Сибирские огни, № 12, 2021
185 валерий копнинов ВПЕРЕД, К КЛАССИКЕ! и самодисциплине. Самое важное, что в таких вот «усидчивых и трудолю- бивых» напрочь отсутствуют гонор и тщеславие, свойственные живописцам. Иначе как воспринять величие окружающего мира? Только через при- знание себя малой его частью! Иначе как перелить реалистическое пространство в пространство худо- жественное? Объективно существующее в субъективно созданное? Только признав реалистическое пространство субъектом и вступив с ним на этих основаниях в диалог. «Природа сама содержит внутренние сюжеты, — убеждена Наталья, — такие, что диву даешься. Художники, которые приезжают сюда из Москвы, Санкт-Петербурга, — они не знают, как писать Алтай. У нас тут такие про- сторы гигантские! А им надо — домик, березка, речка бежит, все уютно... А здесь такие масштабы! Один из приезжих художников сказал: “У вас тут пейзажей нет. Тут сплошные панорамы!”» Вот, к примеру, одна из картин Натальи Акимовой — «Дом матери В. М. Шукшина», написанная на пленэре в Сростках в 2018 году. Каза- лось бы, зачем художнику так издалека подходить к образу нашего велико- го земляка, известного писателя и кинематографиста Василия Макаровича Шукшина? Не проще ли взяться за портрет самого Шукшина? Наверное, проще. Но Наталья Акимова, изобразив небольшой беленый домик с го- лубыми наличниками, крепко стоящий на земле (хотя так и подмывает на- писать «земля» с большой буквы, подразумевая планету), смогла передать все величие нашей памяти о Василии Макаровиче. Памяти о нем не как о монументе или биографической статье в энциклопедии, а как о человеке — сыне своей матери, сыне родной земли… А вот про алтайского писателя Анатолия Кирилина Наталья рассказала именно с помощью портрета. «Как обычно возникает желание написать чей-нибудь портрет? — при- открывает дверь в свою творческую кухню Наталья Акимова. — Обща- ешься с человеком: что-то зацепило интересное, почувствовался характер, и захотелось нарисовать…Вот, к примеру, с Анатолием Владимировичем Ки- рилиным мы один раз ездили в Чарышское — приезжал Иван Федорович Жданов, а у меня есть машина, и меня попросили свозить поэта и его друзей на родину к Жданову. И такой вот компанией: Жданов, Кирилин, Лариса Вигандт и я — мы поехали. В дороге общались, разговаривали — я позна- комилась с Кирилиным уже по пути. Так и возникла идея написать портрет Анатолия Владимировича… Я смотрю на человека и сразу вижу, как бы я его нарисовала, — образ складывается быстро. Меня еще в училище хвали- ли, что я характер сразу схватываю». Портрет написан в 2020 году специально к выставке, посвященной Бар- наулу. Писатель изображен за рабочим столом, но и в этой скупо-деловой обстановке угадывается сложный мир, даже не мир, а миры — внутренний, писателя и человека Анатолия Кирилина, и внешний — мир, познаваемый писателем в своих трудах. И в этом подтексте нет художнического позерства или пафосной образности, что тоже важно для характеристики Кирилина в заявленном соотношении миров — художественного и реального.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2