Советская Сибирь, 1995, №043
( НАШИ ПУБЛИКАЦИЙ ) 18 . (Продолжение. Начало в №№ 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38). В жизни и НА ЭКРАНЕ Пожалуй, больше всего связы вало нас с родиной, обогревало душу домашней теплотой обыч ное кино. Фильмы старые-пре- старые, виденные-перевиденные. Но они были нашенскими и не приедались. Только засветится экран, зазвучит знакомая мело дия, и ты уже не в Китае, а дома, среди своих. Вижу на экране ка кую-то деревушку, а представляю Боярку, где живут ничего не ве дающие о тебе родители, братиш ки и сестренки. На экране чужой город, а в мыслях — улицы Но восибирска — спокойные, про сторные, не то что здесь, в Ань- дуне, — узенькие и всегда заби тые народом. Чем бы еще можно было так успокоить душу, какой бы поезд памяти «скатал» тебя на родину, не будь у нас привезенных из Со юза стареньких кинофильмов?! Каждая кинолента — необычное свидание с родиной. Наши де вушки смотрят с экрана, наши бабушки-дедушки, наши пацаны. А еще: ни с чем не сравнимая сладость родной речи. Во время киносеансов мы как бы уноси лись от этой войны к своим горо дам и селам в далеком, а потому еще более великом Советском Союзе. Как обычно, ближе к обеду на командный пункт приезжал , а чаще приходил с банками кино лент киномеханик Вася Карман чиков. Передвигался вразвалоч ку, раскрыленными руками по хлопывал себя по ягодицам и при этом легонько подскакивал, как бы собир ал ся в зл ететь . Лицо нежное, совсем девичье, если бы не несколько светлых волосиков на бороде. С солдатами и офицерами вел себя совсем по-домашнему, как с родными братьями и дядьками. На насмешки умел не обижаться. Бывало , кто-нибудь попрекнет его: «Эх ты, сапожник , опять рваные ленты привез?». «Не надо так говорить, — спокойно отве чал Карманчиков. — Я не для се бя, я для вас стараюсь. Вот ленту у летчиков одолжил — закача ешься!». Несмотря на все это, Карман никова уважали в батарее, хотя среди нас не было человека, кто бы хоть раз в горячке не обозвал его сапожником — самым ходя чим тогда ругательством для ки номехаников. Но тем не менее на КП его всегда ж дали . Он же, всегда бодренький, гладкощекий, всем улыбался и чуть ли не кла нялся. В тот раз он сказал так: — Сегодня, братцы, на ваш суд я представляю шедевр мирового киноискусства. Фильм производ ства нашего Отечества — «Чапа ев»! Правда, ленты староватые, рваные и стертые, но я маленько подклеил, подчистил. Очень про шу сильно на меня не кричать и не материть, когда вдруг порыв. Все мы были несколько разоча рованы. Слышалось: «Опять «Ча паев». «Сколько можно?» Но все равно, даже самые «наевшиеся» этим фильмом вскоре утихали и удобнее устраивались, чтобы еще раз лицезреть любимца своего — Чапая. Кинозала, разумеется, на КП не было. В тылу есть большой ди визионный клуб с библиотекой и читальным залом, кинозалом на сто с лишним мест и просторной сценой с раздвигающимся зана весом. Но до тыла больше кило метра, а нам удаляться от КГ1 не следовало. Вот тогда старшина Уфимцев и добился разрешения начальства крутить фильмы, что называется, прямо на рабочем месте. В казарме , а это самая большая комната командной фан зы , густовато заставл енн ой двухъярусными железными кро ватями, все это устроить не так- то просто. Но солдаты — народец смекалистый. Немножко подтол кнули к стенкам кровати, потес нили их друг к дружке, так, что бы можно было бочком пройтись к своей постели. На торцовой стене закрепили экран, сшитый из двух простыней. Где только можно п ри ткн ули ск ам ей ки , стулья , пустые ящики из-под продуктов. Все это после сеанса пряталось под кровати. В оборудованном «салоне» уса живалось человек двадцать,, не считая тех, кто располагался с комфортом на своих кроватях. Когда фильм был интересный, в «салон» набивалось человек пять десят, приходили самые заядлые кинолюбители даже из тыла. Тог да примащивались прямо на полу на корточках, втискивались меж ду кроватями. В любой момент из «салона» могли кого-то вызвать, кто-то приходил после дежурст ва, кто-то уходил... С таким неу добством смирились. Но ко всем входящим и выходящим была единственная просьба: быстрее закрывать двери, чтобы не свети ло. — Все, господа военные, начи наем, — говорит Карманчиков, устроившийся со своей аппарату рой прямо среди зрителей. Сноп света падает на простын ный экран, и там дергаются, при плясывают фамилии артистов, операторов... Тихо звучит домаш няя музыка. И вот во весь экран размашисто: «Чапаев». И тут же резкий сигнал тревоги. Это уже не кино. Как подхлестнутые , вскакиваем, расшвыривая стулья и ящики, хватаем противогазы личное оружие, каски и несемся к своим постам. В наушниках писк, треск, и уже сыплются координаты: 34— 45, 6 Б-26; 43-81, 8 Б-29... Запи сываю данные в журнал дежур ного, на планшете стрелками по мечаю цели. Полки приведены в боевую го товность, стволы батарей нацеле ны в небо. Только стрелять не пришлось. Вылетевшие навстречу противнику «МИГи» заставили бомбардировщиков «попятиться». Сбросив бомбы километров в тридцати от Аньдуня, «летающие крепости» и «сундуки» отвалили назад. Отбой. Спешим в казарму с на деждой посмотреть хотя бы еще одну часть фильма. На экране с шашкой наголо лихо мчится на своем скакуне Василий Иванович. Рядом с ним — незабвенный Петька. Эскад рон с ходу врезается в гущу вра гов, Василий Иванович занес шашку... Сигнал воздушной тревоги. Все повторяется. Только в воздухе не бомбардировщики, а легкие Ф-84 и Ф-86. На дальних подступах к объекту их встречают наши лет чики. Поднялось около пятидеся ти «МИГов». Над Желтым морем разгорелся не видимый нами жаркий воздушный бой. По до кладам летчиков узнаем, что на ши уложили пять «горбатых» — «Сейбров», потеряли два своих самолета. Один упал в море, дру гой дотянул до суши. Оба летчи ка катапультировались. Бой продолжался. С южноко рейских аэродромов к «Сейбрам» беспрерывно вливается подкреп ление. У «МИГов», хотя все вы летают в бой с подвешенными на крылья запасными баками, на ис ходе горючее. На остатках топли ва они звеньями и поодиночке ныряют за сопки на свой аэрод ром. В небе остаются одни «Сей- бры» и штурмовики. Они прибли жаются к нам. Первыми заговорили батареи «Ключа», за ними открыли огонь другие полки. Разрывы зенитных снарядов из поднебесья доносятся звуками детских хлопушек. Командир «Ключа» доложил, что расчетами четвертой батареи сбит «Сейбр». — Молодцы! — по рации по хвалил Ангелов. — Нужно под тверждение, чтобы зачесть. От личившихся представьте к награ дам. Положение довольно сложное. Зенитчикам мало сбить самолет противника, надо еще найти, ку да он упал, доставить в штаб хоть какие-то вещественные доказа тельства: номер на обшивке само лета, часть крыла, фюзеляжа, на основании которых можно за ключить, что это американский, австралийский или французский летательный аппарат. А если самолет упал в море? Все! Вещдоки у царя Нептуна, а значит, и нет сбитого самолета. Так что порой проще было сбить самолет, чем потом это доказать. Оставалась еще одна слабенькая надежда: записать самолет на ли цевой счет полка и ждать под тверждения нашей, корейской или китайской разведслужб о по терях американцев. Отбой. Как там Василий Ива нович, не ускакал? Нет, такой же веселый и боевой на экране, под кручивает свои усы, азартно рас суждает с Петькой об Анке-пуле- метчице. Но конца этого разгово ра так и не услышали, его опять прервал резкий сигнал тревоги. Вот чертовы янки, разлетались, не дают нам досмотреть кино! З а день удалось просмотреть две части фильма. А вечером, как объявили боевую готовность, так и проторчали на КП до самого рассвета. Василий Карманчиков все надеялся , что «докрутит» фильм. Но ожидая отбоя, задре мал на чьей-то кровати. ... Наконец-то самолеты про тивника разлетелись по своим гнездам. Отбой. Можно досмат ривать кино. И вот уже Чапаев вываливает из чугунка на стол картофелины в мундире, изобра жает из них вражеские батареи, что -то доказы вает комиссару Фурманову. Фурманов не успевает ответить Ч апаеву ... В который уже раз воздушная тревога. И так продол жается всю ночь. Несколько раз Морозенко сам напяливал науш ники и «выпускал» меня на ули цу передохнуть, а заодно и поку рить. Глубокая ночь. Над Ялуц- зяном небо прощупывают лучи прожекторов, что на корейской стороне. Они что-то отыскали в кромешной тьме, и сразу же вы бросили свои щупальца прожек торы с китайского берега. Лучи скрещиваются в маленькой по сверкивающей точке — это само лет противника. Снаряды рвутся вокруг него. Смотреть красиво. Но я думал о том, к чему вся предпринимаемая нами светома скировка? Когда в небе шарят де сятки мощных лучей, в городе светло, как днем, — хоть иголки собирай. Несколькими днями раньше, во время такого же светового фейер верка, штурмовики ринулись на прожекторные установки. Легки ми бомбами, пушечным и пуле метным огнещ погасили около десятка светильников. Среди про жектористов были раненые, а на позициях полка под кодовым на званием «Диск» один убит. Начи сто было разбито три прожектор ные установки. Вообще-то прожектористы светят редко. Мешает облачная и дождливая погода. При хмуром небе прожектор — пустое дело, самолета он не высветит. Был случай, когда прожектористы без помощи летчиков и зенитчиков «сбили» «Сейбра». Ослепленный летчик врезался в скалистую со пку. Об этом уникальном случае рассказывали во всех наших час тях, воевавших в Корее. На экране чапаевцы готовятся к рейду по тылам противника. У нас тоже бывают рейды , хотя кому-то может показаться, что зенитн ая ар тилл ери я прочно привязана к своим объектам, и лупить по ней с самолетов можно совсем безнаказанно. Не знаю, кому первому пришла идея — Ангелову или командиру охранявшей гидростанцию на Ялуцзяне дивизии Утюмову — создать в Северной Корее кочую щие батареи. Все зенитки, оборо нявшие мост, аэродромы, гидро электростанцию, много раз засе чены американскими самолета- ми-разведчиками. Их самолеты облетали, чтобы не достало сна рядом. Кочующие батареи стали для американцев полной неожи данностью. Такая батарея, мобильная и от лично вооруженная скорострель ными орудиями, не «привязыва лась» к одному месту, а каждые сутки, а то и несколько раз за ночь, меняла свои позиции, появ ляясь там, где противник никак не ожидал. Кочующие доставили американским летчикам, снижав шимся вдали от зоны нашего огня на малые высоты и гонявшимся за каждым ишаком, много непри ятностей. Кочевники чаще «при вязанных» сбивали самолеты про тивника. ... А заканчивая эту главу, ска жу: пять суток смотрели мы фильм о Чапаеве. За это время, как я отметил в журнале дежур ного, на Северную Корею было совершено 373 налета, в которых были задействованы сотни «лета ющих крепостей»,и «сундуков», да еще 90 раз прилетали штурмо вики и истребители. На снимке: на фоне пагоды. Фото из архива автора. (Продолжение следует). Станислав Опарин « © « И А из дневника воина-интернационалиста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2