Сибирские огни, № 11, 2021

138 АЛЕКСАНДР САВЧЕНКО ПОД ЗНАКОМ СОЁМБО За гранью жизни Признаться, на монгольских похоронах я не бывал. Не был и на их погостах. Все это скорбное и не любопытства дело… Запомнился хмурый осенний день в соседнем аймачном центре. Мы из-за непогоды остановились с ночевкой в местной гостинице. Пережидали мелкий, как из сита, дождик. Было позднее утро пятницы. За окном послышался клекот трактора — легкое тарахтенье двигателя «Бе- ларуси». Трактор с включенными фарами медленно тянул тележку, на которой одиноко лежал гроб, сбитый из досок, — скорее всего, просто длинный ящик, предназначенный для хранения хозяйственного инвентаря… За прицепом семенили двое унылых мужчин в мокрых шляпах. И все… Не знаю, кем был бедняга, заканчивавший свой земной путь под тарахтенье трактора… Смерть — предмет для размышлений у каждого человека. Загадка. Мон- гольский поэт Дашдоров написал такие строки, выразив суть явления, которое мучает людей всю их жизнь: Что значит смерть? — Человек Не знает, пока живет. А тот, кто ушел навек, О ней рассказать не придет. …Перед этим у самого большого партийного руководителя в нашем аймаке Чимида умерла жена. Онкология не разбирается в рангах и достигнутых чело- веком высотах. На похоронах присутствовал Слава Черный. Он хорошо знал скончавшуюся женщину. Прощаться приходил вместе со своей женой Валенти- ной. Покойная лежала в отдельной, наскоро сооруженной юрте. Она полностью была накрыта белым покрывалом, так что лица ее никто не видел. Старший из родственников Чимида вручал каждому пришедшему символические подар- ки — вещи, которые остались после умершей. Кто-то получил ароматное мыло, кто-то большой коробок спичек. Славе досталась массажная щетка, а его Ва- лентине — ножнички для обрезания ногтей. Только не подумайте, что все эти предметы действительно принадлежали покойной. Они совсем недавно лежали на полках ближайшего магазина… На территории, предназначенной для захоронения, все происходило так же, как и у нас. Были слезы, искусственные цветочки, черные ленты, горькие слова. Когда гроб опустили в могилу, над ним установили прочный деревянный настил. Потом появился самосвал, и из него вылилась порция жидкого бетона, образо- вавшая в могиле толщу больше полуметра. Что это обозначало, Слава так и не понял — либо часть общего ритуала, либо действо, сопровождающее проводы весьма чтимого человека в иной мир. Или еще что-то другое… Говорят, что раньше у монголов не было обычая предавать умершего чело- века земле. Многих лам бальзамировали, а покойника из простонародья заво- рачивали в саван и с началом ночной темноты укладывали на спину животного (лошади или верблюда), которое отгоняли прочь. Где-то в степи, в пустыне или в горах труп скатывался с животного, и оно возвращалось домой. Иногда живот- ные приходили к юртам со своей поклажей. Это было плохой приметой. Люди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2