Советская Сибирь, 1993, №135

экология и мы «Я - ЦАРЬ ИЛИ НЕ ЦАРЬ?» г Приходилось ли вам когда- нибудь слышать, что муравей­ ник должен быть «построен» * его обитателями так, чтобы не менее 6 часов в день он обяза­ тельно был на солнышке? Я об этом узнала на областном сле­ те юных экологов и школьных лесничеств. А еще меня научи­ ли там ориентироваться в лесу с помощью... часовой стрелки, делать пригодной для питья воду из ручейка, перебежав­ шего дорогу. Слет этот прохо­ дил недавно в Тогучине. » Школьные лесничества — это в нашей области, пожалуй, одна из самых долго живущих придумок в работе с детьми. Уже летщвадцать, а то и больше, может быть, прошло с тех пор, как удивительный энту­ зиаст своего дела, а прежде всего человек удивительный — главный лесничий Карасукского района Н. А. Косяк начал терпеливо и с лю­ бовью озеленять степной край, за­ слоняя каждое поле от суховея, спасая людей от зноя, урожаи — от засухи. Да не просто лесополо­ сы сажал, а в каждой из них обя­ зательно ягодники, чтоб и в этих ковыльных местах люди могли со­ бирать смородину, малину. И ребя­ тишек увлек своей мечтой, по­ строил им прямо в лесу загля­ денье — лагерь, чтобы они там це­ лое пето и отдыхали, и работали. Время и тут поломало, что мог­ ло: лесничества стали хозрасчет­ ными, народное образование*'ни­ щим. дети - предоставленными сами себе^Вот и результат: не­ смотря на усилия (выраженные в конкретных и немалых суммах) ко­ митета по образованию, комитета экологии, управления лесного хо­ зяйства, на слет приехали послан­ цы только 10 районов области. Но они хорошо поработали эти три дня: много узнали, увидели, сами рассказали, что знают и умеют. Да и просто отдохнули в зеленых вла­ дениях лесхоза-техникума на бе­ регу Ини. ..Утро началось с торжествен­ ного построения. На «главной площади» лесхоза-техникума вы­ строились две шеренги лесников. Директор областной станции юных натуралистов Е. Гиливеря отдает рапорт председателю оргкомитета слета Г. Селиверстову — зам. председателя областного комитета экологии. Звучит команда — и по флаг­ штоку поползло вверх, навстречу встающему из-за вершин сосен солнцу, трехцветное полотнище российского флага. В напутственных словах начина­ ющемуся слету, его участникам го­ ворилось о том. что это очень хо­ рошо. что человек из «царя при­ роды» становится ее другом. И хо­ рошо. что это начинается в детстве — нужно только сохранить в серд­ це своем гуманное, бережное от­ ношение к природе. Организато­ рам слета очень бы хотелось рас­ тить людей, которые видят, пони­ мают и создают красоту. А потом началось самое глав­ ное: ребята, разбившись на группы по интересам, ушли на маршруты. Их ведут строгие судьи-экзамена­ торы: юных лесоводов — препода­ ватель В. Теплов. юных экологов — педагог Л. Сушилова. «Голубые патрули» ушли за инспектором районного комитета экологии А. Переверзевым. По маршруту «эко­ логия села» повел свою группу главный специалист областного комитета экологии А. Смирнов. ...Вот на тихой тропинке первая встреча: это привел сюда свою у группу «Виошит» О. Поляков. Сна­ чала — операция «М уравей». Очень серьезная и строгая второ­ курсница Оля Алферова, ученица Олега Ипполитовича, стоя над ог­ ромным муравейником, с пристра­ стием «допрашивает»: чем пита­ ются муравьи, как строят свой дом. какие «районы застройки» пред­ почитают. Ответивший идет дальше по тропинке: там ждет Олег Иппо­ литович. И начинается серьезный разговор о том. как подобрать ме­ сто для релизы (это у лесников так называется участок, благоприятный для размножения птиц и живо­ тных), как ее создать. В лесу, где получше. Владимир Ильич Теплов со старшекурсника­ ми «экзаменуют» лесоводов. Се­ миклассник Сережа Музыченко из Мошковского района. Дима Юр­ ченко. Лена Царькова из Купина и другие ребята должны «узнать в лицо» орляк обыкновенный, лан­ дыш майский, герань лесную, липу, березу, дятла, глухаря, майского жука и многих других обитателей леса. И рассказать, чем он поле­ зен или ~реден. чем отличается от собратьев. — Это липа. Из нее делают мед. — мужественно заявляет один из знатоков. Но никто не рассмеялся: благожелательность - закон сле­ та. А на другом этапе «гоняет» юных любителей природы четве­ рокурсник Иван Тюрин: спрашивает об этике поведения в лесу и про­ тивопожарной технике, о призна­ ках приближающейся непогоды и загрязнениях воздуха, о многом еще, что нужно знать в лесу. И по­ сле каж дого ответа, подумав, удовлетворенно кивает: «Пойдет!» По ул. Заводской, территории плодоовощного комбината, мимо частных домов прошел маршрут ребят, интересующихся экологией жилой зоны. Они с пристрастием отмечали все: как мусор хранится, в каком состоянии водопроводные скважины и берег реки. Итоги под­ водили поздно вечером: победи­ телем стала команда Тогучинского района. Ребята разъезжались на следу­ ющий день, подолгу прощались, обменивались адресами и книжка­ ми. И думалось: будет очень жаль, если жизненные передряги закро­ ют этот канал общения подростков, любящих природу. Я понимаю управление лесного хозяйства, для них это своеобраз­ ный урок профориентации: они привезли старшеклассников со всей области в свой техникум, по­ казали. рассказали, постарались заронить искру интереса к учебе в нем. А экологи? Почему они стали одним из основных спонсоров встречи (после комитета по обра­ зованию)? Жизнь наконец заста­ вила нас ставить очень близко, почти рядом, два понятия: экологи­ ческая безопасность и экологиче­ ское воспитание. Есть такой термин: экологизация общественного мышления. Мешает в нем одно «но» — безликость, неодушевленность этого «обще­ ственного» мышления. В том-то и дело, что человек — каждый! — должен уметь строить свои личные взаимоотношения с природой, ор­ ганично ощущать свои связи с ней, задумываться о последствиях лю­ бого своего шага. Путь к 'решению даже глобаль­ ных экологических проблем дол­ жен начинаться у домашнего по­ рога. Нормирование и воспитание гражданина, умеющего экологиче­ ски грамотно вести себя в приро­ де, — с детства. В прошлом году из областного экологического фонда потрачено на экологическое образование и воспитание 345 тысяч рублей. На что именно? Гоуппа ученых педин­ ститута разработала по договору с комитетом программу экологиче­ ского воспитания дошкольников и школьников, смысл которой — в 1 непрерывности и преемственности про­ цесса. в связях с семьей. С 1 сентября 1992 г. в городе прово­ дится смотр-конкурс детских садов, ра­ ботающих по этой программе. Он про­ длится год. Не формально, не по бу­ мажным отчетам: работу с малышами, их первые знания и навыки демонстри­ руют симпатичные районные праздники- конкурсы. Дошкольникам и младшим школьникам адресована ежемесячная телепередача «Старая мельница» — ее финансирует областной комитет эколо­ гии. По специальной экологической про­ грамме работают педагоги школы № 100. начиная с начальных классов. Хо­ рошо известна экологическая школа- гимназия № 13, созданная в Краснооб- ске ученым-энтомологом. художником, писателем В. Гребенниковым. В Заель- цовском районе существует детско- юношеский- центр экологической ини­ циативы. Уже два года существует экологиче­ ский клуб в /УГУ. Он состоит в основном из студентов-биологов. Они изучают наиболее подзерженные губительному воздействию человека экосистемы, ста­ раются участвовать в борьбе с их раз­ рушением: для этого ездят в экспеди­ ции. работают там. помогая природоох­ ранным органам. В апреле клуб провел региональную конференцию сибирских молодежных экологических организа­ ций. где шла речь об их роли в охране природы, об увеличении эффективности их работы. Областной комитет экологии помог материально и в этом. Вот-когда выстроится такая четкая и непрерывная цепочка семья- детский сад— школа— вуз. можно будет говорить о системе экологического воспитания и образования. Экология — область жи­ вотрепещущих проблем. Но как-то так сложилось, что их чаще всего сводят к определенным условиям сохранения качества окружающей среды: обеспе­ чить нормы ПДК, запретить рубку леса. А сегодня фактор № 1 — воспитанная с детства нравственность. М.ЗЕЛЕНСКАЯ. НА ОПУШКЕ Фото Н. Ерохина. О различных проявлениях эф­ фекта полостных структур (ЭПС), обнаруженного мною когда-то у гнезд подземных пчел, и дальней­ ших неожиданных, даже сенсаци­ онных, находках, сделанных при исследованиях ЭПС и в смежных сферах, не раз рассказывали «Со­ ветская Сибирь» и другие изда­ ния. Сегодня хочу рассказать о «заколдованной» роще, которая была в Омской области. Хорошо бы такое место нашлоф и в Новоси­ бирской области. В одном из колков был участок, где березы и осины имели стран­ ной формы стволы, наподобие си­ фонов под кухонной раковиной — от комля вертикально вверх с метр, затем крутой поворот вниз, а в полуметре — снова вверх, и дальше шел обычный ствол с кро­ ной, ориентированный нормаль­ ным образом в зенит. В этой рощице мы чувствовали себя крайне неуютно, тревожно; иногда даже подташнивало, .«гальванически» кислило во рту, в глазах мелькали смутные вспо- лохи-фосфены. Но тогда я удив­ лялся другому: здесь почти не бы­ ло насекомых, лишь редкие не­ большие подземные гнезда ма­ леньких медлительных муравьев «ЗАКОЛДОВАННАЯ» РОЩА Я ск Ш' из рода мирмик — и больше «ни души»-. Я тогда занимался разведением шмелей во многих километрах от­ сюда, и для всего остального не мог выкроить времени. А зря: не­ смотря на немалые успехи в сель- охозяйственном шмелеводстве охнатые труженики увеличива­ ли вдвое семенную продуктив­ ность клевера), никто так и не воспользовался нашими разработ­ ками, и уходили десятилетия, ко­ торые следовало бы лучше посвя­ тить изучению ЭПС и других тайн мироздания, щедро открываемых (а иногда буквально навязывае­ мых) природой. Недавно я побывал в тех краях вместе с семилетним внуком — хотел ему показать «заколдован­ ную» рощу. Но, увы, все «аномаль­ ные» стволы берез и осин оказа­ лись давным-давно спиленными, наверное, понадобились для к а­ ких-нибудь хозяйственных поде­ лок типа козел, стропил или бог еще знает для чего. Я горько по­ жалел, что не похлопотал тогда о заповедании этого клочка, как это сделал со «Шмелеградом» (он процветает там уже третий деся­ ток лет) и еще несколькими та­ мошними уголками (увы, в Ново­ сибирской области эта форма ох­ раны природы так и не прижи­ лась). Это был бы уникальный па­ мятник природы, где каждый мог бы убедиться в ее многообразии, сложности, таинственности. Тем не менее Андрюша мне за­ явил, что здесь «сильные волны» — да и я сам это почувствовал; мы тщательно обследовали лесную подстилку, и никого из членисто­ ногих, кроме все тех же медли­ тельных мирмик, не обнаружили — как и тогда, более чем четверть века тому назад. Лишь на пеньках «моих» деревьев выросли увеси­ стые трутовики. Так значит что: сифоноподобное искривление древесных стволов — не причина, а следствие некоей аномалии (правда, я не люблю это слово: в природе ничего «аномаль­ ного» быть не может)? Впрочем, могло быть и наоборот: последей­ ствие спиленных «излучателей» могло растянуться на многие годы. Все же одну березку с двояко- искривленным стволом мы нашли. Обследовали ее — «работает», да еще как! Просьба к читателям: если где есть группа таких деревьев — со­ общите мне по адресу: 633128, Краснообск, НССС а /я 98, или по новосибирским телефо­ нам 48-42-46, 48-57-83. А кто най­ дет хотя бы один «сифоновый» ствол в лесу, проделайте следую­ щее (предварительных «устано­ вок» не даю во избежание кашпи- ровщины): сухой прутик размером с карандаш, свободно взятый за конец, ввести несколько раз в ме­ ста, обозначенные на схеме, не касаясь ствола; там же «прозонди­ ровать » просто ладонью; постарать­ ся поместить в эти же места или близ них свою голову (где-то при­ дется и лечь); глаза закрыты, поза свободная — на несколько минут. И еще : не «барахлят» ли в этих точках наручные часы и карман­ ный микрокалькулятор; не видно ли тут, если отойти шага на три и нагнуться, подобия^«марева» или, если темно, чего иного. О резуль­ татах сообщите мне. Ну а пока — берегите эти не­ обыкновенные деревья, даже если они покажутся вам уродливыми или приглянутся для какой до­ машней или дворовой потребы, как то случилось с моей «заколдо­ ванной» рощей. В. ГРЕБЕННИКОВ. Естествоиспытатель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2