Сибирские огни, №12, 2020
86 РОМАН ГОРЕПЁКИН КАЛМЫК — А ишшо, говорят, объявился у магометян какой-то ихний не то царь, не то пророк, Гази-Мухаммад 12 имя ему. От кумыков пришел, всех войной подымает против казаков и русских. Русские крепостя штурмует. Войско против него готовить будут, по всему Кавказу казаков в полки собирают. Дорофеевым-то сынам младшим, правнукам моим, как раз пришла пора в строй. Пойдут джигитовать. Уж коней им купили, и усю справу отец положил. Да и старшие оба — те уж на службе. Вот все ждем, может, придут на побыв перед тем. Храни их всех, Царица Небесная, и от пули, и от кинжала, и от камня, и от воды, и от дурного глаза! Обе старухи крестились, глядя на зеленую крышу колокольни, высо- ко вздымавшуюся над кладбищенской горкой. — Гази-Мухаммад, сказывают, своих же мусульманей в ину веру об- ращает: не так, говорит, верите в Аллаха. По-другому надо, мол. А чем они не так верят? Молятся, как им мулла указывает, в мечеть ходют, свои праздники справляют. Нет, говорит, не так надо! Ить это у них, как и у нас, выходит, что при Никоне-ересиархе было. Стару веру анафеме пре- дали, нову веру начали установлять. И пошел раскол меж православными людями... А ведь что мы, что никониане, что магометяне — все люди Божии! Я так и попу нашему, батюшке Василию, говорила на Масленую. И он мне, батюшка Василий-то, не сказал иного, во как! А калмыков-то взять — золотой статуе свой молятся, в ней есть образ их единого бога. А тоже — люди Божии. А промеж армян живет народ — прозываются курды, колпаки носют, шарфами их обвязывают, — так они солнышку да ветру молятся. И тоже — люди Божии. А как же иначе? Ведь все сущее Господь создал! Севши на любимого конька, бабка Марья Шабаниха выкладывала все, что знала на эту тему: — А вот что мне сказывал Федор-то мой Сидорыч, царствие ему небесное! От того самого пустынника слыхал он, а тот инок в книгах читал старопечатных. И вот что там говорилося: «Спрашивал святой Макарий Египетский, обретши на своем пути сухой череп нечестивого эллина — грека, значит: имеют ли когда во аде некоторую ослабу? Тот же отвечал ему: многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы» 13 . Это что значит? А то, матушка, что, когда православный на- род молится, и душе иноверца легче делается на том свете. А рази ж когда магометянин свою молитву творит, не будет вспомощи и христианским душам? То-то, что и будет! Оставалась кривая, изрытая потоками воды, копытами и колесами улица, круто лезшая в гору, а там — и кладбищенские ворота, и церковь. Старухи остановились, поправляя одежды и сбившиеся платки-сорочки. Анюта поставила корзину и бродила вокруг них: то перебежит улицу, то что-то высматривает в колючих изгородях, вставши на пальчики босых ног. Крупная Евдокея Хлебникова дышала натужно, рябое лицо ее по- 12 Имам Гази-Мухаммад (1795—1832) — мусульманский ученый и богослов, первый имам Даге- стана и Чечни, предводитель кавказских народов в борьбе против Российской империи. 13 Постная Триодь, синаксарь (сборник житий святых) на Мясопустную субботу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2