Советская Сибирь, 1993, №135
экология и мы «Я - ЦАРЬ ИЛИ НЕ ЦАРЬ?» г Приходилось ли вам когда- нибудь слышать, что муравей ник должен быть «построен» * его обитателями так, чтобы не менее 6 часов в день он обяза тельно был на солнышке? Я об этом узнала на областном сле те юных экологов и школьных лесничеств. А еще меня научи ли там ориентироваться в лесу с помощью... часовой стрелки, делать пригодной для питья воду из ручейка, перебежав шего дорогу. Слет этот прохо дил недавно в Тогучине. » Школьные лесничества — это в нашей области, пожалуй, одна из самых долго живущих придумок в работе с детьми. Уже летщвадцать, а то и больше, может быть, прошло с тех пор, как удивительный энту зиаст своего дела, а прежде всего человек удивительный — главный лесничий Карасукского района Н. А. Косяк начал терпеливо и с лю бовью озеленять степной край, за слоняя каждое поле от суховея, спасая людей от зноя, урожаи — от засухи. Да не просто лесополо сы сажал, а в каждой из них обя зательно ягодники, чтоб и в этих ковыльных местах люди могли со бирать смородину, малину. И ребя тишек увлек своей мечтой, по строил им прямо в лесу загля денье — лагерь, чтобы они там це лое пето и отдыхали, и работали. Время и тут поломало, что мог ло: лесничества стали хозрасчет ными, народное образование*'ни щим. дети - предоставленными сами себе^Вот и результат: не смотря на усилия (выраженные в конкретных и немалых суммах) ко митета по образованию, комитета экологии, управления лесного хо зяйства, на слет приехали послан цы только 10 районов области. Но они хорошо поработали эти три дня: много узнали, увидели, сами рассказали, что знают и умеют. Да и просто отдохнули в зеленых вла дениях лесхоза-техникума на бе регу Ини. ..Утро началось с торжествен ного построения. На «главной площади» лесхоза-техникума вы строились две шеренги лесников. Директор областной станции юных натуралистов Е. Гиливеря отдает рапорт председателю оргкомитета слета Г. Селиверстову — зам. председателя областного комитета экологии. Звучит команда — и по флаг штоку поползло вверх, навстречу встающему из-за вершин сосен солнцу, трехцветное полотнище российского флага. В напутственных словах начина ющемуся слету, его участникам го ворилось о том. что это очень хо рошо. что человек из «царя при роды» становится ее другом. И хо рошо. что это начинается в детстве — нужно только сохранить в серд це своем гуманное, бережное от ношение к природе. Организато рам слета очень бы хотелось рас тить людей, которые видят, пони мают и создают красоту. А потом началось самое глав ное: ребята, разбившись на группы по интересам, ушли на маршруты. Их ведут строгие судьи-экзамена торы: юных лесоводов — препода ватель В. Теплов. юных экологов — педагог Л. Сушилова. «Голубые патрули» ушли за инспектором районного комитета экологии А. Переверзевым. По маршруту «эко логия села» повел свою группу главный специалист областного комитета экологии А. Смирнов. ...Вот на тихой тропинке первая встреча: это привел сюда свою у группу «Виошит» О. Поляков. Сна чала — операция «М уравей». Очень серьезная и строгая второ курсница Оля Алферова, ученица Олега Ипполитовича, стоя над ог ромным муравейником, с пристра стием «допрашивает»: чем пита ются муравьи, как строят свой дом. какие «районы застройки» пред почитают. Ответивший идет дальше по тропинке: там ждет Олег Иппо литович. И начинается серьезный разговор о том. как подобрать ме сто для релизы (это у лесников так называется участок, благоприятный для размножения птиц и живо тных), как ее создать. В лесу, где получше. Владимир Ильич Теплов со старшекурсника ми «экзаменуют» лесоводов. Се миклассник Сережа Музыченко из Мошковского района. Дима Юр ченко. Лена Царькова из Купина и другие ребята должны «узнать в лицо» орляк обыкновенный, лан дыш майский, герань лесную, липу, березу, дятла, глухаря, майского жука и многих других обитателей леса. И рассказать, чем он поле зен или ~реден. чем отличается от собратьев. — Это липа. Из нее делают мед. — мужественно заявляет один из знатоков. Но никто не рассмеялся: благожелательность - закон сле та. А на другом этапе «гоняет» юных любителей природы четве рокурсник Иван Тюрин: спрашивает об этике поведения в лесу и про тивопожарной технике, о призна ках приближающейся непогоды и загрязнениях воздуха, о многом еще, что нужно знать в лесу. И по сле каж дого ответа, подумав, удовлетворенно кивает: «Пойдет!» По ул. Заводской, территории плодоовощного комбината, мимо частных домов прошел маршрут ребят, интересующихся экологией жилой зоны. Они с пристрастием отмечали все: как мусор хранится, в каком состоянии водопроводные скважины и берег реки. Итоги под водили поздно вечером: победи телем стала команда Тогучинского района. Ребята разъезжались на следу ющий день, подолгу прощались, обменивались адресами и книжка ми. И думалось: будет очень жаль, если жизненные передряги закро ют этот канал общения подростков, любящих природу. Я понимаю управление лесного хозяйства, для них это своеобраз ный урок профориентации: они привезли старшеклассников со всей области в свой техникум, по казали. рассказали, постарались заронить искру интереса к учебе в нем. А экологи? Почему они стали одним из основных спонсоров встречи (после комитета по обра зованию)? Жизнь наконец заста вила нас ставить очень близко, почти рядом, два понятия: экологи ческая безопасность и экологиче ское воспитание. Есть такой термин: экологизация общественного мышления. Мешает в нем одно «но» — безликость, неодушевленность этого «обще ственного» мышления. В том-то и дело, что человек — каждый! — должен уметь строить свои личные взаимоотношения с природой, ор ганично ощущать свои связи с ней, задумываться о последствиях лю бого своего шага. Путь к 'решению даже глобаль ных экологических проблем дол жен начинаться у домашнего по рога. Нормирование и воспитание гражданина, умеющего экологиче ски грамотно вести себя в приро де, — с детства. В прошлом году из областного экологического фонда потрачено на экологическое образование и воспитание 345 тысяч рублей. На что именно? Гоуппа ученых педин ститута разработала по договору с комитетом программу экологиче ского воспитания дошкольников и школьников, смысл которой — в 1 непрерывности и преемственности про цесса. в связях с семьей. С 1 сентября 1992 г. в городе прово дится смотр-конкурс детских садов, ра ботающих по этой программе. Он про длится год. Не формально, не по бу мажным отчетам: работу с малышами, их первые знания и навыки демонстри руют симпатичные районные праздники- конкурсы. Дошкольникам и младшим школьникам адресована ежемесячная телепередача «Старая мельница» — ее финансирует областной комитет эколо гии. По специальной экологической про грамме работают педагоги школы № 100. начиная с начальных классов. Хо рошо известна экологическая школа- гимназия № 13, созданная в Краснооб- ске ученым-энтомологом. художником, писателем В. Гребенниковым. В Заель- цовском районе существует детско- юношеский- центр экологической ини циативы. Уже два года существует экологиче ский клуб в /УГУ. Он состоит в основном из студентов-биологов. Они изучают наиболее подзерженные губительному воздействию человека экосистемы, ста раются участвовать в борьбе с их раз рушением: для этого ездят в экспеди ции. работают там. помогая природоох ранным органам. В апреле клуб провел региональную конференцию сибирских молодежных экологических организа ций. где шла речь об их роли в охране природы, об увеличении эффективности их работы. Областной комитет экологии помог материально и в этом. Вот-когда выстроится такая четкая и непрерывная цепочка семья- детский сад— школа— вуз. можно будет говорить о системе экологического воспитания и образования. Экология — область жи вотрепещущих проблем. Но как-то так сложилось, что их чаще всего сводят к определенным условиям сохранения качества окружающей среды: обеспе чить нормы ПДК, запретить рубку леса. А сегодня фактор № 1 — воспитанная с детства нравственность. М.ЗЕЛЕНСКАЯ. НА ОПУШКЕ Фото Н. Ерохина. О различных проявлениях эф фекта полостных структур (ЭПС), обнаруженного мною когда-то у гнезд подземных пчел, и дальней ших неожиданных, даже сенсаци онных, находках, сделанных при исследованиях ЭПС и в смежных сферах, не раз рассказывали «Со ветская Сибирь» и другие изда ния. Сегодня хочу рассказать о «заколдованной» роще, которая была в Омской области. Хорошо бы такое место нашлоф и в Новоси бирской области. В одном из колков был участок, где березы и осины имели стран ной формы стволы, наподобие си фонов под кухонной раковиной — от комля вертикально вверх с метр, затем крутой поворот вниз, а в полуметре — снова вверх, и дальше шел обычный ствол с кро ной, ориентированный нормаль ным образом в зенит. В этой рощице мы чувствовали себя крайне неуютно, тревожно; иногда даже подташнивало, .«гальванически» кислило во рту, в глазах мелькали смутные вспо- лохи-фосфены. Но тогда я удив лялся другому: здесь почти не бы ло насекомых, лишь редкие не большие подземные гнезда ма леньких медлительных муравьев «ЗАКОЛДОВАННАЯ» РОЩА Я ск Ш' из рода мирмик — и больше «ни души»-. Я тогда занимался разведением шмелей во многих километрах от сюда, и для всего остального не мог выкроить времени. А зря: не смотря на немалые успехи в сель- охозяйственном шмелеводстве охнатые труженики увеличива ли вдвое семенную продуктив ность клевера), никто так и не воспользовался нашими разработ ками, и уходили десятилетия, ко торые следовало бы лучше посвя тить изучению ЭПС и других тайн мироздания, щедро открываемых (а иногда буквально навязывае мых) природой. Недавно я побывал в тех краях вместе с семилетним внуком — хотел ему показать «заколдован ную» рощу. Но, увы, все «аномаль ные» стволы берез и осин оказа лись давным-давно спиленными, наверное, понадобились для к а ких-нибудь хозяйственных поде лок типа козел, стропил или бог еще знает для чего. Я горько по жалел, что не похлопотал тогда о заповедании этого клочка, как это сделал со «Шмелеградом» (он процветает там уже третий деся ток лет) и еще несколькими та мошними уголками (увы, в Ново сибирской области эта форма ох раны природы так и не прижи лась). Это был бы уникальный па мятник природы, где каждый мог бы убедиться в ее многообразии, сложности, таинственности. Тем не менее Андрюша мне за явил, что здесь «сильные волны» — да и я сам это почувствовал; мы тщательно обследовали лесную подстилку, и никого из членисто ногих, кроме все тех же медли тельных мирмик, не обнаружили — как и тогда, более чем четверть века тому назад. Лишь на пеньках «моих» деревьев выросли увеси стые трутовики. Так значит что: сифоноподобное искривление древесных стволов — не причина, а следствие некоей аномалии (правда, я не люблю это слово: в природе ничего «аномаль ного» быть не может)? Впрочем, могло быть и наоборот: последей ствие спиленных «излучателей» могло растянуться на многие годы. Все же одну березку с двояко- искривленным стволом мы нашли. Обследовали ее — «работает», да еще как! Просьба к читателям: если где есть группа таких деревьев — со общите мне по адресу: 633128, Краснообск, НССС а /я 98, или по новосибирским телефо нам 48-42-46, 48-57-83. А кто най дет хотя бы один «сифоновый» ствол в лесу, проделайте следую щее (предварительных «устано вок» не даю во избежание кашпи- ровщины): сухой прутик размером с карандаш, свободно взятый за конец, ввести несколько раз в ме ста, обозначенные на схеме, не касаясь ствола; там же «прозонди ровать » просто ладонью; постарать ся поместить в эти же места или близ них свою голову (где-то при дется и лечь); глаза закрыты, поза свободная — на несколько минут. И еще : не «барахлят» ли в этих точках наручные часы и карман ный микрокалькулятор; не видно ли тут, если отойти шага на три и нагнуться, подобия^«марева» или, если темно, чего иного. О резуль татах сообщите мне. Ну а пока — берегите эти не обыкновенные деревья, даже если они покажутся вам уродливыми или приглянутся для какой до машней или дворовой потребы, как то случилось с моей «заколдо ванной» рощей. В. ГРЕБЕННИКОВ. Естествоиспытатель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2