Советская Сибирь, 1995, №062
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ ) 18 . (Продолжение. Начало в суббот них выпусках №№ 3—57). Самолеты падают в море Начинался такой же, казалось, день, как другие. Но я с утра отме чал в нем какие-то особенности. Настораживала тишина на рассве те. Даже птицы пели как-то при глушенно, будто не совсем просну лись. За корейской долиной смер ти, из-за чуть виднеющихся в ма реве горных хребтов, выкатился ог ромный кровавый шар солнца. Он лишц на' какое-то мгновение заце пился <3а пики вершин, но тут же оторвался от них и бочком поплыл вверх, а на него уже двинулись со всех сторон тучи. Наблюдая эту, не каждому до- /йупную картину, я уже могу пред положить, что день будет не только сумрачным, но и тревожным. Бом бардировщиков бояться пока не стоит, они — любители ночных прогулок, а истребители и штурмо вики порезвятся вволю. Облачная, без дождя, погода самая для них подходящая. Вскоре предчувствия мои под твердились. Появился первый ран ний гость — «крест». «Крест» зашел от Желтого моря и парит над «лентой» (кодовое на звание реки Ялуцзян) прямо к мо сту. «Сигнал» первым открыл огонь. Чем ближе самолет к мосту, тем кучнее разрывы снарядов. Обидно смотреть на черные облач ка разрывов в километре позади, правее и левее самолета, ниже и выше. Когда же научимся метче стрелять? Да и «крест», как шаль ной, мечется из стороны в сторону — попробуй в него попасть. Но близко к. мосту его не пустила сплошная огненная завеса загради тельного огня. Разведчик круто свернул вправо, и только его и ви дели — скрылся в рыхлых тучах. Не успели объявить отбой, как засекли новые цели. Самолеты про тивника шли со всех сторон, и каж дый рвался к мосту. Сплошная ка нонада батарей слилась с хлопками разрывов, пушечней пальбой и тре ском пулеметов, с ревом десятков реактивных двигателей при фор сажных скоростях в страшную ка кофонию из еще не придуманных ужасных сказок. Зенитки враз замолчали, как по давились своими же снарядами. От наступившей тишины давит в ушах. «Сейбры» забрались высоко высоко, слились там с небесной хмарью. Но стрелять перестали не из-за этого. Как будто выпущенные из гигантских пращей, в небо впи ваются «миги». Летчики штопором забираются в поднебесье и сразу вступают в бой, стреляя из малока либерных пушек, пулеметов. «Сей бры» отвечают плотным огнем всей шестерки крупнокалиберных пуле метов. Больше сотни чужих и наших замельтешили в смертельной схват ке. Мы, казалось, ко всему уже привыкшие, и то не часто наблюда ем такие воздушные бои. Хотелось бы помочь летчикам зенитным ог нем, но в небе сплошное месиво: где там наши, где американцы? Все но сятся на форсажных скоростях, об становка меняется каждую долю секунды. Вряд ли на нее повлияют наши старенькие зенитки. Прямо над головой «миги» пре следуют «сейбров». Вот-вот они их нагонят. Но сбоку, наперерез «ми гам», несутся еще два американца. Наши, увлекшись преследованием, их не замечают. Кто-то рядом со мной кричит: «Берегитесь! Справа «горбатые»!. Вроде бы летчик услы шит... А «сейбры» уже жалят ог ненными трассами. У ведомого са молета пулеметной очередью, как бритвой, отсекло крыло. Летчик не воспользовался парашютом, види мо, был убит. Кувыркаясь, одно крылый самолет упал в устье реки. Погиб еще один «сулен». О том, что могилой ему стала река Ялуцзян, никто из родных и близких не уз нает, не догадается. И после смерти тайна продолжает оставаться тай ной. Но труби, трубач! Вот оно — воз мездие! Гибель товарища ожесто чила наших. Летчики бесстрашно направили свои самолеты к «сейб- ру», решетят его из пушек. Заморец задымил и, заваливаясь набок, по тянул к спасительному для него Желтому морю. Там дежурят по сты, они подбирают своих летчи ков. У нас таких постов нет. Если «сулен» окажется в море, то, кроме акулы, к нему никто не подплывет. Конечно, могут «спасти» американ цы или южнокорейцы. Но это иск лючено: русские здесь нс воюют, а плен — это не по нашей части. Для русского лучше смерть, чем позоря щий Родину, разглашающий ее тайну плен. Я знаю, что многие со ветские летчики сбитых самолетов исчезали бесследно, хотя американ ских, английских пилотов в плен брали, они этого не боялись. Подраненному «сейбру» уйти не удалось. Догнавший его «миг» по лоснул пушечной очередью, и са молет, окутавшись дымом, рухнул вместе с летчиком в пучину моря. Над самым мостом задымил еще один наш самолет и круто устре мился к земле, оставив в небе ма ленькую белую точку — катапуль тировавшегося летчика. Истреби тель врезался в рисовое поле и взорвался кроваво-черным фонта ном. Воздушный бой все жарче. В гла зах мельтешат самолеты. Трудно понять, где чужие, где наши, хотя почти каждый зенитчик, а развед чик тем более, с ходу может отли чить «мига» от «сейбра», «креста», «сундука»... по очертанию, скоро сти, маневренности. Да когда там, едва успеваешь следить за теми, кого подбили, кого четвертовали, и уже не самолет, а пласты обшивки, части и детали сыплются в море. Штурмовики наседают на мост. Снижаются чуть ли не до самой земли еще далеко, чтобы подойти незаметно. Но «миги» отважно бро саются в лобовую атаку, и амери канцы не выдерживают. Еще одного «мига» зацепили. Он задымил и по наклонной потянул в сторону моря, оставив в небе кро хотную белую точку. Это катапуль тировавшийся летчик. Как бы не повторилось с ним то, что случи лось несколько минут назад. Все наблюдавшие с земли за воздуш ным боем были как бы вместе с этим летчиком. Два «мига» кружи ли вокруг белой пушинки одуван чика, остервенело бросались на подруливающие «сейбры». По рации на своем КП слышим переговоры из поднебесья. С ко мандного пункта летунов, что неда леко от нас в сопках, запрашивают: — Что ты там делаешь, Строч ков? — Дерусь! Все деремся! — во весь эфир кричит Строчков. — А каковы результаты? — Вы что, слепые, не видите, что колбаской крутимся! — злится командир полка Строчков. — Ос тавьте нас в покое! Не мешайте! — О результатах спрашиваем, — не унимаются на КП. — Да идите вы к черту с вашими результатами! — взревел Строчков. И через мгновенье уже спокойно твердо. — Сердцев! За хвостом у тебя «горбатый»! — Вижу! — Уходи с разворотом, да бок не подставь... На командном пункте летунов молчание. Поняли, что в бою пило там не до них. Темными ночами, когда наши встречают или провожают «летаю щие крепости», «сундуки», эфир нс бывает немым. — Уточните координаты цели. Ничего не вижу. С командного пункта передают квадрат, высоту, скорость самоле тов противника. — Вижу выхлопы двигателей. Преследую! Степанов! Гаврильчик! Коршунов! Следуйте за мной. Что? Не трусь, догоним, у наших скоро сть вдвое больше. — Открываю огонь... Снаряды не долетают. — Подходи ближе, задери нос... — Понял... Попал! У «крепости» отвалилось крыло, экипаж сыплет ся в море... — Хвалю! Сирам у тебя «горба тый»! Будь внимательней. — Осталось пять снарядов. — Точнее целься... Из ночных боев летчики всегда возвращаются с внушительными трофеями, сбивая полком по пять— шесть «летающих крепостей». Сби тые самолеты падают на сушу, но больше в море — Желтое и океан — Тихий. Только не всегда все на ши возвращаются из боя. О тех, кто не приземлился на своих аэродро мах, молча скорбим... А парашютист все ниже и ниже. Хорошо, что в небе нет больше аме риканских самолетов, улетели и наши «охранники», спалив все го рючее. Да и само небо посветлело — потихоньку редеют тучи. Прямо над нашей командной фанзой купол парашюта. Оловян ным солдатиком смотрится летчик. Он пытается стропами подправить полет парашюта, чтобы не снесло в Ялуцзян. Не хочется купаться, хотя в этом нет ничего страшного: теп лынь, а утонуть не дадут несущие круглосуточно вахту у моста китай ские и корейские спасатели на во де. Я не перестаю удивляться пове дению аньдунских жителей, их не обузданному любопытству, отзыв чивости и бурной реакции на все происходящие события. Мало ли у нас дома, в Союзе, бывает важны;: сообщений по радио? Но мы не бе жим , сломя голову, на улицы. Здесь все иначе. Выступил по радио Мао Цзэдун, призвал всех «работать, засучив рукава и потуже затянув пояса». Не успел он догово рить, а уже тысячи людей высыпа ли на улицы, всюду вспыхивают бурные стихийные митинги в под держку великого кормчего. Как из- под земли появляются ораторы. И все это потом выпивается в празд ничные шествия с флагами, песня ми, крикливыми лозунгами, здра вицами в честь великого Мао. Нашего брата надо долго раска чивать, не раз и не два позвать на митинг или демонстрацию, да еще пообещать, что там будут «давать или продавать какой-нибудь дефи цит», тогда, может, расшевелимся. А тут все происходит, как изверже ние вулкана, как будто в душе каж дого китайца воцарился этакий ма ленький замполитик и руководит поступками человека. На улицах, задрав головы к небу, стоят прохожие. Идущие в разных направлениях своих дел люди вдруг останавливаются, меняют прежний маршрут и устремляются к предпо лагаемому месту приземления па рашютиста. Чей он — американ ский, корейский, китайский, рус ский? — не столь важно. Главное — своими глазами увидеть спу стившегося с самого неба человека. Парашют виден из любой точки Аньдуня и даже из блйжайших де ревень. И отовсюду люди торопятся к несчастному летчику. Продавцы оставляют без присмотра свои лот ки, рикши бросают среди дороги велосипеды, мамы волокут за руки упирающихся ребятишек. Даже ба бушки маленькими ножками семе нят. . Из западной части города хлыну ла тысячная толпа зевак. Она уже возле железнодорожного перехода, и кажется, что людей ничто не ос тановит. Но китайцы уважают дис циплину. Все, как по команде, за мирают перед медленно ползущим железнодорюжным составом, а едва миновал последний вагон, хлынули волной, подталкивая и сбивая с ног друг друга, на улицу Сталина. Там уже коснулся земли наш летчик. — Сулен! Хо, Сулен! — Турман та-та-та... — Сталин! Мао!.. Кричат китайцы, и каждому хочется, чтобы летчик услышал именно его, а потому невообрази мый шум. Но уже подоспели китайские до бровольцы, тоже следившие за при землением парашютиста. Отгоняют людей от закольцованного толпой летчика. Оказавшиеся поближе ки тайцы норювят отхватит,, от :тарта шюта лоскут ткани «на память». Солдаты их оттесняют, собирают парашют, бросают его в кузов, туда же бережно поднимают, видимо покалеченного, летчика, сами вис нут на бортах, мухами облепили машину, повернувшую к нашим тылам, размахивают красными флажками, стреляют в воздух, сви стят и улюлюкают, разгоняя с доро ги любопытных. Как и следовало ожидать, после дневной тренировки, устроенной истребителями и штурмовиками противника, во время которой «кре сты» фотогргафировали все подряд, с первыми сумерками стали появ ляться группы бомбардирювщиков. Близко они не подходили, сбрасы вали свой груз в районе Пхеньяна, на восточном побережье Северной Кореи, и быстро сматывались. Основной налет, как и прежде, пришелся на период с двух до трех часов ночи. От японских островов, по-домашнему неторопливо, окру женные роем истребителей, шли «летающие крепости». Вторая груп- па таких же самолетов заходила со стороны Желтого моря. Сразу оп ределилось четкое направление обеих групп — железнодорожный мост через Ялуцзян. Наши в батареях уже поднаторе ли ставить рассчитанные подпол ковником Морозенко «для всех слу чаев» полосы заградительного огня. Командир передавал полкам: «За- градогонь — вариант два...» Мог быть вариант первый, третий, пя тый — до десяти. И вот уже высоко вокруг моста огненное кольцо раз рывов преградило путь бомбарди ровщикам. Они не стали рисковать, не полезли в самое пекло, отвора чивали в разные стороны, хладно кровно засыпая бомбами позиции наших батарей, аэродромы, города Сингисю, Нисю, малые деревень ки, «ошибочно» попадали в Аньдун, окрестности города. Мы уже знали от своего началь ства, что американским командова нием определена солидная долла ровая награда летчикам, уничто жившим наш командный пункт. А много ли для нашей хлипкой фан зы надо — снаряда хватит. Если бы не плотный зенитный огонь да не «миги», рассеивающие в небе авиа цию противника, от нашей покачи вающейся при сильном ветре фан зы давно бы осталось мокрое место, ее не раз бы уже смешали с землей. Зато мы каждый день видим, как в километре от нас, на невысокой плоской сопке, китайцы вот уже который месяц строят новый ко мандный пункт дивизии с подзем ными коммуникациями. С темна до темна, как муравьи, они поднима ются на сопку и скатываются об ратно, на тачках, на коромыслах, просто на загривках поднимают мешки с цементом, щебнем, разные строительные материалы. Никаких тракторов, подъемных кранов. Но сколько они еще провозятся и доживем ли мы до нового КП? (Продолжение следует). На снимке: фронтовые друзья, слева — С. Опарин; на шоссе к Пекину.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2