Сибирские огни, №12, 2020
176 В последнее время кипучая энергия Кузьмина, кажется, пошла на спад, при этом утопическая цель, похоже, оста- лась прежней: утверждение поэтического статуса верлибра и закрепление оного в поэтическом пространстве как ведущей формы поэтического высказывания — то есть все та же попытка профессионально- го узаконивания новомодной графомании. Последним по времени подобным мероприятием было издание учебника «Поэзия» 3 , где в качестве примеров к те- оретическим разделам цитаты из класси- ки перемежались с опусами «актуальщи- ков», как бы уравнивая их в правах, ставя на одну доску — Николай Заболоцкий = Никита Сунгатов, Эдуард Багрицкий = Денис Ларионов и т. д. и т. п. И эта ху- дожественная самонадеянность еще и по- давалась как новаторство, как изюминка учебника! Об этой не к ночи будь помянутой «Поэзии» немного поговорили и законо- мерным образом благополучно и прочно забыли — но вот в 2019 году возника- ет премия «Поэзия» 4 , подведомственная стихотворцу Виталию Пуханову, когда- то писавшему неплохие стихи, но, на мой взгляд, офункционерившемуся и, судя по свежей подборке на сайте TextOnly 5 , окончательно скатившемуся до «актуаль- ного» плинтуса. Премия провозгласила своей целью перенос внимания с фигу- ры поэта (которая была ключевой для упраздненной премии «Поэт») на от- дельное стихотворение. Наблюдая уже второй год преми- альные списки «Поэзии», сложно изба- виться от впечатления, что эти красивые слова почти не имеют отношения к дей- ствительности, а истинная цель премии (первым лауреатом которой в номинации «Поэтическая критика» стал, кстати, не кто иной, как Дмитрий Кузьмин) на- ходится в совершенно в иных, гораздо менее благородных сферах, а именно: на наших глазах происходит очередной мас- штабный, хоть и, как всегда, на редкость примитивный пиар «актуального» (но до сих пор, вопреки всем усилиям, так и не актуализировавшегося для имеющего вкус, квалифицированного читателя по- эзии) верлибра. Премиальный лист «Поэзии» в 2020 году получился довольно предска- зуемым, что, однако, испанского стыда за эту награду не отменяет и не умень- шает. Кстати, на баннере премии, красу- ющемся на ее сайте 6 , изображены Ольга Седакова и Сергей Гандлевский — с эти- ми фигурами, действительно, во многом ассоциируется современная поэзия, да вот незадача — Седакова принципиаль- но отказалась от участия в этих игрищах еще в первом сезоне, да и стихотворений Гандлевского в премиальных списках за- мечено не было. Зато в изобилии мель- кают имена верлиброделов, известных разве что своим коллегам по ремеслу... А раз так, то не логичней ли поместить на баннер, например, Елену Костылеву и Станиславу Могилеву (имена легко варьируются) и быть все-таки честными в своей не заметной только слепому тен- денциозности, а не заниматься профана- цией, вынося имена реально значимых поэтов на обложку «действа», которое многие до сих пор путают с печально из- вестной стихировской премией «Поэт года»? Но нет… Опробовав в прошлом году в режиме тест-драйва всю ту же стратегию утверж- дения сомнительного междусобойчика под пышным прикрытием национальной поэтической премии и не встретив особого сопротивления, организаторы сейчас, по- хоже, запустили «лицензионную версию» на полную катушку. В прошлом сезоне в премиальной сотне было чуть больше де- сятка верлибров (один из которых и был 3 http://www.poesia.ru/book/ 4 http://poetryprize.ru 5 http://www.textonly.ru/self/?issue=51&article=39280 6 http://poetryprize.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2