Советская Сибирь, 1993, №135
ВЕСЕЛЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ Через 100 лет часовня, надеемся, останется стоять, украшая Красный проспект. Оперный театр потомки тоже не забудут: «Ну это театр, где пели не рок, а эти... как их, арии...». Или наоборот: «Это крепость класси ческого искусства, которая мужест венно противостояла таким направ лениям в музыке, как этот... рок, что ли?..». А может быть, скажут нечто третье, чего не дано знать нам, «предкам»... Профамма праздника (надо поза ботиться) обязательно останется в архивах. Но некоторые черточки этого дня сохранятся только в памя ти очевидцев. Новосибирцы гуляли по газонам, сидели на зеленой трав ке — и это было прекрасно, это до бавляло улыбок и праздничного на строения. Л 4 июля гулять по зеленой траве уже казалось естественным и глав ный проспект без автомобилей стал настолько привычным, что, когда по улицам, пересекающим его, проез жала легковушка, смотреть на нее было неприятно: «Ездят тут...». К хорошему, то есть к новой сте пени свободы, мы привыкли мгло венно... Еще картинка. В Первомайском сквере новосибирцы лакомились до росшими шашлыками, и на каждом столике стояла бутылка из-под «На полеона» — с уксусом (кто выпил сам коньяк, не узнаем ни мы, ни по томки). Извечную тягу новосибирцев к по лету (у нас ведь жил Ю. Кондра тюк!), хотя бы на уровне зрелища, осуществил енромный разноцветный воздушный шар, то появлявшийся над сквером у оперного театра, то вновь расстилавшийся на земле, по ка его «приводила в чувство» посред ством газовых горелок приглашенная мэрией на праздник частная фирма из Алма-Аты «Валлон-сервис». Кста ти, хозяева ее — бывшие летчики, один из них, В. Фарленков, 24 го да летал штурманом на военных са молетах (останутся ли они через 100 лет?). В сувенирных киосках продава лась кукла с голубыми волосами — Обинушка (от слова Обь), пользова лись спросом маски лукавого светло волосого мальчишки Городовичка, нам показалось,.,чуть-чуть похожего на мэра в детстве... Познакомились мы на площади с милыми девушками в возрасте от 17 до 19 лет, которые возили на живых лошадках, в коляске и верхом, ма лышей. Это работники зоопарка: Настя Вишневецкая, Юля Язовская и Юля Баранова. — Вы очень любите животных? — спросили мы. — Не любили бы, не томились бы здесь,— веско ответила Настя. Вот такие «узелки» на память. И еще несколько забавных фраз главных героев и участников празд ника — новосибирцев. Немолодая женщина назидатель ным тоном мужу об основателе го рода: — И построил он дугообразный мост, и назвал город Новониколаев ском. Понял?! Детский голосок у часовни: — А Бог нас ругает? Чья-то мама в парке культуры: — Мы ведь устали, какая кару сель! Сын и дочь хором: — Так ведь не вы с папой катать ся будете... Или (ревниво): — Папа, а что это ты вдруг бана ны полюбил? Новосибирцы в этот день улыба лись. Т. ШИПИЛОВА. Фото Б. Москвина. СЕСТРЫ-ИСКУСНИЦЫ Когда три года назад в Барабинске открывалась новая школа, ди ректор ее, Н. В. Шмакова, сказала: «Я хочу, чтобы здесь работали не роботы, а творцы». Так и вышло. За короткое время под одной кры шей собрались неординарные педагоги, которые усиленно работают над формированием духовных ценностей. Здесь впору пришлись и та ланты двух сестер — Надежды Ильиничны Чеснок и Татьяны Ильи ничны Бабенко. Педвузов они не кончали, одна музыкант, другая — художник. А де ти — это скорее продолжение та ланта. порыв души: отдать то. чем богаты, чем одарили родители. Их родители хорошо пели. Осо бенно любили русские народные песни. Сейчас поют меньше — у мамы извечный учительский ларин гит. часто болеет. Дом был полон детей. Всем хватало дел и забот — хозяйство, уроки, а еще у Вали с Надей музыкалки, у Тани редколле гия. где она главный художник, кто- то в гостях из подруг Тамары, дру зей Саши. Но шумных перепалок не звучало. Отец с матерью обучали беречь душевный покой друг друга, и это осталось навсегда. Оттуда, наверное, из родительского дома, в них интеллигентность, которая не позволяет кричать о своих заслу гах. Надежда Ильинична — извест ный в городе музыкант она разви вает творческие способности детей. Не случайно выбрала как основу для уроков систему композитора Кабалевского. Созданные ею деви чий и юношеский вокальные кол лективы становятся дипломантами, работают на хорошем профессио нальном уровне. Здесь большой хор. тоже признанный певческий коллектив. Вообще в школе поют очень многие. И считается это ра ботой. приятной для души, но все- таки работой. Смею предположить, что учи тельницу музыки любят не только в ученическом коллективе. Она до брожелательна с коллегами, пре красно поет. А в паре с другой учи тельницей В. А. Поляковой они ста вят такие капустники, видеоклипы и целые массовые представления, что воспоминаний хватает у педагогов на учебную четверть. Татьяна пришла в школу два года назад. Сама она человек тихий, ус тупчивый. Как тут говорить о влия нии на школьную жизнь? И все-та- ки оно есть. Появились настенные росписи, сейчас вот задумали на третьем этаже галерею со сказочны ми сюжетами картин. Сделали эски зы. трудовики приготовили много угольныерамки. Если бы в детстве была возмож ность поступить в хорошую художест венную школу, талант Татьяны, воз можно. нашел бы другое применение, более высокое. Но вышло так, как вышло. Есть дети, и теперь ее задача — наделить их богатством видеть прекрасное,учить ценить его. Сама любит народное творчество и старается увлечь им ребят. Дети ста рательно повторяют за учительницей структуры росписи: хохлома, гжель, палех. Особенно любят сказки: сами придумывают, а потом рисуют. Кто веселыми красками, кто грустными, кто теплыми, а кто холодными. Есть ученики, по работам которых уже можно говорить о наличии та ланта. Кабинет изобразительного ис кусства украшают картины Оли Жу ковской. Наташи Резун. Светы Жуко вой. А любимый 3 <* а» рисует весь. Очень любят ребятишки вместе с учительницей делать портретные ма ски. Они превосходно ужились в ка бинете. И вообще все здесь говорит о высоком предназначении урока живописи. С большим вкусом выпол нено оформление, много хороших цветов. Один из них. что пробежал по всей центральной стене, выращивался у мамы в Кожурле. Часто бывает, что сестры работают вместе. Например, интегрированные уроки Надежды Ильиничны по рус ской музыкальной классике прекрас но дополняет Татьяна Ильинична портретным представлением героев. Сейчас вместе оформляют сказоч ную галерею. Только здесь уже стар шая на подхвате у младшей. Работа ют обе вдохновенно. И есть во имя чего: если ребенок вырастет в куль турной среде, может быть, он будет счастлив? Зоя ТЮРИНА. «счосодоэосо» Па место ЧП поспешили прибыть милиция, работники прокуратуры. Из могилы кроме Ко стей вынули крест и шпагу... Потом удалось выяснить, что порушили захоронение перво- строитсля железнодорожного моста через Обь, инженера-путейца Николая Михайловича Ти хомирова, который в начале века принимал участие в постройке собора. Еще известно, что Тихомиров получил образование в Петербурге, награжден орденом Святой Анны третьей сте пени, был широко известен и уважаем в Но- вониколасвске, а погиб случайно — в сорок три года был убит при загадоч ных обстоятельствах. Похороны инженера Тихомирова вылились тогда во всенародную скорбь... И вот Новосибирску 100 лет, а много ли мы знаем о его исто рии, предках, культуре, тради циях? Эти же вопросы, оказыва ется, тревожили и первую интел лигенцию Новониколаевска. В 1919 году в городе проживал би олог Анзимиров, который орга низовал краеведческую секцию при отделе народного образова ния и искусства губернского исполкома. Пер вая стационарная экспозиция секции состоя лась в помещении Торгового корпуса. Город ская газета «Дело революции» в те дни 1920 года восторженно отзывалась о «новом рассад нике культуры». Судьба Новосибирского краеведческого му зея по-своему трагична. В двадцатые годы му зей подвергается серьезной партийной критике за то, что «не отражает темпов индустриализа ции Сибири»... В 1933 году коллектив крае ведческого музея обвинен в «полной бесхозяй ственности, преступной халатности, псевдона учном и безответственном отношении к науч ным ценностям». Музей закрыт, научные со трудники музея Н. Н. Орлова, Н. Н. Нагор- ская, художник Вощакин были репрессирова ны. В сороковые годы краеведческий музей на полнился учебными пособиями, таблицами, диаграммами. Поколения новосибирских школьников в изумлении останавливались пе ред гигантскими чучелами свиней, стогами пшеницы... Был, конечно, и подробный рас сказ в фотографиях и макетах о революцион ном прошлом Новосибирска — Новониколаев- ска, о темпах индустриализации. Но как хоте лось уже тогда узнать то, чем и как жили на ши предки в начале века, как работали, отды хали, во что одевались, с чего ели и пили, в какие игрушки играли, в зеркала смотрелись... О прошлом иногда какой-нибудь пустяк, де таль, незначительная вещь больше расскажут нам, чем иная научная статья или лекция. В этом смысле в областном краеведческом музее в последнее время произошли значительные перемены к лучшему. Музей получил, нако нец, средства от государства на приобретение от населения предметов старины. Это было сделано вовремя: бум на антиквариат достиг, наконец, и Новосибирска. Первыми это почув ствовали бизнесмены, в короткий срок в их среде сформировалась целая сеть скупщиков- продавцов старинных вещей и произведений искусства. Предложение даже несколько опе режает спрос. В антикварном салоне гам в из бытке предлагают картины прошлого века, мо неты, иконы, кавказские кинжалы и восточ ные табакерки, буденовские шлемы и немец кие каски... Цены на этом рынке самые «кру тые»: сотни тысяч и миллионы за видавшее виды кресло, бронзовый бюст Наполеона или остановившиеся навечно часы.. Можно лишь поразиться, сколько, оказывается, до поры до времени хранилось у нас в семейных архивах, пылилось в чуланах и на антресолях. Скупщики антиквариата ведут тщательный постоянный поиск коллекционеров или слу чайных владельцев ценных вещей. Тактика их проста: предложить владельцу минимум цены, продать по максимуму... В связи с этим надо сказать прямо: быть.обладателем предметов старины, антиквариата сегодня становится небезопасно. Коллекционеры знают это и поэ тому впускают в свой круг лишь людей прове ренных, рекомендованных. И все же коллек ционер не может жить в узком «кругу избран ных», все его богатство — это плод неустанных поисков, контактов, знакомств. И тут мы вновь возвращаемся к рассказу о Новосибирском краеведческом музее. Его нынешняя деятель ность направлена на выявление коллекций, предметов, ценных для истории и культуры, музей стремится выкупать реликвии, сохра нить их на долгие годы, сделать доступными для общества. Вы видели когда-нибудь «спальный сун дук»? Почти из сказки, он теперь обосновался в нашем музее. А сколько собрано самоваров — и у каждого свой лик, характер. Старинные стулья, фраки, пенсне, зеркала в тяжелой ду бовой раме, необъятных габаритов диван — они повествуют запахом, цветом, формой о не возвратном прошлом. По одной из популярных научных теорий, старые вещи несут в себе за пись ушедших голосов, и не исключена в принципе возможность их «считки»... Так это или нет, но факт: расставаться человеку с род ной вещью всегда тяжело. Я думаю, что со трудники музея в этой ситуации находятся в более выгодном положении, чем «дикие» скуп щики — в музей можно в любой день прийти и «пообщаться» со своей коллекцией. Новосибирску 100 лет В музее рассказывают такой случай: бабуш ка позвонила и предложила купить у нее фар форовую тарелку. Сотрудники приехали, по смотрели, а дом полон самого настоящего ан тиквариата, удачно сторговались, приобрели для музея и знаменитый «славянский шкаф». Старушечка при погрузке добра в машину строго соблюдала «конспирацию», следила, чтобы.рядом во дворе в тот час не оказался посторонний чело век. Это, конечно, не было излиш ней мерой. Наши старые вещи — это наша история. В 'музее сохранилось платье, пенсне, посуда, принадле жавшие одной из первых учитель ниц города — К. С. Полянской. Пенсионерка М. А. Пархаева пере дала (не хочется говорить о деньгах — нет цены этим реликвиям) ста ринные бронзовые подсвечники, сюртуки, туфли. А. В. Зильберг передала мебель, уни кальной работы сундук с музыкальным запо ром, первый телефонный аппарат в Новонико- лаевске... В фондах музея хранятся вещи, при надлежащие и новосибирским поэтам: Е. Стю арт, А. Кухно, И. Фонякову. Реликвии иногда обрастают легендами. Есть в музее кресла, ис полненные в стиле ампир, которые, как утвер ждают знатоки, принадлежали декабристам Трубецким. Есть и такие экспонаты, которые и оценить сразу трудно — например, фотогра фии похоронных венков И. В. Сталину и под робнейшее описание того, кто и из чего те вен ки делал... Наверное, когда-нибудь наступит и в на шей жизни прекрасный момент, когда мы не станем спешить и избавляться от старых се мейных вещей. Они будут свидетелями жиз ни долгой и счастливой, да и изготовлены прочно, к услугам не одного поколения. Вадим ГЛУХОВ. ВЫ ПРОДАЕТЕ «СЛАВЯНСКИЙ ШКАФ? Сама по себе память человека хрупка и недолговечна. Забываем историю Родины, своего рода, корней... Однажды, лет двадидть тому /шзад, строители рыли траншею на территории кинокопировальной фабрики ( со бор Александра Невского), рыли и наткнулись на могилу...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2