Советская Сибирь, 1993, №064
• МНЕНИЕ НЕ МОГУ ПОНЯТЬ Я, темный мужик, не могу по нять своего Президента. Может, вы на страницах газеты дадите разъяснение ддя таких же тем ных и непонятливых, как я. Зачем Президент ставит воп рос на референдум о земле? По ныне действующей Конституции земля уже поделена по паям и созданы акционерные общества в сельской местности. Хочешь — забирай земельный и имущест венный пай и распоряжайся. В городе тоже выделяются земель ные участки горожанам. Зачем же он ставит этот вопрос? Д. КРИВОШТА. с. Комарье, Доволенский рай он. « т о г о — УБРАТЬ, ТОГО — ШПЫНЯТЬ...» Считаю, надо дать власть Пре зиденту с соответствующей за писью в Конституции, с рефе рендумом народа. Если что не так, народу виднее. Он его всегда переизберет. Не один Хасбула тов является личностью. Эко, как он расхрабрился на Съезде: того — убрать, того — шпынять. Пусть остынет немного. Кроме него, есть еще мы, народ, а без нас он — нуль! М. ЩЕЛКУНОВА. г. Новосибирск. ЕСТЬ ПРЯМОЙ ОТВЕТ В № 46 газеты «Правда» поме щена статья Виктора Трушкова «На лукавые вопросы есть пря мой ответ: нет!» В ней он словом «нет» отвечает на вопросы, кото рые Б. Ельцин хотел вынести на всенародный референдум. Как избиратель, я полностью согла сен с мнением В. Трушкова. К сожалению, он не пишет, какой он видит Россию в буду щем. А жаль. Похоже, что среди народных депутатов появилась группа фальшивых демократов, которая хотела бы мирным путем установить в стране капиталисти ческие порядки. Эти парламента рии, как правило, ни на каком производстве не работают. Подо бно парламентариям капитали стических стран, весь их «труд» состоит в сотрясании воздуха в помещениях парламента. Вот и сейчас они развернули яростную кампанию о том, какой быть Конституции Российской Феде рации. А что тут мудрить? Народ это давно решил. Вспомните, под ка ким лозунгом народ выступал в февральской революции 1917 года, свергая царизм? Под каким лозунгом народ шел в Октябрь скую революцию 1917 года? Ло зунг был один: «Вся власть — Советам!» Под этим лозунгом на род победил. В стране утверди лась советская власть. В ноябре 1993 года ей исполнится 76 лет. За прошедшее время советская власть доказала свою жизнен ность. Народ защитил ее в развя занной свергнутыми буржуазны ми классами и внешней реак цией жестокой гражданской вой не, защитил от всех нападок и провокаций в мирный период. Советская власть в лице народ ных депутатов возглавила народ в жестокой борьбе с гитлеров скими фашистами, а после вой ны — в восстановлении народ ного хозяйства. Сейчас же требуют разогнать Съезд народных депутатов, носи телей советской власти. Как из биратель, я призываю народных депутатов Новосибирской обла сти защитить советскую власть от всех посягательств и всячески укреплять «всевластие» Советов. Б. ВОЛКОВ. г. Новосибирск. Жизнь в переходе, « или Кое-что о «новых» ориентирах Новый год — новые надежды. Это естественно. Так ус троен человек. И прорицатели, не политические, а «сво бодные художники» от астрологии обещают медленное, но неуклонное «выкарабкивание». Как мы все понима ем,— и о другом помыслить не дает наш ужасный быт,— речь идет о сфере экономической... Но реально ли это без общенациональной философской и культурной концепции — об этом статья новосибирско го культуролога А. И. Лысенко. Н е м н о г о поразмыслив, наши идеологи сообщили, что мы вновь переживаем переходный период, но теперь уже на пути к капитализму. Итак, в очередной раз, не добрав шись до конечной цели, желанного дома, мы вновь обречены жить в пе реходе. Понятное дело, такая жизнь мало воодушевляет, переход — он и есть переход: неуютно, грязно, да и сквозит. Но что делать — люди мы привычные, потерпим. Жизнь впе реди, говорят, будет значительно лучше. Главное — ориентиры новые указаны, правда, если совсем немно го подумать и приглядеться, то такие ли уж они новые? Объявлена свобода: материальная, идеологическая, духовная. Известно, однако, что свободным и сильным человека может сделать только культура. Только она способна зара зить духом творчества. В XXI веке (да и сейчас уже ценится отнюдь не производство вещей) главным станет продуцирование новых идей, что возможно лишь на широкой куль турной основе. Именно в этой сфере создаются ценности, вне которых ут рачивается смысл человеческого бы тия, а сам человек превращается в раба обстоятельств, материальных и идеологических, внутренних и внешних. Любая государственная система в определенной степени за интересована в просвещении, куль туре, хотя управлять человеком не просвещенным, несомненно, значи тельно проще, да и прибыльнее (од нако и энергия разрушения заложе на в нем преогромная). В силу известных причин, объек тивного и субъективного свойства, проблема интеллектуального и ду ховного «окультуривания» России не была, да и не могла быть полностью реализована. В очередной раз пре рывалась связь времен, отсекалась культура прошлого. К примеру, по причине своей буржуазности, да и железный занавес не лучшее средст во для удовлетворения культурных запросов. Однако пытались что-то сделать, вкладывали деньги в науку и просвещение, в искусство. В этом смысле сегодня даже и похваливают скоропостижно ушедший от нас со циализм. Но «подкармливали» все- таки по так называемому остаточно му принципу, да и власть имущие, скажем прямо, не очень были в том заинтересованы. Было сформирова но враждебное отношение ко всему новому, интеллекту и интеллектуа лам вообще. В результате общество получило человека, который, по выражению Ортеги-и-Гассета, «раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрас судков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью которую можно оправдать только наивно стью, пользуется этим мусором всегда и везде». Наше время спра ведливо называли, да и называют эпохой диктатуры посредственно сти, когда обществу навязываются потребности и вкусы агрессивно мещанского свойства, когда отвер гается и отрицается истинная куль тура, когда даровитость подавляет ся, а сами дарования гибнут невост ребованными. ^Десятилетиями суженное ин формационное поле, отсутствие па норамного мышления не позволили и не позволяют нам быть професси оналами, воспроизводят интеллекту альное невежество, заставляют изо бретать давно изобретенное или на столько несуразное, что еще долго потом приходится платить по сче там. А бескультурье, утрата истори ческой памяти, ощущения связи времен, исторической ответственно сти приводят к аберрации зрения, потребности выдать желаемое за действительное, приблизить цель, сместив ее во времени: сначала до коммунизма едва не добрались, по том за считанные дни вознамери лись увидеть зори капитализма. Комсомольцы 20-х годов, большие оптимисты (уж очень верили), в своих резолюциях записывали: счи тать, что через пятьдесят лет все лю ди будут жить в стеклянных домах (настолько чисты и светлы все мы станем, что прятать будет нечего). Время истекло, надежд мы не оправ дали, не блещем сверхчистотой, од но оправдание: жить в таких домах холодновато, особенно в Сибири. Человеку, живущему вне культу ры, мир представляется простым, в лучшем случае двухцветным, и вы ходы он ищет самые простые. Ве рит в революцию, возможность со зидания насилием, &отдельно взя тую теорию, верит в партии, оче редные и внеочередные съезды, ягфбы способные что-то радикаль но изменить. Верит в спасителя, ко торый спасти-то спасет, да усядется плотно на шею, неизвестно, что и делать с ним потом. Тем не менее создает он себе кумиров, а через некоторое время с наслаждением вытирает о них ноги, как неонрав- давших надежды. Потом судит их, чаще всего посмертно, забыв, что все мы родом из прошлого, застав ляя вспомнить простенький вопрос: а судьи кто? Став наконец свобод ным, ищет поскорее нового идола, чтобы преклонить перед ним коле ни, плохо понимая, что благоразум нее радикально мир не переделы вать: себе дороже. Культура нынешняя (в том числе наука, просвещение, искусство, мо раль) находится в глубоком упадке, и именно в этом главная причина распада, кризиса. Этот распад по рожден прежде всего кризисом че ловека, про которого недавно, и вполне справедливо, мы говорили, что он — наше главное богатство. Те, кто работает в школе, вузе', зна ют, что наши дети все хуже пишут, читают, говорят, не научены само стоятельно мыслить, а некоторые просто уже испытывают отвращение к этому процессу. Начинающие биз несмены в своих финансовых доку ментах ставят знаки препинания по собственному усмотрению, не подо зревая, что то, что написано пером, не вырубишь топором. Хотя спра ведливости ради заметим, что глу пость у нас культивировалась, в том числе и системой просвещения, в результате подчас самые здравомыс лящие сегодня — люди без всякого образования. И все же, внушая се годня людям мысль о том, как полез но и приятно быть миллионером, на до одновременно и объяснять (по крайней мере тем из них, кто еще способен слышать), как это делает Н. Амосов, что гонка за вещами бес конечна, иллюзорна, истощает чело века, ему некогда сесть и поразмыс лить, просто пообщаться. Чувство же собственности, усиленное стату сом лидерства, вызывает зависть, и здесь необходим моральный ограни читель (очень богатых у нас на Руси не любили никогда и вряд ли когда полюбят, со всеми отсюда вытекаю щими последствиями). Жизнь духа приносит не меньше удовольствия, не вызывает зависти, стоит дешевле, знание же обогащает и возвышает человека. Что, согласитесь, тоже ка питал. Процесс отчуждения челове ка от общества, других людей нара стает, и в этой ситуации, как писал американский прозаик лауреат Но белевской премии Сол Беллоу: «Не зачем становиться больше, чем чело веком, и нельзя стать ничем меньше — надо быть человеком, только и всего». Ч т о касается искусства, нет на добности, уважаемый читатель, подробно анализировать то, что вы видите сегодня и достаточно часто на экране телевизора, читаете на страницах некоторых газет. Этиче ское и эстетическое растление — это ли не настоящее дело для наше го высокого Конституционного су да, не говоря уже о рядовых юри стах? Нам говорят, все это переме лется, быстро пройдет, надоест. Мо жет быть, но семена попадают на вышеописанную почву, и что за всходы нас всех ждут, что за рас плата? Вот идеология — это, пожалуй, единственное, что у нас изменилось.’ Навязывается она напористо и не прихотливо, того и гляди, из импе рии лжи превратимся в республику вранья. А в остальном все и все в ос новном на своих местах, только, как бы это сказать, стали пооткровеннее, что ли, попроще. И специалисты мы по-прежнему только в сфере распре деления, лишь довели этот процесс до логического конца. Сегодня много говорят и пишут о проблеме возрождения России, хотя концепция его пока что отсутствует, чаще всего имеют в виду вещи сугу-' бо материальные — уж больно остро в очередной раз осознали, что мате риальное — единственное, что нам не изменит. Однако любые реформы утрачивают смысл, если сам человек не сделается от этого мудрее, чище, красивее. Эта проблема актуальней шая сегодня, и от того, как верно мы ее решим, зависит наше общее бла гополучие. Нельзя быть богатым материаль но и духовно, пока мы по-настоя щему не позаботимся о культуре. В качестве нового ориентира нам по следовательно и целеустремленно предлагаются США: действительно, там налицо высокий бытовой стан дарт, речь идет о цивилизации, обеспечившей, может быть, даже' сверхдостаточный уровень комфор та. Но, к сожалению, не более того (да и сама экономика США испы тывает значительные трудности, свидетельство чему — недавно за кончившиеся президентские выбо ры, гдё было явно обозначено на циональное самострадание по это му поводу). Следует однако иметь в виду, что этот кризис порожден прежде всего кризисом человека и в основании этого явления все та же бездуховность — разновидность СПИДа XX века В Штатах имеется огромное коли чество театров, музеев, концертных залов, но многие из них пустуют, в основе престижа — только деньги, а отнюдь не культура, духовность. На циональная школа также в упадке, мозги просто покупаются — в этой ситуации тотальный кризис неизбе жен. В свое время открытие нефти Тюмени только отложило лет на 20 распад нашей экономики и всего: ос тального, чужое сырье (в том числе и наше: Сибирь, поговаривают, не прочь купить) способно лишь от срочить то же самое и в США. По скольку, повторяем, наши общие проблемы не в экономике, они в том человеке, которого мы создали. Так неужели снова «верной дорогой идем, господа-товарищи?!» Несомненно и непременно долж на произойти полная и действитель ная смена приоритетов, ориентиров в целом в человеческом обществе^ Опасно другое, что те же американ цы, несмотря на вышесказанное, продолжают считать себя самой ве ликой страной, способной вершить не только свои, но и чужие судьбы. Что же касается России, то ее воз рождение состоится лишь в том слу чае (и тут многократно прав извест ный деятель нашей культуры Ю. Соломин), если мы начнем щедро вкладывать деньги в науку, просве щение, искусство. Отдача будет не скорой, но многократной. Вклады вать деньги в экономику бессмыс ленно: она самодостаточна, саморе- гулируема, да и известно ведь, что волка ноги кормят (главное, оста вить ее наконец в покое). К тому же там действительно дыра: сколько ни дай — все по карманам разойдется. Неоднократно уже в истории на блюдался и отмечен тот факт, что когда народом выбирался единствен но хлеб, то не получал он ни хлеба, ни свободы. Выбрав же свободу, т. е. культуру, он обретал все, в том чис ле и хлеб. Тем более не следует больше вкладывать деньги в полити к у — наши политологи и так уж сделали, а точнее, натворили все, что смогли. Н е догнать нам в обозримом будущем Запад ни в сфере техноло гии, ни по уровню потребления, и не стоит заблуждаться на сей счет, хотя если наконец начнем по-настоящему работать, то и заживем получше. Наша стратегическая обязанность перед миром иная: продолжить ли нию духовного становления челове чества, дело, успешно начатое Пуш киным и Достоевским, Толстым и Чеховым, продолженное многими другими. Так стоит ли отказываться от него на полпути?! Тут пусть уже догоняют нас. А. ЛЫСЕНКО. Заведующий кафедрой культуры и истории Новосибирского коммерческого института. Рис. С. Переляевой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2