Сибирские огни, № 12, 2021

126 володя злобин Люциферин и ковидла: инактивированный вирус российской архаикИ замысел пандемии. Логическое противоречие в архаике незаметно: вместе могут уживаться вообще противоположные идеи. Например, что российские ученые не в состоянии сделать действующую вакцину (популярны выраже- ния «жижа», «шмурдяк») и в то же время что российская векторная вакцина способна изменить геном человека. Указывать на противоречие бессмыслен- но: не столько потому, что для архаика свойственна «высокая эмоциональная чувствительность и аффективная напряженность общения» 33 , а потому, что противоречие для него заранее снято личным опытом. Естественный источ- ник авторитета для архаика — это его собственная деятельность, в рамках которой он только и готов увидеть причинно-следственную связь («Я верю своим глазам, а не зомбоящику!»). Но если источником логической взаимос- вязи являются собственные действия, значит, в происходящем всегда будет искаться чье-то воление и субъектность, а если происходить будет что-то небывалое — война, мировой катаклизм, пандемия, — неминуемо отыщется и определяющая их воля. Соответственно, чем невозможней выглядит собы- тие по отношению к отдельному архаику, тем более чудовищную волю он за ним обнаружит — заговор мирового правительства, чипирование от Билла Гейтса, уничтожение населения «овцинацией» 34 . Поэтому для архаического мышления не важен уровень образования. Архаик может владеть сложным научным языком, даже ученым быть, но при этом хранить свои знания в пещере, расписанной сценами охоты 35 . Так, некая профессорша университета во время виртуальной лекции надела на го- лову трусы мужа, аргументировав это тем, что они защитят ее от коронавиру- са. В ходе обследования выяснилось, что муж-физик неоднократно заявлял жене, что биологические и компьютерные вирусы схожи, следовательно, за- разиться SARS-CoV-2 можно через Сеть, отчего фетишизированные трусы мужа и послужили своеобразным файрволом. Также от болезни защищались мешком соли, приносили дары кусту можжевельника и запрещали ругать ко- ронавирус («люди стали неправильно жить, и он пришел») 36 . Произошел откат, возвращение к архаическому, или, точнее, проявление его из вечной поблизостной дремы, что нашло отражение в языке. Корона, дитя блудницы, Вирус гадкий, отвратительный, Не был ты ни великим, ни маленьким, И красивым ты тоже не был: Лето ты пролежал в лошадиной моче, Зиму — под навозом кобылицы. 33 Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., «Прогресс», 1983. — С. 152. 34 Академик Дьяконов сформулировал эту архаическую особенность как принцип «воля-свер- шение», когда не просто всякая причинно-следственная связь обуславливается чьей-то волей, а сама событийность начинается потому, что за ней стоит некое разумное волящее начало. См. Дья- конов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. — М.: Наука. Главная редакция восточной литера- туры, 1990. — С. 63—64. 35 Проявление архаического можно заметить даже среди тех ученых, кто борется с мифами о вакцинации: например, часто используется уловка «соломенного чучела», когда доводы противни- ков вакцинации начинают рассматривать на заведомо сниженных основаниях. Естественно, спор с тем, кто считает вакцинацию происками мирового кагала, и тем, кто имеет ко всеобщей вакцинации ряд обоснованных вопросов, — это принципиально разные споры. Подобие здесь не работает. 36 Осколкова С. Н. Амбулаторные случаи психических нарушений в период коронавирусной пандемии COVID-19 // Психиатрия. 2020, 18(3). — С. 49—57.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2