Советская Сибирь № 040 - 1991

* (Продолжение. Начало в Л*№ 38—39). Подумалось, нет разницы, с по­ мощью какого именно привода взлететь на воздух, но пока соби­ рался поделиться своими сообра­ жениями, Коля устремился даль­ ше, принявшись доказывать, что мина с приводом натяжного дей­ ствия может быть с успехом ис­ пользована против врага на пере­ довой. — Вот, к примеру, заняли мы оборону, да? Притаил ее, дорогу­ шу, перед своим окопом, бечевку от привода вывел в окоп, и пущай на тебя хоть дюжина фрицев прет — заряда хватит, чтобы и дюжину разметать. Главное, с умом вы­ брать момент, когда бечевку потя­ нуть... Словом, не устоял я под напо­ ром идеи — положить начало в нашем 1 вввсде талому необычному НЗ. Не проявил твердости. Откро­ венно говоря, не до того было. Знобкая оторопь, охватившая на лезвии последней секунды перед струной, отняла слишком много сил. Но и будь они, сомневаюсь, что стал бы слишком упорствовать, не предугадать мне было всего то­ го, что свилось в клубок вокруг этой мины. Точнее, на подступах к ней. И на дальних, и в сантиметре от взрывателя. Но не стану забегать вперед, на очереди рассказ о тех перекатах, на каких взбурлил этот памятный для меня день ниже по течению реки времени. Еще когда возились с миной у вскрытой захоронки, укутывая смертоносный цилиндр в обмотки с ног Николая, мой кашевар не­ сколько раз выходил на связь с будущим обедом — ловил ноздря­ ми клочья дыма от костра, просло­ енные аппетитным паром. Прове­ рял степень готовности. После то­ го, как уместили получившийся сверток в мой вещмешок — на этом я сумел настоять, — Коля скомандовал: — Ложки к бою! Пахло маняще, но незнакомо. Видать, прибы свое слово оказали. Коля снял котелок с огня, мы опустились перед ним на корточки, враз зачерпнули, подув, остудили, отправили одновременно в рот, и — выплюнули. — Люля-кебаб! — самокритич­ но скривился от непереносимой го­ речи кашевар, пряча от меня гла­ за. — И что самое интересное, да­ же крошки от сухарей в это хар­ чо вытряхнул. Сил для злости в наличии не имелась. Впрочем, и для смеха то­ же. Сунул ложку в карман и, под­ стелив плащ-накидку, растянулся у костра. Кашевар потоптался вокруг ко­ телка, зачем-то помешал ложкой варево и, неизвестно на что наде­ ясь, отправил в .рот новую порцию. И опять, как только что перед тем, и губы, и щеки, и нос у него стяну­ ло судорогой, он вынужден был по­ спешно вытолкнуть вязкий сгусток. — Нет, этим только Гитлера потчевать, враз копыта отбросил бы. Видать, сморчок у них с по­ ганкой скрещенный. Или с мухо­ мором. Набулькал из фляжки воды в рей1, йротянул фляжку мне, чтобы тоже прополоскал, сам тем време­ нем расчехлил саперную лопатку. Предупреждая мои вопросы, по­ яснил: — Котелок треба опростать. — Чего проще? Под куст — и вся недолга. — Что ты, бурундук, неровен час, наткнется. Сорока опять же мажет наклеваться — от жадно­ сти сразу не расчухает, что отра­ ва, а там и растопыры кверху. А то собака из деревни набежит. Да мало ли!.. Выдолбил на обочине кривулины ямку, принес котелок, поставил на край, готовясь опрокинуть. В это время с дороги донесся прося­ щий мальчишечий голос: — Дядя-солдат, не выбрасывал бы едушку-то! Занятые хлопотами у костра, мы, оказалось, «прообедали» мо­ мент. кацда со стороны Можайска подъехала санитарная запряжка, стала у сроста основной дороги с кривулиной. Гнедая кобылица в оглоблях двуколки ритмично дерга­ ла мордой, требуя ослабить вож­ жу, но ездовой, поглощенный от­ крывшимся зрелищем, не замечал сигнала. Я узнал ездового — им оказал­ ся Ваня Постников из батальонно­ го хозвзвода. Узнал его и Николай, посоветовал хмурю, все не выпус­ кая дужку котелка: — Закрыл бы поддувало-то, Ва­ нюша, этак недолго и горло застуг дить. — А оно у меня луженое, — благодушно осклабился Ваня н. кинув вожжи на круп лошади, на­ правился к нам. — Первый раз вижу, чтобы со жратвой такие нк- опирименты. Или забогатели? Коля выпятил живот: — Душа боле не принимает, а таскать в котелке хлопотно. Из-под локтя ездового выныр­ нул щуплый подросток в латаной стеганке, шагнул к Николаю с про­ тянутым ведерком: — Лишнее ежлив, так это... Надежда и боль в голодных гла­ зах мальчика враз отбили у Нико­ лая охоту шутковать, он схватил ложку, торопливо разгреб в котел­ ке варево. — Вот, — выловил кусочек гри­ ба. — Сморчок черпав. Из-за этой пакости и концентраты, и сухари — исе псу под хвост! , Глаза у мальчика потухли, он убрал ведерко, взял из рук у Нико­ лая ложку, вгляделся. — Не сморчок это, а стрючок. Гр»иб-строчои. Стрючки надо с умом пользовать. Объяснил: в стрючке много гада, но если его, мелко порезав, прхжи- пя?йть, а после откинуть на сито, яд останется в отваре, сам же гриб можно спокойно пускать в пищу. Как мало требовалось знать, чтобы не загубить обед! Наставив нас на ум, паренек по­ глядел прюсительно на ездового. Ваня кивнул ему: — Иди, Санек, к сестре, пере­ курю с ребятами, и поедем. Я оглянулся: возле лошади ма- ялась-маячила девушка, одетая в шинель с долговязого немца — полы до земли, рзукава подверну­ ты. Перевел взгляд на телегу: под брезентом бугрилось человеческое тело. В это трудно было поверить, но глаза не обманывали меня. Вы­ ходит, та страшная насыпь отдала детям труп матери. Ваня подтвердил: на окраине Можайска, откуда он возвращался в лагерь, его укараулили эти брат с сестрой, упрюсили помочь. Им надо в деревню, что неподалеку от лагеря, в деревне у них тетка, сестра покойной. Там теперь будут жить, там, на сельском погосте, и похоронят мать. Мы разговаривали с Ваней, при­ гасив голоса, лесная умиротворен­ ность осталась непорушенной, и чужой звук сразу обратил на себя внимание: на дороге, со стороны нашего становища, народился стук копыт. Дремавшая кобылица встре­ пенулась, призывно заржала. Отве­ та не последовало, но скоро в про­ светах менаду деревьями замелька­ ла фигура всадника. — Никак мое начальство припо­ жаловало, — обеспокоился ездо­ вой, вглядевшись. — Не взъелось бы. И цак в воду глядел. И насчет первого, и по поводу второго. Вер­ ховой, подъехавший к нам, в са­ мом деле оказался не кем иным, как рютным санинструкторюм Круг­ ловым, и он действительно без про­ медления «покатил бочку» на Ва­ ню: — Мы его, понимаете ли. с то­ варищем политрзуком ждем не дож­ демся, а мой Постников, видите ли, рзешил курюрзт себе устроить! До этого нам с Колей не при­ ходилось видеть своего санинст­ руктора верхом на лошади (да их, лошадей-то, и не было в батальо­ не до передислокации под Мо­ жайск), и сейчас, наблюдая, как колышется в седле куча сдобного теста. Коля не удержался от сме­ ха. Впрочем, тут же осадил себя, поспешно склонившись над ямкой, куда готовился вывалить злополуч­ ное варево. Там временем санинструктор сполз с седла и, ведя за собой ло­ шадь, подошел к двуколке. Скло­ нив по-птичьи голову набок, огля­ дел ее, поводил носом и вдруг, ухватившись за угол брезента, об­ нажил кузов. Мне показалось, прюшла веч­ ность. пока он пришел в себя, оша­ рашенно отпрянул и непроизволь­ но зажав нос. Напуганная резким движением лошадь вырвала из рук у него поводья, кинулась прючь, дрожа и прядая ушами. Ездовой успел перехватить ее, обнял за шею, успокаивая: — Ну чего ты, дурная? Ну че­ го, ну чего?.. Потом повернулся к санинструк­ тору: — Тут какое дело-то, значит... Но тот не слышал его. Продол­ жая пятиться от телеги н все не отрывая от нее глаз, он с мучи­ тельным стоном месил во рту тес­ то, не в состоянии испечь слов. — Какое дело-то, значит, — вновь попытался привлечь его вни­ мание ездовой. — из города воз­ вращаюсь давеча... На этот раз он достиг цели, сан­ инструктор пробудился и, наконец, промычал: — Эт-та шта такэй-ё?! — за­ шелся нервическим визгам. — Вот я и говорю, какое дело­ то, значит, товарищ командир... Ездовой кинулся рассказывать о насыпи, сооруженной немцами на окраине Можайска, о том, как де­ вушка и ее брат отыскали среди смердящих трупов тело матери, как акараулили его, Ваню, на вы­ езде из города... - — Такое дело, попросились вот до деревни — она там у самого почти что лагеря... Санинструктор слушал молча, сосал папиросу. Приходил в себя. И, можно считать, пришел: — У нас не похоронные дроги, Постников, у нас санитарная по­ возка... — Что ей подеялось, твоей по­ возке? — ввязался, не удержав­ шись. Николай. Санинструктор пропустил реп­ лику мимо ушей, принял у Вани поводья, стал карабкаться на ло­ шадь. — Нам, Постников, сейчас пред­ стоит товарища политрука в госпи­ таль доставить... — Так и доставим, товарищ ко­ мандир, в лучшем, как говорится, виде. — Не перебивай старшего по чи­ ну, не имей такой привычки1.. Так что я говорю: нам товарища полит­ рука везти, а тебя угораздило тут... От повозки вонища за верс­ ту. Николай отбросил котелок, подо­ шел к двуколке. — Да отмоет он тебе ее, твою телегу, чего ты в самом деле! До­ едут до деревни, воды нагреют... — Не лезь! — взвизгнул санин­ структор, понукнув лошадь' отъ­ ехал на безопасное расстояние, проверещал исступленно: — Чего ты лезешь не в свое дело, Контра­ бандист чертов?.. У-у, приблудок однорукий! Николай скрипнул зубами, но сдержался. Только покрутил паль­ цем у виска. Санинструктор вновь повернул­ ся к ездовому: — Если не хочешь, Постников, под трибунал, немедленно освобо­ ди повозку от этой падали! Я увидел: девушка вздрогнула, как от удара по лицу. Ноги у нее подломились, она опустилась подле двуколки на колени. Обхватила дрожащими руками горло. — Боже справедливый. — до­ несся перегоревший голос, — если меня слышишь, сделай так. чтобы у этого человека отсох язык. 5 Кончалась вторая неделя нашего постоя под Можайском, когда на излете томящего апрельского дня мне преподнесли бодрящее извес­ тие: наш Контрабандист взят под арест. И посажен ие куда-нибудь, а на гауптвахту при штабе бригады. И ездит не за что-нибудь, а за на­ несение побоев представителю ко­ мандного состава, что всегда ква­ лифицировалось как ЧП. Пришел с этим Костя Сизых. Доложив о случившемся, прибавил с удивившей меня озабоченностью. — В танке он. Однозначно. — В каком еще танке? — Танк у них тама трофейный, они его под «губу» и приспособи­ ли. Часовой крышку закроет и — в землянку, на боковую. ,— Ладно, это нас не касается, как у них караульная служба поставлена. Скажи лучше, с кем он драку затеял? И при каких об­ стоятельствах? Такие подробности Косте извест­ ны не были. Рассказал ему о слу­ чившемся вестовой ротного полит­ рука — он оказался в землянке, когда позвонили из штаба бригады. Все, чем располагал солдат — об­ рывками фраз, которыми обменял­ ся политрук с невидимым собесед­ ником. — Наверняка и комбату тоже побрякали, — высказал Костя опасение, которое нудило и в моей душе. — Вот бы на фронте этак полевая связь чемпионила. Надеяться, что комбат о таком происшествии не узнает, было на­ ивностью, просто хотелось, чтобы узнал от нас — в нашем изложе­ нии и с нашей оценкой. Для чего требовалась как можно более пол­ ная информация. Единственным источником ее был пока Костя. — А что политрук? — присту­ пил к нему. — А я знаю? — Ничего толком не узнает, а бежит баламутить. — Как это так — ничего! А про танк? — Дался тебе этот танк. — Так крысы же! Ребята гово­ рят. тама крыс, что цыплят в ин­ кубаторе. За десять шагов слы­ хать, как зубищами лязгают. И пи­ щат. — Вот и пусть прочувствует, в другой раз не станет руки распус­ кать. — Никак о нашем ЧП разговор? — ступил к нам под соану, легок на помине, Андрей Сидорович Сав­ ченко, политрук. — Другого раза у Одностороицева может не быть, за такие вещи и в мирное время в армии жесткий опрос, а сейчас и говорить нечего. Трибунал грозит парню. Андрея Сидоровича, человека бывалого, в годах, прикомандиро­ вали к нам уже здесь, под Можай­ ском. Прибыл вместе с группой прошедших через госпиталь фрон­ товиков. ОДнако не успел толком со всеми перезнакомиться, дала о себе знать недолеченная рана. Пришлось повторно ремонтиро­ ваться. Вернулся из госпиталя — и вот, нате (вам, сюрпризец. — Так я пабёг, товарищ коман­ дир? — подхватился Костя, сму­ щенный появлением начальства. Отпустив его. сказал политруку: — А я как раз к вам нацелил­ ся. С кем он там подралсяте»? — Не просто подрался — по­ бил, чуть ли не искалечил, гово­ рят, человека. — Но кого? — Да санинструктора, Круглова нашего. Причем на почве ревнос­ ти. Не поделили, говорят, девицу. — Бред какой-то! — вырвалось у меня. — Во-первых, у Односто- ронцева, как вы знаете, нет одной руки, так что побить, а тем более искалечить нормального мужика... — Постойте, как это нет руки? Он что, после госпиталя? (Окончание следует). Геннадий ПАДЕРИН Из непродуманных историй Круг общевия — ——■ ННННННН1^НИННННИ1 С довольно традиционным вопросом «Что есть театр сегодня и нужен ли он вообще в нашей суматошной жизни?» мы обратились к новому главному режиссеру ТЮЗа заслуженному деятелю искусств РСФСР Изяславу БОРИСОВУ, пришедшему в театр два месяца назад. И. Борисов; к вашему вопросу я мог бы добавить еще несколько, так как спрашивать сейчас значительно легче, чем отвечать. Идя в театр, зритель должен иметь предчувствие праздника. И это предчув­ ствие должно зарождаться в самой жиз­ ни. Но наши предчувствия в основном безрадостные. Система разрушения жиз­ ни в обществе и поток информации не­ мыслимой силы расстраивают зритель­ ское восприятие, убивают его. В этом одна из причин падения интереса к теат­ ру. Мы забыли, что такое красота. В обществе, которое с каждым днем ста­ новится все прагматичнее, трудно про­ никнуться постулатом Канта о красоте, как целесообразности без цели. Идеология воспитывает толпу, красо­ та — отдельного человека. Где-то в этой сфере и «роется ответ на вопрос — что же делать театру сегодня? Корр.: Совсем недавно в ТЮЗе про­ шел небольшой фестиваль, на который театры Кирова, ОмОка, Советска привез­ ли свои лучшие спектакли. Очень не­ обычно прошел спектакль по пьесе Е. Харитонова «Дзынь» молодежного театра из Советска. «Дзынь», по определению режиссера Р. Марчелли, относится к направлению театра абсурда. Событийная канва как таковая отсутствует. Есть лишь условие для актеров: в течение двух часов играть «Городок в табакерке». Два часа показы­ вать то, что, по их словам, можно сыг­ рать за 10, 5, 2 минуты. Выкручиваясь из ситуации, актеры строят свой спек­ такль на прихотливых ассоциациях, вы­ думывая что лапало, сочиняя, изобретая, ■вспоминая. А в результате? В резуль­ тате — фраза, сказанная одним зрите­ лем: «;Мы смеемся над ними, а они над нами». Обидно? Нисколько. Ведь смеют­ ся над теми, «ого любят. Мы друг друга любим, а потому не будем ради удовлетворения своего любо­ пытства ломать пружинки в музыкаль­ ных шкатулках и друг в друге. Дадим возможность тайме остаться тайной! Однако «Дзынь» многие зрители не приняли. Просто ушли в антракте до­ мой. А ведь театр достиг интересного ху­ дожественного результата. Как относить­ ся к этой ситуации? И. Борисов: Сначала вместе с Вами охотно вспомню прошедший фестиваль, тесный ред показав, интересные обще­ ния, разговоры, споры. Заслуживает са­ мых добрых слов смелая инициатива ди­ ректора ТЮЗа Марии Ревякиной: в се­ годняшних условиях не только реши­ лись на это мероприятие, но и отлично его организовали как праздник Театра с большой буквы. Жаль только, что СТД, театральное училище, вообще те­ атральная общественность города про­ явили к нему так мало интереса, а по­ казанные спектакли представляли собой ■высокую художественную ценность. Итак, что есть критерий успеха? В на­ стоящем искусстве обязательно присут­ ствует «нас возвышающий обман», а грязь, пошлость зритель, к сожалению, готов домыслить и доиграть сам. Сегод­ ня, как никогда. Театра, копирующего жизнь, не имею­ щего тайны, быть не должно. Привычка «удовлетворять» зрителя в нас очень ■сильна, но при этом мы воздействуем лишь на периферию чувств. И надо от­ давать себе в этом отчет. Корр.: В связи с этим очень уместно вспомнить еще один спектакль гостей — «Укрощение строптивой» Омского ТЮЗа. ДОСТОИНСТВО Щ ОЖ Н Н К Л Это притча. Притча - иносказание об укрощении... Кого или чего? Каждый, кто читал Шекспира, безус­ ловно, .помнит, что «Укрощение» — о столкновении двух сильных и независи­ мых характеров — Катарины и Петруч- чо. Режиссер В. Рубанов уводит этот конфликт на задний план, создавая спек­ такль, где укрощение строптивой читает­ ся как укрощение искусства, художника, творца. Незатейливая история о том, как актеры одной бродячей труппы разыгры­ вают перед лордом и переодетым в лор­ да пьянчугой пьесу под названием .«Укро­ щение строптивой», по мере развития действия превращаются в вечную и осо­ бенно актуальную сейчас истор ию вза­ имоотношений искусства и обшдства. С одной сторюны, мы наблюдаем конфликт художника и власть имущего. С другой сторюны — конфликт художника и пред­ ставителя... народа? Спектакль, по-моему мнению, — о ро­ ли и месте художника в обществе. Для кого оно — иакуоство? Для рядовых потребителей? Элиты? Достоинство ху­ дожника — что это? Самое интер>есное, что это лишь часть тем, вопросов и ассоциаций, роокдаемьк спектаклем. Его хочется прокручивать в уме вновь и вновь, находить новые смыс­ лы и нюансы. И. Борисов; Если в жизни последова­ тельно убивается поэтический план, то откуда же у человека возникнет в нем потребность? Мы привыкли бездумно повторять вслед за гением, что «красота спасет мир», но это прекрасный обман, растиражираванный, как копии кар>тин великих художников, продающиеся на базаре. Хочется думать об отдельном, конкретном человеке, а не бросаться воспитывать человечество! Корр.: Но в ваш театр приходит моло­ дежь. А психология молодого человека пострюена на отрицании. И рождение молодежной культуры связано прежде всего с недоверием молодых ко всему, что было создано до них. И. Борисов; Я с этим совершенно со­ гласен, подчеркну лишь, что протест против прошлого может возникнуть и на уровне эстетическом. Импровизационная свобода театра, его баловство (даже в трагических вещах), обращение не к тол­ пе, а к человеку, возможность быть са­ мим собой — все это я и называю эсте­ тическим протестом лрютив вывертов жизни. Это, кстати, главное, что объеди­ нило и спектакли прошедшего фестива­ ля. В каждом из них был глубокий омысл: в «Укрощении строптивой», на­ пример, шел разговор о недоступной нам сейчас культуре чувств — по отношению к женщине, друг к другу, о человече- оком достоинстве, спектакль бунтует про­ тив хамства и жлобства. «Дзынь», на мой .взгляд, — вариант чистого искус­ ства, не замутненного идеологией. Мо­ жет быть, такие зрелища и формируют человека? Это и есть, наверное, наибо­ лее интересный путь развития молодеж­ ного театра сегодня. Корр.: Неужели эта идея и привела вас в ТЮЗ? И. Борисов; В том числе и эта... Осо­ бой дифференциации между взрюслым и детским театрюм, честно говоря, не ви­ жу. Может быть, к детям, молодежи больше доверия, как к зрителю? Они ► еще могут приходить в театр с чистой душой... Корр.: Над чем же вы начали здесь .работать? И. Борисов; Над опектаклями «Трис­ тан и Изольда» и «Вишневый сад» (на малой сцене)... Беседу вела В. ХОЛОДОВА. В президиуме областного совета Всероссийского общества охраны памятников НАЧАЛИСЬ ОТЧЕТЫ В соответствии с поста­ новлением Центрального совета ВООПИиК и в свя­ зи с истечением сроков полномочий советов и ре­ визионных комиссий об­ щества президиум област­ ного совета решил до 15 марта текущего года за­ вершить проведение в районных отделениях и первичных организациях охраны памятников исто­ рии и культуры отчетно- выборных собраний и из­ брать делегатов на област­ ную конференцию. XI областная конферен­ ция состоится 10 апреля 1991 г. в актовом зале картинной галереи. Она обсудит отчет областного совета и ревкомиюсии, .проекты программы и ус­ тава, изберет новый со­ став руководящих органов и делегатов на VI съезд ВООПИиК. Советам районных отде­ лений, первичным органи­ зациям общества рекомен­ довано привести отчетно- выборную кампанию в ус­ ловиях широкой гласно­ сти, демократично и с уче­ том пр>еемственности тра­ диций. Обратить особое внимание на обновление форм и методов деятель­ ности, отвечающих воз­ росшим требованиям в сбережении исторического и культурного наследия нашего народа. Н. ДСАНОВ. Заместитель предсе­ дателя президиума областного отделения ВООПИиК. * Распашка целинных земель в пятидесятые годы — это было наступление на сибирскую природу. В дальнейшем с преобразованием ландшафта и природных ценозов нарушалась сложившаяся временем цепочка взаимодействия живых организмов. Одних становилось меньше, другие исчезали совсем. К сожалению, в наши дни последние островки нетронутых земель уничтожаются окончательно. Возродить облик первозданностн омско-казахстанской лесостепи с ее обилием живых организмов: растений, насекомых, млекопитающих — с помощью живописи и графики взялся талантливый художник, энтомолог, организатор первых мнкрозаказников для насекомых — Виктор Степанович Гребенников. в выходные дни, по вечерам. Надо торопиться. Полностью подготовить панораму к от­ крытию Гребенниковы наме­ тили через три года. Отрадно, что такое высо­ коидейное, экологически на­ правленное, научно - худо­ жественное произведение создается в трудное для культуры время. Подлинное искусство должно прийти на смену бесстыдству и порно­ графии, смотрящих на нас с многочисленных кооператив­ ных, а зачастую и государст­ венных, изданий и с экрана телевизора. В. и в о н и н . Действительный член Всесоюзного энтомоло­ гического общества. На снимках: фрагменты панорамы — изображение ба­ бочки тополевого ленточни­ ка; один из дальних планов панорамы; Гребенниковы за работой. Фото В. Кожедубова. По его проекту в середине восьмидесятых в фойе перво­ го этажа научно-производст­ венного объединения «Зем­ леделие» было построено по­ мещение под будущую пано­ раму «Целинная степь». Не­ давно мне удалось побывать в этом необычном сооруже­ нии. Его форма представляет собой замкнутый сфериче­ ский многогранник со смот­ ровой площадкой в центре. Отсюда видны некоторые уже готовые, выполненные маслом и гуашью, фрагмен­ ты живой .природы, в кото­ рые входят степные и лесо­ степные цветущие растения, а среди них снующие, полза­ ющие. летающие насекомые: шмели, мухи, жуки, бабоч­ ки. Больше всего поражают две живые модели, в полном смысле этого слова — паря­ щий в облаках орел и летаю­ щая над соцветиями мыши­ ного горюшка стайка бабочек- голубянок. Эти модели из бу­ маги, картона и тончайших проволочных нитей изготов­ лены с большой любовью, научной точностью, приводи­ мые в движение маленькими электрюмоторчнками. Скрыт­ ность крепежных конструк­ ций, движущих механизмов создает ощущение естествен­ ности и одушевленности. Работа над панорамой прю- должается. Сегодня Гребен­ ников мастерит еще несколь­ ко живых моделей: бабочки- махаона, летающих над озе- рюм чаек, выбегающего из норки суслика. Картину лет­ него пейзажа будут допол­ нять трели жаворонков, за­ пахи цветущих степных трав, жужжание пчел и шмелей. В своих творческих замыс­ лах Виктор Степанович не одинок. Рядом с ним сын и дочь, Оба биологи по образо­ ванию. Сергей, гладя в гла­ зок диаскопа со слайда, ри­ сует кустистое растение дя­ гиля, Ольга на противопо­ ложной стороне у тропки пи­ шет лекарственную траву спорыш. Вот так и работают Все вместе, дружной брига­ дой не только в будни, но и Окно в природу прошлого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2