Советская Сибирь № 040 - 1991
* (Продолжение. Начало в Л*№ 38—39). Подумалось, нет разницы, с по мощью какого именно привода взлететь на воздух, но пока соби рался поделиться своими сообра жениями, Коля устремился даль ше, принявшись доказывать, что мина с приводом натяжного дей ствия может быть с успехом ис пользована против врага на пере довой. — Вот, к примеру, заняли мы оборону, да? Притаил ее, дорогу шу, перед своим окопом, бечевку от привода вывел в окоп, и пущай на тебя хоть дюжина фрицев прет — заряда хватит, чтобы и дюжину разметать. Главное, с умом вы брать момент, когда бечевку потя нуть... Словом, не устоял я под напо ром идеи — положить начало в нашем 1 вввсде талому необычному НЗ. Не проявил твердости. Откро венно говоря, не до того было. Знобкая оторопь, охватившая на лезвии последней секунды перед струной, отняла слишком много сил. Но и будь они, сомневаюсь, что стал бы слишком упорствовать, не предугадать мне было всего то го, что свилось в клубок вокруг этой мины. Точнее, на подступах к ней. И на дальних, и в сантиметре от взрывателя. Но не стану забегать вперед, на очереди рассказ о тех перекатах, на каких взбурлил этот памятный для меня день ниже по течению реки времени. Еще когда возились с миной у вскрытой захоронки, укутывая смертоносный цилиндр в обмотки с ног Николая, мой кашевар не сколько раз выходил на связь с будущим обедом — ловил ноздря ми клочья дыма от костра, просло енные аппетитным паром. Прове рял степень готовности. После то го, как уместили получившийся сверток в мой вещмешок — на этом я сумел настоять, — Коля скомандовал: — Ложки к бою! Пахло маняще, но незнакомо. Видать, прибы свое слово оказали. Коля снял котелок с огня, мы опустились перед ним на корточки, враз зачерпнули, подув, остудили, отправили одновременно в рот, и — выплюнули. — Люля-кебаб! — самокритич но скривился от непереносимой го речи кашевар, пряча от меня гла за. — И что самое интересное, да же крошки от сухарей в это хар чо вытряхнул. Сил для злости в наличии не имелась. Впрочем, и для смеха то же. Сунул ложку в карман и, под стелив плащ-накидку, растянулся у костра. Кашевар потоптался вокруг ко телка, зачем-то помешал ложкой варево и, неизвестно на что наде ясь, отправил в .рот новую порцию. И опять, как только что перед тем, и губы, и щеки, и нос у него стяну ло судорогой, он вынужден был по спешно вытолкнуть вязкий сгусток. — Нет, этим только Гитлера потчевать, враз копыта отбросил бы. Видать, сморчок у них с по ганкой скрещенный. Или с мухо мором. Набулькал из фляжки воды в рей1, йротянул фляжку мне, чтобы тоже прополоскал, сам тем време нем расчехлил саперную лопатку. Предупреждая мои вопросы, по яснил: — Котелок треба опростать. — Чего проще? Под куст — и вся недолга. — Что ты, бурундук, неровен час, наткнется. Сорока опять же мажет наклеваться — от жадно сти сразу не расчухает, что отра ва, а там и растопыры кверху. А то собака из деревни набежит. Да мало ли!.. Выдолбил на обочине кривулины ямку, принес котелок, поставил на край, готовясь опрокинуть. В это время с дороги донесся прося щий мальчишечий голос: — Дядя-солдат, не выбрасывал бы едушку-то! Занятые хлопотами у костра, мы, оказалось, «прообедали» мо мент. кацда со стороны Можайска подъехала санитарная запряжка, стала у сроста основной дороги с кривулиной. Гнедая кобылица в оглоблях двуколки ритмично дерга ла мордой, требуя ослабить вож жу, но ездовой, поглощенный от крывшимся зрелищем, не замечал сигнала. Я узнал ездового — им оказал ся Ваня Постников из батальонно го хозвзвода. Узнал его и Николай, посоветовал хмурю, все не выпус кая дужку котелка: — Закрыл бы поддувало-то, Ва нюша, этак недолго и горло застуг дить. — А оно у меня луженое, — благодушно осклабился Ваня н. кинув вожжи на круп лошади, на правился к нам. — Первый раз вижу, чтобы со жратвой такие нк- опирименты. Или забогатели? Коля выпятил живот: — Душа боле не принимает, а таскать в котелке хлопотно. Из-под локтя ездового выныр нул щуплый подросток в латаной стеганке, шагнул к Николаю с про тянутым ведерком: — Лишнее ежлив, так это... Надежда и боль в голодных гла зах мальчика враз отбили у Нико лая охоту шутковать, он схватил ложку, торопливо разгреб в котел ке варево. — Вот, — выловил кусочек гри ба. — Сморчок черпав. Из-за этой пакости и концентраты, и сухари — исе псу под хвост! , Глаза у мальчика потухли, он убрал ведерко, взял из рук у Нико лая ложку, вгляделся. — Не сморчок это, а стрючок. Гр»иб-строчои. Стрючки надо с умом пользовать. Объяснил: в стрючке много гада, но если его, мелко порезав, прхжи- пя?йть, а после откинуть на сито, яд останется в отваре, сам же гриб можно спокойно пускать в пищу. Как мало требовалось знать, чтобы не загубить обед! Наставив нас на ум, паренек по глядел прюсительно на ездового. Ваня кивнул ему: — Иди, Санек, к сестре, пере курю с ребятами, и поедем. Я оглянулся: возле лошади ма- ялась-маячила девушка, одетая в шинель с долговязого немца — полы до земли, рзукава подверну ты. Перевел взгляд на телегу: под брезентом бугрилось человеческое тело. В это трудно было поверить, но глаза не обманывали меня. Вы ходит, та страшная насыпь отдала детям труп матери. Ваня подтвердил: на окраине Можайска, откуда он возвращался в лагерь, его укараулили эти брат с сестрой, упрюсили помочь. Им надо в деревню, что неподалеку от лагеря, в деревне у них тетка, сестра покойной. Там теперь будут жить, там, на сельском погосте, и похоронят мать. Мы разговаривали с Ваней, при гасив голоса, лесная умиротворен ность осталась непорушенной, и чужой звук сразу обратил на себя внимание: на дороге, со стороны нашего становища, народился стук копыт. Дремавшая кобылица встре пенулась, призывно заржала. Отве та не последовало, но скоро в про светах менаду деревьями замелька ла фигура всадника. — Никак мое начальство припо жаловало, — обеспокоился ездо вой, вглядевшись. — Не взъелось бы. И цак в воду глядел. И насчет первого, и по поводу второго. Вер ховой, подъехавший к нам, в са мом деле оказался не кем иным, как рютным санинструкторюм Круг ловым, и он действительно без про медления «покатил бочку» на Ва ню: — Мы его, понимаете ли. с то варищем политрзуком ждем не дож демся, а мой Постников, видите ли, рзешил курюрзт себе устроить! До этого нам с Колей не при ходилось видеть своего санинст руктора верхом на лошади (да их, лошадей-то, и не было в батальо не до передислокации под Мо жайск), и сейчас, наблюдая, как колышется в седле куча сдобного теста. Коля не удержался от сме ха. Впрочем, тут же осадил себя, поспешно склонившись над ямкой, куда готовился вывалить злополуч ное варево. Там временем санинструктор сполз с седла и, ведя за собой ло шадь, подошел к двуколке. Скло нив по-птичьи голову набок, огля дел ее, поводил носом и вдруг, ухватившись за угол брезента, об нажил кузов. Мне показалось, прюшла веч ность. пока он пришел в себя, оша рашенно отпрянул и непроизволь но зажав нос. Напуганная резким движением лошадь вырвала из рук у него поводья, кинулась прючь, дрожа и прядая ушами. Ездовой успел перехватить ее, обнял за шею, успокаивая: — Ну чего ты, дурная? Ну че го, ну чего?.. Потом повернулся к санинструк тору: — Тут какое дело-то, значит... Но тот не слышал его. Продол жая пятиться от телеги н все не отрывая от нее глаз, он с мучи тельным стоном месил во рту тес то, не в состоянии испечь слов. — Какое дело-то, значит, — вновь попытался привлечь его вни мание ездовой. — из города воз вращаюсь давеча... На этот раз он достиг цели, сан инструктор пробудился и, наконец, промычал: — Эт-та шта такэй-ё?! — за шелся нервическим визгам. — Вот я и говорю, какое дело то, значит, товарищ командир... Ездовой кинулся рассказывать о насыпи, сооруженной немцами на окраине Можайска, о том, как де вушка и ее брат отыскали среди смердящих трупов тело матери, как акараулили его, Ваню, на вы езде из города... - — Такое дело, попросились вот до деревни — она там у самого почти что лагеря... Санинструктор слушал молча, сосал папиросу. Приходил в себя. И, можно считать, пришел: — У нас не похоронные дроги, Постников, у нас санитарная по возка... — Что ей подеялось, твоей по возке? — ввязался, не удержав шись. Николай. Санинструктор пропустил реп лику мимо ушей, принял у Вани поводья, стал карабкаться на ло шадь. — Нам, Постников, сейчас пред стоит товарища политрука в госпи таль доставить... — Так и доставим, товарищ ко мандир, в лучшем, как говорится, виде. — Не перебивай старшего по чи ну, не имей такой привычки1.. Так что я говорю: нам товарища полит рука везти, а тебя угораздило тут... От повозки вонища за верс ту. Николай отбросил котелок, подо шел к двуколке. — Да отмоет он тебе ее, твою телегу, чего ты в самом деле! До едут до деревни, воды нагреют... — Не лезь! — взвизгнул санин структор, понукнув лошадь' отъ ехал на безопасное расстояние, проверещал исступленно: — Чего ты лезешь не в свое дело, Контра бандист чертов?.. У-у, приблудок однорукий! Николай скрипнул зубами, но сдержался. Только покрутил паль цем у виска. Санинструктор вновь повернул ся к ездовому: — Если не хочешь, Постников, под трибунал, немедленно освобо ди повозку от этой падали! Я увидел: девушка вздрогнула, как от удара по лицу. Ноги у нее подломились, она опустилась подле двуколки на колени. Обхватила дрожащими руками горло. — Боже справедливый. — до несся перегоревший голос, — если меня слышишь, сделай так. чтобы у этого человека отсох язык. 5 Кончалась вторая неделя нашего постоя под Можайском, когда на излете томящего апрельского дня мне преподнесли бодрящее извес тие: наш Контрабандист взят под арест. И посажен ие куда-нибудь, а на гауптвахту при штабе бригады. И ездит не за что-нибудь, а за на несение побоев представителю ко мандного состава, что всегда ква лифицировалось как ЧП. Пришел с этим Костя Сизых. Доложив о случившемся, прибавил с удивившей меня озабоченностью. — В танке он. Однозначно. — В каком еще танке? — Танк у них тама трофейный, они его под «губу» и приспособи ли. Часовой крышку закроет и — в землянку, на боковую. ,— Ладно, это нас не касается, как у них караульная служба поставлена. Скажи лучше, с кем он драку затеял? И при каких об стоятельствах? Такие подробности Косте извест ны не были. Рассказал ему о слу чившемся вестовой ротного полит рука — он оказался в землянке, когда позвонили из штаба бригады. Все, чем располагал солдат — об рывками фраз, которыми обменял ся политрук с невидимым собесед ником. — Наверняка и комбату тоже побрякали, — высказал Костя опасение, которое нудило и в моей душе. — Вот бы на фронте этак полевая связь чемпионила. Надеяться, что комбат о таком происшествии не узнает, было на ивностью, просто хотелось, чтобы узнал от нас — в нашем изложе нии и с нашей оценкой. Для чего требовалась как можно более пол ная информация. Единственным источником ее был пока Костя. — А что политрук? — присту пил к нему. — А я знаю? — Ничего толком не узнает, а бежит баламутить. — Как это так — ничего! А про танк? — Дался тебе этот танк. — Так крысы же! Ребята гово рят. тама крыс, что цыплят в ин кубаторе. За десять шагов слы хать, как зубищами лязгают. И пи щат. — Вот и пусть прочувствует, в другой раз не станет руки распус кать. — Никак о нашем ЧП разговор? — ступил к нам под соану, легок на помине, Андрей Сидорович Сав ченко, политрук. — Другого раза у Одностороицева может не быть, за такие вещи и в мирное время в армии жесткий опрос, а сейчас и говорить нечего. Трибунал грозит парню. Андрея Сидоровича, человека бывалого, в годах, прикомандиро вали к нам уже здесь, под Можай ском. Прибыл вместе с группой прошедших через госпиталь фрон товиков. ОДнако не успел толком со всеми перезнакомиться, дала о себе знать недолеченная рана. Пришлось повторно ремонтиро ваться. Вернулся из госпиталя — и вот, нате (вам, сюрпризец. — Так я пабёг, товарищ коман дир? — подхватился Костя, сму щенный появлением начальства. Отпустив его. сказал политруку: — А я как раз к вам нацелил ся. С кем он там подралсяте»? — Не просто подрался — по бил, чуть ли не искалечил, гово рят, человека. — Но кого? — Да санинструктора, Круглова нашего. Причем на почве ревнос ти. Не поделили, говорят, девицу. — Бред какой-то! — вырвалось у меня. — Во-первых, у Односто- ронцева, как вы знаете, нет одной руки, так что побить, а тем более искалечить нормального мужика... — Постойте, как это нет руки? Он что, после госпиталя? (Окончание следует). Геннадий ПАДЕРИН Из непродуманных историй Круг общевия — ——■ ННННННН1^НИННННИ1 С довольно традиционным вопросом «Что есть театр сегодня и нужен ли он вообще в нашей суматошной жизни?» мы обратились к новому главному режиссеру ТЮЗа заслуженному деятелю искусств РСФСР Изяславу БОРИСОВУ, пришедшему в театр два месяца назад. И. Борисов; к вашему вопросу я мог бы добавить еще несколько, так как спрашивать сейчас значительно легче, чем отвечать. Идя в театр, зритель должен иметь предчувствие праздника. И это предчув ствие должно зарождаться в самой жиз ни. Но наши предчувствия в основном безрадостные. Система разрушения жиз ни в обществе и поток информации не мыслимой силы расстраивают зритель ское восприятие, убивают его. В этом одна из причин падения интереса к теат ру. Мы забыли, что такое красота. В обществе, которое с каждым днем ста новится все прагматичнее, трудно про никнуться постулатом Канта о красоте, как целесообразности без цели. Идеология воспитывает толпу, красо та — отдельного человека. Где-то в этой сфере и «роется ответ на вопрос — что же делать театру сегодня? Корр.: Совсем недавно в ТЮЗе про шел небольшой фестиваль, на который театры Кирова, ОмОка, Советска привез ли свои лучшие спектакли. Очень не обычно прошел спектакль по пьесе Е. Харитонова «Дзынь» молодежного театра из Советска. «Дзынь», по определению режиссера Р. Марчелли, относится к направлению театра абсурда. Событийная канва как таковая отсутствует. Есть лишь условие для актеров: в течение двух часов играть «Городок в табакерке». Два часа показы вать то, что, по их словам, можно сыг рать за 10, 5, 2 минуты. Выкручиваясь из ситуации, актеры строят свой спек такль на прихотливых ассоциациях, вы думывая что лапало, сочиняя, изобретая, ■вспоминая. А в результате? В резуль тате — фраза, сказанная одним зрите лем: «;Мы смеемся над ними, а они над нами». Обидно? Нисколько. Ведь смеют ся над теми, «ого любят. Мы друг друга любим, а потому не будем ради удовлетворения своего любо пытства ломать пружинки в музыкаль ных шкатулках и друг в друге. Дадим возможность тайме остаться тайной! Однако «Дзынь» многие зрители не приняли. Просто ушли в антракте до мой. А ведь театр достиг интересного ху дожественного результата. Как относить ся к этой ситуации? И. Борисов: Сначала вместе с Вами охотно вспомню прошедший фестиваль, тесный ред показав, интересные обще ния, разговоры, споры. Заслуживает са мых добрых слов смелая инициатива ди ректора ТЮЗа Марии Ревякиной: в се годняшних условиях не только реши лись на это мероприятие, но и отлично его организовали как праздник Театра с большой буквы. Жаль только, что СТД, театральное училище, вообще те атральная общественность города про явили к нему так мало интереса, а по казанные спектакли представляли собой ■высокую художественную ценность. Итак, что есть критерий успеха? В на стоящем искусстве обязательно присут ствует «нас возвышающий обман», а грязь, пошлость зритель, к сожалению, готов домыслить и доиграть сам. Сегод ня, как никогда. Театра, копирующего жизнь, не имею щего тайны, быть не должно. Привычка «удовлетворять» зрителя в нас очень ■сильна, но при этом мы воздействуем лишь на периферию чувств. И надо от давать себе в этом отчет. Корр.: В связи с этим очень уместно вспомнить еще один спектакль гостей — «Укрощение строптивой» Омского ТЮЗа. ДОСТОИНСТВО Щ ОЖ Н Н К Л Это притча. Притча - иносказание об укрощении... Кого или чего? Каждый, кто читал Шекспира, безус ловно, .помнит, что «Укрощение» — о столкновении двух сильных и независи мых характеров — Катарины и Петруч- чо. Режиссер В. Рубанов уводит этот конфликт на задний план, создавая спек такль, где укрощение строптивой читает ся как укрощение искусства, художника, творца. Незатейливая история о том, как актеры одной бродячей труппы разыгры вают перед лордом и переодетым в лор да пьянчугой пьесу под названием .«Укро щение строптивой», по мере развития действия превращаются в вечную и осо бенно актуальную сейчас истор ию вза имоотношений искусства и обшдства. С одной сторюны, мы наблюдаем конфликт художника и власть имущего. С другой сторюны — конфликт художника и пред ставителя... народа? Спектакль, по-моему мнению, — о ро ли и месте художника в обществе. Для кого оно — иакуоство? Для рядовых потребителей? Элиты? Достоинство ху дожника — что это? Самое интер>есное, что это лишь часть тем, вопросов и ассоциаций, роокдаемьк спектаклем. Его хочется прокручивать в уме вновь и вновь, находить новые смыс лы и нюансы. И. Борисов; Если в жизни последова тельно убивается поэтический план, то откуда же у человека возникнет в нем потребность? Мы привыкли бездумно повторять вслед за гением, что «красота спасет мир», но это прекрасный обман, растиражираванный, как копии кар>тин великих художников, продающиеся на базаре. Хочется думать об отдельном, конкретном человеке, а не бросаться воспитывать человечество! Корр.: Но в ваш театр приходит моло дежь. А психология молодого человека пострюена на отрицании. И рождение молодежной культуры связано прежде всего с недоверием молодых ко всему, что было создано до них. И. Борисов; Я с этим совершенно со гласен, подчеркну лишь, что протест против прошлого может возникнуть и на уровне эстетическом. Импровизационная свобода театра, его баловство (даже в трагических вещах), обращение не к тол пе, а к человеку, возможность быть са мим собой — все это я и называю эсте тическим протестом лрютив вывертов жизни. Это, кстати, главное, что объеди нило и спектакли прошедшего фестива ля. В каждом из них был глубокий омысл: в «Укрощении строптивой», на пример, шел разговор о недоступной нам сейчас культуре чувств — по отношению к женщине, друг к другу, о человече- оком достоинстве, спектакль бунтует про тив хамства и жлобства. «Дзынь», на мой .взгляд, — вариант чистого искус ства, не замутненного идеологией. Мо жет быть, такие зрелища и формируют человека? Это и есть, наверное, наибо лее интересный путь развития молодеж ного театра сегодня. Корр.: Неужели эта идея и привела вас в ТЮЗ? И. Борисов; В том числе и эта... Осо бой дифференциации между взрюслым и детским театрюм, честно говоря, не ви жу. Может быть, к детям, молодежи больше доверия, как к зрителю? Они ► еще могут приходить в театр с чистой душой... Корр.: Над чем же вы начали здесь .работать? И. Борисов; Над опектаклями «Трис тан и Изольда» и «Вишневый сад» (на малой сцене)... Беседу вела В. ХОЛОДОВА. В президиуме областного совета Всероссийского общества охраны памятников НАЧАЛИСЬ ОТЧЕТЫ В соответствии с поста новлением Центрального совета ВООПИиК и в свя зи с истечением сроков полномочий советов и ре визионных комиссий об щества президиум област ного совета решил до 15 марта текущего года за вершить проведение в районных отделениях и первичных организациях охраны памятников исто рии и культуры отчетно- выборных собраний и из брать делегатов на област ную конференцию. XI областная конферен ция состоится 10 апреля 1991 г. в актовом зале картинной галереи. Она обсудит отчет областного совета и ревкомиюсии, .проекты программы и ус тава, изберет новый со став руководящих органов и делегатов на VI съезд ВООПИиК. Советам районных отде лений, первичным органи зациям общества рекомен довано привести отчетно- выборную кампанию в ус ловиях широкой гласно сти, демократично и с уче том пр>еемственности тра диций. Обратить особое внимание на обновление форм и методов деятель ности, отвечающих воз росшим требованиям в сбережении исторического и культурного наследия нашего народа. Н. ДСАНОВ. Заместитель предсе дателя президиума областного отделения ВООПИиК. * Распашка целинных земель в пятидесятые годы — это было наступление на сибирскую природу. В дальнейшем с преобразованием ландшафта и природных ценозов нарушалась сложившаяся временем цепочка взаимодействия живых организмов. Одних становилось меньше, другие исчезали совсем. К сожалению, в наши дни последние островки нетронутых земель уничтожаются окончательно. Возродить облик первозданностн омско-казахстанской лесостепи с ее обилием живых организмов: растений, насекомых, млекопитающих — с помощью живописи и графики взялся талантливый художник, энтомолог, организатор первых мнкрозаказников для насекомых — Виктор Степанович Гребенников. в выходные дни, по вечерам. Надо торопиться. Полностью подготовить панораму к от крытию Гребенниковы наме тили через три года. Отрадно, что такое высо коидейное, экологически на правленное, научно - худо жественное произведение создается в трудное для культуры время. Подлинное искусство должно прийти на смену бесстыдству и порно графии, смотрящих на нас с многочисленных кооператив ных, а зачастую и государст венных, изданий и с экрана телевизора. В. и в о н и н . Действительный член Всесоюзного энтомоло гического общества. На снимках: фрагменты панорамы — изображение ба бочки тополевого ленточни ка; один из дальних планов панорамы; Гребенниковы за работой. Фото В. Кожедубова. По его проекту в середине восьмидесятых в фойе перво го этажа научно-производст венного объединения «Зем леделие» было построено по мещение под будущую пано раму «Целинная степь». Не давно мне удалось побывать в этом необычном сооруже нии. Его форма представляет собой замкнутый сфериче ский многогранник со смот ровой площадкой в центре. Отсюда видны некоторые уже готовые, выполненные маслом и гуашью, фрагмен ты живой .природы, в кото рые входят степные и лесо степные цветущие растения, а среди них снующие, полза ющие. летающие насекомые: шмели, мухи, жуки, бабоч ки. Больше всего поражают две живые модели, в полном смысле этого слова — паря щий в облаках орел и летаю щая над соцветиями мыши ного горюшка стайка бабочек- голубянок. Эти модели из бу маги, картона и тончайших проволочных нитей изготов лены с большой любовью, научной точностью, приводи мые в движение маленькими электрюмоторчнками. Скрыт ность крепежных конструк ций, движущих механизмов создает ощущение естествен ности и одушевленности. Работа над панорамой прю- должается. Сегодня Гребен ников мастерит еще несколь ко живых моделей: бабочки- махаона, летающих над озе- рюм чаек, выбегающего из норки суслика. Картину лет него пейзажа будут допол нять трели жаворонков, за пахи цветущих степных трав, жужжание пчел и шмелей. В своих творческих замыс лах Виктор Степанович не одинок. Рядом с ним сын и дочь, Оба биологи по образо ванию. Сергей, гладя в гла зок диаскопа со слайда, ри сует кустистое растение дя гиля, Ольга на противопо ложной стороне у тропки пи шет лекарственную траву спорыш. Вот так и работают Все вместе, дружной брига дой не только в будни, но и Окно в природу прошлого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2