Сибирские огни, № 12, 2021

150 МИХАИЛ ХЛЕБНИКОВ «СИБИРСКИЕ ОГНИ»: «НАСТОЯЩЕЕ», БУДУЩЕЕ И ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ — Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Сам себе ответил: — Некого. И, потирая руки, засмеялся, довольный». Претендуя на создание «нового общества», справившись, по крайней мере, с разрушением «старого», литературно «вождь всемирной пролетар- ской революции» сохранил родимые пятна «проклятого прошлого». Из это- го органично вытекает неприятие Лениным поэзии Маяковского. Тот же Горький свидетельствует об этом: «К Маяковскому относился недоверчиво и даже раздраженно: — Кричит, выдумывает какие-то кривые слова, и все у него не то, по- моему, — не то и мало понятно. Рассыпано все, трудно читать». Следует отдать должное гимназическим преподавателям словесности, которые сумели оказать столь благотворное воздействие на сознание своего ученика, в отличие от преподавателей истории. Эстетический консерватизм большей части старой партийной гвардии вступал в конфликт со взглядами ультрареволюционного молодого поколе- ния. Спустя почти сто лет внешне нелегко разобраться с пестрым разноо- бразием различных групп, ассоциаций, писательский объединений того вре- мени: ВАПП, МАПП, РАПП, «Перевал», «Кузница», ЛЕФ, ЛЦК... Но если продолжить аналогию, предложенную выше, то всю сумятицу и неразборчивость писательских позиций можно свести к двум установкам: желание «обнулить» классово реакционную литературу прошлого и желание сохранить связь с русской классикой. Наиболее отчетливо взгляды послед- них отстаивала группа «Перевал». В нее входили как сохранившие непосред- ственно личный контакт с дореволюционной Россией авторы (М. Пришвин, Г. Глинка), так и представители нового поколения (И. Катаев, Д. Кедрин, С. Малашкин), чувствовавшие необходимость хотя бы какой-то преемствен- ности. Именно с «Перевалом» идейно была связана редакция «Сибирских огней». Валериан Правдухин, один из создателей журнала, был членом объ- единения. Переехав в 1923 г. в Москву вместе с женой Лидией Сейфул- линой, он продолжал поддерживать тесные связи с сибирскими друзьями и коллегами. Он автор предисловия к повести Зазубрина «Щепка», кото- рую не сумели напечатать даже в относительно свободные двадцатые годы. Слишком жестко и страшно изображен в ней красный террор. Сторонники полного обнуления, желавшие начать советскую литературу с «белого листа», группировались вокруг МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей). Отмечу, что последнее объединение, хотя и носило громкое на- звание, проигрывало по аппаратным возможностям столичной ассоциации. В известной мере ВАПП была «пустышкой», позволявшей числить за со- бой несколько портфелей для солидности. Кроме того, обнуляторам «при- надлежали» журналы «Молодая гвардия», «Октябрь», «На посту». Ли- тературную деятельность «пролетарские писатели» понимали прежде всего как борьбу с «самодержавным прошлым» и администрирование. Первая сводилась, по свидетельству Булгакова, к стремлению «рвать на Пушкине в клочья белые штаны». Разрушительная деятельность в известной мере

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2