Сибирские огни, № 12, 2021

121 володя злобин Люциферин и ковидла: инактивированный вирус российской архаикИ Гамалея с женой впервые выпили раствор из инактивированных холерных вибрионов (1888), а бактериолог Владимир Хавкин создал первую действующую антихолерную вакцину (1892) 4 . В том же 1892 году в Приобье против эпидемии выступил колдун Иван Гаврилович Сотников. Он призвал жителей деревни Зорино — чуть ли не единственной нехолерной в Барнаульском округе 5 — за один день изготовить льнянуюрубашку иповесить ее «какпугало у ворот поскотины», что и уберегло бы Зорино от мора 6 . Изготовление рубашки контролировал сам чародей, «которого зоринцы считали рассудительным и к тому же обладающим тайной знахарской силой» 7 . Зоринцы продолжали шить обыденные рубахи вплоть до коллективизации: в 1931 году, когда в Зорино пришел тиф, женщины опять сшили очистительную рубашку, в которой больной должен был обойти село. Произошла своеобразная инверсия: рубаха из коллективной защитницы всего поселка стала индивидуальным средством излечения как раз в пору насильственной коллективизации 8 . Попытки защитить население от холеры более действенными способами встречали отпор. Сельские врачи, учителя и духовенство Приобья неоднократно докладывали, что стремление хоть как-то проконтролировать санитарную обстановку сталкивается с резким неприятием жителей 9 . Даже после пика эпидемии, в феврале 1893 года, когда власти, опасаясь повторения бедствия, через старост потребовали от крестьян очищать собственные дворы от нечистот, те закономерно возмутились: «Как же это вышло, что староста-то и в дому хозяином стал?» 10 Крестьяне защищали навоз с воистину патриархальным упорством: «Вообще, в ожидании холеры, мы начинаем подчищаться, но некоторые, впрочем, убеждены, что все это одна глупость: “жили-де наши деды и отцы в навозе и грязи, так и мы, Бог даст, проживем”» 11 . Не отставали и горожане. Когда в Томске по призыву ректора ТГУ А. Судакова власти развернули антихолерную пропаганду, томичи, демонстрируя «слоновье равнодушье», как ни в чем не бывало ждали «злую гостью», а «некоторые еще и посмеивались» 12 . Даже газеты, пока холера не пришла в Томск, писали: «Мы сибиряки изъяты, благодаря Бога, от всех невзгод, выпавших на долю центральной России, и наше сытое довольство служит нам достаточной гарантией против появления у 4 Владимир Хавкин предложил свою революционную вакцину ряду европейских стран, в том числе России, которые от нее отказались. 5 Зверев В. А. Санитарная культура и жизнесохранительное поведение крестьянства Верхнего Приобья… — С. 2. 6 Любимова Г. В. «Обыденная рубаха»: способ избавления от повального мора, зафиксирован- ный в б. Малышевской вол. Барнаульского у. Томской губ. // Проблемы археологии, этнографии, ан- тропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы Годовой юбилейной сессии ИАЭ СО РАН, Новосибирск, 2000. — С. 507. 7 Там же. 8 Холерная эпидемия 1892 года, скорее всего, и вправду обошла Зорино стороной. См. Люби- мова Г. В. Эпидемия в сибирской деревне: взгляд со стороны практической медицины и религиоз- но-магической практики (конец XIX — начало XX вв.) // Этнография Алтая и сопредельных террито- рий. Барнаул, 24—25 сентября 2003 г. Материалы V Международной конференции. Барнаул: БГПУ, 2003. — С. 186. 9 Татарникова А. И. Экстремальное в повседневной жизни населения Западной Сибири в пе- риод эпидемий конца XIX — начала XX вв. // Genesis: исторические исследования. — 2019. — № 9. — С. 40—54. 10 Сибирские вести // Тобольские губернские ведомости. № 9, 3 марта 1893. — С. 129. 11 Корреспонденция «Сибирского вестника» // Сибирский вестник. № 100, 1892. — С. 3. 12 Мысли вслух // Сибирский вестник. № 78, 1892. — С. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2