Советская Сибирь № 158 - 1994

Быстро летят дни, проходят годы, десятилетия. Вот уже скоро исполнится полвека Великой Победы над фашистской Германией. Одновременно отметит свое шестидесятилетие и Новосибирский государственный педагогический университет. Автору этих строк пришлось работать над историей этого вуза, встречаться с ветеранами, переписываться с некоторыми из них. Теперь пришло время рассказать об этом. 22 июня 1941 года перевернуло судьбы советских людей. На борьбу с остервенелым фашизмом поднялся весь народ нашей страны. Не мог остаться в стороне и коллектив педагогического института. Для него война также стала тяжелым испытанием. Уже на следующий день студенты и преподаватели откликнулись на призыв Родины встать на ее защиту. Молодые патриоты буквально осаждали военные комиссариаты, настаивая зачислить их добровольцами в армию .; Не дожидаясь призыва, долго не раздумывая, пошел на фронт Виктор Вишневский, а вместе с ним и Федор Циома. Виктор после окончания средней школы в городе Тогучине поступил на литературный факультет, перешел на второй курс. Все оценки в аттестате и студенческой зачетке — отличные. Неизвестна его дальнейшая судьба. Ф. Циома вернулся в родной институт после тяжелого ранения. Ин­ валид первой группы, он закончил успешно вуз, стал учителем, а затем и заслуженным учителем школы. В первые же дни войны был при­ зван в армию студент третьего курса Аркадий Давыдов. Через несколько месяцев он окончил военно-полити­ ческое училище и был направлен в действующую армию. Январь 1943-го. Шли жаркие бои не только на Волге, но и на западе, где наши войска на­ ступали, встречая ожесточенное со­ противление противника. Под Вели­ кими Луками часть, в которой воевал Аркадий, несколько раз пыталась взять высоту и небольшую деревню, но враг сильно сопротивлялся. Бой затянулся. Тогда старший политрук А Давыдов поднял соддат и первым пошел в атаку. Деревня была взята, но Аркадий погиб в этом бою. Сохра­ нились его письма родным. В одном из них, 14 февраля 1942 г„ он писал жене: «Обо мне сильно не беспокой­ тесь. на фронт еду не первый раз. Мстить немецкой сволочи буду так, что вам краснеть не придется». Так и вышло. Защищать страну, громить захват­ чиков ушли из пединститута и многие преподаватели. Честно выполнили свой долг перед Родиной П. Д. Вой- тик, В. Я. Зибарев, Ю. С. Казаченко, Ф. С. Меркурьев, П. М. Просецкий и другие. Старший преподаватель ка­ федры истории Тимофей Захарович Калабухов, будучи комиссаром ба­ тальона, с 10 ноября 1941 г. участво­ вал в боях за Москву. В декабре его батальон в результате быстрого и точного маневра занял и удержал важный стратегический участок врага, что обеспечило успех наступления наших войск в этом районе фронта. В бою Калабухова тяжело ранило. По­ сле госпиталя он снова сражался с фашистскими захватчиками, теперь уже на Третьем Украинском фронте в должности зам. командира полка по политчасти. За проявленные героизм, мужество и находчивость Тимофей Захарович награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени. После победы он возвратился в НГПИ, был деканом ис­ торического факультета. Всего за годы Великой Отечествен­ ной войны более девяноста студентов, преподавателей, сотрудников педин­ ститута отправились с оружием в ру­ ках сражаться с врагом. Пединститут в основном по составу студентов — женский. И девушки уже в первые дни войны вместе с парня­ ми шли на фронт. Тогда по зову сер­ дца стали солдатами и медсестрами Зоя Архипова, Карелия Григорьева, без передышки работала в перевя­ зочной недалеко от передовой. Де­ вушка забывала о себе. В начале зи­ мы она была тяжело ранена». Но Л. Кузнецова осталась жива и после войны долго работала препо­ давателем в Одесском пединституте. Аня Стаценская погибла. Вместе с ней в одной воинской части воевала из­ вестная новосибирцам ветеран войны Галина Николаевна Гололобова. Она вспоминает: — Аня Стаценская работапа Учителя -солдаты войны Е. Жидкова, П. Иванова, В. Кравцова. Когда же летом 1942 г. начала фор­ мироваться Сибирская добровольче­ ская дивизия, многие студенты и сту­ дентки стали проситься в нее, осаж­ дали райвоенкомат заявлениями. Не все просьбы были удовлетворены, но Аня Стаценская, Люба Кузнецова и Рая Христолюбова упорством и на­ стойчивостью добились своего. Раиса Устиновна Христолюбова (ныне Воропинова) живет в Южно- Сахалинске. Вот как она сама об этом рассказывает: — В 1 9 4 1 -4 2 гг. училась в НГПИ, летом 1 942 г. ушла на фронт и до конца войны участ­ вовала в боях в составе 2 2 -й гвардейской Рижской стрелко­ вой дивизии сибиряков-добро- вольцев. Награждена орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и многими другими. Вместе со мной ушли на фронт студентки Люба Кузнецова и Аня Стаценская, а также преподава­ тель физкультуры Валентин Ни­ колаевич Бянкин. Аня у нас была парторгом санроты. Я с передо­ вой пришла раненой в санроту, а Аня оттуда при м не пошла в медсанбат. Любе Кузнецовой был вручен автомат А. Я. Чалкова с над­ писью: «Сибиряку — от Малко­ ва». Александр Чалков был за­ числен в списки дивизии почет­ ным гвардейцем. Люба с честью носила почетный автомат и му­ ж ественно вы полняла боевые задания на передовой в качестве санинструктора. Следует добавить, что А. Я. Чалков был известным в Кузбассе сталева­ ром, стахановцем. Люба Кузнецова летом 1943 г. об этом с гордостью писала в родной город Колпашево своей матери Афанасии Александ­ ровне: «На днях получила подарок — именное оружие. Прислано оно сиби­ ряком и приобретено на сталинскую премию. Вручали оружие перед стро­ ем всего полка». Тяжело было девушкам на фронте. В августе 1943 г. полк, где находи­ лись наши бывшие студентки, вел жестокий четырехдневный бой. Немцы яростно сопротивлялись, но не вы­ держали натиска и покатились назад. Нарымчанка М. Брызгалова писала об этом 8 марта 1944 г. в газете «Со­ ветский Север»: «Все эти дни Люба санинструктором в полку. На­ чальник политотдела дивизии А. С. Ширяев предложил ей пе­ рейти в медсанбат. В лесу стояли большие палатки. В одной из них ухаживала за ранеными Аня. 31 января 1944 г. только ушла я из медсанбата, ка к с о гр ом ны м свистом пролетел снаряд. Взрыв. И от палатки ничего не осталось. Все разнесло в куски. Все, кто там был, погибли. Это произошло в Прибалтике, в 35 км западнее города Невель. Героизм проявляли и другие сани­ тарки, медицинские сестры. Об одном дне войны так рассказывает Р. У. Хри- столюбова-Воропинова: - В августе 1943 г., в самую ж ару, начались сильны е бои. Часть деревни была освобожде­ на. Бои были сильные. Немцы часто контратаковали. Раненых было много. Днем за ними сан- рота приезжать не могла, и мы их старались устраивать в не­ больших блиндажах, а некоторых пришлось уложить в доме. Туда поместили 18 тяжелораненых. Мы с Клавой Ивановой с оружи­ ем в руках, она с автоматом, я с карабином, вместе со всеми от­ ражали контратаки противника. И вдруг увидели, что немцы за­ жигательными снарядами подо­ жгли дом с ранеными. Д ом сто­ ял одиноко, ка к мишень. Около него не было ни заборов, ни де­ ревьев. Мы бросились туда. Пули свистели вокруг, безостановочно рвались снаряды, но мы стара­ лись вынести всех раненых. На­ конец, последний. И... рухнул дом. Он догорал. Но раненые все были спасены. С наступлением темноты их отправили в санроту. За спасение раненых, вынос их из горящего дома и за участие в боях Рая Христолюбова и Клава Иванова были награждены орденами Красной Звезды. В тех боях на подступах к станции Павлиново погиб дивизион­ ный поэт, командир взвода автомат­ чиков Борис Богатков. Орденом Красной Звезды и двумя медалями «За отвагу» награждена и бывшая студентка истфака Маша Плотникова. На фронт она ушла по­ зже других, в январе 1944 г. Была направлена в 6 7 -й гвардейский стрелковый полк, в санитарный взвод, выносила раненых с поля боя. «Здесь, — вспоминает Маша, — я впервые встретила Олю Жилину, и мы все смеялись, выясняя с ней, какие же мы родственники. Она рассказывала о боях под Белым. Особенно много рассказывала о боях за Гнездилов- ские высоты, станцию Павлиново, Ельню». Однажды, когда полк стоял в обороне под Новоржевом, санитарам сообщили, что на нейтральной полосе кто-то стонет. Скоро рассвет, тогда уже ничего не сделаешь. И Плотни­ кова с подругой, невзирая на огонь, поползли на стон. Это был сапер-раз­ ведчик. Жизнь его была спасена. Питомцы НГПИ, как и все совет­ ские люди, честно выполнили свой долг перед Отечеством, перед своим народом. Каждый по мере сил вносил свой вклад в победу над врагом. Ав­ тор не нашел ни в сохранившихся до­ кументах, ни в воспоминаниях людей, живших в то время, ни одного факта, компрометирующего студентов или преподавателей пединститута. Иногда задают вопрос: чем объяс­ нить массовый героизм в Великой Отечественной войне, почему многие, не дождавшись призыва в армию, добровольно уходили на фронт, часто прилагая для этого большие усилия В частности, в 1942 г. подавали заявле­ ния в Сибирскую добровольческую дивизию десятки студентов, а взяли туда лишь троих. Я два десятка пет прожил пе­ ред во й н о й . Т огда ж е начал службу в армии. Знаю ту обста­ новку, жизнь не по книгам. Когда знакомлюсь с архивными доку­ ментами, воспоминаниями уча­ стников тех д ал еки х событий, сопоставляю с тем , что видел или пережил сам. У меня сложи­ лось такое мнение: семья, ш ко­ ла, общество, вся обстановка в стране воспитывали у нас чувст­ во патриотизма, гордость за свою Родину, за свое государство. Да, было много трудностей. Жизнь была нелегкой. Но мы с каждым днем чувствовали хоть неболь­ шое, а все же улучшение. На на­ ших глазах страна превращалась в великую индустриальную де­ ржаву. Мы видели рост ее авто­ ритета на международной арене. На наших глазах открывались новые школы, техникумы, вузы, развивались наука, искусство. Мы гордились своей страной, ее историей. А какую гордость за Родину вызывали в наших ду­ шах подвиги челюскинцев, п а - ланинцев, Чкалова, Стаханова, героев Хасана, д авш их отпор японским захватчикам! Говорят, что при советской власти искажалась вся история Что можно на это сказать? Да, были белые пятна, об отдельных событиях, главным об­ разом послеоктябрьского периода, умалчивали или представляли в из­ вращенном виде. И все же в целом историю видели такой, какая она есть. Мы видели борьбу народа за свою независимость, против захватчиков на протяжении многих веков. Молодежь гордилась подвигами не только Чапа­ ева, Котовского, Щорса, но и князей Игоря и Святослава, Дмитрия Дон­ ского и Александра Невского. Вдох­ новлял нас и героизм Суворова. Ку­ тузова, Багратиона, Нахимова, Ушако­ ва и других полководцев, спасших Россию от порабощения, способство­ вавших росту ее величия. Семья, школа, печать, кино, радио — все это воспитывало в подрастаю­ щем поколении не только патриотизм, но и дружбу народов. Ни в школе, ни в армии - нигде я не встречал не­ нависти, враждебного отношения к товарищам другой национальности. Нам даже приятно было дружить с грузином или украинцем, татарином или латышом. Мы получали друг от друга что-то новое, интересное, са­ мобытное. Все это потом сказалось и на фронте, где бок о бок сражались солдаты со всех концов многонацио­ нальной страны. Немалое значение имела и уси­ лившаяся накануне войны оборонно­ массовая работа во всех учебных за­ ведениях, на предприятиях Для юно­ шей и девушек особую гордость со­ ставляли значки ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), «Ворошиловский стрелок». С большой настойчивостью ребята обучались военному и спортивному делу. Ох как они лотом пригодились на войне. В 1940 г. организация Осо- авиахима была создана и в НГПИ. Стали здесь работать курсы медсе­ стер, стрелковый и другие оборонные кружки, преподавали военное депо. Для чего я пишу об этом? Думаю, что и теперь можно бы взять кое-что хорошее из нашей не так уж далекой истории. Особенно важно патриоти­ ческое воспитание. Во всех странах оно стоит на первом месте. У нас же в последнее время везде прежде всего — реклама заморских товаров, секс. Даже подвиги таких героев, как Ю. Гагарин, Зоя Космодемьянская, Николай Кузнецов, стали оплевывать, а предателей Родины Власова и Бэн­ деру восхвалять. Как воспитывать за­ щитников Родины, когда историю пе­ речеркивают? А. ЮМАШЕВ. На снимках: Аня Стаценская (вверху), Рая Христолюбова, Ар­ кадий Давыдов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2