Сибирские огни, №12, 2020

175 культуртрегером-полководцем. Для этого он организовал Союз молодых литерато- ров, а впоследствии — сайт «Вавилон», где начал публиковать всех подряд — то есть буквально, безо всякого идейного обоснования, смешивая стихи, например, Парщикова с неумелыми опусами своих новоявленных адептов. Как мне думает- ся, целью была легитимизация себя и сво- ей «свиты» в поэтическом пространстве, и, когда Кузьмин посчитал эту задачу выполненной, «Вавилон» закономерно повторил судьбу башни из одноименного города. Другим детищем Кузьмина стало из- дательство «АРГО-РИСК». Цели его, вероятно, были абсолютно аналогичны «вавилонским» — Кузьмин привлек мо- лодых стихотворцев, чья «новизна» в творчестве большей частью базировалась на принципиальном отказе читать пред- шественников. Так, одна поэтесса этого толка прямо сказала мне, что ей незачем читать Заболоцкого, потому что она пи- шет лучше. Правда, дальнейшая судьба ее была незавидна и стихов ее нынче не помнит уже, похоже, никто… До сих пор многие (сам был свидете- лем), слыша название этого издательства, думают, что оно связано с агрономией, но если в чем и заключался здесь издатель- ский «риск», то разве что в отделении од- них сортов околостихотворного навоза от других и использовании этой субстанции для удобрения тщеславия одного человека. «Арго» же на поверку оказалось не тайнописью для посвященных, а просто мутным, нарочито усложненным безбла- годатным и душным бормотанием в пу- стоту. Жаль только ни в чем не повинного Мандельштама, чьи слова о «ворованном воздухе» Кузьмин использовал в каче- стве эпиграфа к «аргорисковским» книж- кам — представляю, что сказал бы Осип Эмильевич, почитай он эту макулатуру, открывающуюся его словами… Главным же культуртрегерским про- изведением Кузьмина стал журнал «Воз- дух», о котором особо распространятся не буду, — предоставляю читателю самому оценить поэтический контент этого изда- ния, открыв любой его номер. Но пред- упреждаю — некоторые утверждают, что такое чтение гарантирует головную боль, тошноту, ощущение зря потраченного времени и абсолютное отсутствие «при- ращения смысла» (о котором так любит ораторствовать Кузьмин), а напротив — полное «отвращение от смысла»… Для борьбы с инакомыслящими в «Воздухе», кстати, была создана рубрика «Кто испортил воздух», хотя создается ощущение, что воздух поэзии много лет портит именно этот журнал, — и успока- ивает только то, что воздух поэзии (как предельной формы языка) способен к оперативному самоочищению… На этих трех китах — «Вавилон», «АРГО-РИСК», «Воздух» (под кры- шей теоретиков из журнала «Новое литературное обозрение») — и возник- ло ставшее поводом для данной статьи явление «актуальной поэзии». Почему предыдущая русская поэзия оказалась неактуальной — неизвестно до сих пор и никем толком не объяснено, но продви- гать себя верлибр кузьминского разлива начал агрессивно, стремясь ни много ни мало монополизировать всю изящную словесность. Сам же идеолог течения провозгласил, что поэтом будет тот, кого он лично поэтом назначит (оцените но- визну стратегии в сравнении с литератур- ной политикой «лучшего друга советских поэтов» Иосифа Сталина). Поэтическое и научное сообщество, естественно, от- реагировало на это соответствующим об- разом: журнал «Вопросы литературы» предложил оппонентам здоровую поле- мику, но в ответ получил лишь высокомер- ное фырканье и открытые оскорбления. На этом весь конструктив был исчерпан, а признаки инфантильной истеричности, свойственной культуртрегерским жестам Кузьмина, и поныне можно обнаружить в текстах его молодых соратников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2