Сибирские огни, № 11, 2021
187 Картинная галерея «СИбирских огней» Владимир ЧИРКОВ ДМИТРИЙ ЛЫСЯКОВ: НОВИЗНА — В ТРАДИЦИИ И с к у с с т в о в е д ч е с к и е п и с ь м а Письмо первое, не про Лысякова За долгие годы «хождения по выставкам» у меня выработался определен- ный стереотип поведения. Я исключаю из восприятия все то , что мне мешает смотреть экспонаты, на цеховом сленге — «картинки». Если только это не свя- зано с моими обязанностями экскурсовода, когда я общаюсь с посетителями по долгу службы. К все то как раз относятся зрители. Они разные: одни зрители смотрят, как принято, не мешая никому, живопись, графику, скульптуру, пред- меты прикладного искусства, то есть экспонаты; другие, глядя на «картинки», общаются между собой оживленно, нередко — веяние времени — с попкорном или еще с каким-либо «прикусом». Народился еще один, для меня совершенно новый тип «экскурсантов», неожиданный тип: они не смотрят картин и уж тем более не вглядываются в них, они пришли «тусоваться», особенно когда в про- грамме заявлен фуршет. Таких «культуртрегеров» я впервые встретил довольно давно, еще в 2000-м, и не у нас в сибирской провинции, а в просвещенной островной Европе, в Лондоне, в громкой Saatchi Gallery. Завсегдатаи современ- ных выставок подтвердят: нынче и у нас таких «любителей» — море. Представьте себе лондонскую экспозицию * : на стенах по длинной сторо- не в рамочках классического багета под стеклом висели картинки открыточного формата, на которых ничего невозможно было рассмотреть (при слабом осве- щении), а на дальней, ударной стене висел огромный холст, на нем — огромная свинья изображена с обвислым животом и сосцами, выпяченными на зрите- ля. Из моих коллег — участников конгресса искусствоведов — почти никто на картинки, как вы догадываетесь, не смотрел: оживлено беседуя друг с другом, аристократы с изяществом держали в руках пластиковые стаканчики с вином. Вы догадываетесь, как я, российский провинциальный музейщик, был обеску- ражен не столько свиньей на холсте и открыточными картинками под стеклом, * Грешить не буду, в том году видел парочку очень грамотных, поучительных экспозиций: одну из них в Tate Modern в Лондоне, другую — в Ashmolean Museum в Оксфорде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2