Советская Сибирь, 1993, №064

— Галина Григорьевна, сегодня у театралов праздник: драматургия Чехова, режиссура Вадима Цхакая, не теряющий своей марки красно- факельский' актерский ансамбль... Гарантирован ли зрительский успех — он все-таки непредсказуем? У меня же, честное слово, от предвку­ шения быть очевидцем новой Крас- ноф акельской версии «Чайки» сердце замирает... — Да, я тоже не стану прогнози­ ровать, угадывать... Мне дорог и близок как творческая личность ре­ жиссер Вадим Яковлевич Цхакая. Я любуюсь, наблюдая за его работой над спектаклем. А успех, как и сыг­ ранность, цельность постановки, мо­ жет быть*придет на 10-м представ­ лении. Вадим Яковлевич и после премьеры не прекращает работы. Хотя, разумеется, очень хочется, чтобы успех пришел сразу. О чем могу сказать определенно, как о данности, это будет очень кра­ сивый спектакль в декорациях ле­ нинградского художника Александ­ ра Лииовских. Прекрасны по гамме, изящны костюмы к спектаклю ху­ дожницы Марии Брянцевой. Надо сказать, совершенно самоотвержен­ но трудились все производственные цеха: сколько, к примеру, «колдова­ ли» над знаменитым озером... — В вашей апрельской афише еще одно удивительное название... — Действительно, 30 апреля спектаклем «Бедные люди» по рома­ ну в письмах Достоевского мы от­ крываем вторую малую сцену. По­ становка и инсценировка Дмитрия Александровича Масленникова. — Почему вдруг «Бедные лю ­ ди»? — Это удивительный роман. И, мне кажется, он сегодня прозвучит по-особому. Когда еще нс было инс­ ценировки, я стала его перечитывать и, помимо собственной воли, вслух. Не должно унижать человека — это преступно. Дать ему возможность жить и чувствовать, как он хочет, как он создан, — так я понимаю эту вещь... Разве несовременно? — И кто же исполнит роль Ма­ кара Девушкина? Теряюсь в догад­ ках... — Заслуженный артист России Михаил Александрович Стрелков и сам Масленников. Как известно ге- * ИНТЕРВЬЮ Заветное СЛОВО «аншлаг» 3 апреля в театре «Крас­ ный факел» премьера — чеховская «Чайка», О но­ вой постановке и ближай­ ших планах театра рас­ сказывает его директор Галина Григорьевна Бул­ гакова. атралам, он не только талантливый режиссер, но великолепный актер. — Классика, классика... —...и еще раз классика. Только ею можно по-настоящему измерять творческую состоятельность театра. Некоторые театры сейчас засуети­ лись, стали спешно менять амплуа, заигрывать со зрителем. Мы на их фоне будто бы «залегли на дно», но, я считаю, «Красный факел» в хоро­ шей форме: весь март у нас прошел на аншлагах. И сейчас, составляя репертуарную афишу к 100-летию города, я радуюсь: «Красный факел» движется во времени, сохранив тра­ диции серьезных и плодотворных взаимоотношений с классикой. До­ бавлю: в самом конце сезона новоси­ бирцев ждет встреча с мольеровским «Лекарем поневоле» в постановке нашего нового главного режиссера Алексея Эдуардовича Серова. До этого, в мае, выйдет спектакль по од­ ной из лучших современных пьес — «Сори» А. Галина. И, возвращаясь к классике, мечтаю, чтобы на сцене «Красного факела» поставил спек­ такль художественный руководитель театра имени Гатри из Миннеаполи­ са, одного из лучших репертуарных театров Америки. Именно там Ана­ толий Эфрос ставил гоголевскую «Женитьбу», именно этот театр от­ личается приверженностью к рус­ ской классике. Не просто ради новых впечатле­ ний мы поддерживаем связи с теат­ ральными коллективами Финлян­ дии, Швеции, Японии, США — мы ищем художественных единомыш­ ленников: режиссеров, актеров, близких «по крови», работа с кото­ рыми органично вписывалась бы в творческую жизнь'нашего театра. Это помогает нам не растрачивать, а набирать собственный потенциал. — Галина Григорьевна, поздрав­ ляя вас сегодня с рождением новой «Чайки», от души хочу пожелать, чтобы в «Красном факеле» рядом с волнующим словом «премьера» всегда соседствовало заветное «ан­ шлаг». — Будем надеяться. И работать. Беседу вела Т. ШИПИЛОВА. САМОЦВЕТЫ: ЛЕГЕНДЫ И ПРИМЕТЫ БИРЮЗА Этот водный фос­ фат меди и алюминия известен человечеству более десяти тысяче­ летии. Цвет бирюзы варьирует с' зелено­ вато-серого, жеято-яблочно-зелено- го и зелено-голубого до небесно-го­ лубого цвета, наиболее высоко це­ нимого. Древние египтяне полага­ ли, что она находится в мистиче­ ской связи с самыми почитаемыми богинями: Исидой, олицетворявшей супружескую верность и материн­ ство, богиней воды, ветра и волшеб­ ства, хранительницей мертвых, и Хатхор (Хатор) — богиней неба и плодородия, любви и веселья, музы­ ки, танцев и пирушек, покрови­ тельницей жен, детей и рудокопов. Древние греки (римляне) считали ее камнем самой всесильной богини любви Афродиты (Венеры). Скара­ беи, выгравированные на бирюзе, украшали кольца многих знатных воинов Египта — это были симво­ лические клятвы верности фараону, их хозяин должен быть храбрым мужчиной и верным своей воин­ ской клятве. У китайцев она была вторым после нефрита любимым национальным камнем, а в Тибете ее считали живым существом и бо­ жеством. По индейским легендам, сам бог открыл людям ценность бирюзы, научил ее обрабатывать, а тот, кто умел делать из бирюзы бусы, при­ знавался вождем племени. С по­ мощью бирюзы искали воду в пус­ тыне, она помогала предупреждать болезни, удачно охотиться. В Ста­ ром и Новом свете бирюза одинако­ во выступает символом познания таинств загробной жизни, духовного неба, постичь которые можно, толь­ ко пройдя через смерть. У персов существует легенда о бирюзовой ча­ ше Джемшеда — чаше познания тайн смерти. С глубокой древности считалось, что этот самоцвет предохраняет от падений. Это камень верности и счастья в любви, он может при­ влечь к своему хозяину хороших друзей или какую-нибудь очень желанную вещь. Он обращает вни­ мание мужчин на женские досто­ инства и красоту и всячески помо­ гает в любовных делах. В средние века верили, что женщина, неза­ метно зашив бирюзу в одежду муж­ чины, сможет приворожить его к себе. К тому же считалось, что ни один камень в сережках не украсит и не освежит так девичье лицо, как бирюза. По мнению астрологов, бирюза — камень планет Юпитера и Вене­ ры. Поэтому особо благоприятно носить этот голубой самоцвет по пятницам — дням, посвященным Любви и Венере. Это камень декаб­ ря, в единичных случаях упомина­ ется как камень июля и ноября, со­ действует Стрельцу, Козерогу и Во­ долею. В Европе бирюза — символ бла­ гополучия, удачи и успеха. Она поддерживает своего владельца в стремлении освободиться от рутин­ ной будничности и воспарить ду­ хом, усиливает его интуицию, зовет к независимости, придает благород­ ство, в меру — честолюбие, предус­ мотрительность. Считалось даже, что цвет и блеск бирюзы меняются в зависимости от чистоты и свеже­ сти воздуха, теряет ненадолго свой блеск перед ненастьем и непогодой и тогда, когда ее хозяину угрожает опасность. ОтвоДит гнев царей и высокого начальства. У приверженцев ислама бирюза входила в обязательный свадебный наряд невесты как символ девствен­ ности и будущей счастливой супру­ жеской жизни. Она способна быст­ ро мирить поссорившихся супругов. В России и, Германии, например, из нее делали обручальные кольца для укрепления брачного союза. В средневековье существовало поверье, что бирюза обнаруживает яды и оберегает от них владельца. Он не может быть и убитым, к не­ му не приблизятся ядовитые змеи и скорпионы. Того, кто носит бирюзу, слушают со вниманием, но он нс должен слишком полагаться на этот камень и произносить непристой­ ных речей. Если с утра посмотреть на бирюзу, то в течение целого дня освобождаешься от забот и не уви­ дишь дурных снов, само созерцание самоцвета по утрам способствует сохранению энергии и увеличению его силы. Она предохраняет.от по­ топления и поражения молнией и громом, недаром бирюзу называют нередко «громовым камнем». Бирюза — соединение достаточ­ но неустойчивое, реагирует с щело­ чами, камфарой, мускусом, мылом, растительными маслами, аромати­ кой, духами, углекислотой, мазями, портится от сырости и огня, поэто­ му советуем бережнее обращаться с ней. Лучше не опускать ее в жид­ кость, даже в воду. Разработана технология получения высококаче­ ственной синтетической бирюзы, а также много методов получения ее имитаций. При этом надо иметь в виду, что нередко добываемая би­ рюза пориста и для повышения то­ варности ее подкрашивают. *С. НИКОЛАЕВ. ццкола садовода 13. Особенности подготовки к посеву семян лука Каждый садовод старается сейчас запасти свои семена, посадочный ма­ териал — купить и дорого, и не всегда надежно. Особый интерес вызывает получение своего севка-лука из семян чернушки. Как его вырастить, сколько надо на грядку запасти, чтобы обеспечить семью? Чтобы вырастить 1 кг севка, нужно посеять 10 г семян лука-чернушки на 1 кв. м. Одного килограмма севка вам хватит на 10 кв. м почвы. При хорошем урожае из 1 кг севка вы можете получить 15 кг лука. Отсюда делайте расчеты, сколько надо сеять для вашей семьи. , КАК И КОГДА СЕЯТЬ ЧЕРНУШКУ? Семена лука имеют плотную черную оболочку, за что и названы чер­ нушкой. Они долго не всходят, если их посеять без предварительной под­ готовки. А как готовить? За 2—3 дня перед посевом их нужно положить в марлевый мешочек и погрузить в воду с температурой 25—30' на 10 часов, при этом через каждые 2—3 часа воду менять. Замачивать можно в заль­ ном щелоке: 1 ст. ложка древесной золы на 0,5 л воды, через сутки слить и в отстойной части замочить семена на 6 часов. После этого положить в теплое место, можно в целлофановый мешочек, но не завязывать его, чтобы семена не задохнулись. Через 2—3 дня высевать. ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ Грядка должна быть вскопана с осени. Внести удобрения в соотношении: азота 1 часть, фосфора 2—3 части, калия 2—3 части (60—80 г на 1 кв. м). Весной верхний слой почвы прорыхлить, поборонить и в конце апреля — начале мая сеять. Бороздки делать глубиной 3—4 см, хорошо полить и во влажные бороздки положить семена. Расстояние между рядками 15 см. Сеять густо — 1 грамм семян на 1 погонный метр. Бороздки засыпать и слегка прикатать — пришлепнуть ладошкой. Желательно не поливать до 10—15 июня, пока не появятся всходы и не вырастут два настоящих лис­ точка-перышка. А первый листочек «младенческого» возраста должен по­ желтеть и отмереть. До этого времени нужно делать «сухой» полив — рых­ ление, осторожно, чтобы не повредить хрупкие росточки. КАК ПОЛИВАТЬ СЕВОК? Так его надо поливать, чтобы не смачивать перо. Всего за период роста рекомендуется 2—3 полива, а с 15 июля прекратить всякое увлажнение, чтобы луковички вызревали, а перо прекращало рост. Если в это время будут сильные дожди, росы, туманы, может появиться грибковое заболева­ ние — пероноспороз. Сделайте предупредительное опрыскивание однопро­ центной бордосской или бургунской смесью (100 г медного купороса и 100 г извести свежегашеной или 100 г кальцинированной соды на 10 литров воды). Если есть возможность — соорудите простенький каркас над гряд­ кой и набросьте на него полиэтиленовую пленку, тогда луковички быстрее прекратят рост и вызреют. КОГДА УБИРАТЬ? Следите: как только сформируются луковички — это может быть в пер­ вой декаде августа — уберите их и хорошо просушите на солнце. Поста­ райтесь сделать это до августовских проливных дождей. Перо не прикаты­ вайте и не мотайте и не обстригайте коротко, хвостик от пера у луковички должен быть не менее 5—6 см. КАК СОХРАНИТЬ СЕВОК? Вы хорошо просушили луковички, до конца осени можете держать их в сухом месте. Есть два способа зимнего хранения: холодный — при темпе­ ратуре 0 — +Г и теплый — при температуре +18 градусов и выше. Если он будет храниться при температуре от 2 до 18 градусов, то за зиму пройдет стадию яровизации и после посадки в грунт будет стрелковаться, особенно ^ луковички крупнее 1,5 см. Всего на яровизацию требуется от 60 до 90 дней. Сибирские сорта более устойчивы к стрелкованию: Бессоновский, Стригу- новский, Шалот. ВЫ КУПИЛИ СЕВОК. КАК ПОДГОТОВИТЬ ЕГО К ПОСАДКЕ? Его нужно положить в сухое теплое место: 20 дней ему нужно лежать при температуре +20 —28 градусов. Далее, за 10 дней до посадки прогреть в течение дня (8—12 часов) при температуре 38—40 градусов и еще 8—10 дней держать при температуре 35—38 градусов. Постарайтесь найти такое место или около системы отопления, или соорудите «инкубатор» в коробке с лампочкой, но чтобы был термометр — не перегрейте! /1ля чего это делается? Во-первых, уменьшается склонность к стрелко­ ванию, во-вторых, «дозариваются» спящие почки — у вас больше будет луковиц в'гнездах, и еще повышается устойчивость к ложной мучнистой росе (пероноспорозу), а это очень важно — в последние годы это заболе­ вание свирепствует, не дает луку расти, и он потом гибнет. Нередко бывает заражение севка трипсами, клещами, нематодами, осо­ бенно покупного. Посадив такой лук, вы можете занести эти болезни в свою почву, и потом от них почти невозможно избавиться. Поэтому перед посад­ кой севок нужно вымочить в воде при температуре +16 —18 градусов в течение трех суток, меняя воду через 3—4 часа. В воду следует добавить марганцовокислого калия (однопроцентный раствор). Вымачивание можно заменить погружением на 10—15 минут в воду, нагретую до 40—46 гра­ дусов. Это не очень высокая температура, рука легко переносит ее, но луч­ ше иметь термометр. Все это хлопотно, но если хотите получить хороший урожай — поста­ райтесь! КОГДА ВЫСАЖИВАТЬ ЛУК-СЕВОК? Вйкаживать нужно рано, в первой декаде мая. Многие боятся, что пойдет в стрелку. Нет, если правильно хранили и сделали предпосевное прогрева­ ние, в стрелку он не пойдет. Пока прохладно, его ростовые почки спят, а корневая система разовьется. К теплу почки проснутся — начнут активно питаться и расти. Важный момент: когда готовите севок к посадке, не обрезайте верхушку — стебелек, чтобы почки дольше находились в стадии покоя, пока разо­ вьются корни. Чтобы лук-репка не болел, не загущайте посадки: 25 см ряд от ряда, а в ряду 6—8 см. Когда будут расти — не рвите перо. Каждое перо — это слой почных чешуй. Чем больше пера, тем крупнее лук. На перо сажайте от­ дельную грядку, сейте многолетние луки. Если хотите вырастить семена — подберите здоровые луковицы, про­ грейте, продезинфицируйте и посадите пораньше дома, в середине апреля, а в первых числах мая — в фунт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2