Сибирские огни, № 12, 2021

151 МИХАИЛ ХЛЕБНИКОВ «СИБИРСКИЕ ОГНИ»: «НАСТОЯЩЕЕ», БУДУЩЕЕ И ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ уравновешивалась их второй функцией. Она сводилась к выяснению чисто- ты идеологической позиции «внутри рядов». Натренированные выступле- ниями с отчетами, докладами, обзорами, вожди пролетарской литературы обрушивались с критикой друг на друга. В этом отношении «пролетарские писатели» отзеркаливали разборки между большевистскими вождями. Пришло время назвать наших персонажей. Илья Вардин (Илларион Виссарионович Мгеладзе) обладал дореволюционным партийным стажем, пришел в литературу со средних партийных должностей. Г. Лелевич (Лабо- ри Гилелевич Калмансон) был потомственным «пролетарским поэтом». Его отец еще в 1907 г. выпустил сборник «Песни босяка». Отца сын печатал в журнале «На посту» под привычно босяцким псевдонимом Перекати-Поле. Нас же более других интересует фигура Семена Абрамовича Родова. Он родился на юге России в 1893 г. в семье служащего. В 1911 г. уехал в Италию, проучился два года в Неаполитанском университете на политех- ническом факультете. По возвращении на родину отучился два семестра в Психоневрологическом институте, после чего поступил в Московский по- литехнический институт. Начинал как поэт. С 1918 по 1924 г. издал восемь сборников поэзии. В стихах классовое начало проявляло себя своеобразно. Вот примеры лирики из сборника «Мой сев»: Я встал пред нею на колени Впервые — юноша победный. Я жаждал радости смирений — Печальный мальчик, мальчик бледный. Другие примеры указывали на то, что «мальчик бледный» был хорошо знаком с поэзией Ахматовой: Молитвы смутные слова, Полузабыв, я бормотала, И четки скользкая рука Замедленно перебирала. Уйдя из поэзии, Родов нашел себя в пролетарской литературе. Даже кол- леги по пролетарскому искусству отмечали склонность Родова к интригам и скандалам. В. Сутырин писал о нем в 1930 г.: «Потрясающий схематизм мышления, не сравнимое ни с чем доктринерство, колоссальнейшее упрям- ство, необыкновеннейшая способность все большое сводить к малому и глу- бокое — к мелкому, нестерпимая ура-классовость». Знакомство с «крити- кой» Родова подтверждает верность характеристики. Вот его статья «Новые задачи и новые опасности» в номере 3-4 журнала «Октябрь» за 1925 г. В ней молодой критик разбирается с позицией Н. Осинского, который слиш- ком мягок к непролетарской литературе: «Три года тому назад т. Осинский имел вполне определенные литературные взгляды. Он имел мужество выска- зать их на страницах “Правды”, а мы имели счастье быть осведомленными о них. Тов. Осинский был твердо убежден, что Анна Ахматова — лучший поэт». Как понимаем, четки из «скользких рук» автора выпали навсегда. Родов обрушивается на оппонента за мнение о необходимости попутчиков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2