Сибирские Огни, № 8, 2021

128 КОНДРАТИЙ УРМАНОВ МОЙ ДНЕВНИК стьян писатель дает крепко. Они “настоящие” у него со всей своей узостью и ограниченностью, их видишь. Крестьяне Урманова дальше деревни и паш- ни ничего не знают и знать не хотят. <…> Но ведь была же Гражданская война в Сибири, были восстания, были белые, красные. Ничего или поч- ти ничего этого мы не найдем в вещах Урманова. Писателя больше зани- мают маленькие люди в революции, их маленькие несчастья. <…> Мир героев Урманова не велик, он покоится на двух китах — на пашне и бабе» (Зазубрин В. Я. Проза «Сибирских огней» // Художественная литература в Сибири 1922—1927. Сборник статей. — Новосибирск, Сибирский союз писателей, 1927. С. 38—39). Только в конце 1920-х гг. Урманов, пропустив все драматические со- бытия тех лет через себя, через свою душу, обратится к теме Гражданской войны в Сибири. В 1930 г. он начинает работу над оставшимся неокон- ченным романом «Последний рейс», названным литературным критиком Н. Н. Яновским «своеобразным и впечатляющим художественным докумен- том эпохи». Собирая материал по Гражданской войне в Сибири для будущих очерков, рассказов и повестей, Урманов был очень внимателен к мельчайшим деталям времени. Это подтверждается большим собранием изданных доку- ментов и воспоминаний красных и белых в его библиотеке, неоднократными поездками по местам партизанских походов. В папках хранятся многочис- ленные черновые записи о 1918—1920 гг. Внимание Урманова к историческим деталям отмечал Н. Н. Яновский: «Он остался в нашей памяти как талантливый старейшина сибирского лите- ратурного цеха, как писатель, для которого принцип историзма всегда был главнейшим и разносторонним в художественном постижении действитель- ности» (Яновский Н. Н. Неопубликованные произведения Кондратия Ур- манова // Литературное наследство Сибири. — Новосибирск, Новосибир- ское книжное издательство, 1988. — Т. 8. — С. 9). Представленный к публикации дневник К. Н. Урманова относится к дорожным впечатлениям июля — августа 1926 г. и содержит записи о поезд- ке в Бухтарминскую долину, в Убинский женский монастырь. Его интерес к старообрядческой культуре возник, вероятно, после знакомства с писателем- этнографом А. Е. Новоселовым. В личной библиотеке Урманова сохрани- лись два экземпляра книги «Беловодье» (1918), а также копия отчета о поездке Новоселова на Алтай «У старообрядцев Алтая» (1912) с двумя снимками Убинской женской обители. Высоко ценивший творчество и лич- ность Новоселова, Урманов в своих дневниках и записных тетрадях не раз вспоминал о нем * . Тема «земли обетованной» и старообрядчества отмечена в русской лите- ратуре 1920—1930-х гг. произведениями сибиряков: «Чураевы» Г. Д. Гре- бенщикова, «Алые сугробы» В. Я. Шишкова, «Бегствующий остров» Вс. В.Иванова, «Золотой клюв»А. А. Караваевой, «Беловодье»М.П.Плот- никова, «Горы» В. Я. Зазубрина. Примечательно, что маршруты алтайских * К. Н. Урманов сохранил у себя рукопись последней книги А. Е. Новоселова «Лицо моей роди- ны». В 1945 г. Кондратий Никифорович передал ее вдове писателя Галине Петровне и ее дочери, когда они возвращались в Ленинград после эвакуации. Эта папка стала единственной сохранившей- ся рукописью писателя, т. к. весь его архив погиб в дни Ленинградской блокады (Литературное на- следство Сибири, т. 8, с. 129).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2