Сибирские огни, № 12, 2021
184 валерий копнинов ВПЕРЕД, К КЛАССИКЕ! мамой телевизор (в начале семидесятых годов агрегат, еще способный удив- лять и не каждой семье доступный). И первые шаги в живописи Наталья сделала как «баталист» — рисовала «войнушку» на тему увиденных по теле- визору фильмов. Все это осталось в памяти: листочки в клеточку, цветные карандаши, русские, немцы, стреляют… А потом, как пишут в романах, счастливый случай привел Наташу в дет- скую художественную школу. Хотя в отношении Натальи Акимовой это был все-таки не просто случай, это была судьба. И то, что она попала в класс известного на весь Алтайский край педагога, энтузиаста, беззаветно любив- шего детей, всю жизнь посвятившего творчеству и преподаванию, Ивана Ивановича Самозванцева — тоже судьба. «Иван Иванович Самозванцев, — вспоминала Наталья Акимова, — просто заразил нас творчеством, усидчивостью. Хотя я и так была усид- чивая, старательная девочка... Иван Иванович нам все это преподносил в игровой форме — все равно же мы дети, двенадцать, тринадцать лет. Он нам ставил на пластинке какую-нибудь сказку, мы слушали, он анализи- ровал, как и что, какие моменты мы можем изобразить, и мы потом рисова- ли. Так же он нам ставил просто музыкальные произведения… Он, сочетая разное искусство, развивал в нас фантазию и воображение, закладывал ин- терес к миру живописи. Это важно для становления — кто твой педагог. Ког- да я уже сама начала преподавать (Наталья Акимова в течение двенадцати лет проработала в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ, а затем пре- подавала рисунок и живопись на кафедре дизайна и архитектуры Алтайского государственного института культуры. — В. К. ), поняла: видно сразу, учился человек у специалиста или так, шаляй-валяй, особо не вникая. Приходилось переучивать грамоте — элементарно карандаш не умели держать правильно, пропорции выстраивать, анализ формы в рисунке отсутствовал… От педа- гога очень многое зависит — что он заложил в ученика». От педагога, безусловно, зависит многое. Недаром, когда Наталья учи- лась в художественной школе, она бежала туда как на крыльях, для нее «ху- дожка» была первым делом среди прочих дел. «Еще в “художке”, —рассказывалаНаталья, —я поняла, что живопись— это мое, что именно этим я хочу заниматься. Иван Иванович рассказы- вал о разных художниках, он приносил большие альбомы с картинами вы- дающихся мастеров. Листал, показывал и рассказывал. Все анализировал. И о женщинах-художниках… И я подумала, что тоже хочу стать художни- ком — они же, эти женщины, смогли». В дальнейшем, всем сердцем ощутив призвание, Наталья уже осознанно училась выбранной профессии — сначала в Новоалтайском художественном училище на курсе Ильбека Сунагатовича Хайрулинова, а затем в Краснояр- ском художественном институте им. В. И. Сурикова под руководством Ана- толия Марковича Знака. И так сложилось (видимо, опять судьба!), что Наталья Акимова вы- росла в художника, приверженного классической живописи в трех ее ипоста- сях — пейзаже, портрете, натюрморте. Это логичный путь развития для усидчивой, трудолюбивой девочки, и дело не только в том, что еще в «ху- дожке» в характере Акимовой проявилась способность к самоорганизации
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2