Сибирские огни, № 12, 2021
123 володя злобин Люциферин и ковидла: инактивированный вирус российской архаикИ понятия о лекарях, как людях самых опасных, которые своими лекарствами морят людей» 19 . На это же сетовал Вересаев: «В обществе к медицине и врачам распространено сильное недоверие. Врачи издавна служат излюбленным предметом карикатур, эпиграмм и анекдотов. Здоровые люди говорят о медицине и врачах с усмешкою, больные, которым медицина не помогла, говорят о ней с ярою ненавистью» 20 . Интересные записки оставил врач Казаринов Игорь Иванович, оградивший в 1892 году поселение Сузунского медеплавильного завода от холеры 21 . Казарин рисует уже типическую картину народного самолечения: баня, водка и неверие в болезнь. Сузунский врач весьма точно подметил неработоспособность карантина в русских условиях: «“Гром не грянет, мужик не перекрестится” — говорит умная пословица. Прибавив сюда темноту людскую да туман от винных паров, да некоторые нравы, так хорошо выражающиеся тоже в поговорке: “моя хата с краю”… и кое-что еще, видишь ясно, что все это не те элементы, из которых вырабатываются широкие санитарные мероприятия». Так, жена мастерового Помольцева попросила своего одиннадцатилет- него сына сбегать посмотреть, не умер ли еще сосед. Мальчик прибежал к умирающему от холеры, который со словами: «На, носи, да Шешукова поминай!» — подарил ему свою шапку, также служившую больному полотенцем, и вскоре преставился. За ним на тот свет отправился мальчик, его мать и чуть не померла вся остальная семья — глава которой, Помольцев, конечно, «попенял, что сынишка взял шапку из такого места», но не сжег ее 22 . И хотя холерные бунты в тот год обошли Сибирь стороной, они разразились в Поволжье. Их причину объяснил писатель Владимир Короленко: «Человеку, знающему, сколько бесконечно малых организмов носится в воздухе и плавает в воде, понятно, что в сухом ветре из знойной Индии, в ясной атмосфере может носиться смерть в лице невидимого бесконечно малого врага. Но народ стоит на другой точке зрения и теперь, когда перед его истомленною душой выдвигают новую грозу, которой еще нет, он не понимает: “откуда господа узнали?” Узнать, по его мнению, “волю Божию” нельзя. Значит — это или выдумка, или… зависит от самих пророков… Таково психологическое основание нелепой формулы: “холера выдумана, народ умирает от докторов”, которая облетела всю Россию». Короленко проводит неочевидную связь между мифом о кровавом навете и мифом о губительности медицины: «“Жиды распяли Христа”, — и толпа уже ищет глазами “распинателя”. “Доктора морят народ”, — и уже 19 Холера в селе Г… в 1866 году // Пензенские епархиальные ведомости, № 17, 1 сентября 1867. — С. 494—495. 20 Вересаев В. В. Записки врача // Собр. соч. М., 1948. Т. 1. — С. 576. К слову, Вересаев вошел в литературу с повестью «Без дороги», где отобразил личный опыт борьбы с холерой в Юзовке. 21 Из 3 717 жителей умерло всего 24. Тогда как в соседней от завода деревне Мыльниково погиб- ло около 11 % населения: больше 100 человек из 870. См. Каразинов И. И. Холерная эпидемия 1892 года в Сузунском заводе // Алтайский сборник. Выпуск 1. — Томск, 1894. — С. 174. 22 Там же. С. 175.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2