Советская Сибирь № 157 - 1991
Верующий коммунист? Резонане Проект Прог р а и и ы КПСС, опубликованный для всенародного обсуж дения, имеет раздел, пос вященный свободе .сове сти. В нем сказано, что партия выступает за сво боду совести всех граждан и с уважением относится к чувствам верующих, она считает недопустимым ис пользование религии в политических целях. Пре дельно ясно! А вот в тол ковании этого раздела по чему-то допускаются не точности. Кому они выгод ны? В ОООР церковь отделе на от государства, а шко ла от церкви, и декрет этот никто не отменял. Церковные организации должны рассматриваться как частные союзы, само стоятельно управляющие своими делами. Но на практике дело обстоит уже иначе: церковь требует помощи государства. И не которые местные Советы дают свое согласие на та кую помощь. Справедливо ли это? Ведь такая по мощь в виде денежных средств взыскивается, стало быть, и с атеистов, поскольку изымается из местного бюджета. Известная Эрфуртская программа, принятая сто лет тому назад, летом 1891 года, на съезде Гер манской социал-демокра тической партии, я поли тических требованиях (пункт 6) провозгласила: «Объявление религии част ным делом каждого. Отме на всяких расходов из об щественных средств яа церковные и религиозные цели». Правда, оппортунисты всех мастей стали извра щенно толковать этот пункт программы, рели гию стали считать част ным делом не только по отношению к государству, но к к членам партии, что сразу же отразилось и на тактике социал-демокра тической работы: не ве лась систематическая ан тирелигиозная пропаган да в массах, якобы из бо язни оскорбить чувства верующих. И, конечно, это затруднило выработку на учного мировоззрения членов партии. Не происходит ли это сейчас в нашей стране, че рез сто лет после событий, связанных о принятием со- циал - демократами Эр фуртской программы? И когда наши философы в печати, по радио и теле видению пытаются убе дить людей в том, что ве рующий может быть чле ном ПОЛОС, то это выгля дит парадоксально. При этом необоснованно ссы лаются на Ленина. А у не го я статье «Социализм и религия» совершенно опре деленно сказано: «Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но никах не можем счи тать религию частным де лом по отношению к на шей собственной партии... Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за освобождение рабочего класса. Такой со юз не может н не должен безразлично относиться к бессознательности, тем ноте или мракобесничест- ву в виде религиозных ве рований». А у нас уже давно свер нута научная антирелиги озная пропаганда, в шко лу допускаются священни ки (пусть даже только с нравственными проповедя ми), издается религиозная литература, а научно-ате истической уже давно нет. На что же это похоже? П. КОКОРИН. Прочитал статью Ю. Соло вьева «Дорогие господа, вы откуда и куда?» (Советская Сибирь», 13 июля 19Я1 г.). Какое ему дело до взглядов А. Яковлева, Г. Попова? Э. Шеварднадзе действитель но провозгласил о создании партии, альтернат иеной- КПСС. Уважаемый автор на звал их всех господами! А как следует называть Ю. Со ловьева за его статью? Устав КПСС предусматри вает свободный выход из КПСС. Так о чем тогда печет ся Ю. Соловьев? Борьба про тивоположностей — это крае угольный камень материали стической философии. Соловьев осуждает Г. По пова, заявившего, что *он не коммунист, а социалист». Не осуждать, уважаемый Ю. Со ловьев, а приветствовать нуж но альтернативу КПСС. За 70 лет идеология КПСС сумела выдать *на гора» лишь одни названия социализмов ( «пол ный», «неполный», •широ кий», •раздвинутый»...), а фактически — •бесштанный» и •разутый»... Так не цепляйтесь же за никудышнюю •идеологию»! Пора понять: дни существо- О чем «печется» автор вания КПСС сочтены. Про грамма партии будет социал- демократической, а салю пар тия будет парламентского ти пе/ От этой реальности нику- да не уйти! И. НИКИТИН. г. Новосибирск. * * «I Публикуя ЭТО ПИСЬМО, мы постарались по возможно сти сохранить стилистику ав тора : безалелляцно и н у ю , категоричную, местами не корректную. «Воз» громких слов и ни малейшей попытки подкрепить их убедительны ми аргументами. Дело не в том, что Г. По пов, а теперь Э. Шеварднад зе вышли из КПСС, это их право, а какие взгляды, идео логию исповедуют они сейчас, чьи интересы выражают. В этом суть вопроса. А чтобы автор письма по- о чем идет речь, проця- <м некоторые документы и самих лидеров Движения аа демократические рефор мы. * * М «Состоялась встреча мэра Г. Попова с народными депу татами РОФСР. Участников встречи интересовала судьба 33 райсоветов и райисполко мов Москвы. Исполкомы бу дут упраздняться после того, как сформируются структуры префектур. Что же касается депутатов райсоветов, то, как дал понять мэр, многим из них после ликвидации Сове тов придется «искать новые сферы приложения сил». («Известия», 3 августа 1991 г.). * * 4 А. ЯКОВЛЕВ: «Я пришел х отрицанию марксизма хах руководства к действию, к констатации по ражения социализма... — Почему не выходите из КПСС? •— Мне интересно . понаб людать, как они подыскива ют для меня статью в Уставе. — На последнем Пленуме даже до голосования дошло о вашем исключении на партии. — Так и на Центральной контрольной хомиосии голо совали. Мне очень любопытно это наблюдать. Это ведь тоже отражение истории борьбы...» («Советская Россия», 3 августа 1991 г.). * * *) Э. ШЕВАРДНАДЗЕ: «Если и есть какой-нибудь критерий, которого должно придерживаться, то лишь один: масштаб человечности. Звучит абстрактно? Для ме ня он совершенно конкретен, как конкретны люди, с кото рыми имею дело. В стране рождается движе ние фермеров, арендаторов, «людей яа своей земле», ум ных, умеющих и желающих работать, хозяев, предприни мателей. Вижу задачу дви жения в том, чтобы устра нить препятствия с их пу ти...». («Комсомольская прав да», 3 августа 1991 го дя). * * *] Это лишь некоторые штри хи к характеристике Движе ния за демократические ре формы, его лидеров. И, публи куя материалы на эту тему, газета стремится к тому, что бы читатель смог лучше я яснее понять, что собой пред ставляет это движение, какие задачи оно ставит перед со бой и во имя чьих интересов. Что же касается предсказа ний о скорой кончине КПСС, то здесь автор письма с прог нозом явно поспешил. Сегод ня уже десятки политических партий заявили о том, что они являются «выразителями ин тересов народа». Правда, не всегда уточняя, что это озна чает. А (между тем в общест ве динамично идет социаль ное, имущественное расслое ние, появляются богатые н бедные И процесс этот нарас тает с каждым днем. К тако му «цивилизовавшему» обще ству зовут вас некоторые «де мократические» движения? Уже в ближайшее время КПСС, уверен, покажет, что именно она по-настоящему выражает интересы трудя щихся и готова их защищать. Именно об этом печется Ю. Соловьев. А. ГРИГОРЬЕВ. Есть мнение Без рабочих « д у х » нерабочий Порядок выборов делегатов на съезды КП С С нуждается в корректировке Человек, которому все советуют Коммунистическая пар тия создавалась В. И. Ле ниным как партия ново го типа, партия рабочего класса по своей классовой сущности, идеологии, по целям. Главное предназна чение партии |— быть вы разителем интересов ра бочего класса. Точно так же, как и другие классы, социальные слои и груп пы создавали, создают и будут создавать свои пар тии, которые будут выра жать их интересы. К сожалению, КПСС не выполнила перед рабочим классом своих обяза тельств и не достигла по ставленных целей, потому она в свое время отказа лась от своих политиче ских корней, объявив се бя партией всего народа. Сегодня, в условиях пере хода к рынку, наблюдается резкое классовое размеже вание или, по крайней ме ре, происходит имущест венная дифференциация, которая неизбежно приве дет к возрождению экс плуататорских классов. И они уже созд « ю т партии для защиты своих интересов. А в это время рабочие сотнями тысяч, миллионами уходят из своей партии, поскольку партийное руководство, государственное руковод ство в лиде коммунистов проводит политику, нап равленную против интере сов рабочего класса, тру-. дящихся. И рабочие не ви дят возможности оказать влияние на политику вы борных партийных орга нов, на их состав. Практика проведения выборной кампании по избранию делегатов на XXVIII съезд КПСС пока зала, что единственной со циальной группой, проиг равшей эти выборы, был рабочий класс. Система так называемых демокра тических выборов обеспе чила победу представите лям партийного аппарата, и в первую очередь сек ретарям партийных коми тетов, а рабочие среди де легатов составляли счи танные единицы (около 2 процентов). И чтобы в Кремлевском* Дворце съез дов «пахло рабочим по том», чтобы был рабочий дух на съезде партии ра бочего класса, партийное руководство вынуждено было пригласить несколь ко сотен коммунистов- рабочих из числа баллоти ровавшихся кандидата ми^в делегаты. В этой си туации так и хочется за дать вопрос, как его ставил В. И. Ленин: де мократия — для кого, для какого класса, в чьих ин тересах? Пужно обеспечить та кие условия, чтобы соци ально-классовый состав делегатов съезда партии отражал социально-клас совый состав партии в це лом, более того, рабочие должны преобладать на съезде партии рабочего класса, если она еще не отказывается от этого сво его звания. А сейчас все чаще слышится из уст бывших руководителей партия о необходимости изменения сущности и наз вания партии. Не допу стить ото могут только рабочие. Поэтому их сно ва попытаются не допу стить на съезд партии. Что же противопоста вить этим попыткам? Во- первых, это могут быть квоты для отдельных со циальных групп, которые, кстати, были даже при выборах в Государствен ную думу при царском са модержавии. Конечно, это не совсем демократично, это напоминает печальной памяти «разнарядки», но, видимо, без них мы еще не научились пользовать ся . демократией. Можно было бы образовать изби рательные партийные ок руга, в первую очередь на крупных промышленных предприятиях, в которых рекомендовать избрание делегатами рабочих. В конце концов, можно обра титься с призывом к ра ботникам партийного ап парата, к секретарям пар тийных комитетов, усту пить право быть избран ными делегатами съезда рядовым коммунистам. Могут быть возраже ния, что на съезд придут малокомпетентные люди, которые будут голосовать как манекены. Отнюдь, политизация масс в пос леднее время достигла весьма высокого уровня, тем более, что выбирать будут все-таки самых до стойных. И главное — ра бочие не понаслышке зна ют о нуждах рабочих, они не позволят красивыми словесами о демократиза ции, приватизации огра бить рабочий хласс, под менить интересы рабочего класса «общечеловече скими ценностями». И еще. (Накануне XXVIII съезда КПСС было много предложений о сохранении за делегатами съездов и конференций их полномо чий в период между эти ми форумами. К сожале нию, без какой-либо моти вации эти предложения были отвергнуты. !В ныне действующем Уставе КПЮС деклариру ется власть партийных масс. Но только от пар тийных масс зависит се годня, сумеют ли они взять эту власть в свои руки. В. ВАСИЛЬЕВ. Доцент С п б СП И , Из почты «Перекрестка » За чрезвычайный... Я полностью и во всем солидарен с опубликованным в вашей газете 16 июля 1991 года материалом с общезаводского партсобрания ПО «Комета». Честь и сла ва этому рабочему коллективу. Считаю инициативу по созыву чрезвычайного XXIX съезда КПСС очень важной. И воп рос этот весьма срочный. При тепереш нем руководстве КПСС и обозначившихся тенденциях «перестройки» мы рискуем оказаться жителями беднейшей страны (не считая «теневиков») с реакционней шим антикоммунистическим режимом. В. ВЫШЕМИРСКИН. Член КПСС с 1945 г., доктор геолого- манералогически наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Р. $. На страницы газеты не стрем люсь, хотя и огласки не боюсь. Надеюсь, что поступление таких писем, хак это, придаст газете уверенность в поддержке инициативы по созыву чрезвычайного съезда КПСС. Каждому из нас приходит ся, нажав на все «тормоза», выслушивать советы жен, на чальников, попутчиков в общественном транспорте. Какое терпение нужно, что бы на двадцатое упоминание сделай так, кули то-то, возь ми это мило улыбнуться своей благоверной и, хах в кино, сказать: «Хорошо, до рогая!». Чем бездарнее руко водитель, тем больше сове тов на головы подчиненных. За многолетнюю жизнь под чиненного я не помню на чальника, о котором бы я сказал, что это то, что надо. Я долго думал, искал: ка кой же начальник в нашей стране самый бестолковый, который ничего сам не зна ет (по мнению всего народа нашей огромной страны)? И зря напрягал свой ум. Каж дый из нас готов немедленно выдать решение: как спасти Арал, как не мутить Байкал, что делать с мафией, хак под нять сельское хозяйство, внед рить непрерывную (или бес прерывную, точно не Помню) разливку стали, наконец, как и зачем спасти Кубу, социа лизм, коммунизм, демокра тию и так до бесконечности. 'Все эти советы миллионов предназначены самому «не знающему» в нашей стране. Кто же он? Не удивляйтесь — это Президент ОООР, Ми хаил Сергеевич Горбачев! Не верите? Давайте рассуждать, как любит ои сам говорить. У него весь набор советую щих, как и у нас с вами, дорогой читатель. Одно иск лючение : над ним нет на чальников. во это не только благо. Когда мы по левоАи ума или тела губим какое-то дело, то причина известна — бездарные руководители. У Михаила Сергеевича возмож ности свалить на кого-то нет, разве, что на предшественни ков, да и то эта карта уже столько раз разыгрывалась, что не звучит. Все и все советуют! Кроме волонтеров - подсказчи к о в , как рулить страной, у него десятки, сотни, тысячи про фессиональных советчиков, которые, чтобы иметь право первоочередного «осовечива- ния», делятся на рядовых, специальных и — уж страш но говорить — старших со ветников. Мало того, что Президент не знает, что делать, ему при ходится всячески оттягивать решение любого дела, пору чать его комиссиям, подко миссиям, экспертам и т. д. Но нашей административной системе удалось внести но вое в практику решения или не решения проблем: мы вве ли институт помощников, ста тус которых не ясен. Это и еще один институт, который мы «увели» у наших вчераш них противников — США, речь идет о Совете безопас ности. Не понимаю, какую бе зопасность может обеспечить В. Вахатин, если, по его сло вам, его штат — это он сам и один помощник. Значит, чем отрабатывает свой хлеб В. Вахатин? Советами. Кому? Президенту. Честно говоря, Президенту можно посочувствовать! Ему советуют, что и как наде вать, как говорить, что гово рить, что есть, что пить, хак и где ходить... (Нет ни одной стороны жизни, по которой у него бы не было советников, которые твердо убеждены, что только их умное слово спасает дело и страну. Мы знаем от древних, как посту пать с советами своих жен, — сделать наоборот. А как быть с предложениями по- Точка зрения мощнкков, явных и тайных советников, старших и рядо вых? Мне кажется, что глав ный тормоз нашего разви тия — ие совмещение долж ностей Генсека и Президен та, а то, что у него в под сказчиках, с одной стороны, целый Центральный Комитет, с другой — вся королевская рать советников, которые кормятся за счет налогопла тельщиков. Такое количест во помогающих приводит к параличу власти. Причина ие столько в са мом кризисе, это явление за кономерное. Мы не можем выйти из хризиса потому, что ие в состоянии подчас принять решение. Пока утря саем, согласовываем совету ем, время и уходит. В свое время французский философ Вуридан придумал пример паралича воли. Бури данов осел умер от голода, не мог решить, какую охапку се на есть первую: правую или левую. Мы в положении это го трудолюбивого, но с неиз вестными изъянами животно го. И что интересно! Ни одни советник не несет никакой ответственности за свои сове ты. Единственный способ для Президента немедленно ’ по умнеть, приобрести волю и решимость — это (мой совет) избавиться от всех советчи ков, чтобы через энное вре мя набрать новых, среди ко торых законное место займет автор этого трактата, как че ловек, помогший Президенту в трудную минуту. (Первого незнаху, неумеху мы нашли. А кто на втором, третьем месте? Вроде бы Яна- ев, но нет, не получается. Со ветовать ему бесполезно в силу скромности, присущей ему по должности. Это един ственная должность в ССОР, которая требует от исполните ля главного качества: скром ности, еще раз скромности и так до бесконечности. У аме риканцев считается: стать вице-президентом — значит, погибнуть. Это запасной иг рок, который работает (у не го меньше советников, а по тому хоть хахая-ннкахая, а возможность работать есть) на износ, яо на заднем, неви димом плане. Ну а действительно второй — это Валентин Сергеевич Павлов. Я как-то просмотрел книги, которые он написал, не будучи премьером. Задат ки того, что он «ничего не будет знать», заложены в од ной из книг, которую он из дал под своим именем, а включил туда законы, приня тые Верховным Советом ОООР. Там же его ответы иа вопросы Верховному Совету — 1/3 объема, а две трети — законы. Интересно, хах рас порядился В. С. Павлов гоно раром? Мы кратко рассмотрели причины неуемности, нереши тельности наших руководи телей. Выход из тупика? Есть. Надо убрать младших, старших, тайных советников, помощников. Надо дать воз можность нашим руководите лям жить своим умом. Впервые за сотым лет на ми правят умные люди. Не зяаю, во сколько раз, но М. С. Горбачев умнее меня. К сожалению, по атому пока зателю мне приходится усту пать В. С. Павлову н многим другим. Но я, все мы дружно, в один голос охаиваем их. Почему? Обрадовались воз можности кричать иа началь ство независимо от уровня и ранга? Нам хочется всего и немедленно?! Все это есть и все это правильно. Не знаю, даст ли силы ва шим руководителям сознание того, что они первые руково дители за социалистическую историю, которых клянут иа чем свет стоит при жизни, чтобы по вашей националь ной традиции восхвалить их после ухода от политики или из жизни. Мы до сих пор хвалили при жизни, кляли после смерти. Сейчас наобо рот? А может, лучше воздать при жизни, понять, что пра вить нами, такими трудными, когда у каждого свой царь в голове, ох как нелегко! Как-то генерал де Голль сказал, что он отказывается управлять французами, у ко торых только любимых сы ров десятки сортов. Каково управлять двумя сотнями миллионов граждан, у кото рых двести миллионов мне ний (только взрослое населе ние), и в большинстве своем несовпадающих? А может; это и хорошо? Может, это и есть плод работы ваших «не знающих» и «неумеющих»?! Ю. КУРОЧКИН. В печати появилось сообщение, призывающее к созданию Движе ния демократических реформ, под писанное рядом видных политиче ских деятелей. Первые оценки это го документа в изданиях различной политической ориентации при неко тором разбросе внешне похожи. Констатируется «благородство принципов» («Известия») или вы сказывается желание «верить в'иск ренность» («Правда»), затем идет обсуждение личностей заявителей в ракурсе их взаимоотношений с КПСС. Между тем содержание са мого документа вне зависимости от особенностей его авторов во многих отношениях поразительно. Вчитаем ся в заявление. Начнем с положения, касающего ся государственного устройства страны. В обращении декларирует ся поддержка ново-огаревского про цесса и в то же время говорится о ШУМЛИВАЯ РИТОРИКА «единственной разумной альтерна тиве унитарному СССР» в виде «го сударства нового типа» (какой лю бопытный оборот!), возникающего в результате «добровольного Союза суверенных народов». Новация — «Союз суверенных народов» — не случайная оговорка. Формулируя свои основные принципы, авторы пишут о сохранении «историческо го ядра нашего государства как союза свободных и суверенных на родов». . Итак, от суверенизации респуб лик к суверенизации народов! Меж ду прочим, основной целью движе ния объявлено «реальное обновле ние общества в интересах народа». Подчеркну, что при апелляции к интересам народа самоцелью на звано обновление. Суверенизация народов легко вписывается в про грамму, цель которой обновление как таковое. Перейдем к ключевому моменту заявления — к выделенным авто рами призывам. «Наше движение призывает вернуть народу то, что у него отняли. Крестьянину — землю. Рабочему — неоплаченный труд, результаты его работы, сде лать его собственником ассоцииро ванных заводов и фабрик. Интелли генции — право на ее интеллекту альную собственность. Офицерам — гордое чувство защитников Ро дины. Верующим — церковь. На родам — их культуру, традиции, их историю, их историческую па мять». При внешней магии этих слов несложно убедиться а их легковес ности и декларативности. Напри мер, можно задуматься, почему интеллигенту или крестьянину в отличие от рабочего не предлагает ся вернуть результаты работы и стать собственниками чего-либо «ассоциированного». Да и сам те зис о возвращении результатов тру да довольно комичен (сапоги — са пожникам, пироги — пирожникам и т. п.). Лозунг о народах может задеть тех, кто сохраняет свою культуру, традиции и память, а фраза об офицерах вряд ли прием лема для всех военнослужащих, преданных Отчизне и гордящихся своей благородной профессией. Новые придирки — могут ска зать оппоненты. (Вы игнорируете искренние намерения авторов кон солидировать общество, помочь вы ходу из кризиса и т. п. Следует от водить все попытки подменять рас суждения о написанном дискуссией о мотивах. Презумпция порядочно сти не позволяет без специальных доказательств приписывать людям дурные намерения. Однако ни бла гость замыслов, ни чистота моти вов ие меняют существа подписан ного. Движение, призывающее прекра тить болтовню и приступить к кон кретным делам, началось с поверх ностной и шумливой риторики. Это его не украсит. С. КУТАТЕЛАДЗЕ. Доктор физико-математиче ских наук, профессор. Отклики, мнения, суждения Указ о департизации: за и против Не хочу, чтобы кто-то задевал коммунистов. Я прожила жизнь, комсомолкой была в двадцатых годах. Все пережи ла: голод, холод, войну. На самых трудных участках все гда были коммунисты. И вот в награду — репрессивный по существу Указ Президента РСФСР о департизации. К. ВАХАНИВА. с. Венгерово. Указ М 14 Президента РСФСР т. Ельцина В. Н. считаю правильным. Партия много сделала хорошего в тяжелые годы. Спасибо ей! Но сейчас она не нужна. Это уже не партия... Нам нужны сейчас исполнители: облисполком, гориспол ком, райисполком. Но не командный аппарат... П. ВОЛКОВА. г. Новосибирск. В своей статье •Ошиблись в Президенте» (*Советская Сибирь», 20 июля) Ф. Савченко утверждает, что Указ о департизации оскорбил коммунистов. Думаю, что это не так. С этого Указа Президент РСФСР и начнет наводить порядок. А. ШКОЛЬНИКОВ. г. Новосибирск. Ну и ну! Еще одна «народная»? (Необычно* послание об наружили в своих почтовых ящиках жители Ленинского, Кировского и других рай онов г. Новосибирска. В 'конверт было вложено |два листка Опии из ник озаглавлен так: «Имформа- циошю народная партия СССР — партии правды, народовластия и самоуправ ления». (Еще одна «народная»? Не много ли их, претендующих в последи** время иа роль выразительниц чаяний тру дящихся. Причем делается это запросто: решил стать Все народной партией — з ляй об этом погромче, гото долов! Члены совета ИН1П СССР (документ подписали 20 че ловек) знакомят с програм мой и уставом (намай ж* партия без этих основопо лагающих документов!). Чи таю: «Информационно • народ ная партия СССР — это л народа, ставящая »й целью создание право- збщвства через его пол ную информатизацию, мно гопартийность, частную соб ственность (нам материаль ную основу свободы и прав человека), коалиционное правительство народного до- прямые президент ски* выборы, деидеологиза цию общественных институ тов и сокращение государ ственных структур... И1НТ1 — партия правды, народовлас тия и самоуправления...». 'Подумалось: где-то все это уж* слышал Ах, да! В период президентского пред выборного марафона1 эти программные тезисы звуча ли из уст иамидатоа а Пре зиденты РОФСР. (Программа И1Н1П — своеобразный син тез этих идей и программ добавлением служит лишь «■информационная револю ция в обществе». Утвержде ния о том, что «информати зация всех слоев общества» невозможна без создания новой партии, звучат по меньшей мер* странно. В таном случае под каждую более или менее важную социальную задачу придется создавать свою партию: жи лищно-коммунального стро ительства, Анти-СПИДа и ДР В конверт вложен бланк заявления о вступлении в Информационно - народи у ю партию ССОР: «Прошу при мять ме» 1 я...». (Вступать? Или подождать призыва другой «народной» партии? Вот незадача! А. СТАРЧАН. И это рынок? ИА СНИМКЕ: продается лицензия на (мосновеную пропис ку: полтора миллиона. Кто больше? Фоте Б. Жааашнина (Фотохроника ПАСС). ПОЛЬША. Вот таи а центре (Варшавы (иа снимке) торг) ют водной по дешевым ценам наши соотечественниии, вь ахавшие по приглашениям в (Польшу. „ Фото ЦАФ— ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2