Сибирские огни, № 12, 2021

130 володя злобин Люциферин и ковидла: инактивированный вирус российской архаикИ маски, ведь морда может быть только у животного; в-третьих, намордник не защищает, а не дает напасть, то есть делает беззащитным — в том числе как бы и перед вирусом. При этом нападки на «намордник» производятся не по причине его малоэффективности в случае инфекций аэрозольного типа или несогласия с данными мета-исследования The Lancet 46 , а в лучшем слу- чае из-за неприятия карантинных мер. То есть архаическое мышление может выражаться через актуальную социальную программу. Оно «подтвержда- ет» себя апелляцией к рациональности, критическому мышлению, анализу, набору идей Просвещения. Такова, к примеру, популярность советского вирусолога Г. П. Червонской, докторов медицинских наук А. А. Редько и И. А. Гундарова, чьи звания, а не «знания» стали тотемами для отрица- телей коронавируса. Архаика подтверждает себя модерном, что свидетель- ствует о ее глобальном проигрыше, подчиненности просвещенческой моде- ли Нового времени: те, кто борется с вирусами заклинаниями, составляют все-таки меньшинство, тогда как наседающая на «лохдемию» псевдонау- ка — от отрицания до «люциферина» — вынуждена растворять свои дог- мы в буферном научном растворе. С другой стороны, научное прикрытие способствует выживанию архаического мышления, которое, как хамелеон, может притвориться чем угодно. Но почему вообще стала возможна такая ошеломляющая архаизация? Во-первых, из-за перенасыщения символического. В «обществе спек- такля» означающее давно оторвалось от означаемого, то есть образ вещи перестал выражать ее сущность. Символическая среда настолько насыщен- на, что как-то ориентироваться в ней можно лишь по выступающим вешкам, манипуляция с которыми и напоминает магическое действие. Когда панде- мия стала главной мировой темой, она уже не могла восприниматься с точки зрения вирусологии и вообще медицины, а была усвоена человечеством че- рез понятные символы: маску, перчатки, потерю обоняния, социальную дис- танцию, самоизоляцию и т. п. Символы эти оторвались от своего реального наполнения (потеря обоняния и другие симптомы вроде кашля с темпера- турой стали чаще трактоваться как заражение вирусом) и стали участника- ми архаико-магических процедур, где с ними начали работать современные «колдуны». То есть само по себе символическое насыщение создает почву для архаического мышления. Чем плотнее концентрация символов — тем важнее они породившего их контекста, а значит, социальное взаимодей- ствие все больше определяется не чем-то наличествующим, а представляю- щимся, с чем испокон веков и взаимодействовало архаическое мышление. Поэтому всякий кризис — это время магии, вдруг вернувшегося волшебства. В период кризиса символы оживают, отрываются от социального контекста и начинают кружить в небе, как духи. Во-вторых, архаизация не является прямым агентом упадка. Архаика по- сюсторонняя законно присутствует в современности, даже в ее постиндустри- альном изводе как «свое другое», как очаг локального. Глобализация вместе с «единством» порождает закрытые ценностные множества, строящиеся на 46 Обобщение наиболее известных исследований о социальной дистанции и ношении масок, подтверждающих их эффективность. См. The Lancet: [сайт]. URL: https://www.thelancet.com/journals/ lancet/article/PIIS0140-6736(20)31142-9/fulltext [Дата обращения: 09.07.2021].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2