Сибирские огни, № 12, 2021

* * * История коллективного романа — это не только советские «Большие по- жары». В 1931 году члены лондонского Детективного клуба во главе с Агатой Кристи решили создать роман-буриме «Последнее плавание адмирала». В его основе лежали два главных правила: первое — каждая глава должна иметь однозначную концовку, а автор должен быть в состоянии адекватно объяснить свои сюжетные повороты, второе — писатель не имеет права от- кидывать героев и сюжетные линии, введенные предшественниками. При- менение подобных правил при написании «Войны и мира в отдельно взятой школе» лишило бы авторов возможности захламлять сюжет ненужными церквями, подводными источниками и суперсилами. О некоей форме похожего проекта ранее мечтал в своем предисловии к переизданию «Больших пожаров» Дмитрий Быков: «Завязку, естественно, попросить у Пелевина. Петрушевская наделит всех героев геморроем, ко- литом и беременными пятнадцатилетними дочерьми с огромными глазами и пересохшими губами… Алексей Иванов перенес бы действие в Пермь и густо разбавил местной лексикой, Захар Прилепин отправил бы героев на баррикады… а Токарева в конце всех их переженила бы к общему удоволь- ствию». Несмотря на явный сарказм, эти авторы все же куда больше под- ходят на роль лидеров современной литературы... У коллективного романа, мне кажется, есть два спасительных пути: или «звездный» состав авторов, или писатели одного направления, работающие в тандеме. У последнего варианта есть известные зарубежные примеры, осо- бенно в детской литературе — созданная авторским коллективом под псев- донимом Эрин Хантер серия книг «Коты-воители», о популярности которых говорит размер серии — более двадцати книг. Однако это история скорее о маркетинге, нежели о литературе. Первый подход более художественен, он подразумевает помощь читате- лю в знакомстве с современными лицами нашей литературы, но возникает вопрос: каких писателей считать «звездными»? Сейчас список Дмитрия Быкова можно было бы слегка подкорректиро- вать, включив туда Евгения Водолазкина, Алексея Варламова, Гузель Яхи- ну, Яну Вагнер, которые, независимо от различных мнений, все-таки явля- ются наиболее обсуждаемыми и читаемыми авторами на сегодняшний день. В любом случае подобные опыты должны проходить только под стро- гим контролем создателей проекта и с соблюдением разработанного плана в работе самих авторов. Такой подход исключает высокую художественность общего текста, соответственно, цель проекта — не совершенствование жанра коллективного романа, а просто знакомство читателя с отдельными авторами, помещенными для удобства в одинаковые условия и ограниченными единым сюжетом. При этом в отличие от сборников рассказов в романе-буриме со- храняется сюжетная интрига, поэтому сама идея воплощения литературного сериала в жизнь по-прежнему остается перспективной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2