Сибирские Огни, № 8, 2021
127 Л И Т Е РАТ УР НЫЙ А РХ И В Кондратий УРМАНОВ МОЙ ДНЕВНИК К истории дорожного дневника 1926 года К. Н. Урманова В Городском Центре истории Новосибирской книги имени Н. П. Лит- винова хранится коллекция рукописей, документов и фотографий сибирско- го прозаика Кондратия Никифоровича Урманова. Первые произведения писателя печатались в периодических изданиях Якутска, Петропавловска, Кургана и Омска. Переехав в 1922 г. в Новониколаевск из Омска вместе с редакцией газеты «Советская Сибирь», он работал ответственным выпу- скающим газеты и Сибкрайиздата, печатался в журнале «Сибирские огни». Урманов — делегат Первого съезда писателей СССР 1934 г., автор произ- ведений о Гражданской войне, о жизни казахской степи и Сибири. Его фонд в собрании Центра формировался на протяжении шестнадцати лет и отра- жает не только творческий и жизненный путь самого писателя, но и историю литературного процесса в Сибири первой половины ХХ в. Основная часть собрания определяется хронологическими рамками 1912—1950 гг. Исто- рико-культурную ценность представляют прежде всего рукописи, дневники и записные тетради Урманова, из них 33 единицы хранения относятся к по- слереволюционному десятилетию (1918—1928 гг.). Дневники пишут, как правило, для себя, и Кондратий Никифорович Урманов в этом не исключение. Он писал, не думая, что кто-нибудь прочи- тает о его горестях и надеждах, сомнениях и удачах. В дневниках, кроме под- робных записей о событиях, особенно потрясших автора, встречаются цита- ты из прочитанных книг и, конечно, наброски литературных замыслов. Эти пожелтевшие от времени тетрадные и блокнотные листы помогают понять глубину личности писателя, умевшего жить и меняться в сложных обстоя- тельствах, оставаясь самим собой. Записи с рифмованными агитационными текстами, полными революционного романтизма, сменяются размышлени- ями о неоднозначности и трагичности времени: «Я на распутье встал. Куда теперь идти?» Духовные искания Урманова приводят в 1921 г. к выходу из партии большевиков (он так и остался беспартийным). Принимая револю- цию, он не мог согласиться с жестокостью, неоправданным кровопролитием. Рожденный и выросший в крестьянской среде, Урманов видел планомерное разрушение крестьянской общины, с чем также не мог смириться. Вот как пишет о его творчестве этого периода в своей статье В. Я. Зазубрин: «Кре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2