Советская Сибирь, 1995, №062

с СЕМЬЯ 3 20 . «ТИХАЯ ОБИТЕЛЬ» Правоохранительные органы бьют тревогу: прогрес­ сируют подростковая преступность и наркомания. Озабочены медики, работники военкоматов: если и дальше будем «развиваться» в том же русле, то кто сможет в армии служить, кто создаст полноценную семью? Кстати, о семье. Мы до сих пор мало что знаем об этом наиважнейшем институте цивилизации — о ее законах и противоречиях, секретах и надостатках... Мне вспоминается давний случай, потрясший своей абсурдностью. Жила-была семья. По всем общепри­ нятым меркам — вполне благополучная ячейка обще­ ства. Отец, мать и два сына-студента. Трагедия про­ изошла подобно грому в ясный день: старший сын за­ стрелил из ружья брата, а затем покончил с собой. Никакого объяснения случившемуся милиция и роди­ тели найти не смогли. Это наводит на очень грустные размышления о том, что, живя одной семьей, люди так и не знают, не по­ нимают родных... Или не хотят понять? О семейных проблемах, приводящих нередко к совершению пре­ ступления, в беседе с нашим обозревателем расска­ зывает сотрудник Института терапии Сибирского от­ деления академии медицинских наук Российской Федерации Марина Владимировна Мордовцева. — Семья — достаточно сложны й фено­ мен ж и зн и общества. Гораздо в большей мере это относится к семье , где есть дети, — так, по крайней мере , представляется лю д ям , изучающим семейные проблемы . Наши семейные узы по стоянно проходя т ка к бы испытание на прочность . Одним из п о д о б н ы х о п а с н ы х м ом е н т о в является под ро с т ко вы й период детей . Очень часто они вдру г уходя т из дома , бродяжничаю т , ссорятся с родителями , соверш аю т пре ­ ступления ... — Э то к а к б о л е з н ь , к о т о р а я п о т о м п р о х о д и т , и в з р о с л ы й ч е л о в е к в с п о м и ­ н а е т о н е й с с о д р о г а н и е м . К а к а я « ч е р ­ ная с и л а » м у чи л а е го ? — В смысле «болезни» м ож н о говорить о п о д ро с т ко вом периоде лишь имея в ви­ ду те нежела тельные последствия , ко то ­ рые не удалось предотвратить в семье . На самом ж е деле «опасный возраст» моло­ до го человека — процесс за коном ерны й и д аж е более того — необходимы й ему. С четырнадцати лет ре бено к начинает чувст­ вовать себя взрослым человеком — у него п о я в л яю т с я свои о ц е н к и о к р уж а ю щ е го мира, свой социальный кру г , свои ценност ­ ные ка те гори и . В этот слож ны й м ом ен т родители на психоло гическом уро вне от­ вер гаю тся . Это естественный процесс , и прои сходи т он практически со всеми деть ­ ми в большей или м еньшей степени . — В э т о т п е р и о д м н о г и е р о д и т е л и з а в и д у ю т т ем с е м ь я м , г д е н е т п о с т о ­ я н н ы х т я ж е л ы х о б ъ я с н е н и й с п о д р о с т ­ к о м п о п о в о д у н е у б р а н н о й п о с у д ы , р а з б р о с а н н ы х в е щ е й . . . — м а л ь ч и к или д е в о ч к а я в л яю т с о б о й о б р а з е ц п о с л у ­ ш а н и я . — Разочарую вас: не всегда подобное « р в е н и е » п р о и с т е ка е т на со з н а те л ь н ом уро вне — ре бено к пси холо гически подав ­ лен, не в состоянии противостоять волево­ му н а ж и м у ро ди тел ей . Став взрослыми , «посл уш ны е» д е ти испы ты ваю т большие проблемы при сам ос тоя тел ьном выборе ж и з н е н н о г о пути , им т р у д н о рисковать , принимать решения . Психотерапевты о та­ ких детях говорят : «удобный» ребено к . — « У д о б н ы й » — д л я р о д и т е л е й ? — Да . Родители могут и не осознавать свое го э гои зма по о тнош ению к сыну или дочери , ка к говоря т психоло ги , они «при­ чиняю т доб ро» ребен ку ... Не стремясь при этом сер ье зно вникнуть в его желания и запросы . — К а к о й ж е т и п п о д р о с т к а в с т р е ч а ­ ем мы т е п е р ь ? — Всегда в по д ро с т ко в ой среде остро п р о и с х о д и л а б о р ь б а за л и д е р с т в о — с т р ем л е н и е вы д е л и т ь с я , в том числе и внеш не . Современны й м ом ент характерен обострением этого процесса — общество соци ал ьно расслаивается , утрачены пр и ­ вы чны е ц е н н о с ти в о т н ош е н и я х м е ж д у лю д ьм и , очень сл ож н о по д р о с т ку обрести уверенно сть , стать личностью ... Проблемы под ро с т ка во м но гом являются о траж е ни ­ ем проблем родителей , их продолж ением . М не п р и х о д и т с я уб еж д а ть с я в том , что м но гие взрослые се годня просто раздав­ лены новыми условиями ж и зн и , до к ом п ­ ле ксо в неполноценности , до нервной де ­ прессии . Чаще в беду попадают лю ди ум ­ ственно го труда, с клонны е к самоанализу. Еще вчера они были на высоте полож ения (н а п р и м е р , п р е п о д а в а л и в инс ти ту те ) и го р д и л и с ь с о б о й , с в о и м и п о с т у п к а м и , взглядами . А се годня — оказались на низ ­ кой социальной ступеньке общества, а на высшую поднялся их антипод . Далеко не все сумеют без потерь приспособиться к новой своей роли. — М а р и н а В л а д и м и р о в н а , вы к р и т и ­ к у е т е э ти х л ю д е й или н о вы е у с л о в и я ж и з н и ? — Я ка к психотерапевт склонна видеть первопричину несчастья в самом челове­ ке . Да , изменились условия — не по на­ шей, к аж е т с я , воле . Но ж и з н ь в целом все гда м уд рее личных пр ед ста влений и расчетов, и надо доверять ей. Надо найти свою нишу в новом обществе. Во все вре­ мена было трудно таланту, но они были и добивались признания , напере кор обстоя­ тельствам. Но не о славе я хочу говорить — это удел одиноче к . Как ж ить всем ос­ тальным, которы е остались без привычной работы, долж нос тей , круга зна комы х? Ес­ ли человек осо знает себя личностью , оце­ нивает себя и дру ги х не по внешним атри­ бутам успеха, его судьба складывается без со круш ающ их по терь . В общем-то в той или иной м ере все означенные моменты вечны для человека , но с е го д н я , повто ­ ряю , ситуация усугубляется переходным , нестабильным состоянием всего общества: традиции нарушены , этикета нет, социаль­ ны х сл о е в н е т — в з р о с л о м у ч е л о в е ку очень сложно поня ть свой статус, а что уж там говорить о подрос тке ... — Какие конфликты могут возникать в семье на этой почве? — Н априм ер , родители не могут сми­ риться с новой своей ролью , в душе посе ­ ляется зависть к более удачливым гражда ­ нам, их поведение по отношению к ребен­ к у не в се гд а а д е к в а т н о . Д е т я м н уж ны сильные родители , не в смысле физиче­ с к о й силы, хотя и это на определенном этапе ж и зн и ребен ка очень важно , — ему нуж ны уверенны е родители, уверенные в будущем семьи и в во зм ож н о с тя х своих детей . Для подростка очень важно и то, чтобы родители не мешали ему. Одна из ош ибо к взрослых ка к раз и состоит в том, что мы уделяем детям то внимание, ко то ­ рое больше интересно нам самим, совер­ ш енно не учитывая настроение ребенка , его реальных проблем . Бедой многих се­ мей является то, что люди ж ивут вместе, а не знаю т д р у г друга . Мы настолько одино ­ ки , что стремимся в диалоге рассказать о себе, показать себя, а не услышать др у го ­ го ... При тестировании супруги не могут от­ ветить на самые простые вопросы , относя ­ щиеся к вкусам , пристрастиям , ж и зненным пр ин ц и пам лю б и м о го человека . Вм есто и с кренних чувств и по ступ ков в отношени ­ ях супругов проявляется фальшь. А стра­ даю т дети — они до гады ваю тся , что их хвалят или ругаю т в зависимости от пере ­ мирия или войны в стане родителей , по ­ том один из них начинает искать в ребен­ к е с о ю з н и к а в за тя н у вш е й с я сем е й н о й распре ... П одро с то к понимает, что к нему лично родители не питают настоящих род ­ ствен ны х чувств , и появляе тся желание оставить их и жить самостоятельно . — М а р и н а В л а д и м и р о в н а , быть м о ­ ж е т , н е п о л н ы е с е м ь и и м е ю т в э т ом см ы с л е п р е и м ущ е с т в а —; мам а ж и в е т с сыном, им бывает трудно, но им нече­ го и некого делить... — Д о лж н а вас разочаровать — это т ож е далеко не идеальная семья . Здесь т ож е неред ко возникаю т почти неразрешимые проблемы . Например , в поступках мальчи­ ка м о ж е т пр оя ви ть ся линия по вед ен и я «скры то го супружества» , ко гда мама не­ вольно навязывает ребен ку психологиче­ с кую роль супруга: он ходи т за по куп кам и , делает ремонт в квартире , помогает маме вы б ра ть ф асон п л а тья , у ча с тв уе т в ее встречах с подругами и т. п. И постепенно мальчик перестает развиваться — этакий маленький старичок. Ему интересны свер ­ стни ки , их ж и зн ь , но он боится обидеть мать, а повзрослев , не м ож е т создать и соб ственную семью . В дальнейшем неу­ довлетворенность собой м ож е т послужить п р и ч и н о й а со ц и а л ь н о го п о в е д е н и я или опасного заболевания. И но гда взрослые сознательно , из эго­ истических побуждений порабощают сво ­ их детей , не представляя все-таки, навер­ н о е , д о к о н ц а , к а к у ю о ш и б к у с о в е р ш а ю т . Д о л ж н а еще зам етить — м ужчины , как более н е з а в и с и м ы е н а т у ры , гора здо реж е провоци ­ рую т дочерей на подо ­ бную зависимость. — У вас не с к л а д ы ­ в а е т с я в п е ч а т л е н и е , что с е м ь я — в е с ь м а н е п р о ч н о е , н е с о в е р ­ ш е н н о е о б щ е с т в е н ­ н о е о б р а з о в а н и е , и с е г о д н я о н а р уш и т с я п о в с е м е с т н о ? . . К а ­ ж е т с я , и сам а п р и р о ­ д а мало д а е т о с н о в а ­ н и й , ч т о бы с е м е й н ы е о т н ош е н и я м е ж д у м у ж ч и н о й и ж е н щ и ­ н о й п р о д о л ж а л и с ь д о с т а т о ч н о д о л г о . — Моральные, нравственные основы об­ щества, религия — они непроверяемы . Так жили люди веками — и в этом глубокий смысл заложен, социальные законы и при ­ р о д ны е усло вия . С ем ейны е о тнош ения пр ед с то и т всеми силами со в е рш ен с тв о ­ вать и укреплять — в этом и спасение от хаоса. Да, семья сейчас претерпевает су­ щественные изменения , нам не повезло, что мы оказались в этом временном от­ ре зке глобального переустройства. Но не так уж и все, поверьте, плохо. Например , пси хол о ги с удивлением убеждаю тся — для со в р ем ен но го м ужчины , заня то го в области бизнеса, семья все более жела­ тельна, необходима . На фоне постоянно го напряж ения , риска семья воспринимается им как тихая обитель, надежная крепость , где м ож н о расслабиться и восстановить силы. — В семьях «новых русских» мень­ ше конфликтов с детьми? — М е н ьш е . Х о р о ш и й м а те р и а л ьны й уровень позволяет семье интересно про ­ водить свой отдых, не сосредоточиваться и злиш н е на пи тании , п о к у п к а х о д еж д ы и т. д . Но, повторяю , и здесь нет гарантии вечно безоблачному миру. Ребенок н уж ­ дается в свободе, а с другой стороны — ж аж д е т самых близких, доверительных от­ ношений . Не каждая семья м ож е т успеш ­ но преодолеть подобное противоречие. — Марина Владимировна, послуша­ ют нас люди и скажут: а зачем заво­ дить детей, если полностью не распо­ ряжаться их судьбой? Ведь издавна в народе цель в деторождении была — новая рабочая сила в хозяйстве... — Могу сказать одно : за все в ж и зни надо платить. Если люди заводили детей из чисто «утилитарных» соображ ений , то че с тно ли треб ова ть от них и с кр е н н е й любви к себе? И надо помнить еще — ре ­ б е н о к н е п р о и зв о л ь н о любит родителей лишь в младенчестве (так уж позаботилась природа), а потом его любовь надо заслу­ жить , завоевать. Ар гум ент «я твоя мать, и ты обязан ...» чаще звучит из уст матери, которая теряет расположение ребенка . Не н уж но о т ож ­ дествлять себя со своим ребен ком . Это опасно в ситуации, ко гда любая его ошиб­ ка психологически воспринимается роди ­ телем как личный грех и возвращается к ребен ку карой, зачастую совершенно не­ соизмеримой с проступком . Бывает, дети готовы даже уйти из ж и зни под гнетом ро ­ дительских обвинений. — Какой образ современной семьи рисуется вам? Как много благополуч­ ных семей? — Их мало. Семья в масштабах государ ­ ства сегодня терпит бедствие, и ее надо спасать. Возьмите школу, дворы — «трав­ ка» для п о д р о с т к о в стала обычным д е ­ лом... Для других — с уд орож но е зараба­ тывание дене г заслоняет все иные интере­ сы. Грустно . Тр удно у нас с семейным бла­ гополучием и по иным причинам : боль­ шинство населения страны вышло из не ­ полноценных семей — причина тому вой­ на и другие бесконечные катаклизмы . Нам еще только предстоит сформировать рос­ сийскую науку, культуру и философию се­ мейных отнош ений , изучив непр ед в зя то опыт предыдущих поколений . Не забывая при этом , что идеальной семьи не сущест­ вует, что каждый человек счастлив на зем ­ ле в меру личных представлений о сча­ стье. Интервью вел Вадим ГЛУХОВ. С ектор «ПРИЗ» ПРОДОЛЖАЕМигра? У- \ Продолжение на стр. 21,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2