежняя привычка окрашивается дополнитель ной эмоцией — злостным уп рямством, детской непокор ностью. В уважаемом тобой челове ке хочется уважать все: и мысли, и поступки, и облик, и слова. А мат, что, тоже надо уважать? Мат — это оборотная сто рона пафоса. Соль для черес чур приторного блюда. Види мо, нам так долго обещали красоту, так навязчиво ее описывали, не давая даже в щелочку глянуть, что у нас началась аллергия: сначала на обещания, потом — на красоту, которую увидеть не дали. Может быть, мат — это порождение некрасивого от чаяния. Сперва — знамя про теста, потом — спальный ме шок из матерных лоскутов. Помню, меня, десятикласс ницу, потрясли бранные сло ва из уст первоклассников. Я подумала: мы такими не бы ли. Всего девять лет назад мы этого не знали. Мы такими становились. Обретали навы ки к старшим классам. Но в наших устах «заборное» сло во имело вес. Каждый бу лыжник и поднимался с целью, и достигал ее. А пер воклассники выщелкивали из себя брань, как семечную шелуху, не слыша, что гово рят, не понимая, зачем. Они просто вдохнули из воздуха — вместе с «мама», «трава». Мат теряет смысл, если про износится бессмысленно. По добно междометиям ох, ах, ой. Но ими хоть настроение выражаешь, живость расска зу придаешь. А мат в разго воре — словно воду глотаешь из крана и морщишься. Са мому невкусно. Джанни Родари писал, что дети должны выговаривать грубые слова — они тем са мым очищаются. Может, Ро дари имел в виду не те слова, которые я услышала от пер воклассников? Сыну моей подруги учительница записа ла в дневнике: «Нецензурно выражался». Мальчик сказал на девочку «козлиха», а та пожаловалась, что он ее гру бо обругал. Какое-то время я кантова лась в конторе, где матери лись все, кому не лень. Пона чалу слышала много незнако мых слов. Потом пошли по вторы. Как мозг ребенка бы стро схватывает языки, кото рые слышит, так и я впитыва ла непривычные выражения. И, впитывая, паниковала. По вторению их вслух организм сопротивлялся. За- силия в голове то же не хотел. Оста- валось вытесне ние. И я, как ни когда, много чита ла про себя сти хов. Народ в кон торе говорил о на сущном. А я глу шила «вражеские голоса» Цветае вой, Блоком, Окуд жавой. Пыталась ответить себе, почему не матерюсь. Не по тому, что ханжа. Просто для меня это мой примитив. Мат — это сор. С помощью слов я самовыражаюсь. Мое ору дие — язык. А в поиске точ ного эпитета, верной оценки я буду натыкаться на мат, ес ли позволю ему забиться в щели. Мат в силу своей про стоты хорошо запоминается, подобно часто повторяемому шлягеру, быстро западает в память и плавает на поверх ности. Мат искушает заме нить собой более сложное, глубокое слово. В школе, помнится, узнала термин «авторский знак». Это когда у классика запятая ли, тире стоят не по прави лам, а по личному хотению и осознанию. Плюс к этому — неологизмы. Это — свои сло ва. Толстой выдумывал свои. Маяковский — свои. Твори ли. А мы бездарно пользуем ся всеобщей ненормативной лексикой. У великих неподчи нение норме приводило к признанию права на особую норму — к исключению из правила. Наша ненормаль ность стандартна. Мы затво ряем для себя любые пополз новения к новизне, к «автор скому знаку». Зачем изобре тать, если уже есть обиход ный минимум — «потреби тельская корзина». Мат — уже не исключение из пра вил. Это правило игры. Стоит хорошо одетый па рень и ругается в трубку ис порченного телефона-авто- мата. Мат — это бравада са молюбия. Некоторым нра вится форсить цепочкой гре хов: пью, курю, матом руга юсь. Ни замаливать не спе шат, ни искоренять, хотя то и дело поминают, что креще ные. Так, только посетуют на публике, что надо бы пока яться и перестать Бога в кра ску вгонять. Бывает, ругнешься матом, хотя бы про себя, и легче ста нет. Когда очень нужны сло ва для обозначения досады и возмущения, на язык быстро подворачивается брань. А до садуем и возмущаемся мы неостановимо. И концов не сыскать: то ли досада порож дает мат, то ли мат порожда ет досаду? Когда бранное слово появляется в мозгу, хо чется сплюнуть, будто, прав да, помеха какая во рту. В японских фирмах есть рези новые куклы с лицами та мошних начальников. Осер чал — подошел стукнул или плюнул. Отношение выразил. А у нас — высказал. В туале те, в курилке. Где только свои услышат. Исподтишка скви тался — и чуть полегчало. Я слышала нецензурные слова из уст девушки, звучавшие как любовная ласка. Заслу шаться можно. Писатель Ги ляровский когда-то спас себе жизнь тем, что несколько ми нут без пауз матерился, ни разу не повторившись. Заво рожил слушателей в кабаке. Изысканный мат, говорят, то же творчество. Этажность мата повышается с ростом мастерства строителя. Мас терская брань не оставляет ощущения обруганности. На оборот, такое чувство, словно поучаствовал в любопытном разговоре. Ритм жизни требует корот ких и емких слов: выстрелил — поразил. Припечатал чело века, вещь, ситуацию. Можно поминать Бога, можно — что- нибудь пониже, мат — это молитва человека, не владею щего другими словами. Ты покоряешь те слова, которые тебе доступны. Мат — тоже религия. Заме нитель остальных. В их отсут ствие. Потом и в присутствии — не уступивший раз обси женного места. Так человек в толпе шарит перед собой ру кой, тычет в спины впереди идущих. То ли протолкнуть ся, то ли потеряться. Это ру ка ребенка в поисках взрос лого и в порыве оттеснить взрослого же. Шаг — к выхо ду от одиночества. И мат — о закрытую дверь. Слова боли. Лицо растерянности. А вре мя, как суровый родитель- одиночка, кидает детей в во ду, чтобы сами учились пла вать. Мат — поиск себе по добия. Клич «а-у» и отзыв «у- а». Без пояснений. Кто знает, может, мат (не весь, частично) тоже станет нормативной лексикой. Чем больше диссертаций о нем напишут, чем глубже станут изучать, тем признательнее относиться, внедрять, реко мендовать для распростране ния в наше матом осмыслен ное существование. Мы при вязались к нему. Осталось сменить знаки: минус на плюс. Смущает не мат — от ношение к нему. А этот за бор можно перекрасить. Татьяна БЕКИШЕВА. Рис. А. КЛИМАНА. ЕСЯТКУ ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ — Э-э-э, да у тебя вся спина белая! — сказала белая медведица белому мед ведю 1 апреля в зоопарке. В ответ тот заволновался, засуетился в поисках выбросов ближайшей ТЭЦ. П. УВАРОВ. г. Новосибирск. НОЖНИЦЫ На известном, если не сказать знаменитом, пустыре близ площади Маркса в Новосибирске, где гудит, не смолкая днями, спонтанная барахолка, довелось на блюдать такую картину. Бабулька собирала бутылки и прочие «ценности», роясь в кучах хлама. Вдруг (о счастье-то!) нашла не только пару веревочек, но и ма ленькие ножницы! Не успела она порадоваться, как к ней подскочили две жен щины из торговых рядов, схватили бедолагу за шиворот, подняли крик, отобрали ножницы, сославшись на то, что это потеря торговавших по соседству. Такая вот история о том, ка«с материально нищи одни и как духовно пусты другие. Такие вот «ножницы»... (Без подписи). г. Новосибирск. И ТО ДЕЛО! Когда Михаила Козакова с рисованным удивлением спрашивают: «Миша, а ты что здесь делаешь?» — он с нескрываемой гордостью отвечает: «Рекламирую кофе «Классик» фирмы «Элит». Интересно, что бы ответил Михаил Горбачев, если бы такой же вопрос ему задали сибиряки в ходе его недавнего визита в Новосибирск? Суть ответа была бы такой: «А меня пригласил Алеша . .» . В. ПАРШУКОВ. с. Та раданово. Сузунский район. БОЛЬШАЯ ВЕРА? Не раз видела, как идет из церкви одна верующая женщина. Крестится... на каждом повороте. Ступит на порог подъезда, повернется к свету — молится. Если подвернется случай для недовольства, ругается не хуже извозчика. Можно ли так молиться? М. ЛУЗЯНИНА. Тогучинский район. УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ ДЕНЬГИ А вкладчики в тоске, заплаканы их лица: Надеялись разбогатеть без «челноков», Но председатель банка точно провалился: Пошел «до ветру», да и был таков... А. ЛЮТОВ. г. Новосибирск. «ГРИЦКО, ГРАЙ!» Фома, умирая, просил жену: — Дарья, схорони меня с музыкой. Когда Фома скончался, пришла Дарья звать музыкантов. Те такую сумму за просили, что Дарья вскрикнула: — Вы шо, чокнуты?! Да Грицко в тридцать три раза дешевле возьмет! Повезли Фому хоронить. — Грицко, грай! — сказала Дарья. Тот до самого кладбища играл: «Едут новоселы...», «Ой ты, земля..> — звучало при опускании гроба. А. КАДОЧНИКОВ. п. Чернореченский, Искитимский район. СЕБЕ - ПОЛОВИНА. И ... ЕЩЕ ПОЛОВИНА Слышал мнение: заслуга приватизационного чека (ваучера) заключается уже в том, что удалось без браунинга произвести смену собственников. Н. ПЕРЕВЕРЗЕВ. г. Новосибирск. ПОЖЕЛАНИЕ Пусть вас окружают друзья и подруги. Пусть в прошлое канут и хворь, и недуги. Пусть вас не коснется беда-лихолетье, Пусть вам улыбнется второе столетье! Г. КУЗНЕЦОВ. Ленинский район. ФЕМИНИЗМЕ! Сдавать сердце только под ключ. * * * Захочешь подобрать безразмерный пояс верности — получится. В. КОНЯХИН. г. Москва. Материалы раздела по письмам читателей к публикации подготовил Н. ЦАРЕВ. На рисунке: вечный «треугольник» глазами художника А. ПАКА. I I Г иг—- —= —* \ ■I. ’ • г'И 'Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2