Сибирские огни, №12, 2020
хином, жирно и мощно, толстым слоем краски. Из всех этих мазков и приемов рождаются предметы, вспыхивает свет на них, сверкают блики. Возникшие пред- меты начинают жить в живописной среде гармонично, объемно и явственно, хоть бери их в руки...» Как необычна судьба этого худож- ника, так нетипична обстановка его сту- дии: творческая мастерская, которую он получил, став членом Союза художников России в 2000 году, — это и жилище, и кухня, и спортивный зал. Здесь все при- способлено к тому, чтобы жить и творить, не имея возможности ходить. И утро 67-летнего художника начинается с трех- часовой тренировки собственного тела, в первую очередь — рук, от крепости кото- рых зависит вся его жизнь. А руки художника держат не только кисть, но и различные инструменты — и подрамник надо подготовить, и холст на- тянуть, и управлять автомобилем, на ко- тором он ездит на пленэры. За многие годы плодотворной ра- боты Юрий Александрович исколесил самые удаленные уголки Горного Алтая. Невозможно представить, как ему хва- тило сил перенести все тяготы и лишения многодневных поездок по горам — вид- но, армейская закалка осталась на всю жизнь. Но невозможно и представить, чтобы трудные проселочные пути-дороги и палаточный быт у костра смогли стать препятствием для художника в его непре- одолимом желании отображать на холсте красоту родного края! Конечно, в этих поездках помогали друзья по цеху и жена Валентина, но ос- новные тяготы ложились на плечи самого Лукашина: и тяжелый этюдник переносил, и по горным тропам на инвалидной коля- ске передвигался без посторонней помощи. Мастерство художника, владение техникой письма позволяет ему искусно передать суровую природу края в работе «На ветру. У Катуни» — резкие, отрыви- стые мазки заставляют зрителя физиче- ски почувствовать силу и мощь природы. А натюрморты Лукашина — много- цветие всех красок окружающего мира, яркие, незабываемые, пахнущие цветами и осенней листвой. Это и простые «Поле- вые цветы», и свежий «Утренний букет», и напоминание о временах года — «Лет- ний букет» и «Осенний букет». В работе над портретом Юрия Лука- шина прежде всего волнует внутренний мир человека, его душевное состояние в различные периоды жизни. Портреты окружающих художника женщин написаны с любовью и нежно- стью, с тщательной прорисовкой мелких деталей; идеализируя женскую красоту, он в то же время пытается достичь мак- симально возможного внешнего сходства. Названия этих работ просты: «Валя Ти- хонова», «Портрет Ани», «Оля Щерба- кова», «Лариса», «Портрет дочери». В мужских портретах Юрий Лука- шин традиционно стремиться передать мужественность, силу духа. Это портре- ты известных людей, друзей и родных художника: «Портрет отца», «Живопи- сец В. Терещенко», «Поэт В. Казаков», «Поэт Вильям Озолин. Лист осенний», сильный и мужественный образ в авто- портрете «Некий художник». К юбилею Победы Юрием Лукаши- ным была написана работа «Не ходите к нам с войной» — небольшая группа бой- цов шагает вдаль, мы не видим их лиц, но важно другое — они широким твердым шагом идут на запад под знаменем, ове- янным порохом побед. Один из бойцов, молодой лейтенант, повернул голову, и на его лице — не ожесточение, а твердость и непримиримость к врагу. «Работа над картиной для меня — огромное наслаждение, — говорит Юрий Лукашин, — творчество — цель и смысл моей жизни. Но, воплощая в живописи идеи и мысли, я всегда ставлю перед со- бой первостепенную задачу: донести их до зрителя. Для меня это главное, ведь картина — это не набор красивых пред- метов, а средство передачи своих мыслей через художественные образы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2