Сибирские Огни, № 8, 2021
129 КОНДРАТИЙ УРМАНОВ МОЙ ДНЕВНИК путешествий авторов совпадают. Они посещали места расселения старооб- рядцев в Уймонской и Бухтарминской долинах. К. Н. Урманов в 1923 г. совершил поездку в Уймонскую долину и в газете «Советская Сибирь» напечатал свои дорожные впечатления «По Ал- таю». Второй большой командировкой стала поездка летом 1926 г., о кото- рой он писал другу, писателю А. Л. Коптелову, так: «В первых числах июля я, Пермитин, Пушкарев едем на Алтай: Бийск, Телецкое <озеро> и далее» (Литературное наследство Сибири, т .8, с. 121). Позднее маршрут поездки изменился, Пермитин предложил знакомые ему с детства места — Усть-Каменогорск и Бухтарминскую долину. Общая тетрадь в линейку в черной дерматиновой обложке стала свиде- тельницей этого путешествия. Сделанные карандашом записи начинаются с 25 июля впечатлениями от посещения стадиона на Полковничьем острове в Семипалатинске. Но, судя по следам оборванных листов, дневник велся с на- чала поездки — с 20 июля. Почему удалены были страницы первых четырех дней — установить не удалось. Кроме дневника, датированного 20 июля — 21 августа, тетрадь со- держит наброски будущих рассказов из жизни староверов «Неделя метлы», «Повесть о солнечном покое», «Сверстники», «Федот Савельич» и сюжет «Враг» о Гражданской войне. На последних страницах тетради выписаны староверческие заговоры от зубной боли, от укуса змеи, как остановить кровь, от порчи, свадебные, хозяйственные и т. д., записанные А. Е. Власо- вым в 1887 г. на Алтае и в Томской губернии, обработанные и напечатанные в «Алтайском сборнике» (1912 г.) Я. Бирюковым. Интерес к истории старообрядчества сохранялся у писателя и в после- дующие годы, что подтверждают сделанные им выписки из томской перио- дической печати второй половины XIX в. о странствующих старообрядцах, о гонениях на них со стороны государственных властей, об «архиепископе Аркадии» и его рассказе о Беловодье. В библиотеке Урманова сохранился сборник статей «Бухтарминские старообрядцы» (1930), подготовленный московскими учеными-этнографами Е. Э. Бломквист и Н. П. Гринковой по результатам экспедиции 1927 г. Среди коллекции фотографий — три снимка с одним названием «Изба Лыкова, старовера-отшельника», выполненные другом писателя, художником А. Шмаковым в 1928 г. (Спустя полвека, в 1978 г., геологи случайно обнаружили семью Лыковых, и в газете «Комсо- мольская правда» появились публикации журналиста В. М. Пескова.) В 1927 г. в мартовском номере журнала «Сибирские огни» Урманов напечатал рассказ «Глушь», созданный на основе «Моего дневника». В нем были опущены записи о некоторых бытовых деталях поездки, дорожных встречах, о глубоком впечатлении, произведенном на него культурой и бытом староверов, и о женской обители. Предлагаемый читателям дорожный дневник К. Н. Урманова при всей своей непритязательности является важнейшим документом эпохи. Он дает возможность восстановить детали быта алтайских староверов и ощутить ат- мосферу ушедшего времени. Наталья Левченко , сотрудник Городского Центра истории Новосибирской книги
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2