Сибирские огни, №12, 2020
139 ПАВЕЛ ОРЛОВ СИБИРСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА. БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ Ну и вот, кстати, ответ на вопрос, почему между приказом о первом выходе на огневую позицию и открытием огня прошло аж полтора часа — притом, что бронепоезда находились в полной готовности, а расстояния исчислялись отнюдь не десятками километров: Во время боевых действий дивизиону всегда препятствовали в ведении боевых операций военные коменданты станций, которые часто продерживали бронепоезда у семафоров и вместо своевременной явки бронепоездов на огне- вые позиции бронепоезда иной раз имели опоздания. И только 9 июля личный представитель Командующего 13 Армией генерал-лейтенанта Пухова прибыл в район действия дивизиона, после чего все недостатки по обслуживанию бро- непоездов были устранены... ранее, 6 и 7 июля продерживали бронепоезда под семафорами по часу и более, а в нынешних условиях боевых действий требуется для дивизиона несколько перегонов, чтобы можно было налеты производить внезапно и сохранить бронепоезда от налетов авиации. Но не всегда дивизион имеет возможность получить подобные условия от ж.д. работников, так как коменданты ж.д. станций не считаются с действиями бронепоездов. И это старая, известная проблема, зафиксированная и у нас, и у немцев: максимальные трудности возникали при отступлении, когда особо шустрые ко- менданты станций начинали взрывать мосты и пути в тылу бронепоездов, веду- щих бой... Следующие полгода 49-й дивизион следовал в рядах наступающей 60-й ар- мии, но в непосредственных боях участия не принимал. Обычная работа в это время — отражение налетов авиации противника на железнодорожные станции и борьба с их последствиями, если атаку не удавалось сорвать. Именно при неу- дачной попытке отражения авианалета 12 октября 1943 г. в Конотопском парке железнодорожного узла Нежин была потеряна база дивизиона со всем штабным имуществом и погиб начальник штаба дивизиона капитан Данилович. В феврале 1944 г. 49-й ОДБП под командованием майора Копылова в составе Группы дивизионов бронепоездов 60-й армии 1-го Украинского фронта принял активное участие во взятии крупного железнодорожного узла — стан- ции Шепетовка. Несмотря на отмечавшиеся позже недостатки эксперимента с объединением дивизионов, выразившиеся, в частности, в затруднении маневри- рования нескольких собранных на одном участке бронепоездов, сами ОДБП в этих боях показали себя с наилучшей стороны. В начале операции 49-й ОДБП находился в непосредственном подчинении начальника артиллерии 351-й стрелковой дивизии 18-го стрелкового корпу- са — личный состав дивизиона вел разведку, готовил огневые позиции, вос- станавливал железнодорожное полотно и мост, а позже — вел огонь по про- тивнику, разрушая его укрытия, выбивая пулеметы и минометы, обеспечивая атаки нашей пехоты. Только 10—11 февраля 1944 г. в ходе подготовки атаки и во время боя за высоту 311,1 дивизион выпустил 608 снарядов, уничтожив четыре пулеметных точки и ротную минометную батарею. Овладение этой высотой имело особую важность, так как с нее просматривалась местность на 10—15 километров вокруг. Вообще за время боев совместно с 351-й стрелковой дивизией с 10 по 23 февраля 1944 г. (по данным штаба дивизии, переданным для отчета в штаб дивизиона) уничтожено: солдат и офицеров противника — до 700, пулеметных точек — 22, артиллерии разной — 12 единиц, минометных батарей — 5, повоз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2