Сибирские огни, № 12, 2021

133 О Ч Е Р К И П У Б Л ИЦИ С Т И К А Александр ШЕКШЕЕВ МАУТ ДЛЯ РУССКИХ. ВОССТАНИЕ НА ТАЙМЫРЕ События весны 1932 года остались в памяти населения Таймырского полуострова (самой северной части современного Красноярского края) и в восприятии некоторых авторов как «таймырская трагедия». Но наряду с этой оценкой сопротивление, оказанное северными наро- дами коллективизации, до сих пор интерпретируется как «незначительное», «бессмысленное» и даже «контрреволюционное». В данном случае читателю предлагается освещение этой страницы про- шлого с использованием публикаций как советских, так и современных зна- токов этой темы, воспоминаний одного из главных участников и архивных документов, в частности — многотомного следственного дела № 021878 архива Управления ФСБ Российской Федерации по Красноярскому краю. Предисловие в лицах ...Задолго до описываемой здесь истории Красноярск посетил экзотиче- ски одетый человек, назвавшийся в губернских органах инородческим кня- зем и привезший часть денежных средств, изъятых летом 1918 года мест- ными жителями на территории Туруханского края у бежавших большевиков. Это был Роман Дмитриевич Бархатов, долган по национальности и жи- тель станка 1 Пясино. Получив миссионерское образование в монастырской школе, он мечтал о создании Соединенных штатов Орд Затундры, а в опре- деленных кругах считался «профессором религии». Бархатов пользовался большим авторитетом у коренных жителей Таймыра. В марте 1922 года они избрали его делегатом III Енисейского губернского съезда советов, а его участники — членом губернского исполкома. Но, кроме того, Бархатов был для долган еще и «великим шаманом», пророчества которого воздействовали на их жизнь, лекарем и сказителем. Вероятно, понимая общественную зна- чимость своего поступка, он передал шаманское одеяние, в котором прово- дил камлания, в Академию наук. 1 Небольшое селение в сибирской тундре.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2