Советская Сибирь, 1995, №043

21 ( ГОСТЬ НОМЕРА ли ген тны х родителей , не все могут вырваться на премьеру в театр. А разве вина ребенка, что их папы и мамы в поисках кус­ ка хлеба забывают порой пого­ ворить с ним?.. Это беда нашего вр ем ени . Таким детям нужно еще больше внимания. В п о следн ее в р ем я на мои уроки иногда приходят коллеги из других школ. Посидят час, посидят другой, а потом недоу­ менно спрашивают: «Так вы ка­ кой предмет ведете: театр или природоведение, или физику?». О твечаю : «Это, скорее всего, уроки общ ения» . Да, у нас в школе есть два педагога, кото­ рые действительно знакомят ре­ бят с азами театрального искус­ дентам при поступлении в педа­ гогический вуз необязательно сдавать экзамены по предметам. Этому, в конце концов, научат. Гораздо важнее экзамен на ком­ м у н и к а б е л ьн о с т ь и ч ел о в еч ­ ность. Экзаменаторам важно у з ­ нать, умеет ли будущий учитель разговаривать (не заученно та­ раторить, а по-человечески го­ ворить), сможет ли понять дру­ гого человека, своего ученика, имеет ли претендент хотя бы м и н им а л ьны е ар ти с ти ч е с ки е данные. Не последнее требова­ ние — любовь к детям. А уж по­ том можно и о предметах пого­ ворить, узнать глубину знаний . Понимаю, что мои мысли вряд ли воплотятся. Пока же в педву­ Место дарования — в душе Д евчон кой м еч тал а о теат ­ ральном. Занималась в студии, выступала в самодеятельности. После школы пыталась посту­ пить в Алма-Атинский театраль­ но -худож ественный институт. Не удалось. Чтобы не терять даром год, Эльмира пошла в школу пионер­ вожатой. Не думала не гадала, что школьные будни так затя­ нут. Директор не раз говорила девуш к е : «Иди в педагогиче­ ский, потом — к нам». Через год, летом, пошла с до­ кументами поступать в педин­ ститут. Путь лежал мимо теат­ рального инсти ту та . И з окон слышались звуки музыки, воз­ бужденные голоса, кто-то соли­ ровал. «Зайду на минутку, по­ смотрю, как сдают». Зашла, ос­ мотрелась, и через час прошла отборочную комиссию. Еще ч е р е з н е с к о л ь к о л ет Э. Куриленко приехала в наш город, поставила в кукольном дипломный спектакль. И снова — зигзаг судьбы. Однажды при­ гласили ее в школу поговорить с ребятами о театре. Поговорила раз, другой, третий... И перешла в девяностую на постоянную ра­ боту. Сегодня ЭЛЬМИРА РОСТИС­ ЛАВОВНА — гость номера. — Театральное искусство сей­ час во многих школах препода­ ют... — Да, конечно! Но именно у нас этот предмет внесен в рас­ п и с ан и е н а р а в н е с ф и зи к о й , математикой и литературой, — говорит Куриленко. — На заня ­ тия приходят ребята с первого по одиннадцатый классы. И ув­ лечение театром не случайно . Наша школа — специализиро­ ванная , с углубленным изуче­ н и ем э с т е т и ч е с к о г о ц и к л а . Иногда говорят: «Школа — пе­ риферийная , до театра ехать да ехать. И зачем вам это все нуж­ но? Занялись бы техникой...» — Да, зачем? — А вы зн аете , н аш и дети особенные! — Так уж и особенные? — Мне есть с кем сравнивать! Когда мы едем на спектакли, на конц ер ты , я смотрю за р е а к ­ цией ребят. Наши тоньше восп­ р и ним аю т все происходящ ее , правильно реагируют на репли ­ ки героев. Есть о чем погово­ рить нам и после постановки. С т а рш е к л а с с н и к и пы таю тся а н а л и з и р о в а т ь . К о н еч н о , не только один театр помогает. В школе преподают хореографию, есть духовой оркестр и оркестр .н а р о д ны х и н с т р ум ен т о в , а н ­ самбль русского танца «Чебо- туш ки ». — Вас послуш аеш ь , так из к аж д о го у ч е н и к а м ож е т по­ лучиться актер или режиссер... — Нам гораздо важнее, чтобы получилась личность. Искусст­ во, как известно, развивает спо­ собности, облагораживает. Да, не все наши дети имеют интел­ ства, с терминологией. У меня же общение. Значит, найти об­ щее. Всем известно, что в каждом к л а с с е есть робки е уч ен и ки , е сть и г и п е р а к т и в н ы е . К ак быть? И первые не в своей та­ релке, и со вторыми хлопот не оберешься. Тогда мы начинаем играть. Робкому предлагаю сыг­ рать роль у в ер ен н о го в себе сверстника, который может и с учителем поговорить, и с други ­ ми ребятами . Так постепенно робкий приобретает поведенче­ ский опыт. Игра п р евр ащ а е т любую ситуацию в смешную . Есть множество тренингов, уп­ ражнений и для тех учеников, которые привыкли лидерство- вать, всех подчинять себе. Со временем и такие учатся видеть в других ребятах личность, ува­ жать тех, кто рядом. Повторяю: такая «учеба» не терпит назида­ тельности, все проходит легко и непринужденно. Дети — заме­ чательные актеры! — Вы сказали, «видеть лич­ ность». Жизнь показывает, что не все педагоги видят личность в своем ученике. Неудивитель­ но, что некоторые мальчишки и девчонки не хотят идти в школу, где их могут оскорбить, унизить не только сверстники. Какой же выход, и есть ли он? — Закрывать глаза на то, что в школу приходят случай ны е люди, не стоит. Знаю педагогов, которы е постоянно у п р екаю т учеников: «Вы знаете, мы в в а ­ ше время такими не были». А з а ч ем ? К о н еч н о , д и с т а н ц и я нужна. А нужна ли отчужден­ ность? В учителе многие учени ­ ки видят не только человека, ве­ щающего формулы и правила. Печально, когда педагог все се­ мейные неурядицы, плохое н а ­ строение срывает на учениках. Может быть, выскажу крамоль­ ную мысль, но считаю, что сту­ зы поступают круглые отлични­ ки, досконально знающие пред­ мет, но не представляющие, что ждет их в школе... — ... от которой и у опытных педагогов голова идет кругом. — Бывает и такое. — Вы не раз подчеркивали , что каждый педагог должен об­ л ад а т ь ак т ер ским и данными . Так что же им теперь сначала те­ атральное училище заканчивать, а потом поступать в педагогиче­ ский? — Ценю юмор... Нет, конеч­ но, необязательно заканчивать театральное училище. Хотя та ­ кие занятия нужны педагогам как воздух. В институте повы ­ шения квалификации веду ак ­ терское мастерство. Некоторым учи телям не х в а та е т чувства у в ер ен н о с ти , з ащ ищ ен н о с ти . Вместе анализируем ситуации. Кто знает, может, когда-нибудь такой «ликбез» будет повсемест­ ным. — Тяжело, наверное, и с деть­ ми, и со взрослыми. Вы везде успеваете? — А как же! По гороскопу я — Овен (знак огня). У меня все го­ рит под руками. По-другому не смогла бы жить (улыбается). Всем нам, кто работает с деть­ ми, стоит определить, кого мы выпускаем и з школы: статиста, напичканного формулами, или человека, умеющего радоваться окружающему миру, способно­ го понять ближнего . Доброта, отзывчивость и терпение — не- 'преходящие ценности. Я знаю, что каждый ребенок уникален, т ал ан тли в . Н ужно только по ­ мочь ему раскрыться. — В наших-то переполненных классах... — И это проблема. Не секрет, что в каждом классе, есть ребе­ нок, которого недолюбливаю т ■окружающие . Педагогу нужно неназойливо подчеркнуть досто­ инство этого ребенка. Уверена, дети и зм ен ят м н ен и е о своем сверстнике, подружатся с ним. Было бы проще отмахнуться от л иш н и х хлопот: «А, не любят Ваню или Таню — значит, сами виноваты». А каково детям н а ­ ходиться месяцами в изоляции? Каждый после окончания шко­ лы должен быть психологически защищенным. Можно, расскажу древнеин ­ дийскую притчу? Раньше жили люди, которые обладали божест­ венными дарованиями. Однаж­ ды они прогневили Бога Брах­ му. И он решил эти дарования отнять у них. Потом подумал, куда же я дену дарования? На вершину горы? Но человек р а ­ но или поздно доберется туда. На дно моря или в глубину зем­ ли? Но и эти места оказались неподходящими. И тогда Брахма принял единственное решение: спрятать туда, где мало кто дога­ дается искать , — в человече ­ скую душу. Своим воззрениям я, конечно, обязана нб богам, а вполне конкретным людям. Са­ мое большое влияние на меня о к а з а л а Лю дм ила П а в л о в н а Маслова, наш научный руково­ дитель , кандид ат п едаго гиче ­ ских наук, доцент института по­ вышения квалификации . В де­ вяностой моими единомышлен­ никами стали директор школы Татьяна Афанасьевна Власова, педагоги Наталья Анатольевна Пархачева, Светлана Николаев­ на Табатчикова и Оксана Ми­ хайловна Сереброва . Если бы они только знали, что они для меня сделали! Только работая здесь, поняла, что значит среда. Каждый педагог чем-то допол­ няет другого. Нет ни жалоб, ни зависти . Такие не скажут, что школа — каторга . Есть такая фраза : «Если хочешь быть сча­ стливым — будь им». У нас не ­ мало фанатов, для которых шко­ ла — все. Это как для актера до­ пинг, когда он выходит на сцену и ему хлопают. Для педагога до­ пингом являются ребячьи глаза. — Что-то не верится, что вы забыли о своем предназначении — режиссерской работе. 'Ведь тянет в театр? — Я и не думала забывать. Со старш еклассниками органи зо ­ вали свой театр. Проблема вот в чем. Наберет руководитель себе несколько способных ребят — и на сцену. Остальные довольст­ вуются скромной ролью зрите­ ля. Так у многих можно отбить охоту. В прошлом году мы ставили «Дон Гуана» по Пушкину. Мож­ но было занять главными роля­ ми способных и готовиться к премьере. Мы пошли по друго­ му пути: сделали суд над Дон Туаном. Почему суд? Ларчик от­ крывается просто. Почти весь класс получил роли. Кто-то сыг­ рал адвоката, кто-то прокурора, кто-то — присяжных заседате­ лей. Мальчишки и девчонки р а ­ довались любой эпизодической роли. Понимаю, что не всем дан т а л ан т ак тер а . И даже таким старшеклассникам нашлось де­ ло: к го то отвечал за музыку , кто-то за костюмы , кто-то за свет. Главное, что никто не по­ чувствовал свою ненужность . Недавно готовила спектакль С р еб я там и и з десятой ш колы . К онтраст поразительный . Эти дети б о л е е у в е р е н ы в с еб е , р а с к о в а н ы . Н е с р а з у н аш л а контакт . А сей ч а с полю била , как своих. — Вы, наверное, добрая? —- Люблю детей, но не распу ­ скаю. Дистанция и общение — для меня важный вопрос . Не р а з з ам е ч а л а , что в зр о с лы е , войдя в аудиторию, выбираю т свою дистанцию. Кто-то побли­ же садится, кто-то — подальше. Так и дети. Одни норовят сесть перед столом учителя и не сво­ дить весь урок восторж енны х взглядов, другим мила «Камчат­ ка». То же в отношениях. Если ребенок хочет мне поведать, что у него вчера дома случилось, я вним ательно выслуш аю , даже если куда-то спеш у . Ни одно мое дело не стоит такой испове­ ди. Иначе ребенок больше ко мне никогда не подойдет. Сегод­ ня я потеряю его, завтра — дру­ гого, п о сле завтр а — третьего. Тогда зачем мн е приходить в ш колу ? В п рош л ом году о б р а ти л а в н им ан и е на одну девочку — чрезмерно скромную. Не знала, как к ней подступиться. Летом мы снимали фильм . Так случи­ лось, что главная героиня вы ­ нуждена была уехать с родите­ лями в другой город. Я подума­ ла: «А не взять ли мне мою мол­ чунью?». И взяла. Мы жили в одной комнате . Р а сш и р и л и с ь границы общения. Мне н р ави ­ лась роль старшей сестры. Че­ рез месяц приходит ко мне мать девочки и говорит: «Спасибо вам огромное. Дочь так и зм ени ­ лась, стала счастливой!». Я веж­ ливо кивала головой. Не скрою, было приятно. Андрей НДСТЕРЕНОК . Ф о то Б. МОСКВИНА . И в Америке тоже... США. Наглядность и иллюстрированность информации для восприятия — основа учебной программы начальной школы в маленьком городке Чермен (штат Иллинойс). Обилие картин, рисунков, схем и плакатов в учебных кабине ­ тах служит хорошим подспорьем для эстетико-художественного воспитания детей в возрасте от 6 до 10 лет. Примечательно, что в школе царят раскованность и свобода поведения, не выходя­ щие за рамки уважения учителей и послушания, нет попыток нарушить правила школьного распорядка. На снимке: урок музыки в группе учителя М ариан БЕСТ. Ф о то И Т А Р -Т А С С .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2