Советская Сибирь, 1992, № 78

К сессии областного Сонета Госпожа гомеопатия ПРАЗДНИК ВЫСОКОГО ИСКУССТВА Прошел очередной, VIII фестиваль «Классика и сов­ ременность». Он выглядел скромнее обычного: немного было гастролеров, не слиш ­ ком обильно количество со­ чинений современников. Од­ нако программа была очень весома: сы грано пять си м ­ фоний, два концерта, две сю иты из театральной м у­ зыки. Важно и другое: в труд­ ное время, когда наша и без того неизбалованная эконо­ мической поддержкой про­ фессиональная культура оказалась просто в катаст­ рофическом положении, сам ф ант проведения серьезного мероприятия — уж е дости­ жение. Когда ж е речь идет о таком соцветии шедевров симф онической музыки, ка­ кую представил Арнольд Кац в ны нешнем фестивале, исполненных безукоризнен­ но, то мож но сказать, что этот цикл концертов стал настоящ им праздником. В центре фестивальной ' программы был Бетховен. Слуш ателям были предложе­ ны три симф онии — вто- ая, четвертая и восьмая, чень интересно прозвучали четвертая симфония — са­ мая лиричная в наследии Бетховена, и написанная с больш им юмором восьмая. Ш ироко была представле­ на в концертах фестиваля русская классика. Исполне­ ны произведения хотя и из­ вестные, но не затертые ча­ сты м включением в про­ граммы . Прозвучала м у ы и а из двух знамениты х бале­ тов — «Щ елкунчик» Чай­ ковского и «Ромео и Дж уль­ етта» Прокофьева. Большое внимание люби­ телей музыки привлекло ис­ полнение третьей симфонии Рахманинова — одного из самы х вдохновенных и серь­ езных по идее сочинений великого композитора. К со­ жалению, дирижировавш ий московский артист А. Р у ­ дин не сумел в полной ме­ ре выразить «сю глубину концепции этого зам еча­ тельного произведения. Зато ярким собы тием фе­ стиваля стал Концерт для виолончели с оркестром Д. Кривицкого, где Алек­ сандр Рудин исполнил соль­ ную партию . Ром антическая лирика современного мос­ ковского автора, известного кан создателя многих со­ чинений различных ж анров (опер «Пьер и Люс», «Доктор Живаго», поэмы для восьми флейт соло; тройного кон­ церта для скрипки, виолон­ чели и фортепиано е орке­ стром), искренне прочувст­ вована исполнителями. |Пристальное внимание музы кантов - лрофессио н а- лов вызвала премьера ново­ го сочинения видного сибир­ ского композитора А. Муро- ва — симф ония № б, наз­ ванная автором «М узыкаль­ ные принош ения святым, в земле российской просияв­ шим». 8 новой симф онии Муров продолжает осмы сле­ ние худож ественными сред­ ствами духовного опыта православия, осущ ествляе­ мого уж е им во многих хо­ ровых и оркестровых рабо­ тах. Особое впечатление оста­ вило вы ступление японсной пианистки, работающей в Италии, Сумико Хожо, сы ­ гравшей с оркестром под управлением А. Каца кон­ церт Шумана. VIII фестиваль «Классика и современность» стал важ ­ ным событием в м узы каль­ ной жизни, думается, не только Новосибирска, но и всей России. У него должно бы ть международное про­ должение: сочинения, пред­ ставленные здесь, прозву­ чат скоро во французском городе Нанте, где наш ор­ кестр будет вы ступ ать по случаю откры тия нового концертного зала. А. ЛЕСОВИЧЕНКО. В последние годы в России началось второе рождение го­ меопатии. В Москве организо­ вано Российское гомеопатиче­ ское общество. В Новосибир­ ске создано его Сибирское от­ деление, начал действовать первый за Уралом гомеопати­ ческий центр. Госпожа гомео­ патия обживает сибирские просторы. Публикуем беседу с прези­ дентом Сибирского отделения Российского гомеопатическо­ го общества, врачом-гомеопа- том, кандидатом медицинских наук Н. М. ТИТИЕВОЙ. — Наталья Михайловна, расскажите читателям газеты, что такое гомеопатия, что она несет людям? — Гомеопатия — это метод лечения, использующий закон подобия. Чтобы было по­ нятно, приведу простой при­ мер. Для лечения заболева­ ний, которые сопровождаются изменениями, характерными для укусов пчел (высокая температура, боль, жжение, отек тканей и т. д.), гомеопа­ тия подбирает препараты, приготовленные из биологиче­ ских средств пчеловодства. Отсюда основополагающий принцип гомеопатии: лечить подобное подобным. Основателем гомеопатии является немецкий врач, про­ фессор Лейпцигского универ­ ситета С. Ганеман, обосновав­ ший в конце X V III — начале X IX веков систему лечения различных болезней по прин­ ципу подобия ничтожно ма­ лыми дозами медицинских препаратов, которые не вызы­ вают лекарственных ослож­ нений, но оказывают норма­ лизующее воздействие на процессы саморегуляции в ор­ ганизме человека. Метод основан на исполь­ зовании экологически чистых растительных, минеральных, биологических средств, соз­ данных самой природой. И в этом смысле гомеопатия близ­ ка к народной медицине и всегда была доступна самым широким слоям населения. — Каковы практические шаги по распространению го­ меопатических методов лече­ ния у нас в Новосибирске? — В конце прошлого года создан гомеопати ч е с к и й центр. Он объединил полтора десятка специалистов - еди­ номышленников. Это терапев­ ты, невропатологи, педиатры и другие врачи, прошедшие курс обучения гомеопатии и специализацию, с большим желанием занимающиеся но­ вым для них разделом меди­ цины. А если говорить о пер­ вых шагах центра, то это уче­ ба врачей, подготовка их к встрече с больными. Гомео­ пат должен быть человеком широкой души, умеющим рас­ положить к себе больного, внимательным, теплым и, ко­ нечно, грамотным в своем деле. Наша задача—иметь вы­ сококвалифицированных спе­ циалистов по гомеопатии, чтобы не опорочить сам метод и помочь больным людям. Ведь к нам приходят чаще всего такие больные, которые перебывали у многих специа­ листов, перепробовали, как говорят, все средства. Остает­ ся одна надежда на гомеопа­ тию. И, должна сказать, в большинстве случаев мы оп­ равдываем эти надежды. Лю­ ди получают советы, гомеопа­ тические лекарственные пре­ параты и в конечном итоге облегчение страданий, выздо­ ровление. — Если это так, то почему не дать широкую дорогу го­ меопатии? Согласитесь, что о вашем центре, не говоря уже о методе, знают немногие. — Нужна материальная база. Под врачебные кабинеты для приема больных нам вы­ делили несколько комнат в доме по улице Мичурина, 5. Кое-как обходимся. А вот раз­ вернуть настоящую аптеку не представляется возможным. Она пока ютится в малень­ ком помещении. Аптека — это главное. Мы ставим цель, чтобы больной, побывав у врача и получив рецепт, не ездил по всему городу в поис­ ках лекарства, а тут же мог его выкупить. Надежно! С другой стороны, аптека при центре — хороший гарант по­ лучить именно то, что реко­ мендовал врач. Площади под аптеку нуж­ ны еще и для того, чтобы на­ ладить производство гомеопа­ тических препаратов. У нас неплохие контакты с украин­ скими провизорами, которые могут нам посодействовать в этом. В перспективе нужен гомео­ патический стационар, где бы больные могли проходить ле­ чение под наблюдением опыт­ ных специалистов. — Читателей, естественно, интересует, какие заболева­ ния лечатся гомеопатическим методом? — Гомеопатия — это тера­ пия, которая также имеет пределы своих возможностей. Там, где требуется хирургиче­ ское вмешательство, нужно оперирование. Хотя гомеопа­ ты могут помочь хирургам избежать многих до и после­ операционных осложнений. Хорошо лечатся гомеопатией заболевания сердечно-сосу­ дистой, бронхолегочной, нерв­ ной, мочеполовой систем, а также желудочно-кишечного тракта, кожные, детские бо­ лезни, заболевания лор-орга- нов. В планах центра осущест­ вить программу «Гомеопатия — детям». Намечаем прово­ дить осмотры и лечение де­ тей, пострадавших в зоне Чер­ нобыля, будем брать под опе­ ку детей-сирот из детдомов, интернатов. Первую такую работу проведем в Калинин­ ском, Дзержинском, Ордын­ ском районах. — Кто финансирует центр? — Никто. Мы работаем по­ ка на хозрасчете и пожертво­ ваниях предприятий. Гомео­ патия никогда не была госу­ дарственной службой и всегда материально поддерживалась меценатами. Мы пытаемся привлечь крупные хозяйст­ венные, коммерческие струк­ туры и благодарны за отзыв­ чивость и внимание. В буду­ щем постараемся создать по­ печительский совет. Эта идея находит понимание. Гомеопатов поддерживает Совет народных депутатов, глава администрации области, его отдел здравоохранения. Выделение нам автомашины позволило бы обслуживать сельские районы. Первая до­ говоренность есть с руководст­ вом Ордынского района. — Раз центр на хозрасчете, то, видимо, не так уж вы до­ ступны людям? Сейчас ведь за ценами не угнаться. — Ничего подобного. Пла­ та за прием, особенно за ле­ карства, у нас минимальная. В большинстве случаев детей принимаем бесплатно. Не тре­ буем особой платы за повтор­ ный прием. Большая часть вырученных средств идет на приобретение оборудования. Доктора нередко работают бесплатно или получают ми­ зер. Но мы не жалуемся. Идет становление центра. Убежде­ на, что гомеопатия завоюет свое гражданство и призна­ ние людей. Записал Н. ЛУБЕНИКОВ. В б е д с т в е н н о м п о л о ж е н и и Здравствуйте. уважаемая редакция «Советской Сибири*! Прочитала в «Резонансе» пись­ мо многодетной матери из Мошковского района Г.. Волко­ вой и решила тоже написать. Я многодетная мать, у меня пятеро детей (в возрасте от 13 лет до двух годиков). Сейчас тоже сижу с ними дома, при этом ушла в декрет не работая, так уж вышло, так что ни дек­ ретных. ни всего остального не получаю, а получаю пособие как мать-одиночка и плюс до­ тации. В общей сложности я полу­ чаю около 1.200 рублей в ме сяц. так что у нас выходит еще меньше, примерно по 200 рублей на человека. Денег этих едва хватает на молоко и хлеб О каких театрах и цирках вы говорите, если я даже не могу купить детям каждый день мо­ лока? Конечно, я вполне соглас на с мнением Г. Волковой о се­ мейных детских домах. Почему тем детям все. а нашим — кро­ хи, почему ни одна — ни со­ циальная. ни гуманитарная по­ мощь не дошла до моих детей? Так что я считаю, уважаемая Г. Волкова: многие городские дети не в лучшем положении, чем ваши. Я тоже говорю: «По могите нашим детям! Помогите сейчас, пока они малы, пока нуждаются в этом, и, возможно, потом это отзовется!». А. БАРБАН АКО ВА. Многодетная мать-одиноч­ ка. г. Новосибирск. Взгляд Маски. Фото Б. Москвина. — А я знаю пять языков, — на­ конец, оживилась она: — турец­ кий, узбекский, татарский, киргиз­ ский, казахский. — Шесть: и русский, — попра­ вил я, хотя на последнем мы обща­ лись далеко не без труда. Зульфия засмущалась, поправила локон черных, как смоль, волос, и на ее симпатичном, слегка смугло­ ватом лице появилась изумительно приветливая улыбка. — Да, и русский... У нас там, под Ферганой, в селе, считалось, что женщине необязательно знать русский. Парней еще как-то учили. Им говорили: «Вам в армию идти. Там русский нужен». А женщине зачем? Увы, пришлось ей и русский ос­ ваивать. Спрашиваю, видит ли она сама разницу между тем, как вна- ла русский язык до приезда в Но­ восибирск и как сейчас. Отвечает утвердительно. Поясняет, что в июне будет три года, как она со своей семьей в Новосибирске. Зульфия, ее муж Марат, прием­ ная дочь Замира, сыновья Ахмад, Исрафил — турки-месхетинцы. Пе­ чально известную ферганскую рез­ ню на межнациональной почве Зульфия дипломатично называет словом «событие». В их селе все обстояло более-менее спокойно. Со­ седи, люди коренной национально­ сти, не скрывали, что ждут не дож­ дутся, когда турки-месхетинцы в спешном порядке распродадут ям за бесценок вещи и уедут куда гла­ за глядят. Так оно и произошло. Уехали, правда, не все. Семья Зуль­ фии снялась с обжитых мест. А до этого были бесцокойные но­ чи, когда приходилось чуть ли не собственной тени бояться. День проводили на работе да в повседнев­ ных житейских хлопотах. К вечеру, накормив и напоив скот, закрывали сараи, дом и отправлялись в близ­ лежащее село, где проживали в ос­ новном турки-месхетинцы. Обива­ лась родня в один-два дома. По очереди дежурили. Так и прожили май 1989-го — в страхе, в ожида­ нии чего-то непоправимо-уродливо­ го. Тщетно пытались узнать, что же в действительности происходит с местного — ферганского — телеэк­ рана. Что-то удавалось выудить из всесоюзной телепрограммы «Вре­ мя». А больше перебивались слуха­ ми — один страшнее другого. И неудивительно: совсем рядом из-за чьей-то слепой, неуемной злобы ли­ лась кровь собратьев. Бедная ба­ бушка Зульфии! Ей пришлось пере­ жить дважды кошмарную «охоту» на турок-месхетинцев. Второй раз — в 1989 году, а, первый — в 1941 г. Уже в июне 1989-го семья Зуль­ фии, отправив контейнеры с веща­ ми в Кабардино-Балкарию, сама вы­ ехала туда же и натолкнулась на военные заслоны. Путь на юг был закрыт. Выбрала семья запасной вариант — подалась в Новоси­ бирск. Здесь проживает брат мужа Зульфии. (Кстати, турок-месхети- нец, женат на русской). Б Новосибирске купила семья Зульфии сравнительно недорого дом. Цены тогда были еще божес­ кие, да и сбережения кое-какие имелись. По словам Зульфии, тур- ки-месхетинцы не бедствовали ма­ териально в родных местах, жили хорошо. Без малого три года уже семья в Сибири. П за это время ни одно­ го случая гонений, унижения на­ ционального достоинства. Не всегда понимают? Бывают черствы, невни­ мательны? Да, это от «коренных» сибиряков ощущать приходилось. Но с кем из нас здесь так не обхо­ дятся? Муж Зульфии работает шофером — «возит начальника». Сама она трудится нянечкой в одном из дет­ ских комбинатов Новосибирска. Ра­ бота обоим нравится. Везде успе­ вает женщина. Бюджет? У мужа оклад 1200 рублей, у нее — 1000. Не густо, но пока перебиваются. Трое ребятишек для семьи турок- месхетинцев — скорее исключе­ ние. Обычно детей больше. С тремя можно было бы и хлопот не знать, но большой город выравнивает всех, независимо от национально­ сти, вероисповедания и прочего. Когда туго стало с продуктами, с вещами, то одной из первых, кому пожаловалась Зульфия, была заве­ дующая детским комбинатом. Именно она помогла Зульфии оформить пособие «а детей. Пред­ ставляете, как это трудно было сделать женщине, плохо владеющей русским языком? Зульфию не назовешь замкну­ той. Скорее, наоборот, Открыта, об­ щительна. Искренне радуется, если мысль ее правильно понята собе­ седником. Круг общения очень узок: дом — работа, работа — дом. Если взять во внимание, что с домашними Зульфия общается на родном языке, то на русский оста­ ется совсем мало места. Нашла хорошего собеседника во враче-логопеде. Не было счастья, да несчастье помогло. Старшему сыну Зульфии, Ахмаду, русский язык дается с огромным трудом. Обучение усугубляется тем, что и в родном-то языке — турецком — восьмилетний мальчик не произно­ сит два звука. А каково тогда обу­ чаться другому! В назначенные дни недели с ре­ бенком занимается врач-логопед. Мне довелось довольно обстоятель­ но разговаривать со специалистом. Она рассказала, что в ее врачеб­ ной практике подобный случай первый. — Сложность в том, что я долж­ на давать задание Ахмаду, а он ме­ ня не понимает. Смотрит как-то за­ травленно. Чувствуется, ему одно­ временно и хочется научиться хо­ рошо говорить, и какая-то боязнь стеной встает. — Может, сказались страхи, свя­ занные с теми событиями, которые семья пережила, укрываясь, пере­ езжая, встречая препоны на своем пути? — Думаю, без этого не обошлось. Зульфия, спасибо ей, помогает нам общаться с Ахмадом — нет-нет, да и переведет ему мою просьбу на ту­ рецкий... А Зульфия добавила, что с изуче­ нием языков старшему сыну не по­ везло. В семье освоил, как мог, ту­ рецкий; в детском садике под Фер­ ганой с ним пытались разговари­ вать на узбекском: >в Новосибирске в первом классе от мальчишки тре­ буют грызть гранит русского... А тут еще дефект речи. Не позавидуешь Ахмаду. Особен­ но по части оценок. Ставя «неуд», не усугубляем ли мы ситуацию, не работаем ли. на ту затравленность, которой и без того полны сегодня глаза мальчугана-турка? Мнение врача-логопеда однозначно: ставить оценки (естественно, плохие) Ахма­ ду безнравственно. А как поступить школе иначе? Как расстаться с бедным, но нака­ танным спектром от ляти до едини­ цы? Да и вынужденных массовых переселений не случалось у нас в стране, лет, эдак, сорок, поиссяк «опыт». За это время успело выра­ сти одно, а то и два поколения не­ гонимых. Итак, хлопот, связанных с адап­ тацией Ахмада к новой среде, у Зульфии не счесть. Доставляет за­ бот и приемная четырнадцатилет­ няя дочь Замира — девочка, до­ ставшаяся от распавшейся семьи родственника. Замира не первый год живет у Зульфии, и стала для нее по-настоящему родной дочерью. Жаль вот только, что не удается пока закрепить это документально. Обращалась Зульфия в райиспол­ ком с просьбой помочь удочерить Замиру. Там женщину выслушали и, едва поняв, сказали, что для это­ го потребуется множество докумен­ тов; обоим супругам, желающим принять девочку в семью, понадо­ бится проходить медкомиссию. На том помощь и кончилась. С чего на­ чать, куда пойти? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, Зульфия тратит моральных, душев­ ных сил намного больше, чем каж­ дый из нас. И понятно: незнакомые обстоятельства плюс, как ни гово­ ри, совершенно чужой язык обще­ ния. И еще груз пережитой недав­ но трагедии целого народа. Намеревается ли семья Зульфии возвращаться в родные места, под Фергану? Нет. Это однозначно. Но и в Новосибирске вряд ли долго задержится. Нет, сибирякам она превелико благодарна за гостепри­ имство, за щедрость. А на юг все же тянет. Там привычнее — и кли­ мат теплее, и с фруктами вольнее, и одежды меньше требуется. Мать Зульфии (кстати, женщина старше своей дочери всего на... 16 лет) переехала три года назад в За­ кавказье к родственникам. Сейчас и там все ярче разгорается пожар межнациональной розни. Поедут, пожалуй, Зульфия с мужем и деть­ ми в Ставрополье, где живут знако­ мые турки-месхетинцы, — уехали давно, устроились, к себе зовут. Что ж, пожелаем, чтобы и на этот раз не встретили переселенцев воинские заслоны. А еще лучше — оставайтесь, дорогие сограждане, в нашем краю. Уроки русского непро­ сты, но они не проходят бесследно. Н. ЦАРЕВ. Р. 5. Имена действующих лиц в статье изменены. ______________ Жизнь как она есть Сибирь Зульфии Она не сразу согласилась рассказывать о себе н о своей семье. Что- то незримое мешало нашему разговору. Я пытался понять, что. Вера? Обычай Востока быть женщине в тени? Боязнь каких-то преследова­ ний? Людской молвы? Наверное, всего оказалось помаленьку. Но глав­ ное, что стало понятно, Зульфия не хотела, чтобы в газетной статье прозвучало тревожное, страшное слово, обозначающее, что человек по­ кинул обжитые, родные места из-за ужасов происходящих там событий. Я пообещал. Условились назвать переезд нх семьи вынужденным пере­ селением. --------------------------------------------------------------- — Анатолий САДЫРОВ Щ № м У [М йнм ^даНикош В альве (Продолжение. Начало в №№ 72—75, 77). ОТ АВТОРА. Через год возник Егорьев­ ским золоток прииск в честь русского ми­ нистра финансов (1823-1844) графа Егора панкрина. В книге П. 8. Долгорукова «Прав­ да о России», том 2, стр. 87— 88, о Канкрине автор отзывается следующими словами: «Из числа русских министров финансов одним из самых способных, а может быть, и са­ мым способным был граф Канкрин, умер­ шим в 1845 году. Он был умным человеком, ученым знатоком финансовой части, адми­ нистратором опы тным и искусным сверх то­ го, он был хитр и проницателен и умел от­ стаивать русские финансы от тлетворного разрушительного влияния неспособного Ни­ колая Павловича». Сбросил отец Владимир в заезжем доме светский костюм, надел рясу, перебросил через шею крест и направился в собор Святой Софьи. Идет, улыбается самому Себе, смеется над мыслями, а они его тол­ кают на то, чтобы завтра утречком к до­ му Кадьггробова с цветами пожаловать. Благочинный недовольствие проявил отцом Владимиром: — В монашество не постригся, матуш­ кой не обзавелся. В Барнаул часто ша­ стаешь, паству без духовного отца остав­ ляешь, слухи до меня дошли, будто в не­ приличном коротком кафтане прогули­ ваешься. Не забыли мы и то, как вы, отец Владимир, два года назад бросили паству... Как жить думаешь? — В нашем роду, — ответил отец Вла­ димир, — никто не шел в иноки. По го­ дам мы всегда с запозданием матушек выбирали. Дед мой, отец Евдоким, в тридцать восемь лет был обвенчан, а мне еще только двадцать восемь. — В Кулундияских степях, на реке Карасук, барышник Пороков построил бо­ гатое имение и богомольню. Многократно обращался с просьбой направить ему па­ стыря. Ты, отец Владимир, не обременен семьей, легок на подъем... Велю тебе в Порокинской богомольне у великого Чу­ дотворца Николая быть. И прощаем мы твои грехи по причине, что корень креп­ кий имеешь. Всю ночь промаялся отец Владимир в заезжем доме. Утром отец Владимир надел поверх рубахи узкий светло-голубой кафтан до колен с длинными рукавами, стянул их у кисти. Купил большой букет цветов в магазине Аристова и отправился к дому скупщика Кадыгробова. Остановился возле хоромины, подумал, с каким предлогом войдет, и услышал плаксивый крик: — Папенька, милый, не продавай меня, не люб он мне. Он более злых злющий. Не губи мою жизнь. Да на что тебе эти деньги? Папенька, в узилище прячешь мою жизнь. Не хватило мужества отцу Владимиру войти в дом, просить руки Татьяны. По­ ложил он букет цветов на подоконник от­ крытого окна и бежал в заезжий дом. А там сел в ходок и погнал коня на пере­ праву через Обь. Напомню тебе, Никодим, что прежде, чем построить свое имение на реке Кара- сук и развести десятки тысяч лошадей, исчез Пороков из Кольгвани в неизвест­ ном направлении. Зажили спокойно щу- чата-мелкота из колыванских купцов. И просили они бога, чтобы никогда более не ступала 'нога Поролона йо тротуарам- настилам, а больше всего жаждали поги­ бели его. Пороков в это время сидел в Томске, в кабинете прокурора Горохова и изучал всю литературу, что существова­ ла о Кулундинской степи. Узнал ои, что еще в начале восемнадцатого столетия от рождества Христова казахи родов Аргьгн, Кипчак и Найман заселили павлодар- окие земли, вытесняя калмыков на юг. Нашел он челобитную, писанную рукой твоетр пращура Филиппа, Никодим, еще в 1746 году. Крестьяне Малышевекой слободы Белоярского острога просились на поселение по реке Кулунде. А по ме­ стам, что они выбрали для поселения, до­ рога из Томска и Чаусского острога на Ямышевскую крепость проходила. По всему участку дороги, шедшему по Ку­ лунде, не было в это время «ни деревень, ни эимовьев, ни ночлега», только у реч­ ки Черемшаяки селились заводские крестьяне, подведомственные Бердской слободе. В 1797 году пятнадцать тысяч кибиток казахов, теснимые Вали-ханом (сыном Алтая), приверженцем Китая, перешли Иртыш, ища защиты у православных, и, как дым по воздуху, разошлись по Кулун­ динской степи. Православные спокойно встретили новых засельников: русская власть выдала им «жалованные грамо­ ты» с правом занимать земли, заверила в неприкосновенности их внутреннего ук­ лада и право управляться по своим ве­ ками сложившимся обычаям. На первых порах казахи не платили никаких пода­ тей, за исключением сборов в пользу ка­ зачьего войска в размере одной головы с каждой сотни какого бы то ни было ско­ та. И раскинулись кочевья казахов на­ столько далеко, что доходили до Оби. Но в это же время шло заселение русски­ ми Кузнецкого уезда Алтайского горного округа, русские крестьяне стали потес­ нить казахов, и тогда, чтобы упорядочить движение казахов с юга, а русских с се­ веро-запада, управление Алтайского гор­ ного округа выделило в пользование ка­ захов площадь земли в один миллион де­ сятин. Среди казахов эта площадь полу­ чила название «Кулундинекая степь». Пороков пришел к выводу: эти земли не будут в вечном пользовании у военно­ го ведомства и у казахов. Нет от них выгоды государству. И задумал он не мелочиться, а при­ брать к рукам эту широкую степь. Напи­ сал и ходатайство в Алтайское воинское хозяйственное управление о выделении ему в аренду двадцати тысяч десятин чернокурьинских земель... Господь бог наделил Порокова трудо­ любием, замечательным умом, предпри­ имчивостью. Но рядом с этими богом данными чертами он еще обладал лукав­ ством, себялюбием, жестокостью и без- разборчивостью в достижении своих це­ лей. Одержим был он и прорицатель- ностью. В гневе своем не сдержан. Он умел распоряжаться своим временем, нич­ то от него не ускользало, превосходно знал сердце человеческое и все изгибы его. Пороков был мастер управлять людьми и доводить их до своих целей. Пэка прошение ходило по губернским чиновникам, он управляющего подбирал, работников нанимал и сделки заключал о поставках всего необходимого для строительства усадьбы. Первым управ­ ляющим был Кондрат Виноградов. Седи­ ну имел и голос сохатого при зове под­ руги. Ума был далекого, чрезвычайно сметливый, хитрый, ловкий, всегда уч­ тив, ценил формы вежливости и хорошо разбирался в строительном деле. По карте выбрал Пороков место, где речка Карасук излучину имела пузырем, там и велел начинать строительство по его чертежам: замок в три этажа, ко­ нюшню на пятьсот лошадей, людские по­ мещения отдельно для православных и мусульман, богомольню, амбары. И все это должно быть построено из добротно­ го кирпича, а мыльня деревянная. И ве­ лел после строительства прокопать пере­ шеек реки и мост висячий поставить. А для технических работ вызвал умельца сузунского завода Андрона Квашню: знал он, что Андрон в садоводческом деле толк имеет: за убийство на катор­ гу был отправлен, да бежал оттуда два года назад. По весне отправился Пороков в путе­ шествие по Иртышу. Исследовал ряд кре­ постей: Железнинскую, Ямышевскую, Се­ мипалатинскую, посетил до десятка форпостов, беседовал с запорожцами Же­ лезняка и Жвачки, что несколько десят­ ков лет назад записаны были в казачест­ во. После этих бесед исчезли из форпо­ стов казацкие семьи, спустя малое время появлялись рядом с будущим замком По­ рокова, в деревнях Поповке и Астродыме. На обратном пути побывал Пороков в роду казахов Айдабалы, гостевал у Ко- жы-батьгра, а перед аулом султана Чан- чару Султанмамбетова слуга подрезал ему бородку, укоротил усы. Надел Поро­ ков крестьянскую одежду и отправился наниматься помощником конюха, а слу­ ге приказал отправиться в имение и еже­ месячно привозить отчет управляющего Виноградова — быть курьером. Целый год пас Пороков табун лошадей у султана Чанчару, записывая все, что понадобится, наблюдая и впитывая весь многовековой опыт казахов в уходе за лошадьми. Через полгода слуга привез ему прият­ ную весть: имение готово, конюшня на­ полнена лучшими скакунами, по степи построены более двух десятков ферм, ку­ да свозят закупаемый молодняк для от­ корма. В работниках нужды нет. Написал Пороков новую просьбу о же лании взять в аренду у Алтайского во­ инского ведомства еще сто тысяч десятин кулундинских земель и отправился в Бар наул. Тут и появился он в доме Кадыгробова. « Вышла Татьяна из хоромины, отдала поклон Порокову и просила больше не беспокоить ее. Но отец Яков Ермолаевич по-своему решил, назначил цену в тысячу рублей. Продал дочь, продал! Омраченный ум Кадыгробова, как Иуды, сребролюбием был объят. ...После литургии выстроились в оче редь на исповедь к отцу Владимиру ра­ ботники Порокова, крестьяне из деревень Астродым, Поповки, воспринимал он ду­ шой все их переживания, богател на ис­ поведи от общения с людьми, от бесед с чадами господними, от знакомства с их страданиями, предрассудками, интереса­ ми и грехопадениями. По каждому слу­ чаю и каждому он находил утешение, бодрил, вселял уверенность, усмирял гневливость, призывал к доброте и смире­ нию. Узнал многое о каждом работнике и прислуге, подмечал, кто притворство Про­ являет, были такие, а кто душевно делит­ ся заботами о себе и ближних. Подошла к отцу Владимиру жена По­ рокова. Прихожане с интересом смотрели. Месяц батюшка на приходе службу ве­ дет, сам Пороков многократно бывал, хоть и был он духовно мертв и не имел любви -к богу, а хозяйская жена впервые. Косынка лоб покрывает, голова поник­ шая, опустилась на колени пред батюш­ кой и произнесла: — Грешна я, отец Владимир. Только я проговорила. А у отца Вла­ димира ноги подкосились, руки, опущен­ ные на голову Татьяны, затряслись. — Господи, — изрек он, — неужели это вы, Татьяна Яковлевна? — Я это, отец Владимир. — Да кдк это вы оказались здесь? — Я, батюшка, жена Порокова. — Вот как судьба распорядилась... — Люблю я вас, отец Владимир, и дав­ но. А не приходила все это время в храм от страху, что не смогу я совладать с со­ бой. Сама на грех пойду и вас собью с пути господнего. — Матушка Татьяна, простите меия. Не достоин я вашей любви. Не обнаружи­ лось во мне той решительности, что нуж­ на в этом деле. Я думал, что вы шуткуе- те со мной, забавляетесь. Вот как выш­ ло... Утром следующего дня я был возле вашего дома, но понял—опоздал. Я поло­ жил цветы на подоконник и убежал... — Почему вы не вошли, отец Влади­ мир? Почему вы не взяли меня с собой9 Я догадалась, что цветы от вас. Батюш­ ка, бежим из имения? Мы молоды. Не нужны мне хоромы. Я рада быть с вами и в лачуге. — Не могу, матушка Татьяна. Я в сане, и не сам я выбрал эту стезю. Гос­ подь бог много поколений с благодатью принимает -нашу службу на ниве господ­ ней. — Батюшка, грешна я, грешна, только о вас и думаю. — Это пройдет, матушка Татьяна. Я думаю, надо бы мне покинуть вашу бо­ гомольню. Не будет меня здесь, успокоит­ ся душа ваша и не будет она толкать вас на нарушение великого таинства — венчания. — Знайте, отец Владимир, уедете вы из имения — порешу я себя. Мне без вас не жить, — громко проговорила Татьяна. — Успокойся, душа моя, не уеду. Куда мне от вас уезжать. Ведь я только о вас и думаю. Но на грех я не пойду. Идите, матушка Татьяна, люди смотрят. — Отпустите мой грех, отец Владимир. — А мой кто отпустит, матушка Татья­ на? — Господь бог. Разве не промысел бо­ жий привел нас в одну богомольню. Отец Владимир погладил Татьяну по голове и слегка прижал ее к себе. Татья­ на приподнялась и отошла. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2