Сибирские огни, № 11, 2021

188 Владимир ЧИРКОВ Дмитрий Лысяков: новизна — в традиции сколько «перцепцией» моих европейских коллег, они-то в данном случае были зрителями. По дороге в отель думал: если это цивилизация, то какого зрителя нам ожидать завтра в провинции?! Помню, ловил себя на противоречивом чув- стве. «Выдавливай из себя провинциала!» — говорил мне один мой внутренний голос, но оппонент возражал: «Не дури, помни, что древние греки говорили: “Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — безумию”». Понимаю так: я пью из третьей чаши — наслаждаюсь гармонией в хорошем искусстве. Вот ее-то, гармонии — и в образах, и в пластике, — как раз в из- бытке у иркутского живописца Дмитрия Лысякова — в чем и могу нескромно признаться. Письмо второе, короткое, биографическое Родом Дмитрий Павлович Лысяков из Астрахани (родился в 1967-м), детство провел в Биробиджане, где и началось профессиональное становление художника. Начал рано и удачно очень, без ломки и насилия над природным в и дением. Художник-педагог в Биробиджане Григорий Алексейцев брал юного Диму на все пленэры. Подчеркну биографически важную для наших рассужде- ний деталь: Дима был единственным учеником в школе, который с десяти лет стал писать исключительно маслом. Природная предрасположенность к наблю- дению природы и натурным мотивам в писании счастливо для Димы продолжи- лась-закрепилась в Иркутском художественном училище (окончил в 1986-м), славящемся как раз школой живописания на натуре. В Иркутске Дмитрий и закрепился, органично уместившись в «прокрустовом ложе» иркутской живо- писной школы (об этом позже, в четвертом сюжете). Письмо третье, длинное, о Лысякове — живописном портретисте Неспешно (спешно — исключено) уж который год, с 2014-го, вглядываюсь в работы Дмитрия. Начало этому наблюдению было положено во вводном зале экспозиции второй выставки «Красный проспект» (Новосибирск), где я впервые увидел Лысякова — «Портрет сына» (2013). Холстик небольшой, стандарт- ных размеров (60 х 90), так резко выделялся совсем не резкой по колориту жи- вописью. Мое сознание как-то разом, что не всегда бывает при осмотре больших выставок, «схватило» и живопись, и образные достоинства портрета, что и под- стегнуло мой последующий интерес к художнику. Ажитейские обстоятельства — бывают же такие счастливые совпадения! — тому способствовали: в летне- осенние месяцы 2018 года мне довелось часто бывать в иркутской мастерской художника, общаться, наблюдать автора за работой (художники редко при по- сторонних пишут). Замечу: это и есть ничем не заменимый для практикующего искусствоведа опыт в познании живого искусства… Ну вот, лирика случилась, оставим ее и вернемся к лысяковским портретам. Их не очень много, они разно- го художественного и образного достоинства: в одних портретах — повышенный интерес автора к модели, в других — интерес нейтральный, что можно довольно легко почувствовать по «вялости» кисти; о вторых автор скупо обронит: «работа вышла немножко больше, чем этюд».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2