Советская Сибирь, 1995, №062
(~ ОБЩЕСТВО ) 4. — Василий Семенович, вы пока еще не стали, но настойчиво стремитесь стать но восибирцем: ежемесячно наведываетесь в город, информируете о том, как решаются наши региональные вопросы. Вот и столицу России вы решили перенести к нам, в Но восибирск. Было ли это каким-то попули стским жестом или перенос надо понимать серьезно? — Я знаю, что кое-кто расценил мое предло жение как рекламный трюк или попытку, спасибо вам за теплые слова, стать новосибирцем в боль шей степени, чем коренные жители. На самом де ле в нем есть очень серьезный смысл. Уже само обсуждение проблемы «переезда» приносит практическую пользу. — Попытка обострить проблему «центр- регионы» в правительстве, президентских структурах? — Став депутатом, я очень быстро убедился, насколько нелепо и непропорционально происхо дит распределение между центром и регионами. Скажем, сейчас в среднем уровень денежного дохода москвича в пять раз больше, чем новоси бирца. Почему? Что, там лучше работают? Лучше соображают головы у людей? Нет. Это все сло жилось в силу нелепой системы, которая у нас го дами формировалась. Уже многие пытались тра диционно ставить вопрос: надо лучше распреде лять, делать умнее.. Но результата мы не видим никакого. — И тогда вы решили, что чем ярче будет форма, в которой вы привлечете внимание к этой проблеме, тем боль ше надежды на успех? — Уже сам факт, что мы начали говорить о переносе столицы, привел, в частности, к тому, что при корректировке бюджета на 1995 год около триллиона рублей было сня то с Москвы и распределено по регионам. В том числе и на строительство Новосибир ского метрополитена. Появилась в бюджете такая строка. Кстати, неожиданно для себя я обнаружил, как много сторонников этой идеи. — Где? — В том числе и в Государственной Думе. Недавно я и несколько единомышленников предложили внести в повестку Госдумы «перенос» столицы. Вопрос с ходу поддер жало более ста депутатов. Фактически поло вина от присутствовавших в зале. Результат очень высокий! И это подтверждает мои мысли о том, что перенос столицы' нельзя снимать с повестки, Пока не добьемся как минимум принципиальных улучшений в распределении бюджета внутри страны. — Надо полагать, что как только из менится отношение к регионам, так можно будет оставить эту затею? — Я вижу серьезный смысл в том, чтобы продолжать обсуждение этой идеи и далее. Это имеет смысл не столько финансовый, сколько геополитический. Наше государство оказалось в результате распада Союза силь но обрезанным с западной стороны. У нас там неблагоприятный климат на границе. И в Прибалтике, и на Украине мы ощущаем обострение. Усиливают свои позиции и НА ТО, и Европейский союз. — Недавно прошло сообщение о том, что Чехия предоставляет бывшие советские военные базы натовским подразделениям для проведения учений, отработки взаимо действия с армиями бывшего Варшавского договора. — Учитывая это обстоятельство и изменившу юся вообще геополитическую конфигурацию России, нам нужно центр тяжести национальных интересов переносить на восток. Там мы должны искать свое будущее, приоритетные экономиче ские связи. И поэтому перенос столицы ближе к ее географическому центру, в той точке, для ко торой Сахалин - это не что-то близкое к Японии, — становится все более и более актуальным. — В праздничные даты мы уже привыкли видеть в метро ваши красочные «портре ты-поздравления» с обязательной ремар кой «Наш человек в Москве». Она многими понимается буквально: наш человек в Мо скве что-то делает для новосибирцев. Вы уже упомянули о метро... Но я не думаю, что выделенные для Новосибирска 78 млрд, рублей — это заслуга только Липиц- кого, деньги под его угрозу о переносе Мо скву? — Да, конечно, это в любом случае становится суммарным вектором многочисленных усилий. Что касается других направлений моей деятельности... Знаете, в чем состоит драматическое противоре чие жизни и деятельности каждого депутата? По нашим конституционным полномочиям мы имеем право сейчас только писать и принимать законы. И Конституция ничего другого нам не предлагает. Поэтому в регламент работы Думы мы вновь вне сли, вернули понятие депутатского запроса. Как это было и раньше. Но надо прямо сказать, реак ция на депутатские запросы заметна лишь в тех министерствах, ведомствах, где остались старые кадры. Они в силу своего воспитания знают, что на депутатский запрос нужно отвечать. А там, где уже правит молодое поколение, особого внима ния на них не обращается. С них ведь за это никто не спросит.. — Выходит, ваши представления за вре мя депутатской деятельности в некоторой степени изменились: о всесилии, возмож ностях, полномочиях депутатского корпуса? — Я знал, как это будет происходить, и потому уже в ходе избирательной кампании делал акцент на этом, потому и появилась идея «ваш человек в Москве». Мне было понятно, что в этот раз будет гораздо труднее депутатам отстаивать региональ ные интересы. И многое придется решать через личные связи. Тот, у кого они есть, имеет некото рые преимущества перед другими. Когда новый человек попадает в эти коридоры власти, начинает в них плутать и искать контакты, то его шансы не велики. Мне оказалось несколько проще, чем другим коллегам, решать конкретные вопросы. Ведь почти ежедневно поступают просьбы, поручения, нака зы.. Идет обширная переписка. Люди обрзщают- ся-то в основном не по законотворческим воп росам.. — У меня прохудилась крыша... . — Именно так. Хотя есть категория избирателей, которая смотрит на роль депутата шире, предла гает поправки к законам, введение новых зако нодательных актов. Но в основном, повторяю, это совершенно конкретные, жизненные нужды. Чаще всего драмы, боль.. Мало кто делится радостями. Обращаются, естественно, и организации, заводы, администрации районов. — Как строятся ваши взаимоотношения с местными властями? Помогает ли это об щение решать задачи региона? — Областной Совет ведет большую и очень профессиональную законотворческую работу. Я и другие депутаты области получаем практически еженедельно заключения областного Совета по проектам законов. Так активно ведут себя далеко не все террито рии. Фактически по каждому закону мы имеем позицию областного Совета. Это мне очень помо гает. У меня нормальные рабочие отношения с об ластной администрацией. Несколько сложнее от ношения с мэрией — тут более конкретный уро вень дел. Приходится часто обращаться по жи лищным проблемам, по ремонту жилья, тепло трасс. Я, конечно, понимаю, что ресурсы всегда ограничены и есть у мэрии свои приоритеты, свои планы.. Но не очень приятно чувствовать себя пе ред избирателями, когда что-то не реализуется. — Скажите, как вы голосовали по бюд жету на 1995 год? — Отрицательно. Поддерживать бюджет — значит поддерживать правительство, его политику. А в нашем конкретном случае это еще означает и поддержать Чубайса. Он ведь ответственен в правительстве за финансово-экономическую сферу и выдавал бюджет как большое личное до стижение. Кроме того, я не верю в бюджет, в источники его пополнения, в прогноз по доходам, инфляции. Наверняка повторится история 1994 года, когда мы точно так же получили радужные прогнозы, а потом в конце года вышел министр финансов на трибуну и заявил: «Мы ошиблись в прогнозе... Этого у нас не получилось.. Налоги мы не собра ли, не получили..» — Вроде бы одна часть источников по полнения уже реализовалась. МВФ выде ляет 6 миллиардов долларов. — Если сложить все обещания, которые мы получаем в меяздународных финансовых институ тах, и сопоставить с тем. что из них осталось ре ально, то все будет понятно. К сожалению, доку менты, которые подписаны с МВФ, — это_ для фонда еще не основание для выплаты. - Откуда же тогда такое «единодушие» при голосовании по бюджету? - Голосовали «против» фракции «Коммунисты России», часть «ЯБЛока», часть ДПР с Сергеем Глазьевым и часть независимых депутатов. Ну а результат определялся несколькими факторами. Во-первых, двойственной позицией аграрной фракции. Будучи острыми противниками прави тельственной политики, аграрники всегда уступа ют, когда решаются некоторые специфические сельские проблемы. Во-вторых, сказалось традиционное голосова ние фракции ЛДПР. Являясь совершенно необуз данным критиком всего, что предпринимает пра вительство. эта фракция дивно меняется, когда дело доходит до голосования. Фактически бюджет был проведен Жириновским. Их фракция вообще не присутствовала на последних заседаниях (объ явила бойкот), но дружно явилась в этот день и проголосовала за бюджет. И третье — это двусмысленная позиция «ЯБ Лока». С одной стороны, Явлинский все время критикует бюджет, говорит, что это «филькина грамота», а с другой — бюджетный комитет, ко торый представляет бюджет, состоит в основном из членов его фракции. - Недавно на встрече с журналистами Борис Ельцин сказал: «Мне сейчас обста новка в стране нравится. У нас отношения с Государственной Думой, с Советом Феде рации самые добрые, с правительством... Бюджет приняли, это не манна небесная, а серьезная заявка на дальнейшее согласие». — Это, я думаю, сказано слишком сильно. Да, внешние атрибуты власти сейчас выглядят доста точно стабильно... — ...А буквально накануне в редакцию поступил текст законопроекта о выплате пособий, временной заработной платы тем, кто не работает. Не случайно ведь этот за кон готовится? В прессе появились аналитические вы кладки по бюджету малообеспеченных лю дей. Оказалось, что пенсионеры опять уже находятся за чертой всех минимумов и требуется вводить чуть ли не чрезвычайное положение в стране, чтобы спасать этих людей. Даже та добавка к минимальной пенсии, которую определил Президент, су щественно не меняет положение. — Сегодня мы имеем президентские «вето» на за кон об увеличении размера минимальной пенсии, зарплаты и на закон о восстановлении и защите сбережений. Два «вето» мы уже пол учили, это рекорд! Вот вам и реальная социаль ная политика — то, что делает власть после всех разговоров о социальной ориентации экономики. И это предпринимается ■сейчас в угоду совер шенно провалившейся монетаристской концеп ции. — Василий Семе нович , что сейчас происходит с партией Руцкого? Недавно он побывал в Новосибирске, собрал членов местной организации, снял с партийной должности одних, утвердил других.. — К сожалению, вот такое, несколько легкое отношение к партийным традициям и дисциплине у Александра Владимировича. И связано оно, как мне кажется, в основном с тем, что он в общем- то был всегда далек от партийных дел. Сначала потому, что был вице-президентом и, естественно, не мог заниматься деталями. Затем было тюрем ное заключение. Ну а сразу после выхода из Ле фортова он увлекся идеей создания социал-пат риотического движения «Держава». И тоже был как-то в стороне от того, чем занимались партий ные организации. По-моему, это породило у него переоценку своих возможностей, своего влияния на эти орга низации. Такое ощущение, что все его идеи дол жны восприниматься вне критики, вне обсуждения и приниматься к безусловному выполнению. Между тем наша партия формировалась и дейст вовала в последние годы как социал-демократи ческая Смена ее названия на социал-демократи ческую в мае 1994 года стало реализацией того, что было в ней заложено с самого начала. Это ведь было записано и в уставе, но не отражалось в названии. И когда мы начали создавать Социал-демок ратический союз (СДС), собрав воедино социал- демократические силы, то видели, что в партии есть два течения. Значительное большинство организаций (порядка 60) участвовало в создании СДС. Около 20 организаций — в формировании «Держа вы». Я не считал нужным обострять этот воп рос. Жизнь должна показать: с кем и как? И до определенного момента Руцкой, в общем, это понимал и не стремился к обострению. И вдруг совершенно неожиданно на за седании правления Александр Владимиро вич потребовал, чтобы «прекратили зани маться социал-демократией» и все пошли под знамена «Державы». Причем катего рично: кто не с нами, тот против нас. . Естественно, правление партии не могло поддержать такую странную идею, которая противоречит нашему уставу, программе и всему на свете. Это должна быть уже ка кая-то другая партия Когда правление высказалось против, Александр Владимирович собрал людей, часть из которых к партии вообще не име ла никакого отношения, объявил их сове том партии и принял решение, что он всех.. меняет, снимает, назначает. Член партии, кроме законов Конституции, должен вы полнять еще и партийный устав. Если не выполняет, значит, он не член этой партии. Это было трудное решение, потому что и в личном, и в человеческом плане мы с ним много прошли вместе. К сожалению, вопрос этот не исчерпан. Возникают атаки с той стороны. Но пар тийные организации продолжают работать. Сейчас мы готовимся к проведению оче редного заседания федерального совета СДС. Наша партия на выборы пойдет, бе зусловно, в составе Социал-демократиче ского союза, в блоке с профсоюзами, дру гими социалистическими организациями. — Расскажите о ваших намерениях в эту избирательную кампанию. — Меня очень беспокоит уже третья волна разговоров о том. что выборы ничего не дадут, что их надо переносить. Что во имя стабильности надо подождать пару годков. Восемь крупнейших мо сковских банков, а это, по сути, «спруты», которые пустили корни уже по всей стране, выступили с заявлением о том, что поддержат те политические сипы, которые будут добиваться переноса или от мены выборов. Почему, не трудно понять. Они удовлетворены тем, что сейчас происходит в стра не. Недавно в Думе создана новая группа — «Ста бильность», которая прямо заявила о том, что ста вит своей задачей перенос выборов. Поэтому, прежде чем строить личные планы, придется еще побороться за то, чтобы эти выборы были. Веп беседу А. ЖАРИНОВ. Фото Б. МОСКВИНА. И граем , невзирая Продолжение на стр. 5. На вопросы «Советской Сибири» отвечает депутат Государственной Думы, председатель политсовета Российской социал-демократической народной партии В. С. ЛИПИЦКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2