Сибирские огни, № 12, 2021
137 АЛЕКСАНДР ШЕКШЕЕВ Маут для русских. Восстание на Таймыре Солянский кочевой совет, заявили: «Мы не хотим советов. Долой сове- ты». Нганасаны же потребовали подчинить национальные советы местным князьям. При перевыборах на территории Лантакайского совета избиратели не приняли в наказе пункт об осуществлении коллективизации. Направленная прежде всего против «кулаков», она ударяла и по маломощным оленеводам, которые, согласно вековым обычаям тундры, ютились вокруг «эксплуатато- ров» и за счет этого выживали. Лица, недовольные переменами в своей жиз- ни, связывали их с появлением пришлого населения. Поэтому, например, в Хатангском районе они даже запретили жителям разговаривать с русскими. Вслед за этими событиями начала разгораться борьба против советской власти. Сохранившиеся «кулаки» провели усиленную кампанию против заго- товок пушнины. В апреле 1931 года население Таймырского родового совета решило не платить так называемый «культурный» налог и не выполнять за- готовку пушнины, а затем ушло в тундру. Отказавшись от участия в работе окружного съезда советов, местный совет выдвинул перед властями требова- ние не трогать «кулаков» и освободить жителей от ряда повинностей. Став- шее известным, такое его поведение вызвало поддержку у населения округа. Оно выражалось в срыве собраний, проводившихся приезжими предста- вителями власти, в отказе населения сотрудничать с экспедицией краевого земельного управления, с закупщиками оленей и в агитации о ненужности советов 5 . Причины протестного поведения коренных жителей кроются в предыду- щих событиях и накапливались еще с «раскулачивания». Осмелевшие пред- ставители советской власти для выявления «кулаков» создавали комиссии из своих родственников, которые по их указанию составляли списки «ли- шенцев». Остальные «туземцы», напуганные и лишенные имущества, на- сильно записывались в колхозы и ВКП(б). Определяя объемы заготовок без экономического обоснования, власти запугивали лиц, не выполнивших задание, лишением избирательных прав, торговым бойкотом и штрафами. Причем многочисленные, а зачастую и непонятные коренным жителям задания исходили не только от советских органов, но и от всех учрежде- ний, имевших в тундре своих представителей. Полагая, что действия «во- оруженных и грубых» пришельцев определены центром, коренные жители терпели это насилие. Но случаи арестов «кулаков» становились все более частыми. Ситуация обострилась, когда утвержденный 2 марта 1931 года оргко- митет Восточно-Сибирского краевого исполкома, рассмотрев 9 ноября того же года вопрос «О состоянии коллективизации в Таймырском национальном округе», дал установку на искусственное ускорение ее темпов. Составной частью коллективизации являлись поголовное обобществление оленей, мел- кого скота и инвентаря, изъятие у «кулаков» «культурного сбора», самооб- ложения, которые по своим размерам превышали экономическую мощь их хозяйств. 5 Увачан В. Н. Путь народов Севера к социализму. С. 192—194; Рубителев В. В. Причины вос- стания в Авамо-Хатангской тундре в 1932 году // Енисейская Сибирь в истории России (к 400-летию г. Енисейска). Красноярск, 2019. С. 282—283.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2