Советская Сибирь № 158 - 1994
— Ф е д о р А ндреевич, расскажите, п о жалуйста, о ситуации, сл ож и вш ейся в селе в начальный период страды , и о значимости принятого правительством Р оссийской Ф е д ерац ии постановления «О р еф о рм и ро в ан и и с е л ь с ко х о з я й с т венных предприятий с учетом п р а кти ки Н иж е го р о д ско й области». — Предстоит очень н апряж ен н ая и сложная работа на хлебных полях. Объ ем ее сохранился на уровне прошлого года — два миллиона гектаров. Условия для вы п о л н ен и я этой работы в срок ухудшились. Уменьшился комбайновый парк, он почти не обновляется. Техниче ское состояние машин, уже не один год используемых на уборке, оставляет же лать лучшего. На комбайн приходится около двухсот гектаров. Большая нагруз ка. Но это, так сказать, нагрузка ар иф метическая. В хозяйствах сильно засоре ны посевы. Следовательно, возможности уборки напрямую сокращаются до ми нимума. Процентов семьдесят—восемь десят придется убирать двухфазным спо собом . П он ятно , что и з-за н ехватки средств и запчастей не все «списочные» комбайны будут готовы к выходу в поле. Было бы хорошо, чтобы в уборке участ вовало хотя бы 80 процентов имеющихся комбайнов. И вот теперь считайте н а грузку... Причем эти данные среднеоб ластные. В некоторых районах положе ние еще более тревожное. Например, в Карасукском «арифметическая» нагруз ка на списочны й комбайн составляет 280 гектаров. Примерно такое же поло жение в Купинском, Венгеровском, Куй бышевском и ряде других районов. — Но эти н а гр узки выше всех норм и во зм ож ностей) — В прошлом году в лучшие дни хо зяйства области убирали по 50—60 ты сяч гектаров. Нынче, правда, условия намного осложнились. — Значит, хлеб м ож е т уйти под снег? — Сегодняшние дни — не время для трагических нот. Надо все сделать для то го, чтобы обеспечить наивысшую днев ную выработку каждого комбайна. Мы можем убрать вовремя хлеба, если вы ра ботка на каждый списочный комбайн ежедневно будет не менее двадцати гек таров, а в степных районах — по 2 5—30. — Но это же не реально... — У нас много высококвалифициро ванных инженеров, агрономов, механи заторов, способных обеспечить наивы с шую производительность техники. — Но как? Расскажите. — В общем-то, пути повышения коэф фициента использования машин извест ны всем, кто имеет отношение к уборке. Может быть, просто забыли в сутолоке последних лет или делают вид, что забы ли... Напомню простейшие истины. Для того, чтобы обеспечить высокую еж едн евную техн ич ескую готовность уборочных машин, необходимо органи зовать их безукоризненное техническое обслуживание. Вот старый, уже почему-то забытый, опыт колыванцев. Комбайнер имел тет радь, обычную общую тетрадь в мягком переплете, в которую он в течение дня записывал все замечания об отклонени ях в работе деталей, узлов. Заверш ив свой страдный день, он оставлял тетрадь под сиденьем и уходил отдыхать, зная, что завтра утром его машина будет рабо тать как часы. Дело в том, что ночью в пункт, где ос тавлялись «на отдых» комбайны бригады или отделения, прибывало звено техни ческого обслуживания. Мобильное, хо рошо оснащенное, с запасом необходи мых деталей. Прибыв на место, к како му-то колку, оно включало прожекторы, освещая свою рабочую площадку, и на чинало действовать. Во-первых, очищало от пыли и грязи все узлы и особенно ра д и ато р . Следом ч е л о в е к п р о и зв о д и л смазку. По записям в тетради находили «больные» точки в организме машины, «лечили». Затем занимались более серь езными претензиями комбайнера. Иног да приходилось ехать на склад, в мастер скую ~для того, чтобы довести до «ума» аг регат. К утру подъезжала автозаправка, ( АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ) Ш 1 Ц В эти пасмурные, дождливые дни, когда решается судьба урожая и предстоящей зимовки скота, многие читатели «Совет ской Сибири» хотят знать о положении в агропромышленном комплексе области. Их заинтересованность понятна, так как от итогов деятельности крестьян зависит благополучие населе ния. Наш корреспондент попросил ответить на ряд вопросов первого заместителя директора департамента сельского хозяй ства и продовольственного обеспечения областной админист рации Ф . А. ЧУЕВА. \ В ЭТИ ДНИ главное - жатва наполняла баки горючим. А утром ком байнер выводил машину в поле. Есть ли сейчас в хозяйствах возмож ность для органи зации эфф ективного тех о б сл уж и ван и я? В бо л ьш и н стве — есть. Только надо иметь в виду: комбай нер ночью должен отдыхать. Трудовые подвиги, когда водители машины рабо тают сутками напролет, серьезного эф фекта не дадут. Другое дело — если у них есть сменщики или помощники. А кадры для того, чтобы наладить кругло суточную работу, в селах имеются. Толь ко надо их найти и заинтересовать. Или вот такой р е зе р в . Вы зн аете, сколько раз в день останавливается ком байн на поле для разгрузки бункера и сколько теряет на этом времени? Таких остановок насчитывается до двадцати за световой день, и каждая длится до пят надцати минут. Сколько набирается ча сов? Вот именно — три, четыре, пять ча сов исправный комбайн простаивает! А ведь можно не стоять, не останавливать ся, а загружаться на ходу. Трудно, неу добно? Ничего сложного. Просто надо сделать небольшое и нехитрое приспо собление. Над выгрузным шнеком уста навливается планка, на которой закреп ляется электролампочка. Шофер автомо биля ориентируется на ее свет. — Ф е д о р А н д р е е ви ч , ваши д о к а за тельства убедительны . Но не все зави сит от ком б а й не р а , шофера, слесаря- наладчика... — Конечно. Коли мы настраиваемся на работу в любое время суток, а не толь ко в сухую погоду, зерно пойдет разной влажности, и надо затратить немало уси лий на то, чтобы довести его до опреде ленны х кондиций. Поэтому гок можно назвать сердцем уборочного комплекса. А если сердце слабое, больное, то и дру гие участки организма будут работать с перебоями, а то и останавливаться. В первую очередь это скажется на произ водительности комбайнов. В хозяйствах достаточное количество сушилок различ ных конструкций. Все они должны рабо тать. Большую ошибку допускают те ру ководители, которые, экономя средства, рассчитывают на естественное сушение зерна. — Но уж е есть сигналы о то м , что эн е р ге ти ки отклю чаю т п р о и зв о д с тв е н ные объекты, в том числе и м астерские, и тока. — Для того, чтобы лишить электриче ства жизненно важные объекты, много ума не надо. Руководители предприятий энергетики должны понять, что уборка урож ая, подготовка животноводческих ферм к зиме — дело не только крестья нина. Это общее дело. Глава областной администрации И. И. Индинок категори чески запретил отключать сельскохозяй ственны е объекты в период страды и подготовки к зимовке. Этот п ериод— ав густ, сентябрь и октябрь. — Ф е д о р А ндреевич, получили ли мы ка кую -то уборочную те хн и ку по л и зи н гу? — Да. В область поступило 522 ком байна. Это хорошая помощь. И все-таки техники мало. Специалисты, механиза торы предпочитают машины ростовского завод а. О ни н адеж н ее да и д еш евл е красноярских на восемь миллионов. — Как обеспечены хо зяйства го рю ч е см азочными материалами? — П ока н е у д о в л етв о р и тел ь н о . Мы имеем всего лишь двадцать процентов от нужного нам объема. Очень странную позицию занял омский завод. Сельские то вар о п р о и зво д и тел и н аш ей области полностью рассчитались с ним за ранее полученные ГСМ и даже перевели день ги в порядке предоплаты. Теперь омичи требуют, чтобы область в целом погасила долг. И это называется рынком! Почему АПК должен отвечать за какой-то завод? Но эту проблему, я думаю, администра ция решит. — Ф е д о р А ндреевич, уб орка зе р н о вых, в п е р вую очередь о зим ы х, нача лась две недели назад. А сделано, судя по с в о д к е , с т о л ь к о , с к о л ь к о м о ж н о сделать за один д ень при эффективном использовании ком ба йно во го парка. — С разворотом уборочных работ хо зяйства явно опаздывают. Рожь созрела полностью. Можно убирать ячмень, овес и даже пшеницу, посеянную в ранние сроки. И по существу сейчас надо гово рить не о подготовке к уборке, а о ее хо де. Причин такой длительной раскачки много: неудовлетворительная подготовка техники из-за нехватки запчастей; отвле чение рабочих рук и машин на заготов ку кормов... Ну и погодные условия, ко нечно. Но главная причина в том, что хо зяйства долгое врем я существуют без оборотных средств, ничего не могут п ри обрести и даже выдать зарплату. Прохо дит август, а кредиты, выделенные и проведение уборки, еще не получены. Крестьяне брошены на проиэнол судь бы. Все структуры , ведомства, как-то п ри ч астны е к сельскохозяйственному производству, стремятся хоть что-то у р вать от агропромышленного комплекса. Считают, что оказывают услуги селу. Да это не услуги, не подачки, а отношения равноп р авны х партнеров, заинтересо ванных в успехе друг друга. Переработ чики, ремонтники, строители, оказывая содействие крестьянам, тем самым созда ют потребителей своей продукции. Если сельчане не уберут хлеб, не будут произ водить животноводческую продукцию, то и услуги этих структур станут никому не нужны . Вот, к примеру, мы сейчас ведем рабо ту по привлечению на уборку автотран спорта. Одно предприятие требует за эксплуатацию автомобиля в течение дня триста тысяч рублей, другое — 160 ты сяч. Ничего, мол, нужда заставит — рас кошелятся. И не понимают, что, разоряя село, рубят сук, на котором сидят. Автомобили в основном привлекаются на перевозку зеленой массы для силосо вания. Одна машина перевозит за день 15—20 тонн. Возьмем двадцать. Это две тонны кормовых единиц. Скормив их, животновод получит 1,2—1,3 тонны мо лока. Переработчики за тонну молока платят по 100—120 тысяч рублей. Кре стьянин работал го д— пахал, сеял, обра батывал междурядья, убирал, силосовал, доставлял корм на ферму, ремонтировал помещение, ухаживал за коровой, пла тил за энергию и т. д. — и заработал та кую сумму, которой не хватит на оплату эксплуатации автомобиля в течение дня, всего лишь одной несложной операции в процессе производства молока. Вот та кой паритет цен. Вот такие партнерские отношения. Это же абсурд! Могут сказать: продавайте зерн о по более высокой цене. Допустим, что это возможно. Но и тут крестьянин сам себе н а н есет урон . З е р н о ф у р аж будет н а столько дорог, что его использовать эко номически невыгодно. Созданы условия, в которых крестьяне никоим образом не заинтересованы в производстве продукции. — Кстати, о зе р н е , Ф е д о р А н д р е е вич. Способна ли наша область в этом год у удовлетворить свои п о тр е б но сти в зерне? — Мы намолотим примерно два мил лиона тонн зерна. Этого хватит на все нужды . Но хлеб уж е который год мы едим чужой. Закупаем, так как у нас ма ло зерн а с нужными хлебопекарными качествами. — Почему? — Н аш а область когда-то ела свой хлеб. Н апример, в восемьдесят шестом году мы не закупали зерно твердых и сильных пшениц. Такое зерно произво дили многие районы. Краснозерский в тот год дал более тридцати тысяч тонн до бротного хлеба. Затем производство зер на с хорошими хлебопекарными качест вами стало уменьшаться с каждым го дом. Дело в том, что выращ ивание такого зерна требует определенных затрат, вы сокой культуры земледелия. Хозяйства не заинтересованы в производстве высо кокачественного зерна. Я считаю, что за купочная цена на пшеницу с хорошими хлебопекарными качествами должна оп равдывать затраты и давать прибыль. Цену на зерно, идущее для приготовле ния кормов, можно снизить. В прошлом году область закупила зерно на многие миллиарды рублей. Если бы эти деньги вложить в производство пшеницы, нам бы не пришлось отдавать их на сторону. — Ф е д о р А н д р е е вич, что вы м ож е те сказать по по во д у о ч е р е д н о го реф ор м и р о ва н и я с е л ь х о з п р е д п р и я т и й да и вашего управления, ко то р о е стало д е партаментом? — Пока ничего не скажу. Сейчас не до собраний. Необходимо все силы сосредо точить на организации уборки урожая и всесторонней подготовки животноводче ских ферм к зиме. * Г. САССА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2