Советская Сибирь, 1993, №135

ВЕСЕЛЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ Через 100 лет часовня, надеемся, останется стоять, украшая Красный проспект. Оперный театр потомки тоже не забудут: «Ну это театр, где пели не рок, а эти... как их, арии...». Или наоборот: «Это крепость класси­ ческого искусства, которая мужест­ венно противостояла таким направ­ лениям в музыке, как этот... рок, что ли?..». А может быть, скажут нечто третье, чего не дано знать нам, «предкам»... Профамма праздника (надо поза­ ботиться) обязательно останется в архивах. Но некоторые черточки этого дня сохранятся только в памя­ ти очевидцев. Новосибирцы гуляли по газонам, сидели на зеленой трав­ ке — и это было прекрасно, это до­ бавляло улыбок и праздничного на­ строения. Л 4 июля гулять по зеленой траве уже казалось естественным и глав­ ный проспект без автомобилей стал настолько привычным, что, когда по улицам, пересекающим его, проез­ жала легковушка, смотреть на нее было неприятно: «Ездят тут...». К хорошему, то есть к новой сте­ пени свободы, мы привыкли мгло­ венно... Еще картинка. В Первомайском сквере новосибирцы лакомились до­ росшими шашлыками, и на каждом столике стояла бутылка из-под «На­ полеона» — с уксусом (кто выпил сам коньяк, не узнаем ни мы, ни по­ томки). Извечную тягу новосибирцев к по­ лету (у нас ведь жил Ю. Кондра­ тюк!), хотя бы на уровне зрелища, осуществил енромный разноцветный воздушный шар, то появлявшийся над сквером у оперного театра, то вновь расстилавшийся на земле, по­ ка его «приводила в чувство» посред­ ством газовых горелок приглашенная мэрией на праздник частная фирма из Алма-Аты «Валлон-сервис». Кста­ ти, хозяева ее — бывшие летчики, один из них, В. Фарленков, 24 го­ да летал штурманом на военных са­ молетах (останутся ли они через 100 лет?). В сувенирных киосках продава­ лась кукла с голубыми волосами — Обинушка (от слова Обь), пользова­ лись спросом маски лукавого светло­ волосого мальчишки Городовичка, нам показалось,.,чуть-чуть похожего на мэра в детстве... Познакомились мы на площади с милыми девушками в возрасте от 17 до 19 лет, которые возили на живых лошадках, в коляске и верхом, ма­ лышей. Это работники зоопарка: Настя Вишневецкая, Юля Язовская и Юля Баранова. — Вы очень любите животных? — спросили мы. — Не любили бы, не томились бы здесь,— веско ответила Настя. Вот такие «узелки» на память. И еще несколько забавных фраз главных героев и участников празд­ ника — новосибирцев. Немолодая женщина назидатель­ ным тоном мужу об основателе го­ рода: — И построил он дугообразный мост, и назвал город Новониколаев­ ском. Понял?! Детский голосок у часовни: — А Бог нас ругает? Чья-то мама в парке культуры: — Мы ведь устали, какая кару­ сель! Сын и дочь хором: — Так ведь не вы с папой катать­ ся будете... Или (ревниво): — Папа, а что это ты вдруг бана­ ны полюбил? Новосибирцы в этот день улыба­ лись. Т. ШИПИЛОВА. Фото Б. Москвина. СЕСТРЫ-ИСКУСНИЦЫ Когда три года назад в Барабинске открывалась новая школа, ди­ ректор ее, Н. В. Шмакова, сказала: «Я хочу, чтобы здесь работали не роботы, а творцы». Так и вышло. За короткое время под одной кры­ шей собрались неординарные педагоги, которые усиленно работают над формированием духовных ценностей. Здесь впору пришлись и та­ ланты двух сестер — Надежды Ильиничны Чеснок и Татьяны Ильи­ ничны Бабенко. Педвузов они не кончали, одна музыкант, другая — художник. А де­ ти — это скорее продолжение та­ ланта. порыв души: отдать то. чем богаты, чем одарили родители. Их родители хорошо пели. Осо­ бенно любили русские народные песни. Сейчас поют меньше — у мамы извечный учительский ларин­ гит. часто болеет. Дом был полон детей. Всем хватало дел и забот — хозяйство, уроки, а еще у Вали с Надей музыкалки, у Тани редколле­ гия. где она главный художник, кто- то в гостях из подруг Тамары, дру­ зей Саши. Но шумных перепалок не звучало. Отец с матерью обучали беречь душевный покой друг друга, и это осталось навсегда. Оттуда, наверное, из родительского дома, в них интеллигентность, которая не позволяет кричать о своих заслу­ гах. Надежда Ильинична — извест­ ный в городе музыкант она разви­ вает творческие способности детей. Не случайно выбрала как основу для уроков систему композитора Кабалевского. Созданные ею деви­ чий и юношеский вокальные кол­ лективы становятся дипломантами, работают на хорошем профессио­ нальном уровне. Здесь большой хор. тоже признанный певческий коллектив. Вообще в школе поют очень многие. И считается это ра­ ботой. приятной для души, но все- таки работой. Смею предположить, что учи­ тельницу музыки любят не только в ученическом коллективе. Она до­ брожелательна с коллегами, пре­ красно поет. А в паре с другой учи­ тельницей В. А. Поляковой они ста­ вят такие капустники, видеоклипы и целые массовые представления, что воспоминаний хватает у педагогов на учебную четверть. Татьяна пришла в школу два года назад. Сама она человек тихий, ус­ тупчивый. Как тут говорить о влия­ нии на школьную жизнь? И все-та- ки оно есть. Появились настенные росписи, сейчас вот задумали на третьем этаже галерею со сказочны­ ми сюжетами картин. Сделали эски­ зы. трудовики приготовили много­ угольныерамки. Если бы в детстве была возмож­ ность поступить в хорошую художест­ венную школу, талант Татьяны, воз­ можно. нашел бы другое применение, более высокое. Но вышло так, как вышло. Есть дети, и теперь ее задача — наделить их богатством видеть прекрасное,учить ценить его. Сама любит народное творчество и старается увлечь им ребят. Дети ста­ рательно повторяют за учительницей структуры росписи: хохлома, гжель, палех. Особенно любят сказки: сами придумывают, а потом рисуют. Кто веселыми красками, кто грустными, кто теплыми, а кто холодными. Есть ученики, по работам которых уже можно говорить о наличии та­ ланта. Кабинет изобразительного ис­ кусства украшают картины Оли Жу­ ковской. Наташи Резун. Светы Жуко­ вой. А любимый 3 <* а» рисует весь. Очень любят ребятишки вместе с учительницей делать портретные ма­ ски. Они превосходно ужились в ка­ бинете. И вообще все здесь говорит о высоком предназначении урока живописи. С большим вкусом выпол­ нено оформление, много хороших цветов. Один из них. что пробежал по всей центральной стене, выращивался у мамы в Кожурле. Часто бывает, что сестры работают вместе. Например, интегрированные уроки Надежды Ильиничны по рус­ ской музыкальной классике прекрас­ но дополняет Татьяна Ильинична портретным представлением героев. Сейчас вместе оформляют сказоч­ ную галерею. Только здесь уже стар­ шая на подхвате у младшей. Работа­ ют обе вдохновенно. И есть во имя чего: если ребенок вырастет в куль­ турной среде, может быть, он будет счастлив? Зоя ТЮРИНА. «счосодоэосо» Па место ЧП поспешили прибыть милиция, работники прокуратуры. Из могилы кроме Ко­ стей вынули крест и шпагу... Потом удалось выяснить, что порушили захоронение перво- строитсля железнодорожного моста через Обь, инженера-путейца Николая Михайловича Ти­ хомирова, который в начале века принимал участие в постройке собора. Еще известно, что Тихомиров получил образование в Петербурге, награжден орденом Святой Анны третьей сте­ пени, был широко известен и уважаем в Но- вониколасвске, а погиб случайно — в сорок три года был убит при загадоч­ ных обстоятельствах. Похороны инженера Тихомирова вылились тогда во всенародную скорбь... И вот Новосибирску 100 лет, а много ли мы знаем о его исто­ рии, предках, культуре, тради­ циях? Эти же вопросы, оказыва­ ется, тревожили и первую интел­ лигенцию Новониколаевска. В 1919 году в городе проживал би­ олог Анзимиров, который орга­ низовал краеведческую секцию при отделе народного образова­ ния и искусства губернского исполкома. Пер­ вая стационарная экспозиция секции состоя­ лась в помещении Торгового корпуса. Город­ ская газета «Дело революции» в те дни 1920 года восторженно отзывалась о «новом рассад­ нике культуры». Судьба Новосибирского краеведческого му­ зея по-своему трагична. В двадцатые годы му­ зей подвергается серьезной партийной критике за то, что «не отражает темпов индустриализа­ ции Сибири»... В 1933 году коллектив крае­ ведческого музея обвинен в «полной бесхозяй­ ственности, преступной халатности, псевдона­ учном и безответственном отношении к науч­ ным ценностям». Музей закрыт, научные со­ трудники музея Н. Н. Орлова, Н. Н. Нагор- ская, художник Вощакин были репрессирова­ ны. В сороковые годы краеведческий музей на­ полнился учебными пособиями, таблицами, диаграммами. Поколения новосибирских школьников в изумлении останавливались пе­ ред гигантскими чучелами свиней, стогами пшеницы... Был, конечно, и подробный рас­ сказ в фотографиях и макетах о революцион­ ном прошлом Новосибирска — Новониколаев- ска, о темпах индустриализации. Но как хоте­ лось уже тогда узнать то, чем и как жили на­ ши предки в начале века, как работали, отды­ хали, во что одевались, с чего ели и пили, в какие игрушки играли, в зеркала смотрелись... О прошлом иногда какой-нибудь пустяк, де­ таль, незначительная вещь больше расскажут нам, чем иная научная статья или лекция. В этом смысле в областном краеведческом музее в последнее время произошли значительные перемены к лучшему. Музей получил, нако­ нец, средства от государства на приобретение от населения предметов старины. Это было сделано вовремя: бум на антиквариат достиг, наконец, и Новосибирска. Первыми это почув­ ствовали бизнесмены, в короткий срок в их среде сформировалась целая сеть скупщиков- продавцов старинных вещей и произведений искусства. Предложение даже несколько опе­ режает спрос. В антикварном салоне гам в из­ бытке предлагают картины прошлого века, мо­ неты, иконы, кавказские кинжалы и восточ­ ные табакерки, буденовские шлемы и немец­ кие каски... Цены на этом рынке самые «кру­ тые»: сотни тысяч и миллионы за видавшее виды кресло, бронзовый бюст Наполеона или остановившиеся навечно часы.. Можно лишь поразиться, сколько, оказывается, до поры до времени хранилось у нас в семейных архивах, пылилось в чуланах и на антресолях. Скупщики антиквариата ведут тщательный постоянный поиск коллекционеров или слу­ чайных владельцев ценных вещей. Тактика их проста: предложить владельцу минимум цены, продать по максимуму... В связи с этим надо сказать прямо: быть.обладателем предметов старины, антиквариата сегодня становится небезопасно. Коллекционеры знают это и поэ­ тому впускают в свой круг лишь людей прове­ ренных, рекомендованных. И все же коллек­ ционер не может жить в узком «кругу избран­ ных», все его богатство — это плод неустанных поисков, контактов, знакомств. И тут мы вновь возвращаемся к рассказу о Новосибирском краеведческом музее. Его нынешняя деятель­ ность направлена на выявление коллекций, предметов, ценных для истории и культуры, музей стремится выкупать реликвии, сохра­ нить их на долгие годы, сделать доступными для общества. Вы видели когда-нибудь «спальный сун­ дук»? Почти из сказки, он теперь обосновался в нашем музее. А сколько собрано самоваров — и у каждого свой лик, характер. Старинные стулья, фраки, пенсне, зеркала в тяжелой ду­ бовой раме, необъятных габаритов диван — они повествуют запахом, цветом, формой о не­ возвратном прошлом. По одной из популярных научных теорий, старые вещи несут в себе за­ пись ушедших голосов, и не исключена в принципе возможность их «считки»... Так это или нет, но факт: расставаться человеку с род­ ной вещью всегда тяжело. Я думаю, что со­ трудники музея в этой ситуации находятся в более выгодном положении, чем «дикие» скуп­ щики — в музей можно в любой день прийти и «пообщаться» со своей коллекцией. Новосибирску 100 лет В музее рассказывают такой случай: бабуш­ ка позвонила и предложила купить у нее фар­ форовую тарелку. Сотрудники приехали, по­ смотрели, а дом полон самого настоящего ан­ тиквариата, удачно сторговались, приобрели для музея и знаменитый «славянский шкаф». Старушечка при погрузке добра в машину строго соблюдала «конспирацию», следила, чтобы.рядом во дворе в тот час не оказался посторонний чело­ век. Это, конечно, не было излиш­ ней мерой. Наши старые вещи — это наша история. В 'музее сохранилось платье, пенсне, посуда, принадле­ жавшие одной из первых учитель­ ниц города — К. С. Полянской. Пенсионерка М. А. Пархаева пере­ дала (не хочется говорить о деньгах — нет цены этим реликвиям) ста­ ринные бронзовые подсвечники, сюртуки, туфли. А. В. Зильберг передала мебель, уни­ кальной работы сундук с музыкальным запо­ ром, первый телефонный аппарат в Новонико- лаевске... В фондах музея хранятся вещи, при­ надлежащие и новосибирским поэтам: Е. Стю­ арт, А. Кухно, И. Фонякову. Реликвии иногда обрастают легендами. Есть в музее кресла, ис­ полненные в стиле ампир, которые, как утвер­ ждают знатоки, принадлежали декабристам Трубецким. Есть и такие экспонаты, которые и оценить сразу трудно — например, фотогра­ фии похоронных венков И. В. Сталину и под­ робнейшее описание того, кто и из чего те вен­ ки делал... Наверное, когда-нибудь наступит и в на­ шей жизни прекрасный момент, когда мы не станем спешить и избавляться от старых се­ мейных вещей. Они будут свидетелями жиз­ ни долгой и счастливой, да и изготовлены прочно, к услугам не одного поколения. Вадим ГЛУХОВ. ВЫ ПРОДАЕТЕ «СЛАВЯНСКИЙ ШКАФ? Сама по себе память человека хрупка и недолговечна. Забываем историю Родины, своего рода, корней... Однажды, лет двадидть тому /шзад, строители рыли траншею на территории кинокопировальной фабрики ( со­ бор Александра Невского), рыли и наткнулись на могилу...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2