Сибирские огни, № 12, 2021
134 АЛЕКСАНДР ШЕКШЕЕВ Маут для русских. Восстание на Таймыре Другим участником событий был Степан Александрович Баранкин — молодой человек, русский по национальности, выходец из семьи енисейского торговца. Получив среднее образование, располагая опытом работы в ко- операции и в совершенстве зная долганский язык, он служил заведующим факторией в Авамском районе Таймырского округа. Наконец, еще один участник — Михаил Николаевич Шорохов. Рож- денный в 1904 году в семье красноярского рабочего, он в молодости со- стоял в ЧОНе и гонялся за бандами, в 1925 году стал чекистом и сотруд- ником Красноярского окружного отдела ОГПУ, а в 1926 году был принят в ВКП(б). После окончания московских годичных курсов при Высшей по- граничной школе ОГПУ Шорохов служил уполномоченным и начальни- ком Игаркского городского отделения, откуда был переведен руководить Черемховским УНКВД Иркутской области. Подвергшись репрессиям и даже пыткам, этот человек, реабилитировавшись, продолжил служить со- трудником УКГБ того же региона. Награжденный орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, Шорохов ушел на заслуженный от- дых в звании полковника и скончался в 1998 году. Переход к коллективизации. «1917 год в тундре» Появление при советской власти в Туруханском крае множества торговых организаций не было уж столь положительным для хозяйственной жизни ко- ренных жителей. Торговля процветала здесь в погоне, как свидетельствова- ли очевидцы, за «беличьими хвостами и туземцами». Предлагая безделуш- ки, торговцы обменивали их на шкурки добытой местными охотниками белки и, организуя кредит, закабаляли северян. Спасаясь от взыскивания долгов, «туземцы» были вынуждены перекочевывать, а представители хозяйствен- ных органов — буквально вести на них «охоту». К 1930-м годам возможности для выживания населения Туруханского края, на территории которого находились четыре «туземных» районных ис- полкома, объединявших до сорока родовых советов и четыреста восемьдесят национальных сельсоветов, резко ухудшились. В 1929 году на Таймыре не стало белки, добыча которой являлась одним из основных промыслов населения, а падеж оленей из-за чесотки стал ката- строфическим. Народное образование и здравоохранение находились в зачаточном состоянии. «Тундра темная, и не надо учить» — таковым являлось общее мнение коренного населения и местных советских чиновников. Лечение осу- ществляли шаманы, порой в уплату за камлание забиравшие у населения последние пожитки. Торговля находилась в руках русских «купцов», завоз- ивших в тундру, например, компот, пряники, шоколад и дорогие ружья, в которых беднота не нуждалась или которые не могла приобрести. В то же время, как говорилось в более позднем отчете партийной комиссии, работа Туруханского районного исполкома (РИКа) сводилась в основном к посыл- ке в «туземные» районы инструкторов, которые исполняли обязанности ми-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2