Советская Сибирь, 1995, №062
( ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА ) 14. I > Кто же был тот, кому выпала такая высокая честь? Наука до сих пор не знает однозначного от вета на этот вопрос. Принято считать началом образования Руси как государства 862-й год, когда Новгородское вече призвало на княжение Рюрика. Одни историки, так называемые норманнисты, полагают, что Рюрик был норманном (датчанином либо шведом). Другие убеждены, что был он чистым славянином, руси чем. Теорий и всевозможных остроумных гипотез множество. Однако не часто встречаются исследо ватели, которые в создании российской общности усматривают высшее водительство и опираются на создаваемые народом высшие духовные ценности. Вспомним пока лишь одно художественное по лотно — роман А. И. Красницкого «В дали веков», вышедший еще в 1901 году. Герой романа Избор (что означает «избранник судьбы» — родственник правителя Новгорода князя Гостомысла. Но и это высокое родство не спасает от сурового приговора Рюрик-Сокол В «Русском календаре» на 1995 год есть краткая запись — поминовение об ушедшем из жизни 8 марта 879 года (23 февраля по старому стилю) «ле гендарном первом русском князе Рюрике». Прошло более тысячи лет, и хотя спорят истори ки до сих пор о том, кем был Рюрик и был ли он в действительности, народ хранит благодарную па мять о человеке, ставшем легендой. О Рюрике, как и некоторых других выдающихся вождях, мало со хранилось биографических сведений. Однако мы знаем, что великая династия Рюриковичей около 700 лет строила русскую землю. Каким могучим ду хом, несгибаемым воином и мудрым правителем должен был быть зачинатель династии, о добром древе которого можем судить по плодам наслед ников его. Удивительно мудрыми были 33 года правления Олега Вещего, опекуна и наставника Игоря, мало летнего сына Рюрика. Верный заветам своего кня зя и побратима Рюрика, Олег объединил южные ки евские и северные новгородские земли в единое государство Русь со столицей в Киеве. Он пред принял грандиозный по тем временам поход на Ви зантию и прибил на вратах Царьграда щиты как сви детельство победной мощи Руси. Затем 24 года во главе Руси стояла первая жен щина-правительница, первая христианка среди во дителей державы — Ольга Святая, жена Игоря, сы на Рюрика. Воплощая идеи Рюрика и Олега о мир ном развитии, она мудро управляла государством. 35 лет правил Русью внук Ольги, известный ис тории как Владимир Святой, Равноапостольный, Владимир Красное Солнышко. При нем была кре щена Русь. Он положил начало народному образо ванию, строя школы и училища. 35 лет столь мудро правил государством один из сыновей Владимира, что остался в памяти благо дарных потомков как Ярослав Мудрый. Он широко продолжил дело просвещения, а также укрепления устоев государства, утвердив в Киеве писаный свод законов «Русская правда». юношу, случайно в грозу попавшего в священную рощу. Волхвы требуют казнить всякого, чья нога ступит в святилище. Избор вместе со своим спа сителем норманном Рулавом и с другими славян скими юношами вынужден бежать из родной зем ли к норманнам. Спаситель Избора приводит юно шу к старухе-прорицательнице, чтобы узнать его будущее. «Великое будущее у тебя, юноша! — говорила ведунья. — Ты будешь повелителем той огромной страны, которую я видела... из рода в род будет увеличиваться твоя страна. Сотни лет будут пра вить ею твои потомки, вооружаемые вечной сла вою, а имя твое перейдет в память всех городов во веки веков! Приветствую тебя, владыка полми- ра!». «Когда же это будет, матушка?» — спросил юно ша, пораженный этими загадочными словами. «Когда ты будешь соколом!». Мы узнаем из романа дальнейшую судьбу Избо ра. Участие в походе норманнов на ильменские земли, разорение родной страны чужеземцами — тяжкий урок для героя. Однако во время этого по хода русичи дали Рюрику прозвище Сокол. Ясна мысль писателя — теперь должно исполняться про рочество, поскольку «ты сам знаешь: «рюрик» на языке скандинавов и «сокол» на языке славян — одно и то же». Так и случается: Рюрик призван на правление в Новгород. Почему именно новгородцы нуждались в прави теле? К моменту появления Рюрика русы уже обрели немалый опыт для построения государства. Бога тый торговый город Новгород имел вполне сложив шееся государственное право. Это — «Новгород ская правда», накопленная веками мудрость наро- Два чувства давно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу. Любовь к отеческим гробам. А. ПУШКИН Подвиг Сергия Были в истории России времена, когда самые напряженные положения и обостренные противо речия мирно разрешались вовремя произнесен ными увещевательными словами, наполненными духовной силой. И было так во времена татарско го нашествия, когда не только татары угрожали земле русской, но еще более вредили ей междо усобные княжеские войны, когда русские убивали своих же соотечественников, В то время Москов ское государство только зарождалось, и князья других городов постоянно воевали против него, поочередно заключая союзы то с литовцами, то с татарами. Но то была внешняя видимая жизнь нового го сударства, а другая, менее видимая и сокровен ная, проходила в монастырских обителях, где в молитвах и напряженной духовной работе рожда лась Святая Русь. Создателем и воспитателем ее был игумен Троицкой обители Сергий Радонеж ский. В его лице святая Русь непосредственно влияла на Русь светскую, в своей деятельности Сергий пытался ввести политику в рамки христианской нравственности и создавал традицию духовного противодействия лицемерию, коварству, безнрав ственности. Не насильственное присоединение к Московии новых княжеств, а их соборное объе- да, выраженная 8 своде законов высокого нравст венного уровня. Город имел вполне сложившееся государственное управление. Им управляли посад ник, старейшины и советы, избираемые на вече. По современным меркам — демократическая респуб лика во главе с президентом. Однако немало стра дала новгородская земля от набегов соседей, а бо лее того — от родовых междоусобиц. Когда же умер князь Гостомысл. встал вопрос о правителе из рода Славена. Почему именно из рода Славена? Ответ на этот вопрос можно найти в «Русских ведах», в самом древнем письменном памятнике их — «Влесовой книге», которая прослеживает ис торию русов еще со II века до н. э. Из этого древнего документа мы узнаем, какие высшие идеи вели русов на протяжении веков. Это идея следования высшей воле единого бога. По преданиям волхвов, русы вели свой род непосред ственно от богов. Они считали себя внуками Дажь- бога, солнечного бога, а отцом своим считали стар шего бога Света — Сварога: «Без Сварога не име ем ничего». В преданности Сварогу видели причи ну побед, в отходе от его воли — причину пораже ний. Князь Славен считался потомком Дажьбога. Эти идеи были живы и в IX веке, когда новгород цы призвали князя Рюрика на правление. Не рассматривая здесь множество прочих вер сий, связанных с приходом Рюрика, отметим те вы сшие принципы, которые Рюрик проявил готов ность исполнить. Единоначалие. Мы знаем из истории и явля емся свидетелями того, в какие беды ввергается народ, когда мнящие себя вождями подстрекают его к разъединению, братоубийственным войнам. Первые указы Рюрика, как подчеркивает А. И. Крас- ницкий, были направлены на укрепление власти единого государя и сплочение родов. Умудренный жизненным опытом, опытный мореплаватель и во еначальник. Рюрик принес в новгородскую вольни цу понятие воинской дисциплины. И в то же время мудро сумел принять опыт новгородского управле ния. Отметим попутно, что в IX веке и много позже норманнские племена не имели сколько-нибудь развитой государственности. В е р н о с т ь з а к о н у . П р е е м с т в е н н о с т ь . Рюрик пришел не нарушить новгородскую правду, а исполнить ее. Он опирался на коллективный ра зум народа, на высшие качества его духа, его свя тыни. Рюрик явил уважение к своему народу, к его из бранникам. Каждый свободно допускался к князю со своей нуждой и мог рассчитывать на справед ливое решение, если приходил с правдой. Но когда один из ильменских родов затеял сму ту. Рюрик немилосердно покарал зачинщиков, ре шив пожертвовать одним родом, чтобы спасти страну от ужасов нового междоусобия. Не будем судить о цене жертвы сегодняшними мерами. 17 лет его правления были годами мира и соби рания сил. Отметим тот факт, что Рюрик стал щи том Руси: благодаря ему норманны больше не при ходили на Русь как враги. Только в XIII веке запад ные иноземцы осмелились напасть на новгород ские земли, но были разгромлены 20-летним Рюри ковичем — новгородским князем Александром, прозванным за эту победу Невским. Непреходящее значение роли Рюрика в созда нии государства российского состоит, главным об разом, в том, что он выступил как соединитель во ли высшей и чаяний народных. Утверждая в жизни высшие идеалы, он опирался прежде всего на опыт, мудрость и волю народа. Он был тем фоку сом, где собирались все высшие энергии. М. РАДИНА. Богатырь. Фото В. ЮГОВА. динение, имеющее в своей основе евангельское общежитие. Не случайно жизнь Сергия была посвящена святой Троице. В семилетием возрасте прохожим странником ему было предсказано быть обителью святой Троицы, и с тех пор смысл своей жизни он видел в том. чтобы, говоря словами летописца, «взиранием на единство святой Троицы побеж дать страх перед ненавистной рознью мира сего». По натуре своей Сергий не был проповедником, и его духовная работа обычно проходила в стенах монастыря, со словами любви и единомыслия об ращался Сергий к посетителям — от крестьянина до князя. Но бывали случаи, когда он все же по кидал монастырь и отправлялся в путь, чтобы по гасить пожар ненависти, вспыхивающий то в од ном, то в другом месте Руси. Следуя данному им обету, «конь исключается из употребления святых», Сергий все свои походы совершал пешком, по бездорожью, не имея кры ши для ночлега, в залатанной рясе, с посохом и котомкой за плечами, где была миска, ложка да десяток сухарей. Путь был опасен, и не только и з - за разбойников, грабивших одиноких путников (бедный монах не вызывал у них интереса), но в то время часты были эпидемии чумы, беспрепят ственно распространявшейся с полчищами крыс и по корно принимаемой народом ка к «кара божья». По дороге Сергий видел немало мертвых, опустошенных чумой деревень. Многие монасты ри запирали в то время наглухо ворота и непре рывной молитвой просили господа о милосердии. Известны походы Сергия в Ростов, Нижний Новгород, Переяславль Залесский, Тверь, Рязань. Поход Сергия в Ростов был связан с попыткой местного князя выступить против великого князя Московского. До нас не дошло содержание их беседы, известно только, что через год ростовский князь мирно уступил свое княжество московско му наместнику. Трудным для Сергия был поход в Нижний Нов город. Местный князь Борис посягнул на то, что в Древней Руси считалось неприкосновенным — младший брат силой овладел тем, что по праву принадлежит старшему. И Борису было чем воз разить Сергию — ведь и московские князья не однократно нарушали древний обычай. Напрасно Сергий убеждал, что на зло нельзя отвечать злом, иначе цепь зла никогда не прервется. Борис дол жен примириться с братом, отдать ему, как стар шему. Нижний Новгород и признать верховную власть князя Московского. Но напрасны были все увещевания. В порыве самоутверждения выкрик нул князь Борис почти в лицо Сергию: «Честь свою никому не отдам!». Игумен ушел, не благословив князя. Им владе ла глубокая скорбь. Он потерпел поражение, но жалел своего победителя, ибо предчувствовал, что победа не принесет тому ничего, кроме зла. Так и случилось, когда, преданный своими бо ярами, князь Борис был схвачен московскими во еводами, разлучен с семьей и умер в темнице. Влияние Сергия распространялось и на княже ские съезды. Традиция княжеских съездов (сне— мов) уходила еще в домонгольскую Русь. Порой на этих съездах удавалось распутать самые запу танные узлы межкняжеских отношений. Одним из таких съездов был съезд в Переяс- лавле-Залесском в 1374 году. Участники съезда обсуждали вопрос об отношениях с Ордой. Сергий был противником того дерзкого, рискованного курса на обострение отношений с «погаными», который повели два Дмитрия — московский и нижегородский. Не «дразнить» Орду, а следовать заветам Ивана Калиты и любой ценой сохранить мир с нею, именно это игумен советовал москов скому князю Дмитрию. «Аще имениа и злата, и сребра хотят, даждь им».„ И только в том случае, если эти уступки не остановят татар, «а чрез то аще имут ратовати нас», князю следует взяться за меч. Огромное нервное напряжение, которое испы тал Сергий в Переяславле, не прошло даром. Ве роятно, оно было причиной того. что. вернувшись в свою обитель, он тяжело заболел и пролежал шесть месяцев. Но события развивались так, что к сентябрю 1380 года войско хана Мамая уже стояло на Ку ликовом поле, готовясь окончательно поработить и сокрушить Русь. И здесь, впервые в истории, князю Дмитрию потребовалось создать крестьян ское народное ополчение. Зная огромный автори тет Сергия в глазах народа, Дмитрий обращается к игумену за помощью. Но прежде, чем дать кня зю благословение, Сергий спрашивает его: «Все ли ты сделал, все ли меры принял, чтобы предот вратить страшную битву?» И только получив ут вердительный ответ, он дает ему свое благосло вение. Куликовская битва, хотя и имела решающее значение, но не была последней. Летом 1382 года хан Тохгамыш выступил в поход на Русь. И тут князьями овладело отчаяние. Каждый думал о том. чтобы спасти себя и свою вотчину, хотя бы ценой предательства. Войско князя Дмитрия отошло к Волоколамску, самому тверскому рубежу, и была опасность того, что тверской князь Михаил, воспользовавшись тя желыми для Москвы обстоятельствами, мог по сягнуть на сложившийся порядок межкняжеских отношений. В эти тревожные дни Сергий вновь почувствовал себя призванным к миротворчеству. Он снова берет в руки посох странника и идет в Тверь, где ведет переговоры с князем Михаи лом. Авторитет Сергия был в то время так высок, что отказать ему в свидании князь не мог. Ре зультатом этой встречи было то, что Михаил не пошел на предательство и не ударил москвичам в тыл. Во многом благодаря Сергию Московское го сударство сохранило свое единство и выдержало даже такой мощный удар, как нашествие хана Тохтамыша. Оставаясь верным себе, Сергий и в последние десять лет жизни совершал миротворческие по ходы. Летопись сохранила рассказ об одном из них. Осенью 1385 года радонежский игумен по просьбе Дмитрия ходил в Рязань на переговоры с хитрым и коварным рязанским князем Олегом. К этому времени Москва находилась в состоянии войны с Рязанью. Рязань была сильна, и Дмитрий опасался решающего сражения, не будучи уве ренным в его исходе. Он направил к Олегу своих послов с предложением мира, но рязанский князь выдвигал унизительные для Дмитрия условия Пе реговоры зашли в тупик. Казалось, не сегодня- завтра вновь засвистят стрелы, зазвенят мечи, польется кровь... Вот тогда московский князь и решил прибегнуть к помощи Сергия Радонежско го. И Сергию удалось переубедить сурового князя, слова убеждения были все те же — известные в ту эпоху каждому евангельские наставления, но в устах Сергия за ними стояла таинственная власть без насилия, власть кротости и доброты. Если представлялась возможность, преподоб ный и законодательно стремился отстоять прин ципы мирного существования Руси. Именно он скрепил своей подписью закон о престолонасле дии от отца к сыну, положив конец борьбе за мо сковский престол между остальными родственни ками и прочими соискателями. Из глубины веков светит нам великий пример поисков мира и согласия, истинно русская идея соборного единения, прошедшая проверку мно говековой историей государства российского. И. ТОМАШЕВСКАЯ. ч»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2