Советская Сибирь, 1992, № 78
К сессии областного Сонета Госпожа гомеопатия ПРАЗДНИК ВЫСОКОГО ИСКУССТВА Прошел очередной, VIII фестиваль «Классика и сов ременность». Он выглядел скромнее обычного: немного было гастролеров, не слиш ком обильно количество со чинений современников. Од нако программа была очень весома: сы грано пять си м фоний, два концерта, две сю иты из театральной м у зыки. Важно и другое: в труд ное время, когда наша и без того неизбалованная эконо мической поддержкой про фессиональная культура оказалась просто в катаст рофическом положении, сам ф ант проведения серьезного мероприятия — уж е дости жение. Когда ж е речь идет о таком соцветии шедевров симф онической музыки, ка кую представил Арнольд Кац в ны нешнем фестивале, исполненных безукоризнен но, то мож но сказать, что этот цикл концертов стал настоящ им праздником. В центре фестивальной ' программы был Бетховен. Слуш ателям были предложе ны три симф онии — вто- ая, четвертая и восьмая, чень интересно прозвучали четвертая симфония — са мая лиричная в наследии Бетховена, и написанная с больш им юмором восьмая. Ш ироко была представле на в концертах фестиваля русская классика. Исполне ны произведения хотя и из вестные, но не затертые ча сты м включением в про граммы . Прозвучала м у ы и а из двух знамениты х бале тов — «Щ елкунчик» Чай ковского и «Ромео и Дж уль етта» Прокофьева. Большое внимание люби телей музыки привлекло ис полнение третьей симфонии Рахманинова — одного из самы х вдохновенных и серь езных по идее сочинений великого композитора. К со жалению, дирижировавш ий московский артист А. Р у дин не сумел в полной ме ре выразить «сю глубину концепции этого зам еча тельного произведения. Зато ярким собы тием фе стиваля стал Концерт для виолончели с оркестром Д. Кривицкого, где Алек сандр Рудин исполнил соль ную партию . Ром антическая лирика современного мос ковского автора, известного кан создателя многих со чинений различных ж анров (опер «Пьер и Люс», «Доктор Живаго», поэмы для восьми флейт соло; тройного кон церта для скрипки, виолон чели и фортепиано е орке стром), искренне прочувст вована исполнителями. |Пристальное внимание музы кантов - лрофессио н а- лов вызвала премьера ново го сочинения видного сибир ского композитора А. Муро- ва — симф ония № б, наз ванная автором «М узыкаль ные принош ения святым, в земле российской просияв шим». 8 новой симф онии Муров продолжает осмы сле ние худож ественными сред ствами духовного опыта православия, осущ ествляе мого уж е им во многих хо ровых и оркестровых рабо тах. Особое впечатление оста вило вы ступление японсной пианистки, работающей в Италии, Сумико Хожо, сы гравшей с оркестром под управлением А. Каца кон церт Шумана. VIII фестиваль «Классика и современность» стал важ ным событием в м узы каль ной жизни, думается, не только Новосибирска, но и всей России. У него должно бы ть международное про должение: сочинения, пред ставленные здесь, прозву чат скоро во французском городе Нанте, где наш ор кестр будет вы ступ ать по случаю откры тия нового концертного зала. А. ЛЕСОВИЧЕНКО. В последние годы в России началось второе рождение го меопатии. В Москве организо вано Российское гомеопатиче ское общество. В Новосибир ске создано его Сибирское от деление, начал действовать первый за Уралом гомеопати ческий центр. Госпожа гомео патия обживает сибирские просторы. Публикуем беседу с прези дентом Сибирского отделения Российского гомеопатическо го общества, врачом-гомеопа- том, кандидатом медицинских наук Н. М. ТИТИЕВОЙ. — Наталья Михайловна, расскажите читателям газеты, что такое гомеопатия, что она несет людям? — Гомеопатия — это метод лечения, использующий закон подобия. Чтобы было по нятно, приведу простой при мер. Для лечения заболева ний, которые сопровождаются изменениями, характерными для укусов пчел (высокая температура, боль, жжение, отек тканей и т. д.), гомеопа тия подбирает препараты, приготовленные из биологиче ских средств пчеловодства. Отсюда основополагающий принцип гомеопатии: лечить подобное подобным. Основателем гомеопатии является немецкий врач, про фессор Лейпцигского универ ситета С. Ганеман, обосновав ший в конце X V III — начале X IX веков систему лечения различных болезней по прин ципу подобия ничтожно ма лыми дозами медицинских препаратов, которые не вызы вают лекарственных ослож нений, но оказывают норма лизующее воздействие на процессы саморегуляции в ор ганизме человека. Метод основан на исполь зовании экологически чистых растительных, минеральных, биологических средств, соз данных самой природой. И в этом смысле гомеопатия близ ка к народной медицине и всегда была доступна самым широким слоям населения. — Каковы практические шаги по распространению го меопатических методов лече ния у нас в Новосибирске? — В конце прошлого года создан гомеопати ч е с к и й центр. Он объединил полтора десятка специалистов - еди номышленников. Это терапев ты, невропатологи, педиатры и другие врачи, прошедшие курс обучения гомеопатии и специализацию, с большим желанием занимающиеся но вым для них разделом меди цины. А если говорить о пер вых шагах центра, то это уче ба врачей, подготовка их к встрече с больными. Гомео пат должен быть человеком широкой души, умеющим рас положить к себе больного, внимательным, теплым и, ко нечно, грамотным в своем деле. Наша задача—иметь вы сококвалифицированных спе циалистов по гомеопатии, чтобы не опорочить сам метод и помочь больным людям. Ведь к нам приходят чаще всего такие больные, которые перебывали у многих специа листов, перепробовали, как говорят, все средства. Остает ся одна надежда на гомеопа тию. И, должна сказать, в большинстве случаев мы оп равдываем эти надежды. Лю ди получают советы, гомеопа тические лекарственные пре параты и в конечном итоге облегчение страданий, выздо ровление. — Если это так, то почему не дать широкую дорогу го меопатии? Согласитесь, что о вашем центре, не говоря уже о методе, знают немногие. — Нужна материальная база. Под врачебные кабинеты для приема больных нам вы делили несколько комнат в доме по улице Мичурина, 5. Кое-как обходимся. А вот раз вернуть настоящую аптеку не представляется возможным. Она пока ютится в малень ком помещении. Аптека — это главное. Мы ставим цель, чтобы больной, побывав у врача и получив рецепт, не ездил по всему городу в поис ках лекарства, а тут же мог его выкупить. Надежно! С другой стороны, аптека при центре — хороший гарант по лучить именно то, что реко мендовал врач. Площади под аптеку нуж ны еще и для того, чтобы на ладить производство гомеопа тических препаратов. У нас неплохие контакты с украин скими провизорами, которые могут нам посодействовать в этом. В перспективе нужен гомео патический стационар, где бы больные могли проходить ле чение под наблюдением опыт ных специалистов. — Читателей, естественно, интересует, какие заболева ния лечатся гомеопатическим методом? — Гомеопатия — это тера пия, которая также имеет пределы своих возможностей. Там, где требуется хирургиче ское вмешательство, нужно оперирование. Хотя гомеопа ты могут помочь хирургам избежать многих до и после операционных осложнений. Хорошо лечатся гомеопатией заболевания сердечно-сосу дистой, бронхолегочной, нерв ной, мочеполовой систем, а также желудочно-кишечного тракта, кожные, детские бо лезни, заболевания лор-орга- нов. В планах центра осущест вить программу «Гомеопатия — детям». Намечаем прово дить осмотры и лечение де тей, пострадавших в зоне Чер нобыля, будем брать под опе ку детей-сирот из детдомов, интернатов. Первую такую работу проведем в Калинин ском, Дзержинском, Ордын ском районах. — Кто финансирует центр? — Никто. Мы работаем по ка на хозрасчете и пожертво ваниях предприятий. Гомео патия никогда не была госу дарственной службой и всегда материально поддерживалась меценатами. Мы пытаемся привлечь крупные хозяйст венные, коммерческие струк туры и благодарны за отзыв чивость и внимание. В буду щем постараемся создать по печительский совет. Эта идея находит понимание. Гомеопатов поддерживает Совет народных депутатов, глава администрации области, его отдел здравоохранения. Выделение нам автомашины позволило бы обслуживать сельские районы. Первая до говоренность есть с руководст вом Ордынского района. — Раз центр на хозрасчете, то, видимо, не так уж вы до ступны людям? Сейчас ведь за ценами не угнаться. — Ничего подобного. Пла та за прием, особенно за ле карства, у нас минимальная. В большинстве случаев детей принимаем бесплатно. Не тре буем особой платы за повтор ный прием. Большая часть вырученных средств идет на приобретение оборудования. Доктора нередко работают бесплатно или получают ми зер. Но мы не жалуемся. Идет становление центра. Убежде на, что гомеопатия завоюет свое гражданство и призна ние людей. Записал Н. ЛУБЕНИКОВ. В б е д с т в е н н о м п о л о ж е н и и Здравствуйте. уважаемая редакция «Советской Сибири*! Прочитала в «Резонансе» пись мо многодетной матери из Мошковского района Г.. Волко вой и решила тоже написать. Я многодетная мать, у меня пятеро детей (в возрасте от 13 лет до двух годиков). Сейчас тоже сижу с ними дома, при этом ушла в декрет не работая, так уж вышло, так что ни дек ретных. ни всего остального не получаю, а получаю пособие как мать-одиночка и плюс до тации. В общей сложности я полу чаю около 1.200 рублей в ме сяц. так что у нас выходит еще меньше, примерно по 200 рублей на человека. Денег этих едва хватает на молоко и хлеб О каких театрах и цирках вы говорите, если я даже не могу купить детям каждый день мо лока? Конечно, я вполне соглас на с мнением Г. Волковой о се мейных детских домах. Почему тем детям все. а нашим — кро хи, почему ни одна — ни со циальная. ни гуманитарная по мощь не дошла до моих детей? Так что я считаю, уважаемая Г. Волкова: многие городские дети не в лучшем положении, чем ваши. Я тоже говорю: «По могите нашим детям! Помогите сейчас, пока они малы, пока нуждаются в этом, и, возможно, потом это отзовется!». А. БАРБАН АКО ВА. Многодетная мать-одиноч ка. г. Новосибирск. Взгляд Маски. Фото Б. Москвина. — А я знаю пять языков, — на конец, оживилась она: — турец кий, узбекский, татарский, киргиз ский, казахский. — Шесть: и русский, — попра вил я, хотя на последнем мы обща лись далеко не без труда. Зульфия засмущалась, поправила локон черных, как смоль, волос, и на ее симпатичном, слегка смугло ватом лице появилась изумительно приветливая улыбка. — Да, и русский... У нас там, под Ферганой, в селе, считалось, что женщине необязательно знать русский. Парней еще как-то учили. Им говорили: «Вам в армию идти. Там русский нужен». А женщине зачем? Увы, пришлось ей и русский ос ваивать. Спрашиваю, видит ли она сама разницу между тем, как вна- ла русский язык до приезда в Но восибирск и как сейчас. Отвечает утвердительно. Поясняет, что в июне будет три года, как она со своей семьей в Новосибирске. Зульфия, ее муж Марат, прием ная дочь Замира, сыновья Ахмад, Исрафил — турки-месхетинцы. Пе чально известную ферганскую рез ню на межнациональной почве Зульфия дипломатично называет словом «событие». В их селе все обстояло более-менее спокойно. Со седи, люди коренной национально сти, не скрывали, что ждут не дож дутся, когда турки-месхетинцы в спешном порядке распродадут ям за бесценок вещи и уедут куда гла за глядят. Так оно и произошло. Уехали, правда, не все. Семья Зуль фии снялась с обжитых мест. А до этого были бесцокойные но чи, когда приходилось чуть ли не собственной тени бояться. День проводили на работе да в повседнев ных житейских хлопотах. К вечеру, накормив и напоив скот, закрывали сараи, дом и отправлялись в близ лежащее село, где проживали в ос новном турки-месхетинцы. Обива лась родня в один-два дома. По очереди дежурили. Так и прожили май 1989-го — в страхе, в ожида нии чего-то непоправимо-уродливо го. Тщетно пытались узнать, что же в действительности происходит с местного — ферганского — телеэк рана. Что-то удавалось выудить из всесоюзной телепрограммы «Вре мя». А больше перебивались слуха ми — один страшнее другого. И неудивительно: совсем рядом из-за чьей-то слепой, неуемной злобы ли лась кровь собратьев. Бедная ба бушка Зульфии! Ей пришлось пере жить дважды кошмарную «охоту» на турок-месхетинцев. Второй раз — в 1989 году, а, первый — в 1941 г. Уже в июне 1989-го семья Зуль фии, отправив контейнеры с веща ми в Кабардино-Балкарию, сама вы ехала туда же и натолкнулась на военные заслоны. Путь на юг был закрыт. Выбрала семья запасной вариант — подалась в Новоси бирск. Здесь проживает брат мужа Зульфии. (Кстати, турок-месхети- нец, женат на русской). Б Новосибирске купила семья Зульфии сравнительно недорого дом. Цены тогда были еще божес кие, да и сбережения кое-какие имелись. По словам Зульфии, тур- ки-месхетинцы не бедствовали ма териально в родных местах, жили хорошо. Без малого три года уже семья в Сибири. П за это время ни одно го случая гонений, унижения на ционального достоинства. Не всегда понимают? Бывают черствы, невни мательны? Да, это от «коренных» сибиряков ощущать приходилось. Но с кем из нас здесь так не обхо дятся? Муж Зульфии работает шофером — «возит начальника». Сама она трудится нянечкой в одном из дет ских комбинатов Новосибирска. Ра бота обоим нравится. Везде успе вает женщина. Бюджет? У мужа оклад 1200 рублей, у нее — 1000. Не густо, но пока перебиваются. Трое ребятишек для семьи турок- месхетинцев — скорее исключе ние. Обычно детей больше. С тремя можно было бы и хлопот не знать, но большой город выравнивает всех, независимо от национально сти, вероисповедания и прочего. Когда туго стало с продуктами, с вещами, то одной из первых, кому пожаловалась Зульфия, была заве дующая детским комбинатом. Именно она помогла Зульфии оформить пособие «а детей. Пред ставляете, как это трудно было сделать женщине, плохо владеющей русским языком? Зульфию не назовешь замкну той. Скорее, наоборот, Открыта, об щительна. Искренне радуется, если мысль ее правильно понята собе седником. Круг общения очень узок: дом — работа, работа — дом. Если взять во внимание, что с домашними Зульфия общается на родном языке, то на русский оста ется совсем мало места. Нашла хорошего собеседника во враче-логопеде. Не было счастья, да несчастье помогло. Старшему сыну Зульфии, Ахмаду, русский язык дается с огромным трудом. Обучение усугубляется тем, что и в родном-то языке — турецком — восьмилетний мальчик не произно сит два звука. А каково тогда обу чаться другому! В назначенные дни недели с ре бенком занимается врач-логопед. Мне довелось довольно обстоятель но разговаривать со специалистом. Она рассказала, что в ее врачеб ной практике подобный случай первый. — Сложность в том, что я долж на давать задание Ахмаду, а он ме ня не понимает. Смотрит как-то за травленно. Чувствуется, ему одно временно и хочется научиться хо рошо говорить, и какая-то боязнь стеной встает. — Может, сказались страхи, свя занные с теми событиями, которые семья пережила, укрываясь, пере езжая, встречая препоны на своем пути? — Думаю, без этого не обошлось. Зульфия, спасибо ей, помогает нам общаться с Ахмадом — нет-нет, да и переведет ему мою просьбу на ту рецкий... А Зульфия добавила, что с изуче нием языков старшему сыну не по везло. В семье освоил, как мог, ту рецкий; в детском садике под Фер ганой с ним пытались разговари вать на узбекском: >в Новосибирске в первом классе от мальчишки тре буют грызть гранит русского... А тут еще дефект речи. Не позавидуешь Ахмаду. Особен но по части оценок. Ставя «неуд», не усугубляем ли мы ситуацию, не работаем ли. на ту затравленность, которой и без того полны сегодня глаза мальчугана-турка? Мнение врача-логопеда однозначно: ставить оценки (естественно, плохие) Ахма ду безнравственно. А как поступить школе иначе? Как расстаться с бедным, но нака танным спектром от ляти до едини цы? Да и вынужденных массовых переселений не случалось у нас в стране, лет, эдак, сорок, поиссяк «опыт». За это время успело выра сти одно, а то и два поколения не гонимых. Итак, хлопот, связанных с адап тацией Ахмада к новой среде, у Зульфии не счесть. Доставляет за бот и приемная четырнадцатилет няя дочь Замира — девочка, до ставшаяся от распавшейся семьи родственника. Замира не первый год живет у Зульфии, и стала для нее по-настоящему родной дочерью. Жаль вот только, что не удается пока закрепить это документально. Обращалась Зульфия в райиспол ком с просьбой помочь удочерить Замиру. Там женщину выслушали и, едва поняв, сказали, что для это го потребуется множество докумен тов; обоим супругам, желающим принять девочку в семью, понадо бится проходить медкомиссию. На том помощь и кончилась. С чего на чать, куда пойти? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, Зульфия тратит моральных, душев ных сил намного больше, чем каж дый из нас. И понятно: незнакомые обстоятельства плюс, как ни гово ри, совершенно чужой язык обще ния. И еще груз пережитой недав но трагедии целого народа. Намеревается ли семья Зульфии возвращаться в родные места, под Фергану? Нет. Это однозначно. Но и в Новосибирске вряд ли долго задержится. Нет, сибирякам она превелико благодарна за гостепри имство, за щедрость. А на юг все же тянет. Там привычнее — и кли мат теплее, и с фруктами вольнее, и одежды меньше требуется. Мать Зульфии (кстати, женщина старше своей дочери всего на... 16 лет) переехала три года назад в За кавказье к родственникам. Сейчас и там все ярче разгорается пожар межнациональной розни. Поедут, пожалуй, Зульфия с мужем и деть ми в Ставрополье, где живут знако мые турки-месхетинцы, — уехали давно, устроились, к себе зовут. Что ж, пожелаем, чтобы и на этот раз не встретили переселенцев воинские заслоны. А еще лучше — оставайтесь, дорогие сограждане, в нашем краю. Уроки русского непро сты, но они не проходят бесследно. Н. ЦАРЕВ. Р. 5. Имена действующих лиц в статье изменены. ______________ Жизнь как она есть Сибирь Зульфии Она не сразу согласилась рассказывать о себе н о своей семье. Что- то незримое мешало нашему разговору. Я пытался понять, что. Вера? Обычай Востока быть женщине в тени? Боязнь каких-то преследова ний? Людской молвы? Наверное, всего оказалось помаленьку. Но глав ное, что стало понятно, Зульфия не хотела, чтобы в газетной статье прозвучало тревожное, страшное слово, обозначающее, что человек по кинул обжитые, родные места из-за ужасов происходящих там событий. Я пообещал. Условились назвать переезд нх семьи вынужденным пере селением. --------------------------------------------------------------- — Анатолий САДЫРОВ Щ № м У [М йнм ^даНикош В альве (Продолжение. Начало в №№ 72—75, 77). ОТ АВТОРА. Через год возник Егорьев ским золоток прииск в честь русского ми нистра финансов (1823-1844) графа Егора панкрина. В книге П. 8. Долгорукова «Прав да о России», том 2, стр. 87— 88, о Канкрине автор отзывается следующими словами: «Из числа русских министров финансов одним из самых способных, а может быть, и са мым способным был граф Канкрин, умер шим в 1845 году. Он был умным человеком, ученым знатоком финансовой части, адми нистратором опы тным и искусным сверх то го, он был хитр и проницателен и умел от стаивать русские финансы от тлетворного разрушительного влияния неспособного Ни колая Павловича». Сбросил отец Владимир в заезжем доме светский костюм, надел рясу, перебросил через шею крест и направился в собор Святой Софьи. Идет, улыбается самому Себе, смеется над мыслями, а они его тол кают на то, чтобы завтра утречком к до му Кадьггробова с цветами пожаловать. Благочинный недовольствие проявил отцом Владимиром: — В монашество не постригся, матуш кой не обзавелся. В Барнаул часто ша стаешь, паству без духовного отца остав ляешь, слухи до меня дошли, будто в не приличном коротком кафтане прогули ваешься. Не забыли мы и то, как вы, отец Владимир, два года назад бросили паству... Как жить думаешь? — В нашем роду, — ответил отец Вла димир, — никто не шел в иноки. По го дам мы всегда с запозданием матушек выбирали. Дед мой, отец Евдоким, в тридцать восемь лет был обвенчан, а мне еще только двадцать восемь. — В Кулундияских степях, на реке Карасук, барышник Пороков построил бо гатое имение и богомольню. Многократно обращался с просьбой направить ему па стыря. Ты, отец Владимир, не обременен семьей, легок на подъем... Велю тебе в Порокинской богомольне у великого Чу дотворца Николая быть. И прощаем мы твои грехи по причине, что корень креп кий имеешь. Всю ночь промаялся отец Владимир в заезжем доме. Утром отец Владимир надел поверх рубахи узкий светло-голубой кафтан до колен с длинными рукавами, стянул их у кисти. Купил большой букет цветов в магазине Аристова и отправился к дому скупщика Кадыгробова. Остановился возле хоромины, подумал, с каким предлогом войдет, и услышал плаксивый крик: — Папенька, милый, не продавай меня, не люб он мне. Он более злых злющий. Не губи мою жизнь. Да на что тебе эти деньги? Папенька, в узилище прячешь мою жизнь. Не хватило мужества отцу Владимиру войти в дом, просить руки Татьяны. По ложил он букет цветов на подоконник от крытого окна и бежал в заезжий дом. А там сел в ходок и погнал коня на пере праву через Обь. Напомню тебе, Никодим, что прежде, чем построить свое имение на реке Кара- сук и развести десятки тысяч лошадей, исчез Пороков из Кольгвани в неизвест ном направлении. Зажили спокойно щу- чата-мелкота из колыванских купцов. И просили они бога, чтобы никогда более не ступала 'нога Поролона йо тротуарам- настилам, а больше всего жаждали поги бели его. Пороков в это время сидел в Томске, в кабинете прокурора Горохова и изучал всю литературу, что существова ла о Кулундинской степи. Узнал ои, что еще в начале восемнадцатого столетия от рождества Христова казахи родов Аргьгн, Кипчак и Найман заселили павлодар- окие земли, вытесняя калмыков на юг. Нашел он челобитную, писанную рукой твоетр пращура Филиппа, Никодим, еще в 1746 году. Крестьяне Малышевекой слободы Белоярского острога просились на поселение по реке Кулунде. А по ме стам, что они выбрали для поселения, до рога из Томска и Чаусского острога на Ямышевскую крепость проходила. По всему участку дороги, шедшему по Ку лунде, не было в это время «ни деревень, ни эимовьев, ни ночлега», только у реч ки Черемшаяки селились заводские крестьяне, подведомственные Бердской слободе. В 1797 году пятнадцать тысяч кибиток казахов, теснимые Вали-ханом (сыном Алтая), приверженцем Китая, перешли Иртыш, ища защиты у православных, и, как дым по воздуху, разошлись по Кулун динской степи. Православные спокойно встретили новых засельников: русская власть выдала им «жалованные грамо ты» с правом занимать земли, заверила в неприкосновенности их внутреннего ук лада и право управляться по своим ве ками сложившимся обычаям. На первых порах казахи не платили никаких пода тей, за исключением сборов в пользу ка зачьего войска в размере одной головы с каждой сотни какого бы то ни было ско та. И раскинулись кочевья казахов на столько далеко, что доходили до Оби. Но в это же время шло заселение русски ми Кузнецкого уезда Алтайского горного округа, русские крестьяне стали потес нить казахов, и тогда, чтобы упорядочить движение казахов с юга, а русских с се веро-запада, управление Алтайского гор ного округа выделило в пользование ка захов площадь земли в один миллион де сятин. Среди казахов эта площадь полу чила название «Кулундинекая степь». Пороков пришел к выводу: эти земли не будут в вечном пользовании у военно го ведомства и у казахов. Нет от них выгоды государству. И задумал он не мелочиться, а при брать к рукам эту широкую степь. Напи сал и ходатайство в Алтайское воинское хозяйственное управление о выделении ему в аренду двадцати тысяч десятин чернокурьинских земель... Господь бог наделил Порокова трудо любием, замечательным умом, предпри имчивостью. Но рядом с этими богом данными чертами он еще обладал лукав ством, себялюбием, жестокостью и без- разборчивостью в достижении своих це лей. Одержим был он и прорицатель- ностью. В гневе своем не сдержан. Он умел распоряжаться своим временем, нич то от него не ускользало, превосходно знал сердце человеческое и все изгибы его. Пороков был мастер управлять людьми и доводить их до своих целей. Пэка прошение ходило по губернским чиновникам, он управляющего подбирал, работников нанимал и сделки заключал о поставках всего необходимого для строительства усадьбы. Первым управ ляющим был Кондрат Виноградов. Седи ну имел и голос сохатого при зове под руги. Ума был далекого, чрезвычайно сметливый, хитрый, ловкий, всегда уч тив, ценил формы вежливости и хорошо разбирался в строительном деле. По карте выбрал Пороков место, где речка Карасук излучину имела пузырем, там и велел начинать строительство по его чертежам: замок в три этажа, ко нюшню на пятьсот лошадей, людские по мещения отдельно для православных и мусульман, богомольню, амбары. И все это должно быть построено из добротно го кирпича, а мыльня деревянная. И ве лел после строительства прокопать пере шеек реки и мост висячий поставить. А для технических работ вызвал умельца сузунского завода Андрона Квашню: знал он, что Андрон в садоводческом деле толк имеет: за убийство на катор гу был отправлен, да бежал оттуда два года назад. По весне отправился Пороков в путе шествие по Иртышу. Исследовал ряд кре постей: Железнинскую, Ямышевскую, Се мипалатинскую, посетил до десятка форпостов, беседовал с запорожцами Же лезняка и Жвачки, что несколько десят ков лет назад записаны были в казачест во. После этих бесед исчезли из форпо стов казацкие семьи, спустя малое время появлялись рядом с будущим замком По рокова, в деревнях Поповке и Астродыме. На обратном пути побывал Пороков в роду казахов Айдабалы, гостевал у Ко- жы-батьгра, а перед аулом султана Чан- чару Султанмамбетова слуга подрезал ему бородку, укоротил усы. Надел Поро ков крестьянскую одежду и отправился наниматься помощником конюха, а слу ге приказал отправиться в имение и еже месячно привозить отчет управляющего Виноградова — быть курьером. Целый год пас Пороков табун лошадей у султана Чанчару, записывая все, что понадобится, наблюдая и впитывая весь многовековой опыт казахов в уходе за лошадьми. Через полгода слуга привез ему прият ную весть: имение готово, конюшня на полнена лучшими скакунами, по степи построены более двух десятков ферм, ку да свозят закупаемый молодняк для от корма. В работниках нужды нет. Написал Пороков новую просьбу о же лании взять в аренду у Алтайского во инского ведомства еще сто тысяч десятин кулундинских земель и отправился в Бар наул. Тут и появился он в доме Кадыгробова. « Вышла Татьяна из хоромины, отдала поклон Порокову и просила больше не беспокоить ее. Но отец Яков Ермолаевич по-своему решил, назначил цену в тысячу рублей. Продал дочь, продал! Омраченный ум Кадыгробова, как Иуды, сребролюбием был объят. ...После литургии выстроились в оче редь на исповедь к отцу Владимиру ра ботники Порокова, крестьяне из деревень Астродым, Поповки, воспринимал он ду шой все их переживания, богател на ис поведи от общения с людьми, от бесед с чадами господними, от знакомства с их страданиями, предрассудками, интереса ми и грехопадениями. По каждому слу чаю и каждому он находил утешение, бодрил, вселял уверенность, усмирял гневливость, призывал к доброте и смире нию. Узнал многое о каждом работнике и прислуге, подмечал, кто притворство Про являет, были такие, а кто душевно делит ся заботами о себе и ближних. Подошла к отцу Владимиру жена По рокова. Прихожане с интересом смотрели. Месяц батюшка на приходе службу ве дет, сам Пороков многократно бывал, хоть и был он духовно мертв и не имел любви -к богу, а хозяйская жена впервые. Косынка лоб покрывает, голова поник шая, опустилась на колени пред батюш кой и произнесла: — Грешна я, отец Владимир. Только я проговорила. А у отца Вла димира ноги подкосились, руки, опущен ные на голову Татьяны, затряслись. — Господи, — изрек он, — неужели это вы, Татьяна Яковлевна? — Я это, отец Владимир. — Да кдк это вы оказались здесь? — Я, батюшка, жена Порокова. — Вот как судьба распорядилась... — Люблю я вас, отец Владимир, и дав но. А не приходила все это время в храм от страху, что не смогу я совладать с со бой. Сама на грех пойду и вас собью с пути господнего. — Матушка Татьяна, простите меия. Не достоин я вашей любви. Не обнаружи лось во мне той решительности, что нуж на в этом деле. Я думал, что вы шуткуе- те со мной, забавляетесь. Вот как выш ло... Утром следующего дня я был возле вашего дома, но понял—опоздал. Я поло жил цветы на подоконник и убежал... — Почему вы не вошли, отец Влади мир? Почему вы не взяли меня с собой9 Я догадалась, что цветы от вас. Батюш ка, бежим из имения? Мы молоды. Не нужны мне хоромы. Я рада быть с вами и в лачуге. — Не могу, матушка Татьяна. Я в сане, и не сам я выбрал эту стезю. Гос подь бог много поколений с благодатью принимает -нашу службу на ниве господ ней. — Батюшка, грешна я, грешна, только о вас и думаю. — Это пройдет, матушка Татьяна. Я думаю, надо бы мне покинуть вашу бо гомольню. Не будет меня здесь, успокоит ся душа ваша и не будет она толкать вас на нарушение великого таинства — венчания. — Знайте, отец Владимир, уедете вы из имения — порешу я себя. Мне без вас не жить, — громко проговорила Татьяна. — Успокойся, душа моя, не уеду. Куда мне от вас уезжать. Ведь я только о вас и думаю. Но на грех я не пойду. Идите, матушка Татьяна, люди смотрят. — Отпустите мой грех, отец Владимир. — А мой кто отпустит, матушка Татья на? — Господь бог. Разве не промысел бо жий привел нас в одну богомольню. Отец Владимир погладил Татьяну по голове и слегка прижал ее к себе. Татья на приподнялась и отошла. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2