Сибирские огни, № 12, 2021
179 ЕЛЕНА ЕЛИНА «На холсте совершается таинство»: о двух книгах Светланы Кековой культуры в самом высоком смысле этого понятия, Кекова во многих стихах откликается на имена любимых авторов, их слова или строки. То Ахматова здесь мелькнет, то Тарковский, то Набоков, то Гоголь, то Пушкин, то Ме- режковский, то Волошин, то Блок, то Мандельштам… Однако в отличие от многих филологов, выбравших для себя поэтиче- скую стезю, Светлана Васильевна никогда и нигде свою филологичность на- меренно не демонстрирует. «Чужое слово» в ее текстах становится их при- родной сутью, врастает в строку, принося в стихотворение легкий отголосок известного, будит, но не будоражит читательскую память. Если мы встреча- емся здесь с примерами поэтического переосмысления, то никогда не паро- дийного, а всегда точного и уместного. Столь же органично поэзия Светланы Кековой впитывает в себя библей- ские сюжеты, известные всем высказывания из Нового и Ветхого Заветов. Нередки в этих случаях примеры «обратного» пути, проделанного устойчи- вым выражением или библейским персонажем: «и в раю — Мария Магда- лина / с ниткою простых янтарных бус». Однако это ни в коем случае не снижение образа, его переход с бытийного уровня к бытовому. Напротив, такие смелые введения библейского персонажа в контекст обыденного позво- ляют осознать и понять далекое как близкое, неведомое, книжное принять как свое, родное. Вот такое сближение общечеловеческого и частного — еще одна мета нового поэтического этапа в творчестве Кековой: Раздался гром, ударил в землю посох, из раны земляной забил родник. По мостику из полусгнивших досок меня туда доставит проводник. Покажет мне струящуюся воду, похожую на детские стихи, и скажет мне и моему народу: «Тебе твои прощаются грехи!» Стихи новых сборников населены родственниками и знакомыми автора, и все они, с их историями и биографиями, с их нелегкими судьбами и твер- дыми нравственными принципами, столь же значимы, так же пишут исто- рию государства Российского, как исторические или литературные герои, как величайшие библейские персонажи. Эта глубокая убежденность поэта в равноценности, равновеликости и важности всех, кто стал ее плотью и кро- вью, кому она наследует и чье мировоззрение ей особенно близко, — одно из важнейших поэтических открытий Светланы Кековой. Герои русской истории и библейские герои оказываются очень близки и родственны (через автора) тем, кто прошел Великую Отечественную или не вернулся с нее. Поэтическое слово о войне тоже открывает новые гра- ни таланта Кековой. Словно продолжая трагическую стилистику «Я убит подо Ржевом…», она пишет: «Я была солдатом лихой войны…» Эта при- частность к давним событиям, память о которых не заживает, превращает- ся в лейтмотив (раздел «По принципу дальнего боя»). Лирическая героиня стихотворения, как Ярославна, готовая полететь «зегзицею по Дунаеви»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2