Сибирские Огни, № 8, 2021
131 КОНДРАТИЙ УРМАНОВ МОЙ ДНЕВНИК не могут оценить. Он много нам рассказывал о Достоевском 3 . Упрекал Зазубрина 4 , Ярославского 5 в неверности даваемых материалов. 26, 27, 28 июля 1926 г., пароход «Алтай» Сели вечером, плыли сутки и на вторые, в 12 часов дня, пришли в Усть-Каменогорск. Ничего замечательного в пути не было, кроме встречи с лицами разных вер. Путь мне известен был и ранее. Переспав ночь, я вышел на палубу и долго любовался раскинувшимися степями с одной стороны и холмистой местностью — с другой. Сзади меня на скамье послышался говор — слышу — бога поминают. Поворачиваюсь и вижу: Пермитин сидит уже среди духовных лиц и внимательно слушает. Забавная компа- ния подобралась: православный священник, кержацкий начетчик 6 , бап- тист, адвентист и несколько довольно глупых людей с пятиконечными звездами на груди. Компания, как видите, интересная, чтобы спорить, чтобы решать давно тревожащие всех вопросы религии. Спор касал- ся крещения, святых тайн и прочего. Как баптист, так и поп старались друг друга уязвить как можно поощутимее, чтобы видели и слышали люди. Весь спор был настолько догматичен, что сказать что-нибудь со стороны было нелепо. И все же к вечеру я не удержался и вступил в спор с баптистом по поводу Крещения Христа в 30-летнем возрас- те. Он обозлился на попа и назвал его «лахудрой». Это обидело попа. Я попросил взять слова обратно. Только старик-кержак оставался в сто- роне. Он такой серьезный, вдумчивый. Лицо у него светлое, заросшее бородой, а белая шляпа с красным узором (на месте, где должна быть пришита лента) еще светлее делала его лицо. Одет он просто: длинная белая рубаха, черные штаны, нанбуковая 7 поддевка. Весь он страшно прост, и, когда слышишь слова священного писания от этого заросшего коряжистого мужика, становится как-то странно. Я в нем увидел старую Русь. Ту Русь, которая, прячась от преследований, ушла в далекую Си- бирь, в дебри алтайских гор, чтобы в глуши блюсти в строгости заветы божеские. Крестьянин этот — Корнилий Николаевич Аникин из села Зевакино Семипалатинской губернии. Слез он где-то возле Краснояр- ки. Интересный человек Корнилий Николаевич. Мы с Пермитиным долго с ним беседовали. Он хорошо отнесся к нашим начинаниям. Обе- щал дать материал: — Вы приезжаете к нам. Мы вас по-простому примем. О слове божьем поговорим. Все вот говорят о корне. А в чем есть корень наш? Сказано в священном писании: лист бо есть ты на ветке, а ветка — на 3 Статья Б. Г. Герасимова о Достоевском была напечатана в журнале «Сибирские огни». 4 Владимир Яковлевич Зазубрин (1895—1937) — писатель, редактор журнала «Сибирские огни», автор романов «Горы», «Два мира» и др. 5 Емельян Михайлович Ярославский (1878—1943) — революционер, партийный и обществен- ный деятель, один из организаторов журнала «Сибирские огни». 6 Начетчик — особый человек в старообрядческой среде, выполняющий роль богослова и про- поведника. 7 Нанбук — плотная и прочная разновидность хлопчатобумажной ткани.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2