Сибирские огни, № 11, 2021

137 АЛЕКСАНДР САВЧЕНКО ПОД ЗНАКОМ СОЁМБО кожи делали доспехи, обувь и украшения, из гривы — тетиву и веревки, она по- могала воину в охоте, а в случае его смерти — увозила в загробный мир. Воины предпочитали ездить на кормящих кобылах, потому что они могли употреблять в пищу их молоко. В голодные времена конники даже перерезали небольшую вену на шее лошади и выпивали несколько глотков крови живот- ного. Лошадь монгольского воина приходила на его свист и следовала за ним, словно собака. Воин приводил с собой в войско от трех до пяти лошадей и ис- пользовал каждую в свой черед, чтобы всегда под седлом было свежее транс- портное средство… У монголов существует много историй, песен, сказов, пословиц и погово- рок, связанных с лошадьми. Лошадь с древних времен играет роль священного животного, и в быту сохранилось множество поверий, связанных с ней. Напри- мер, считается, что грива содержит дух и силу лошади; поэтому грива жеребцов всегда остается необрезанной. Кобылье молоко (особенно в виде кумыса) в про- шлые времена применялось в церемониях очищения, при сотворении молитвы и благословении. Теперь оно продолжает использоваться во множестве церемо- ний, связанных с гонками и другими спортивными соревнованиями. Считает- ся, что у лошадей есть духи, которые могут помочь или причинить вред своему хозяину после смерти… Среди монголов раньше не было традиции подковывать лошадей. Это было связано в основном с тем, что при каждом воине находилось до пяти лошадей. В армии численностью свыше ста тысяч человек нужно было иметь сотни пере- движных кузниц. Такого удовольствия завоеватель мира тогда не мог себе по- зволить. …Но пролетели века. Во время Великой Отечественной войны на фронт отправилось несколько тысяч монгольских добровольцев и более четырех тысяч русских, проживавших тогда в Монголии. Наши ветераны часто вспоминают, как им в окопах приходилось открывать заграничные консервы и пробовать экзотику — американскую тушенку. А вот родная бийская, но из монгольско- го мяса, была повседневностью. Настоящая дорога от Улан-Батора до Бийска была протоптана скотом из Монголии. Бийский мясоконсервный комбинат в годы войны ежедневно перерабатывал до двух тысяч голов скота. Была здесь и монгольская конина. Поставка самых лучших лошадей стала одним из основных видов помощи Монголии нашей стране во время войны. Их мы получили без малого полмил- лиона голов. Эти лошадки намного лучше были приспособлены для фронтовых условий, чем их европейские сородичи. К 1943 году каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». В Красной армии вплоть до появления моторизо- ванных частей и соединений монгольских лошадей использовали как основную тягловую силу — они «служили» в кавалерии, тянули через болота пушки, вы- возили в безопасное место раненых… Участники войны отмечали исключительные качества монгольских лошадей: полудикие, неприхотливые, выносливые; сильные и не знают усталости; в корот- ких перерывах между боями сами щиплют траву, грызут кору деревьев и всегда готовы вступить в бой. Не случайно дважды Герой Советского Союза генерал Исса Плиев написал в своих воспоминаниях: «Монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до самого Берлина».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2