Сибирские огни, №12, 2020
140 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ ок с боеприпасами — 8. Артогнем бронепоездов отражено атак противника — 15 (в том числе — две крупные). Дивизион за это время израсходовал 76-мм осколочно-фугасных гранат — 1 862 артвыстрела, шрапнели — 56 выстрелов. Вышли из строя три орудия на БП№663 и одно на БП№704 — сказывалась общая изношенность старых пушек, у которых «срывало» противооткатные ме- ханизмы. В результате атаки с воздуха (по данным формуляра — при обстреле вражеской артиллерией) 16 февраля дивизион потерял одну платформу ПВО, два человека погибли. Имеется отзыв о действиях «Лунинца» от командира 1159-го стрелкового полка майора Анкудинова: <...> Особо отличились [бронепоездники] в ночь с 19 на 20.2.1944 г., когда противник перешел в контратаку. Огнем бронепоезда атака была отбита, на поле боя было до 90 трупов немецких солдат и офицеров и два ручных пуле- мета… Особенно отличились в отражении контратаки: командир бронепоезда капитан Шелохов, [который] через три минуты [после начала атаки] открыл шквальный огонь по наступающей пехоте и огневым точкам противника, гвар- дии лейтенант Гамзяев — умело корректировал огонь бронепоезда и несмотря на наступающего противника который дошел до [рубежа от] НП в 50 метрах [и] частично забрасывал [его] гранатами, не ушел с НП и управлял огнем, командир отделения управления ст. сержант Рубцов Л. М. [который] умело организовал связь с пехотой и обеспечивал выполнение приказа командира полка... Восемнадцатого февраля 1944 г. личному составу дивизиона объявили Приказ Верховного Главнокомандующего № 033 от 17 февраля 1944 г. о при- своении 49-му ОДБП за успешные боевые действия по освобождению города и железнодорожного узла Шепетовка почетного наименования «Шепетовский». В начале марта БП № 704 несколько дней участвовал в отражении не- мецких контратак в районе Шепетовки, а потом поддерживал перешедшую в наступление 148-ю стрелковую дивизию, записав на свой счет не только пуле- метные точки, но и одно 105-мм орудие, после чего был выведен в ремонт вслед за ушедшим ранее БП№ 663. Двадцать первого июня, когда 49-й ОДБП готовился в составе 3-й гвар- дейской армии к наступлению на Львовском направлении, «Железнодорожник Алтая» выводится с фронта для замены окончательно изношенных орудий, а «Лунинец» 13 июля 1944 г. совместно с бронепоездами 45-го ОДБП участву- ет во взломе немецкой обороны в районе местечек Горохув, Божув, Теклувка, Терешковице. Пехота за день продвинулась вперед на пятнадцать километров, оставив бронепоезда позади: железная дорога была разрушена. В дальнейшем дивизион занимался вопросами охраны тыла и обеспечения безопасности перевозок по железной дороге на территории Западной Украины и Польши. ...30-7-44 г. был получен боевой приказ Командующего БТ и МВ 3-й гв. Армии № 041 о сосредоточении 49 ОШДБП на ж-д участке Рава-Рус- ская — Рудка с Задачей: а) прикрывать с воздуха ж-д объекты, станции снаб- жения и восстанавливающие ж-д мосты (вероятно, части. — П. О. ); б) восста- навливать разрушенное противником ж-д полотно совместно с ж-д бригадами; в) вести охрану ж-д полотна и близлежащей местности от проникновения банд к ней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2