Советская Сибирь, 1981, №138

ПАРТИЙНОЕ ПОРУЧЕНИЕ: ПРОПАГАНДИСТ В окно видно, как автопо­ грузчик, неся гром оздкий д и ­ зельн ы й двигатель, осторож ­ но в ъ е х а л в ворота моторно­ го цеха, а не прош ло и ми­ нуты — вы беж ал порож ня­ ком и покати л за угол. — Это В ладимир Ф ед ор о ­ вич уп р а в ля ет автопогрузчи­ ком: води тель за б олел, — п оясни ли мне. — Л ови те его, а то в кабинет свой мож ет наведаться не скоро. И так у него изо дня в день. Х о т я В. Ф . З елен ев р у­ ководит и не самым бойким участком — ремонтным, и не зд есь непосредственно реш а­ ется судьба план а стр ои тель­ н о-м он таж ны х работ, но за ­ бот у него хватает. Ведь каж ды й поступивший на уч а ­ сток бульдозер, экскаватор, автогрейдер надо бы стрее ввести в строй, своеврем ен­ н о восстановить п олож енное ч и сло двигателей, др уги х у з ­ ло в машин. А ещ е и непред­ виденны е рем онты надо де­ лать. И , когда кто-то и з рабо­ ч и х заболеет, н ач альн и к у участка приходится искать вы ход из полож ения. Н о при всех эти х х ло п о та х он всегда помнит, что два ра­ за в м есяц д олж ен провести занятия в ш к оле основ м арк­ сизм а-ленинизма. О пы т про­ пагандистский у В ладимира Ф едоровича н ем алы й — о к о ­ л о десяти ле т ведет он за н я ­ тия и оч ен ь добросовестно справляется с этим партий­ ным поручением . К каж дом у занятию готовится, как к первому. — П одход иш ь иной раз к групп е лю дей, — рассказыва­ ет Зеленев.— слы ш иш ь — .о наш и х «у з к и х » м естах гово­ рят. Встречаю тся такие, кто из частны х недостатков сра­ з у д елаю т общ ие выводы. Н о с удовлетворением зам еч а­ ешь, как грамотно и спокой­ но твой с луш а т ел ь р астолк о­ вывает в разговоре суть д ела товарищ ам по работе. Т ак , за последнее время зам етно п овы си лась общ ественная активность у зам еч ательн ого экскаваторщика. м олодого комм уни ста Геннадия Л аш и - на. П остоянная непримири­ м ость к недостаткам у к ом ­ мунистов со стаж ем — ма­ шиниста бульд озер а Л . П. Литвинова, мастера А . С. Сташ кевича и других. Э то тож е отчасти итог занятий в ш коле. П ри всей своей опы тности В ладим и р Ф едорович стара­ ется не пропусти ть ни один семинар при Ленинском рай­ ком е КПСС . П остоянно обра­ щ ается к произведениям классиков м ар кси зм а-лен и ­ низма. Недавно ещ е раз про­ ш тудировал работы В. И. Л е ­ нина «Д в е тактики соци ал- демократии в дем ократиче­ ской р еволю ции », «У р о к и м осковского восстания». Ч т о ­ бы сум еть ответить на лю бы е вопросы слуш а телей ш колы , он стремится бы ть в курсе всех собы тий в стране и за рубеж ом . Выписывает «П р а в ­ д у », сп ец и альн ую периодику по строительн ой технике, «С ов етск ую С и би р ь», «К о м ­ сом ольск ую правду», ж урн ал «А ги т а т о р », ещ е ряд изданий. Н о и это не все в его под­ готовительной работе. Перед каждым занятием пропаган­ дист продумывает, от какого ф акта в ж и зни управлени я м еханизации № 2 оттолк ­ н уться и повести беседу. С к а­ ж ем, когда и зуча ли V I (П р аж ск ую ) Всероссийскую конф еренцию Р С Д РП , ее ре­ ш ения и историческое зн ач е­ ние, он начал с сообщ ения о том, что работники УМ -2 побы вали по туристическим путевкам в Праге, в Л ен и н ­ ском м узее, затем предоста­ ви л слов о Г. Н. Л аш и н у и слесарю И . Д. В аж енину. Они интересно рассказали об экс­ позициях, отображ ающ их ис­ торическую конференцию , ее участников. Пропаганди­ сту оста лось т о льк о заост­ рить внимание слуш а телей на осн овны х реш ен иях кон­ ф еренции. В се слуш а тели ш к о лы ос­ нов м арксизма - ленини зм а активны я на за н яти ях, и в труде, и в общ ественной ж и з­ ни. Скаж ем , экскаваторщик В. А . А р б елев не раз вы хо­ ди л победителем в соц и али ­ стическом соревновании, ум ел о в озгла в ля ет группу народного контроля. П одоб­ ное можно сказать об экска­ ваторщике А . В. Камневе, ш оф ере А . А . Бабаеве и д р у­ гих. М ного среди слуш а телей рационализаторов, настав­ ников. Вот ветеран уп р а в ле­ ния, бригадир моторного ц е­ ха Н . К. Л аш и н (экскаватор­ щ и к Лаш ин — его сын). Он так организовал работу свое­ го н ебольш ого коллектива, что все в нем стали тр уди ть­ ся намного пр оизводитель­ нее. Недавно ц ех вселился в новое здание. Здесь в и д еа ль­ ном порядке испы тательны е стенды и рабочие места, ус­ пеш но исп ользую тся р азли ч ­ ны е приспособления, раз­ работанны е самими членами .бригады. Р авн яя сь на брига­ дира, отли чн о трудятся то­ к арь В. И. К ули к ов , слесарь Г. П. Дубовик, слеса р ь-м ото­ рист В. А . Бак. Н ем алая за слуга рабочих- коммунистов управлени я (а почти все они слуш а тели ш к олы основ м ар кси зм а-ле­ нини зм а) в том, что к о л ле к ­ тив уп равлени я м еханизации № 2 досрочно справился с заданием десятой пяти летки и 1980 года; соревнуясь в честь ф орум а партии, зада­ ние д в ух месяцев вы п олни л на 115 процентов, теп ерь ус­ пешно заканчивает п о л уго ­ дие. С луш а т ели ш к олы , где пропагандистом В. Ф . З ел е ­ нев, изучаю т сейчас д ок ум ен ­ ты X X V I съезда КПСС. В л а ­ димир Ф едорович на к аж ­ дом занятии старается об­ ратить внимание слуш а те­ ле й на задачи строителей: работать с высоким качест­ вом, и сп ользуя бригадный подряд. И. Ю Щ Е Н К О . Редактор многотиражной газеты «М еханизатор» треста «Строймеханиза- ция». НОВИНКИ МАГАЗИНА «ПОЛИТИЧЕСКАЯКНИГА» А. А. Петрухмм, Е. М. Чурилов. «Кебрачо* — значит стой­ кий ». М., Политиздат. 1981. В докум ентально-худож ественной повести ж урналистов м еж ­ дународников рассказы вается о жизни и бор ьбе первого секр е­ таря ЦК Парагвайской компартии Антонио Майданы и его боевых друзей-комм унистов А. В. Романов. «Коммунист в сфере искусства. Время. Люди. Книги». М.. Политиздат, 1981. Книга написана известным ж урналистом , главным редакто ром газеты «С оветская к ультур а ». На примерах творческой и общ ественной деятельности выдающихся советских художни- ков-коммунистов автор рассказы вает о высокой партийности их творчества, о комм унистической идейности советской худ о­ жественной интеллигенции. Правофланговые соревнования Кузнец—профессия творческая В Б Р И Г А Д У на тр ехтон ­ ный м олот, самый крупный в к узн ечн о­ термическом ц ех е «С и б сель - м аш а», приш ел новичок — К о л я Савины х. Р ослы й , крупны й парень, саж ень в п леч ах. О стальны е четы ре ч лен а бригады , в том чи сле и бригадир Иван И в а­ нович Ж уков, познако­ мившись с пареньком, вним ательно присмат­ ривались к новичку, оценивая его качества, среди которы х их не в последнюю очередь ин­ тересовали выдержка и выносливость. Сюда при ходи ло уж е нем ало таких ж е вот рослы х, здоровы х на вид ребят, но, поработав немного, уходи ли: не выдерж и­ вали нагрузки, жара раскаленны х добела огром ны х чуш ек м е­ талла. За многие годы у кузнец ов накопился определенный опы т в оцен­ ке способностей новичков. Если, допустим, поручили ем у вы тащ ить раскаленную болван ку из печи, то он д о л­ ж ен донести ее с пом ощ ью крана до наковальни, не ур о­ нив. Д ля этого нуж н а опре­ деленн ая сноровка, просто старание тут не поможет. Николаю Савины х брига­ дир и наставник Иван Ж ук ов как раз поручи л сегодня вы ­ таскивать из громадной печ­ ки нагреты е заготовки. Н и ­ колай с этой задачей спра­ вился, и на ли ц ах кузнецов пробеж ала улы бка. Все они, привыкшие понимать друг • друга без слов, увидели: к уз­ нец из парня получится Но д ля этого придется нем ало потрудиться, приобрести н уж ны е навыки в свободной ковке. С первы х ж е дней работы новичка Иван Иванович Ж у ­ ков взял над ним шефство. В перерывах м ежду ковкой (во время работы ничего объя с­ нить невозм ож но и з-за гро­ хота бойка) дели лся секрета­ ми мастерства. — Видишь, Николай, какая огромная заготовка — б о ль ­ ше 500 килограммов, ее л ю ­ бой чемпион мира по ш тан­ ге не перевернет. А мы во­ рочаем, да ты и сам со вре­ менем это будеш ь делать свободно. Главное здесь — улови ть момент, когда от удара бойка заготовка под­ скакивает, тут ты ее и под­ хватывай, и поворачивай, к у­ да захочеш ь. Запомни еще одно правило: ж елезо надо ковать, пока оно горячо. Ч у ть промеш кал — и потерял воз­ можность ковать, придется снова греть заготовку, а зн а­ чит, впустую пропало время. Т ак исподволь, незаметно набирался молодой рабочий опыта и мастерства от свое­ го наставника. Сейчас Ни- ( колай Савины х — полно- ' правный член бригады, стал ум елы м специалистом, сам о­ стоятельно выполняет многие виды поковок, по 5-му разря­ д у кует раскатные кольца. М ногом у научи л Ж ук ов своего подопечного. — Учти. Николай, если м е­ т а л л начал белеть, значит, готов к ковке, а чуть пере­ грееш ь — м еталл может по­ лопаться, пойдут трещины , а хромистая сталь Х12 — та и вовсе рассыплется в поро­ шок. Опы т в том и за к лю ­ чается, что кузнецу надо да­ ж е на гла з определить, какая температура в печи. Другим своим подшефным Иван Иванович передал не тольк о секреты кузнечного мастерства, но и сум ел их ув ­ л е ч ь поэтичностью свобод­ ной ковки. — Смотри, Юра, — говорил он прибывш ему в бригаду новичку Сойкову. — И з ме­ талла, как из пластилина, можно сделать все, что за х о ­ чешь. Р еш етк у красивую, ро­ зу, лю бое дерево изобразить. И все это возможно именно в свободной ковке. На прес­ се или штампе этого никогда не получиш ь. Глаза у Ю ры Сойнова заго­ рались, ем у казалось, что он уж е стал больш им мастером и его руками создаются це­ лы е города. украш енны е причудливыми узорами. Сей­ час он, действительно, стал мастером своего дела, и ем у по п леч у лю бое слож ное за ­ дание. Р.дохновленны е наставни­ ком и опытным кузнецом Иваном Ивановичем Ж ук о ­ вым, все ч лены бригады ж и­ вут дружно, одной семьей, дополняя друг друга чем-то своим, индивидуальным. Та­ риф Негомедзянов, напри­ мер, все делает в бригаде легко, непринужденно и обя­ зательн о с ш уткой и юмо­ ром. Машинист молота Евге­ ний Селезнев — самый начи­ танный, интересно рассказы­ в ает'о собы тиях в мире, св о­ бодно решает кроссворды. А все они составляю т дружный, спаянный коллектив. При подведении итогов со­ циалистического соревнова­ ния в честь X X V I съезда КПС С бригаде И. И. Ж укова бы ло присвоено звание побе­ дителя. И сейчас она не сни­ жает темпов, добивается вы ­ соких результатов в соревно­ вании за досрочное вы полне­ ние годового плана. В. КНЯЗЕВ. * * * Не снимке: И. И. Ж УКОВ . Ф ото автора. Н А У Ч Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К И Й П Р О Г Р Е С С - В Е Л Е Н И Е В Р Е М Е Н И ЛА ЗЕ РН А Я ФОТОХИМИЯ С оздание лазеров и интен­ сивное развитие в последнее десяти лети е лазерной тех н и ­ ки зн ачи тельн о расш ирило арсенал ф изи ческих мето­ дов, воздействующ их на хи ­ мические превращения. Н а ­ ряду с радиационной хи ­ мией, ф отохимией, плазм о- химией появилась и начала развиваться лазерн ая ф ото­ химия. П рименение лазеров со сверхкороткими и м п у ль ­ сами п озволи ло подойти к исследованию сверхбы стры х хим ически х процессов, д л я ­ щ и хся м иллиардны е и ме­ нее доли секунды и ранее прямым эксперим ентальным Исследованиям недоступных. Вы сокая плотность и з лу ч е ­ ния современны х им п ульс­ ны х лазеров дает возм ож ­ ность легк о осущ ествлять многоквантовы е процессы, то есть переводить атомы и мо­ ле к у лы в такие возбуж ден­ ны е состояния, энергия ко­ торы х в нескольк о раз б о ль ­ ше, чем энергия одного по­ глощ аем ого кванта. Еш е более заманчивы е для исследователя перспективы (открывает высокая м онохро­ матичность ла зерны х и злу ­ чений. Она позволяет избира­ тельн о переводить в возбуж ­ денное состояние лиш ь одну из б ли зк и х по своим свойст­ вам частиц и применять л а ­ зерны е излучения для с елек ­ тивного (и ли избирательного) проведения химических ре­ акций. в частности, для ф о­ тохими ческого разделения изотопов. И збирательн о воз­ буж денны е изотопны е м оле­ к улы м огут превращаться в новые химические соедине­ ния с гораздо больш ей скоро­ стью . чем невозбужденны е. В настоящ ее время подоб­ ны е исследования ведутся во многих зарубеж ны х и отече­ ственны х лабораториях. В том чи сле и в нашем И нсти­ туте химической кинетики и горения СО А Н ССС Р. Уж е опубликованы десятки науч­ ны х статей. Н екоторы е из изучаем ы х процессов сейчас находятся в стадии опы тно- промыш ленной проверки и в случ ае ее успеш ного завер­ шения м огут прийти на см е­ ну старым,, классическим ме­ тодам разделения изотопов. И зби рательн ое возбуж де­ ние — необходимое, но недо­ статочное услови е селек ти в ­ ности химической реакции. Есть много процессов, приво­ дящ и х к ее потере. П оэтом у необходим о знать, в какое из возм ож ны х возбуж денны х состояний лу чш е всего пере­ вести м олек улу с пом ош ью излучен и я лазера, каковы пути ее дальнейш его превра­ щ ения с какой скоростью она будет реагировать, какие условия надо выбрать, чтобы заставить процесс идти в нуж ном направлении Короче говоря, нуж ны детальны е знания физики и химии час­ тиц, находяш ихся в в озбуж ­ денном состоянии. Э то и со­ ставляет основное содерж а­ ние ф ун дам ен тальны х ис­ следований по лазерн ой ф о­ тохимии, проводимых в на­ шем институте. Т ак ая информация необ­ ходима не тольк о д ля управ­ лени я химическими реакци­ ями посредством ла зерны х излучений, но и для целого ряда других процессов. К ним относятся радиационно­ химические процессы, п лаз- мохимия, химия верхних слоев атмосф еры и'други е. Кром е разделения изото­ пов, перспективным при­ кладным направлением ис­ пользования ла зерны х и злу ­ чений является о сущ еств ле­ ние хим ически х превращ е­ ний в чисты х условиях. О чень часто химические ре­ акции идут с участием внут­ ренней поверхности реакто­ ра. В ы с о к и е мощности лазеров инфракрасного диа­ пазона позволяю т нагревать газ до высоких температур, оставляя стенки реактора х о ­ лодными. Х им ические реак­ ции в таких услови я х прово­ дятся более чисто. Это чрезвычайно важно для ря­ да производств, им еющ их де­ ло с вы сокочистыми вешест- вами, таких, как п олуп р о­ водниковая техника, микро­ электроника В. П А Н Ф И Л О В . Зав. лабораторией лазер­ ной фотохимии ИХКиГ С О АН СССР , доктор хими­ ческих наук. К X XV I съезду КПСС об­ ластная организация ВОИ Р объединяла почти 120 тысяч членов. Но за этой цифрой непо­ средственных авторов изобре­ тений и рационализаторских предложений только 51 тыся­ ча. В ряде отраслей промыш­ ленности нашей области (мест­ ной, легкой, пишевой, лесной, да и в некоторых ведуших) в техническом творчестве слабо участвуют рабочие основных профессий. Организации ВОИ Р должны позаботиться о создании школ, университетов, технического творчества, организации кур­ сов, семинаров, лекций. Боль­ шую роль могут сыграть шко­ лы коммунистического труда, в программах которых важней­ шее место должно занимать техническое творчество. Зна­ чительно больше в приобщении молодых рабочих к творческо­ му поиску могут сделать на­ ставники. Не менее актуальной пробле­ мой было и остается своевре­ менное и более полное исполь­ зование имеющихся изобрете­ ний. За прошедшую пятилетку было внедрено 3656 изобрете­ ний, что составило лишь около 30 процентов от числа имею­ щихся. Особые сложности возника­ ют при использовании изобре­ тений, которые содержат прин­ ципиально новые технические решения. Нередко случается так, что из-за трудностей вне­ дрения. годамц не осваиваются именно те изобретения, исполь- > зование которых могло бы дать большой экономический и со­ циальный эффект. Как, например, на большин­ стве наших предприятий орга­ низуется изобретательская деятельность? На основе пла­ нов новой техники, или, как мы их еще называем, планов орг- техмероприятий. А практика сложилась стандартная: планы эти обычно составляются в конце года, времени в обрез, круг специалистов ограничен, и работают они в спешке. В план подчас проникают мероприятия малоэффективные, но «верные» — в ущерб высокоэффектив­ ным, но рискованным. Далеко не всегда приводят обоснова­ ние затрат, источники финан­ сирования и материальных ре­ сурсов. Бывает и так, что выяв­ ленные позже директивного срока новшества в уже утвер­ жденный план не включают, а переносят на неопределенный срок. Это устаревшая, не отвечаю­ щая требованиям сегодняшне- К 40'летию начала Великой Отечественной войны ЧТО СКРЫВАЛОСЬ ЗАПЛАНАМИ «ОСТ» И «БАРБАРОССА» 22 июня 1941 года аооруженные силы фашистской Герма­ нии, вероломно нарушив советско-германский пакт о ненапа­ дении, заключенный в 1939 го ду, вторглись а пределы нашей страны. Фашисты намеревались уничтожить первое в мире социалистическое государство как главное препятствие на их пути к мировому господству, физически истребить и порабо­ тить советских лю дей. Великая Отечественная война советско­ го народа, продолжавшаяся без малого четыре года, не п о ­ зволила Гитлеру н его подручным осуществить их злодейские замыслы. После разгрома фашист­ ской Германии часть ее секрет­ ных документов попала в руки государств антигитлеровской коалиции. Сведения о тайных стратегических замыслах гер ­ манского империализма и его прозодников — нацистского руководства и верховного ко­ мандования вооруженными си­ лами, о путях и средствах их осуществления стали достоя­ нием широкой гласности. Стало известно, например, о том, что все агрессивные акты, совершенные Германией в пе­ риод с 1938 по 1941 годы, бы ­ ли не чем иным, как восходя­ щими ступенями к решающей схватке с Советским Союзом, от исхода которой зависела реализация всех других пла­ нов фашистов по созданию «тысячелетнего рейха» и за- воезанию мирового господст­ ва. Откровенно изложенные в секретных документах страте­ гические цели войны против СССР, меры по истреблению или порабощению народов многих государств, представ­ ления о будущ ем устройстве Европы и мира в целом свиде­ тельствуют о той страшной уча­ сти, которая была уготована человечеству. Д ля достижения своих целей лидеры фашистского рейха, проводившие в жизнь стрем ле­ ния заправил германских м о­ нополий, разработали различ­ ные планы, отличавшиеся ци­ ничной жестокостью и бесче­ ловечностью. Таким был и «Г е ­ неральный план «О ст » — план германизации и колонизации стран Восточной Европы, лик­ видации СССР как государства. Состазление этого плана бы­ ло поручено Гиммлеру задол­ го до нападения на Советский Союз. Основой плана явилась «новая территориальная поли­ тика», согласно которой б о ль­ шинство населения завоеван­ ных территорий подлежало уничтожению, а остальная часть — выселению или обра­ щению в рабство. В мае 1940 года отправные установки плана («Н екоторы е соображения об обращении с местным населением восточ­ ных областей ») были доложены Гитлеру. Гиммлер при этом вы­ разил уверенность в том, что в результате осуществления за­ планированных мероприятий будут целиком истреблены многие народы, в частности, поляки, украинцы и т. д. Гитле­ ру пришлись по душе эти «с о ­ ображения», и ой их не только одобрил, но и утвердил в ка­ честве директивы. Заблаговременно созданы были специальные команды и техника для массового истреб­ ления мирных жителей. Гер­ манским вооруженным силам и властям на оккупированных территориях предписывалось руководствоваться указаниями Гитлера: «Мы обязаны истреб­ лять население — это входит в нашу миссию охраны герман­ ского народа. Нам придется развить технику истребления населения... Если я посылаю цвет германской нации в пек­ ло войны, б ез малейшей жало­ сти проливая драгоценную не­ мецкую кровь, то, б ез сомне­ ния, я имею право уничто­ жить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви». «Генеральный план «О ст » пе­ рерабатывался и уточнялся в 1942 году в связи с подготов­ кой б о ле е широкой программы колонизации народов Европы. Подлинник этого плана обна­ ружить не удалось до сих пор. Однако в распоряжение Меж­ дународного военного трибу­ нала в Нюрнберге были пред­ ставлены «Замечания и пред­ ложения по «Генеральному пла­ ну «О ст» рейхсфюрера войск СС», подписанные 27 апреля 1942 года начальником отдела колонизации 1-го главноге по­ литического управления «в ос­ точного министерства». Этот документ не только дает воз­ можность составить представ­ ление о самом плане «О ст», но и позволяет узнать о тех д о ­ полнениях и изменениях, ко­ торые предлагалось внести в него уже в ходе войны против Советского Союза. Из документа видно, в част­ ности, что на польские, б ел о ­ русские, украинские и прибал­ тийские «освободившиеся» земли намечалось переселить 10 млн. немцев. Было здесь и дополнение, касающееся поли­ тики по отношению к русскому народу в целом. «Речь идет не только о разгроме государст­ ва с центром в Москве, — го­ ворилось в документе. — Д е ­ ло заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их». Тер­ ритории, населенные русски­ ми, предлагалось до заверше­ ния колонизации разделить на обособленны е районы во гла­ ве с немецкими генерал-губер­ наторами. Предусматривались различные меры по сокраще­ нию «биологической силы» русского и других славянских народов вплоть до введения массовой насильственной сте­ рилизации. Солдатам и офице­ рам вермахта вручались памят­ ки, в которых говорилось: «Убивай всякого русского, со­ ветского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или маль­ чик, — убивай...». И они так и действовали. Около 10 милли- го дня практика. На многих пе­ редовых предприятиях страны от нее отказались и ввели си­ стему непрерывного планирова­ ния внедрения новой техники. Лю бое предложение, направ­ ленное на совершенствование производства и признанное по­ лезным, включается в план в течение всего года. Вроде бы ничего необыкно­ венного. Но изюминка дела — в четком определении заданий Значительные резервы име­ ются у нас в дальнейшем со­ вершенствовании социалисти­ ческого соревнования, в пер­ вую очередь на основе личных обязательств. Принимая лич­ ные обязательства, новатор в большинстве случаев как бы соревнуется сам с собой, со своей совестью. Напряженные приняты обязательства или за­ ниженные, ведомо только ему; как правило, берут такие, что- ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОИСКА «Советская Сибирь» уже сообщала о том, что нашей обла­ сти было присуждено второе классное место во Всесоюзном со­ циалистическом соревновании за достижение высоких пока­ зателей в изобретательской и рационализаторской работе по итогам 1980 года и десятой пятилетки в целом. Еще более ответственные задачи стоят перед новаторами об­ ласти в одиннадцатой пятилетке. и системе контроля исполнения. Заводской службе, отделу, це­ ху задания даются на год не по количеству предложений или их конкретизации, а в сумме экономии в рублях или в нор- мо-часах. Такое же задание по­ лучают и отдельные специали­ сты, и выполнение этих зада- .ний считается служебной -обя­ занностью всех инженерно-тех­ нических работников. Ц елесо­ образно, чтобы количество, уровень и качество использова­ ния новых технических реше­ ний, и особенно изобретений, стали одним из основных кри­ териев при оценке не только самой новой техники и техноло­ гии, но и при оценке трудовой деятельности как коллективов в целом, так и отдельных его членов. Я привел этот пример ие только с целью показать наши недостатки в деле планирова­ ния творческой деятельности. Хочется обратить внимание и на то, что наша работа несов­ местима с рутиной, должна по­ стоянно искать новые формы, быстро реагировать на измене­ ния условий. Методы и формы нашей работы должны посто­ янно развиваться. бы наверняка выполнить. В свое время возникла иная фор­ ма — договор на соревнование. При этом новатор заключает договор на соревнование с то­ варищем по работе. Всем ясно, что эта форма более эффектив->, на, но внедряется она у нас пока еше слабо. В последние годы значитель­ но активнее стали работать наши телеконкурс «Прогресс», телевизионный клуб «И зобрета­ тель н рационализатор», боль­ ше материалов по техническо­ му творчеству появилось на страницах наших газет. Все эти средства пропаганды работали в основном на «глобальны е» проблемы изобретательства и рационализации. И это, конеч­ но, важнейшая наша задача. Но в то же время недопусти­ мо мало мы рассказываем о конкретных авторах, новато­ рах, изобретателях, рациона­ лизаторах, об их достижениях, опыте, методах творчества, пла­ нах на будущее, об их взаимо­ отношениях с хозяйственными руководителями и коллектива­ ми, где они работают. Тем, кто непосредственно связан с изобретательством и рационализацией, известно, что современный новатор — это человек высокой профессио­ нальной подготовки, с развитым чувством общественного долга. Он отдает обшеству гораздо больше, чем получает взамен. Не так давно во всех наших организациях прошли отчетно- выборные собрания и конфе­ ренции. Они показали, на­ сколько велика роль изобрета­ телей и рационализаторов в ус­ корении научно-технического прогресса, в решении вопросов интенсификации производства, создании новых высокопроизво­ дительных машин, новейших технологических процессов и материалов, как высок их твор­ ческий потенциал. В то же вре­ мя критические замечания, вы­ сказанные в ходе отчетов и выборов, показали, сколько много у нас еше ' неиспользо­ ванных возможностей. Вступив в одиннадцатую пя­ тилетку, изобретатели и рацио­ нализаторы области наметили для себя новые высокие рубе­ жи. За пять лет нам предстоит разработать и внедрить в про­ изводство не менее 250 тысяч рационализаторских предло­ жений и 4000 изобретений с общим экономическим эффек­ том 290 миллионов рублей. Обязательства предусматри­ вают значительно улучшить наши показатели по массовости участия трудящихся в техниче­ ском творчестве, повысить ко­ личество научных разработок, выполненных на уровне изобре-. тений, и процент их и сп ользо­ вания, эффективность техничен ского творчества в сельском хо­ зяйстве. Только в нынешнем году за счет внедрения разра­ боток, направленных на сокра­ щение ручных, физически тяже­ лых и вредных работ, необхо­ димо высвободить не менее 1350 человек. Воодушевленные историче­ скими решениями X XV I съезда КПСС, изобретатели и рацио­ нализаторы вместе со всеми трудящимися области напря­ женно трудятся сегодня над воплощением в жизнь програм­ мы коммунистического строи­ тельства, намеченной партий­ ным съездом. Опыт десятой пя­ тилетки является прочной осно­ вой наших творческих успехов. А. ЛЕПЕШ КИН. Председатель областного совета ВОИР. онов советских граждан было расстреляно, повешено, заму­ чено в гестапо и концентра­ ционных лагерях. История не зн'ала б о ле е ди­ ких преступлений, чем те, ко­ торые совершили фашисты, прокладывая себе дорогу к осуществлению своих захват­ нических целей. В девяти ты­ сячах концентрационных ла­ герей, тюрем, гетто и лагерей принудительных работ — этих центрах фашистской «индуст­ рии смерти» — были варвар­ ски истреблены миллионы граждан СССР, Польши, Фран­ ции, Югославии, Чехословакии, Голландии, Бельгии и других государств. Фашисты грабили оккупированные страны и на­ роды, уничтожали их нацио­ нальные и культурные ценно­ сти, огнем и ж елезом насажда­ ли свой «новый порядок». Таков был «Генеральный план «О ст» в действии. В секретных планах герман­ ских империалистов по завое­ ванию мирового господства центральное место занимал план агрессивной войны про­ тив СССР, получивший кодовое наименование «Барбаросса» (принят в декабре 1940 года). В ходе первого периода вто­ рой мировой войны Германия по-разбойничьи захватила Польшу, Данию, Бельгию, Люк­ сембург, Голландию, Францию, Норвегию, Югославию и Гре­ цию, включила в свои границы ряд оккупированных террито­ рий (области Познань, Лодзь, Тешин, Верхнюю Силезию, По- Горе. Фото Д. Бальтермамца. Фотохроника ТАСС. меранию и некоторые другие). В захваченных странах был ус­ тановлен фашистский «новый порядок». И все же полное покорение народов Европы, а затем и все­ го мира нацисты не мыслили без решения основной задачи — разгрома СССР как главно­ го препятствия на пути своих захватнических устремлений. Поэтому от исхода войны про­ тив Советского Союза зависе­ ло существование не только народов нашей страны, но и народов всей остальной Евро­ пы и других континентов. План «Барбаросса» преду­ сматривал «нанести пораже­ ние Советской России в быст­ ротечной кампании ещ е д о то­ го, как будет закончена война против Англии». В его основе лежала идея войны на уничто­ жение с неограниченным при­ менением самых жестоких, бесчеловечных методов воору­ женного насилия. Следует сказать, что гитле­ ровские главари, находясь на­ кануне войны против СССР на вершине своих легких побед на Западе и рассчитывая м ол­ ниеносно разгромить нашу страну, намеревались в даль­ нейшем захватить английские колониальные владения и не­ которые независимые страны в Африке, на Ближнем и Сред­ нем Востоке, вторгнуться на Британские острова, перене­ сти фронт вооруженной борь­ бы в Америку. Фашистские стратеги хотели уже с осени 1941 года приступить к завое­ ванию Ирана, Ирака, Египта, а затем и Индии, где была наме­ чена встреча с японскими вой­ сками. О б этом свидетельству­ ет, в частности, директива вер­ ховного командозания гер­ манских вооруженных сил № 32 от 11 июня 1941 года «Подготовка к периоду после осуществления плана «Барба­ росса». Такова историческая прав­ да. Советский Союз не хотел войны, но, когда она б^ ла ему навязана, он явился той глав­ ной силой, которая преградила путь германскому фашизму к мировому господству. Он вы­ нес на своих плечах основную тяжесть войны. Выдержав са­ мые суровые испытания, его Вооруженные Силы разгроми­ ли германскую армию, которая в то время являлась сильней­ шей в капиталистическом ми­ ре. Победа СССР положила ко­ нец варварским замыслам фа­ шистов, избавила народы от тяжелой судьбы, уготованной им германским империализ­ мом. Е. ЕЛИСЕЕВ. Полковник, кандидат исто­ рических наук. (А П Н ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2