Советская Сибирь, 1984, № 32

2 . С О В Е Т С К А Я С И Б И Р Ь 8 ФЕВРАЛЯ 1984 г., № 32. шяшшшш—явшашшшшашаЁЮятяя ПОВЫСИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА СВЕРХ ПЛАНА Политчас «Советской Сибири » на заводе имени Ленина РАЗГОВОР ЭТОТ БЫЛ НЕ НА ОДНОМ ЗАНЯТИИ И НЕ ТОЛЬКО В КРАСНОМ УГОЛКЕ 11-ГО ЦЕХА ЗАВОДА , НО И НА РАЬОЧИХ МЕСТАХ, В КАБИНЕТАХ СПЕЦИАЛИСТОВ, В СОВХОЗЕ «ОТРАДНЕНСКИЙ», В ОБЛПЛА- НЕ И ДАЖЕ В РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ. ЭТО «СОБИРАТЕЛЬНОЕ» ЗАНЯТИЕ МЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ ТОГО, ЧТО­ БЫ СОВМЕСТНО ПОИСКАТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ПЕРЕД СОВЕТСКИМ НАРОДОМ И КАЖДЫМ ТРУЖЕНИКОМ ЗАДАЧИ: ПОВЫСИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА ВЫШЕ ПЛАНОВОЙ НА 1 ПРОЦЕНТ; СНИЗИТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ ПРОТИВ ПЛАНОВОЙ НА 0,5 ПРОЦЕНТА. * ВЕДЬ ИМЕННО ТАК, ПОДЧЕРКНУЛ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АНД ­ РОПОВ, МЫ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ. П Р О П А Г А Н Д И С Т ) . г- Колее 20 лет трудится на заводе име- ми Ленина Зинаида Христафьевна Ива­ нова. Более десяти лет она — пропаган­ дист в своем цехе. Сегодня возглавляет школу коммунистического труда, ведет каждодневную воспитательную работу, направленную на формирование у каж­ дого труженика коммунистического ми­ ровоззрения, зрелого экономического мышления, желания и умения творчески, с расчетом, с государственной озабочен­ ностью подходить к любому делу. И счи­ тать, считать... Затраты усилий, сырья и материалов, не гнушаться копейкой эко­ номии. Считать минуты, затраченные с толком и впустую. Не позволять себе никакую, даже, на первый взгляд, са­ мую необязательную работу отклады­ вать на потом. Зинаида Христафьевна лично убежде­ на, что экономика — та же политика, е на сегодняшний день, в нынешней си­ туации успех любой — внутренней, меж­ дународной, социальной и прочей поли­ тики решается на экономическом рубе­ же, зависит от конкретного вклада каж­ дого труженика. Отсюда неутомимая страстность про­ пагандиста. — Знаете, ведь это непросто — на­ учить каждого смотреть на мир не со своей «печки», с государственных пози­ ций относиться к действительности, про­ изводственной жизни, — Иванова гово­ рит это, явно вспоминая первые годы, когда ее «ученики» в родном цехе вна­ чале отмалчивались на занятиях, пряча скуку в глазах от пропагандиста. Но они немедленно оживали, когда она каса­ лась в беседе технических вопросов. Оснащенность рабочих мест, внедрение нового оборудования, освоение новых изделий — это воодушевляет. Ведь речь идет о «своем деле». — А экономика — предмет скучный, —- так ей однажды прямо и заявили. И тут заговорила гордость специали­ ста, личное «ужаленное» «я». Экономика — скучно? Да так может судить лишь тот, кто в этой самой экономике ничего не смыслит. Ведь она открывает глаза, обнажает внутренние пружины хозяйст­ венного механизма, который приводит­ ся в движение исключительно экономи­ ческими законами. Поступило новое оборудование в; цех.» Но разве маши-* ны, станки, инструмент,и, приспособле­ ния, то есть вещественные факторы производства, — самоцель? Машины ра­ ди машин? Технический прогресс ра­ ди техники? Освоение новых производ­ ственных мощностей ради самих этих мощностей? Даже производственная эс­ тетика: свет, цвет, цветочки, белые ха­ латы — только ради услады зрения и хорошего настроения? Все это вызвано экономической целе­ сообразностью, действием основного экономического закона социализма, суть которого азбучно проста: цель социали­ стического производства — в удовлет­ ворении разумных потребностей чело­ века. Но этот основной, закон действует на основе других экономических зако­ нов социализма, точное использование которых и позволяет успешно двигаться к цели. —■Вот и получается, дорогие девочки, — мысленно «репетировала» Иванова свой страстный монолог в защиту эко­ номики, —- что от каждого ра­ бочего, даже вчерашней пэтэушницы зависят в конечном счете и благополу­ чие своего предприятия, и заработок, и условия труда, отдыха, быта. Сложен наш народнохозяйственный механизм, не кгждый рабочий даже ви­ дит полностью готовый продукт своего труда. Но действует этот механизм по самому простому принципу: получишь столько, сколько вложишь. Единствен­ ный твой «благодетель», который упро­ чит твое личное благополучие, — труд, ибо у социалистического общества, предприятия и конкретного труженика интересы едины. Они пересекаются. Вот что должны понять твои слушатели, втолковывала она себе, чтобы экономи­ ка для них стряхнула с себя чешую скучных цифр и предстала перед ними феей с волшебной палочкой, которая все может. Поймут люди, что на производстве они — творцы своих удач и неудач — значит, будут приходить на завод не отработать часы, а участвовать в хозяй­ ственном сотворчестве, укреплять эко­ номику своей страны, чтобы были мы в ^лом — страна, народ — богаче и не- /язвимей. Своих 25 слушателей Зинаида Хрис­ тафьевна знает не просто в лицо. Мно­ гие на ее глазах выросли, стали квали­ фицированными работниками. Большин­ ство же — молодежь до тридцати лет с небольшим «хвостиком». Почти у каж­ дой — среднее образование. В ПТУ и школах «проходят» обществоведение с азами политэкономии. Так что основы для понимания ее предмета есть. Но ес­ ли уж положить руку на сердце, до кого по-настоящему доходят, кому помнятся абстрактные формулировки? Общие, как принято называть, прописные истины? Они обретают плоть, определяют твое мировоззрение, жизненную позицию, а значит и характер, только тогда, когда прошли через твою личность как часть твоего общественного опыта. Ведь ра­ ционализаторы, активные общественни­ ки, бойцы и «тихие» Исполнители, про­ изводственный «пассив», отличаются друг от друга не только природным темпераментом, как говорят социологи, ориентацией личности, но и уровнем мировоззренческой подготовки, разви­ тостью или неразвитостью экономиче­ ского мышления. Значит, этот самый «пассив» — наш резерв? Ведь кому надо доказывать, что социализму, который сам явился плодом революционного творчества масс, нуж­ ны творцы, а не «тихие» исполнители. Много ли ср?ди этих двадцати пяти истинных хозяев производства? Не тео­ ретический. Свой цех, свой завод любят все 25. А практически? Чтобы знали, как и что можно сделать лучше и за счет чего. Третья часть примерно.- А конеч­ ный результат деятельности пропаганди­ ста — чтобы таким хозяином-творцом стал каждый. Вот тогда политика сомкнется с эконо­ микой. Как идет к своей цели пропагандист? И далеко ли до этой цели? Непростые вопросы. Ведь субьект ее деятельности, как и объект — люди. 'А1человек'1;4?акже., до,^уч, как та река, в . которую,- оо ¿повам, .^философа, нельзя войти дважды. Каждый отвоеванный у пассивности плацдарм надо заполнить делом, дать работу мысли, помочь уви­ деть хоть маленький, да результат. — Поэтому, — говорит Иванова, — лекция, беседа — не основные формы учебы. Часто мы на занятиях анализиру­ ем практические ситуации. Тем более курс у нас нынче предполагает такую арифметику: «Бережливость — черта коммунистическая». В мировоззренческом плане тут у ме­ ня одна задача — довести до сознания каждого слушателя такую простую исти­ ну: у тебя и у государства один карман. Что выгодно государству, то и тебе. Считать все, с чем ты связан на произ­ водстве, — твой гражданский долг. Читать нотации на эту тему — значит, обижать людей, вроде бы заранее предполагая их несознательность. А вот исподволь, практическими расчетами в плоть и кровь ввести эту мысль — со­ всем другое дело, — рассуждает Ива­ нова. И на занятиях вместе со слушателями считает: во сколько обходится цеху, за­ воду один час простоя станка, сколько киловатт-часов электроэнергии расходу­ ется в смену, откуда «утекают» лишние киловатты и где можно свои расходы без ущерба для дела «поджать». Разговор часто идет о кажущихся ме­ лочах, о копейках. Как можно сократить расход ваты, эфира. Как лучше приспо­ собиться к инструменту, чтобы он слу­ жил дольше. Но в производстве одно цепляется за другое, прикинешь — ме­ лочи-то наши выстроились в такую копе­ ечку, которой, каждый видит, разбрасы­ ваться нельзя. На занятиях принимаются такие не­ мудреные решения: следить за местным освещением, заняться благоустройством цеха, но любое из них выполняется пунктуально. Как же приятно бывает по­ том пропагандисту «взвесить» эту кол­ лективную копеечку и доложить слуша­ телям: — А знаете, мы с вам*« на чистоте и порядке в цехе получили столько-то, на электроэнергии столько то. И даже протирочная жидкость, которую Лидия Александровна Милицкая научила вас брать на ватку бережно, в сутки «деше­ веет» на каждом рабочем месте на рубль и больше. «Мелочи» приучили быть вниматель­ ным и рачительным самому и следить за соперником по соревнованию. Они, пожалуй, и воспитали вкус к экономике, открыли на совести каждого свой лице­ вой счет. ВСЕГО ОДИН ПРОЦЕНТ... ВСЕГО ПОЛПРОЦЕНТА.. . Вот с таким гражданским фундамен­ том подошли слушатели Ивано"ой к за­ нятию по изучению материалов декабрь­ ского Пленума ЦК КПСС. Давайте ус* ловко считать это занятие открытым, и чтобы каждый читатель нашей газеты мог на нем «побывать», '«включаем» ре­ портаж. ...Каждому человеку присуще чувство чести. «Долг чести» — так мы теперь почти не говорим из ложной, может быть, скромности или аллергии к гром­ ким словам. Но это нравственное чувст­ во растет вместе с ростом нашей созна­ тельности. Долг чести сегодня — не карточное обязательстго былого богато, го бездельника, а гражданская ответст­ венность перед народом, потому что на каждого труженика разверстана своя «доля» государственного плана. Продук­ ция, которую он должен создать, уже заранее «мысленно пущена» на общест­ венный конвейер. Ты обеспечиваешь ра­ боту сотен, тысяч других людей, и от того, как ты сделаешь свою деталь или выполнишь операцию, зависит в конеч­ ном счете мировой вес твоей страны. Мы знаем — первые годы пятилетки, отягощенные многими обстоятельства­ ми, сбили намеченный ритм. Мы отстали от своих планов, задолжали пятилетке Отдать долг — святое дело. Но чтобы его отдать, надо поднапоячься. Сделать законом рост производительности тру­ да на один процент, снижение себестои­ мости на полгтроцента. И неужели это возместит упущенное? «Единица — вздор. Единица — ноль...». Но как вырастает весомость этой еди­ ницы в рамках всего общества! На рубеже лет всегда принято, чтобы лучше видеть перспективы, оглядывать­ ся, назад. Годы наше^СфАНЫ ггт .ступени пятилеток. Они «подкрепляют» друг друга. Если одному человеку трудно на­ верстать упущенное, коллективу, стране это сподручней. Только надо видеть, где нас на марше притормозили обстоя­ тельства, а где мы отстали по своей ви­ не. Только надо разобраться, в чем просчеты, коллективно подумать, за счет чего набрать нужное ускорение. Рост производительности труда В. И. Ленин ставил в центр экономической по­ литики партии, а социалистическую ини­ циативу и социалистическую состяза­ тельность считал неиссякаемым источ­ ником этого роста. Произрастает же эта творческая инициатива свободного наро­ да из высокой сознательности, порож­ денной ясными идеалами. Только народ- хозяин дорожит рабочей минутой, счи­ тает государственную копейку. И чем богаче становится наша страна, тем внушительнее арифметика минуты и ко­ пейки, которые пежат в основе роста производительности труда и снижения себестомости продукции. На первом же занятии по изучению материалов декабрьского Пленума ЦК КПСС Зинаида Христафьевна подчеркну­ ла: — Весома, товарищи, цена рабочей минуты. Но и цена минуты, выброшен­ ной на ветер из-за неорганизованности, чьей-то небрежности или безответствен­ ности тоже такоеа. А у нас такая уко­ ренилась практика: прогулы и простои мы считаем только днями или в лучшем случае — часами, не снисходя до мину­ ты. А она, минутка эта, как видите, зо­ лотая. Вот почему в тексте выступления Ю. В. Андропова на Пленуме особо под­ черкнуто «...мы обязаны обеспечить ус­ пешное выполнение плана». Именно обя­ заны, ибо честный труд на благо Ро­ дины — записанная в Конституции пер­ вейшая обязанность гражданина. И пер­ вейшее условие этого, подсказывает 1% ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ПО СТРАНЕ ЭТО 7 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ, ЭКОНОМИЯ ТРУДА ПРИМЕРНО I МИЛЛИОНА РАБОТНИКОВ '1 Можно произвести дополнительно по стране: электроэнергии 14,7 млрд. кило- ватт-часов, нефти 6,2 млн. тонн, угля 7,2 млн. тон:», минеральных удобрении 311.5 тыг. тонн. цемента 1,3 млн. тонн, тракторов 5,7 тыс., жилплощади 3,6 млн. кв. м, грузоперевозок 385 млрд. тонне- км, тканей 119 млн. кв. м, холодильников 55,4 тыс. шт., стиральных машнн 46 тыс. шт., легковых автомашин 13,2 тыс. телевизоров 88,5 тыс. шт. ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ПО ОБЛАСТИ НА I ПРОЦЕНТ Это более 60 миллионов рублей и сэкономит труд примерно 3500 тысяч рабочих в промышленности и 1700 — в сельском хозяйстве. За счет этого можно дополнительно произвести: товаров массового спроса и первой необходимости на 5 миллионов руб­ лей, бетонорастворосмесителей 84 шт., приборов, средств автоматизации и запчастей к ним на 330 тыс. рублей, растворомешалок 92 шт. стрелочных переводов 99 комплек­ тов, готового проката 10,6 тыс. тонн, стальных труб 4,5 тыс. тонн, крупных электрических машин 24 шт., телевизоров 2400 шт., магнитофонов 3700 шт„ радиоприемников 900 шт., мебели на 915 тыс. рублей, бельевого трикотажа на 180 тыс. рублей, головных уборов 3937 шт., посуды эмалированной на 40,2 тыс. рублей, товаров бытовой химии на 476,7 тыс. рублей, электроламп настольных 1125 шт., люстр и подвесов 2756 un, бра 1200 шт.. лакокрасок 85,5 тонны, игрушек на 122 тыс. рублей, курток утепленных 1750 шт., верхнего трикотажа для детей 29.700 шт., _ _ сорочек х/б 23.500 шт., костюмов х/б 3100 цгг„ пальто 2400 шт., посуды сортовой на 14,4 тыс. руб­ лей, кожаной обуви 40.000 пар, бельа постельного на 47,2 тыс. руб­ лей, или построить 39,4 тысячи кв. мет­ ров жилья, школу на 244 места, дет* скнй сад на 213 мест, поликлинику на 90 посещений, магазин площадью 460 кв. метров. Юрий Владимирович, четкая организа­ ция всей работы в центре и «а места*. РЕПЛИКА: Правильно! А мы иногда работаем в месяц три дня да три ночи... Женщины в поддержку зашумели: — Какая же может быть мобилизо­ ванность, когда неритмичность в работе стала почти ноомой. — Мы — сборщики, как нам подают детали, так мы и работаем. Зашиваются- то в механических цехах... — Ну, а от нас-то, девочки, — встала электромонтажница Оля Гришина,— раз­ ве уж так ничего и не зависит? Ну, если по совести... — Если по совести, — подхватила ее мысль мастер Надежда Васильевна Сте­ панова, то на эту самую «минуту» мы ведь смотрим свысока, ее высокомерно не считаем. А я вот в своей бригаде те­ перь стала считать. Завела такую тетра­ дочку. — Какую тетрадочку* — Что-то ты там на нас пишешь? — зашумели с мест. — Обыкновенную, школьную. И ре­ шаю в ней обыкновенные арифметиче­ ские задачки. Как у нас привыкли? С е ­ годня работы мало — ай, отпрошусь-ка пораньше. Постираю. А в конце месяца отработаю. Та;., девочки? — Та-а-к... — А день в конце месяца ы» рези­ новый. Так, девочки? — Ну... ' — Приходится остаться или в суббо­ ту поработать. — Куда же денешься... — Вот и отделу труда некуда де- ааться. Пишет вам сверхурочные... А многие и месячной носимы часов не вьюаботали... .Йживление. Реплики: «Так теперь зар­ плату экономить будете? Это ннкому не понравится!». «Ну, давайте теперь бес­ платно день и ночь работать». В спор вступает пропагандист: — А как же? Честный расчет между рабочим и предприятием. Вот, скажем, ты,— обратилась она к молодой мама­ ше,— четыре раза в первой половине месяца недоработала по 5 часов. Когда нужно — верни предприятию эти 20 часов. — Ну, и сколько же мы на этом вы­ гадаем? — Выгадать не выгадаем, но уже при частичном учете в цехе за прошлый год сэкономлено 3252 рубля. Если везде на­ ведем порядок в учете фактически от­ работанного времени, в год это позво­ лит улучшить наш экономический ба­ ланс примерно на 12 тысяч рублей. Стбит овчинка выделки? — Стоит! — Это смотря с какой точки зрения,— не унимаются спорщики. И тут в разговор вступает парторг це­ ха Екатерина Ильинична Юфа: — Правильно — рваческой или госу­ дарственной. Но ведь не урв&ть у свое го государства приходим мы на работу, а трудиться на него, ради общего бла­ га. Значит, не может у нас быть иной точки эреиия, кроме государственной. Так? Дружное: «Так!». Именно с этой точки зрения мы и вы­ рабатывали с вами социалистические обязательства цеха на 1984 год. Плано­ вый темп роста производства продукции у нас 109, а мы с вами, приняв призыв партии за конкретную задачу, за дело чести, задали себе дополнительное уско­ рение — 110,1 процента. А реальную базу под свои обязательства подвели загодя. Кое-какие узкие места начина­ ем «расшивать». — Какие это, например? Сколько лет одно и то же... — Я вам напомню,— встает Зинаида Христафьевна. — Одно — да не одно Действительно, нас и по сей день сдер­ живают механические цехи. Почему? Знаете сами: рабочих-станочников в ме­ ханических цехах еще не хватает. И по­ чему не хватает — тоже и вы, и я, и ру­ ководство завода знаем: условия труда там не те, что на сборке. Тяжелее. Хо­ лоднее. Грязнее. Да и зарабатывают меньше. И мы с вами, как и руководство завода, видим генеральный путь выхо­ да из этого положения: это — рекон­ струкция механических участков на ба­ зе новой техники с ориентацией на но­ вейшие технологии. Тогда соответствен­ но изменятся организация и оплата труда. Но мы с вами энаем и то, что завод наш начинался на базе кавалерийских конюшем, многое мы перестроили, ре- ОДНА МИНУТА В 1984 году только за одну мину­ ту будет производиться промышлен­ ной продукции примерно на 1,5 мил- пиона рублей, или: М тысячи тонн угля, 1,2 тысячи тонн нефти, 22,5 тысячи кв. метров тканей, 241 тонн цемента, 17 телевизоров, 9 стиральных машнн. конструировали. Только в этом году на­ мечена реконструкция 8 тысяч квадрат­ ных метров производственных площа­ дей. Ждем свой цеховой бытовой кор­ пус и мы, но ведь все сразу сделать нель~я. Но и сидеть сложа руки нельзя. Не по рабочему получается, когда станоч­ ники «зашиваются», мы сидим и ждем у моря погоды. Может, мы и дальше сидели бы и гадали, если бы не наш Юрий Харитонович, который, чтобы по­ мочь мехцеху, освоил потихоньку вто­ рую профессию — токаря. Теперь он в случае заминк* сам обеспечивает себя деталями. Действительно, почин или как еще на­ звать решение станочника Абрамовича получил поддереву и распространение. Сегодня в ' сборочном цехе второй профессией механического производст­ ва владеют уже 11 человек. В годовых социалистических обязательствах кол­ лектива цеха предусмотерно обучить необходимым навыкам механической обработки деталей еще около 20 чело­ век. Вопрос: За счет чего в основном воз­ можно в наших условиях повышение производительности труда? Ответ: Повышение производительно­ сти труда обратно пропорционально трудоемкости. Чем ниже трудоемкость операции, изделия, тем больше эконо­ мится живого или овеществленного тру­ да, тем он производительней. Это по­ нятно? Понятно! Значит, понятно и то, что снижение трудоемкости не только повышает про­ изводительность труда, но и снижает себестоимость продукции. Двойная вы­ года. Вот и получается, что, работая в этом направлении, мы будем решать и вторую задачу — добиваться снижения себестоимости продукции на полпроцен­ та против плановой. Дав продукции больше, лучшего качества, да еще и с меньшими затратами труда и средств, наш коллектив, как и все другие, помо­ жет заводу не только обеспечить без­ условное выполнение годового плана, но и использовать все возможности для его перевыполнения. Путь к достижению этого показателя нам может указать одна цифра: в 1 руб­ ле товарной продукции промышленно­ сти — 65 копеек материальных затрат. Сокращение издержек производства, то есть ас ямих материальных затрат, рабо­ чего времени — происходит почти по тем же параметрам, что и повышение производительности труда. К А К ИЗ МА Л О Г О СКЛАДЫВАЕТСЯ БОЛЬШОЕ Снижение себестоимости продукции на 0,5 процента позволит сэкономить в промышленности области примерно 27 — 28 миллионов рублей, в сельском хо­ зяйстве — 4,5 миллиона рублей. Основа для решения этой задачи, как уже говорилось, — снижение трудоем­ кости. В общей цифре предполагаемой экономии есть и реальный вклад наше­ го цеха — несколько десятков тысяч рублей. Более двух третей из них пада­ ет на этот резерв. Он же, этот резерв, складывается в основном из повыше­ ния технического уровня производства и лучшей организации труда, когда плохо работать невыгодно самому, и накладно — для коллектива. Теперь уже каждый из нас понимает, что производственная бригаде только формой самой органи­ зации людей улучшает все экономиче­ ские показатели А сегодня у нас в цехе в бригадах работает лишь 72 процента коллектива. Надо в нынешнем году эту цифру под­ нять до 90 процентов. Причем бригады эти надо усовершенствовать: укруп­ нить, сделать сквозными, комплексны­ ми, Это диктуется самой спецификой технологии. А что из этого получится, можно уже судить по бригаде Владими­ ра Ивановича Беликова, где трудятся не пять человек, как в других, а 20, Теперь посмотрим остальные слагае­ мые, позволившие каждому цеху впер­ вые за последние годы выполнить план по снижению трудоемкости, за счет че­ го мы получили экономию фонда зар­ платы в 7900 рублей и снизили на одну десятую процента себестоимость про­ дукции. Конечно, этому способствовало вы­ полнение плана оргмероприятий. Но я бы назвала в первую очередь человече­ ский фактор, рост сознательности, орга­ низованности, дисциплины коллектива. Казалось бы, малая цифра — цело- дневные простои сократились в цехе на 0,9 процента, а сэкономить это позволи­ ло 211 человеко-дней А знаете, как может’ отразиться на экономике наш здоровый микроклимат и высокий профессиональный и общеоб­ разовательный, идейно-политический уровень, если все мы уже поняли и на деле считаем бережливость и аккурат­ ность в работе необходимыми профес­ сиональными качествами. Все мы со средним образованием, считать умеем, а продукция наша дорогая. Брак обхо­ дится не в копеечку. В прошлый год мы потеряли на рекламациях 15 тысяч руб­ лей и 12 тысяч — на исправлении бра­ ка. Можем мы вовсе его не допускать? — Нет! — Правильно. Вообще это сложно. Чаще всего брак «закладывается» не у нас, а в начале технологической цепоч­ ки. Да и профессия сборщика требует того уровня мастерства, который прихо­ дит с опытом, а у нас в цехе каждый год — выпускники ПТУ, которых мы полгода «тянем» до выполнения нормы и средней зарплаты. Качество их рабо­ ты соответствующее. А если повысить роль наставников, чтобы каждый рядом с молодым был для него тем же, что для своих подопечных Нина Константи­ новна Попова или мастер Людмила Ива­ новна Бузамова? Учителем жизни и ма­ стерства. Вопрос: Вот этот «лишний» процент производительности — дополнительная продукция. А ведь не всякой продукции надо больше. А то наделают чего зря, угробят сырье, материалы, которых иногда и под план не хватает, а окажет­ ся — не нужно. Ни себе, ни людям. Ответ: Очень мудрый вопрос. Лишней продукции нам не надо. При дефиците рабочих рук делается упор на условное сокращение численности работающих. В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ За счет сверхпланового роста про­ изводительности труда и снижения себестоимости продукции объем ва­ ловой продукции сельского хозяйст­ ва области может возрасти пример­ но на 11 миллионов рублей. Дополнительно можно произвести зерна — 36 тысяч тонн, мяса — 2,1 тысячи тонн, молока — 11 тысяч тонн, шерсти — 38 тысяч тонн и много другой сельскохозяйст­ венной продукции. Если при неизменном фонде зарплаты добиться увеличения выработки на про­ цент к плану, то можно, скажем, только на нашем заводе сэкономить труд 600 рабочих. Задача коллектива нашего цеха — увеличить выпуск изделий. В натуре. На днях вместе с начальником цеха Юрием Васильевичем Мвтельским, ко­ торый сам пропагандист, со специа­ листами рассчитали конкретные цифры по каждому участку: сколько дополни­ тельных изделий будет выпущено, сколько сэкономлено на себестоимости и за Счет чего эти конкретные ч*фры можно получить. В сельском хозяйстве области плани­ руется условно высвободить около 1700 человек. Но так как они на исключены из трудового процесса, а «высвобождены» условно и успешно будут продолжать работать, то дадут дополнительной сель­ хозпродукции на миллионы рублей. Чтобы эти цифры не выглядели об- щими, возьмем один «средний» сель­ ский трудовой коллектив и его эконо­ мически« параметры. На наше «условное» открытое занятие мы пригласили пропагандисте школы коммунистического труда совхоза «От- радиенский» Куйбышевского района, председателя профкома хозяйства Ека­ терину Павловну Белик. Е. П. Белик: Хозяйство наше, дей­ ствительно, экономически среднее. Как в районе, так и в области. Работают у нас 565 человек: в основном в живот­ новодстве Хозяйство молочно-мясного направления, однако полеводством у нас тоже занимаются со вкусом, в не­ благоприятных условиях, а они по на­ шим почвам всегда неблагоприятные, все же среднеобластную урожайность даем. Проблем у иве много: надо бы иметь и материальную базу покрепче, и ра­ ботников помоложе, и дисциплину по- иадежнвй. И все же мы приняли зада­ ние партии как закон. Небольшая будет от нас сверхплановая прибавка, но бу­ дет. Это дополнительно — 400 центне­ ров зерна, 310 центнеров молока, 40 центнеров мяса, или дополнительной продукци на 20.930 рублей. Вопрос к Белик: Тут говорилось об условном высвобождении трудовых ре­ сурсов. Сколько человек высвободит вам этот самый дополнительный про­ цент. — Двоих — в полеводстве, семерых — в животноводстве. Это очень замет­ но в хозяйстве. Да, молоко, мясо, хлеб — продук­ ция, которая нужна каждому каждый день, как крыша над головой. Это на­ глядно. Ради этого стоит постараться. Все приведенные здесь цифры гово­ рят в конечном счете о снижении за­ трат на рубль созданной стоимости, то есть об увеличении выпуска продукции с наименьшими издержками. Нам нуж­ ны сегодня не просто большие объемы товарной продукции, а увеличение вы­ пуска необходимых вещей из тех же ресурсов, тем же количеством рабочих рук. Это и есть в чистом виде повыше­ ние эффективности производства и ка­ чества работы. А теперь давайте положим эти рас«- четы как памятку в работе на видное место, а для себя, в душе, определим главное: где бы ты ни работал, в народ­ ном хозяйстве каждый «боец» — на пе­ реднем крае. У каждого за плечами — Родина. Свято служить ей, быть чистым перед своей совестью, работать так, что­ бы каждый день мог сказать — «выло­ жился» полностью. В этом сегодня де­ гте чести, наш святой гражданский долг. Л. СЕМЕНОВА . 0,5 ПРОЦЕНТА снижения себестоимости продукции позволит сэкономить в промышлен­ ности области 27,7 миллиона рублей, в сельском хозяйстве 4,5 миллиона рублей. 1% повышения производительно, сти труда по стране — это 7 мил­ лиардов рублей, экономия труда 1 миллиона работников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2